Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Кусково Усадьба Шереметьевых.

  • 26 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 11.10.2010
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Кусково – старинная усадьба графов Шереметьевых
1.1.Шереметьевы
1.2.Развлечения в Кусково
1.3.Театр Шереметьева
Глава 2 Архитектурная симфония Кусково
2.1. Парк Кусково
2.1.Архитектурный ансамбль усадьбы
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Великолепие дворцовых интерьеров усиливалось обширными собраниями живописи, портретной и декоративной скульптуры, мебели, часов, светильников, фарфора и стекла. Гордость владельцев составляло внутреннее оформление дома: живописные плафоны, художественно исполненный паркет, мебельные ансамбли, золоченая резьба по дереву, шелковая обивка стен, мраморные камины и даже печи, облицованные цветной кафельной плиткой.
Преимущества дерева как традиционного строительного материала сближают классицизм с древнерусским зодчеством. То же впечатление создают элементы, подобные высокому подклету — так на Руси называли нижний, обычно нежилой этаж дома. Фасады поражают четкостью членений, как горизонтальных, так и вертикальных. С южной стороны дворца устроен глубокий центральный портик с 12 колоннами. Сильно выступая от основной вертикальной плоскости, он как бы приглашает гостей подняться по пологим пандусам, чтобы оказаться в дверях вестибюля, едва спустившись с подножки кареты.
Белокаменные колонны в действительности выполнены из цельной сосны. Создатель этой части здания применил необычный прием, раздвинув их по центру, для того чтобы эффектнее показать полукруглое крыльцо с 16 ступенями. Колонны завершены ионическими капителями из терракотовидной мастики Юста. Фронтон центрального портика заполнен барочной резьбой. Вычурный и динамичный растительный узор из дерева создает фон для надписи «PS», обозначающей латинские инициалы Петра Шереметева.
В окончательном варианте главный дом все же содержал некоторые барочные элементы. По воспоминаниям первых посетителей, он отличался «ритмом крупных окон и акцентировал внимание прекрасным портиком входа, а также боковыми портиками, завершенными лучковыми фронтонами».
Необычно большие детали ионического ордера придают облику дворца парково-загородный характер. Главный фасад значительно удлинен, чем заметно отличается от загородных дворцовых резиденций вблизи Петербурга.
Особенно поражает разнообразие приемов, посредством которых мастерам удалось достигнуть цельности в многообразии. Число комнат дворца не так велико (всего 26, включая совсем малые), но среди них нет двух одинаковых: различны пропорции помещений, оригинальны архитектурная композиция, декор, цветовая гамма и предметы убранства.
Вместе с тем в парадных залах имеются элементы и детали оформления, которые придают им определенное единство: невысокие панели, характер декора оконных и дверных проемов, а также карнизы с модильонами (от франц. modillon) — архитектурными деталями типа кронштейна, поддерживающими выносную плиту венчающего карниза. При обходе парадных комнат выявляются общие стилевые мотивы, предполагавшие постепенное ознакомление с удивительным разнообразием интерьера.
Орнамент боковых портиков выдержан в классическом стиле. Края парапетов украшают статуи со львиными туловищами и женскими головами. Первые сфинксы были вырезаны из дерева, но в 1957 году их место заняли цементные копии, созданные по сохранившимся оригиналам.
Подобно тому, как дворец является центром системы ансамблей, его разнохарактерные интерьеры соединены в целостный комплекс. Планировка проводилась с учетом парковых видов, которые, словно картины, рассматривались как элементы убранства.
Большая Каменная оранжерея (1761-1783 гг.)- уникальное сооружение, в котором выращивались экзотические растения и фрукты, устраивались обеды - была построена по проекту Ф.С.Аргунова в стиле барокко. Большой центральный павильон соединен легкими застекленными галереями с меньшими боковыми павильонами. В центре двустветной части центрального павильона устроен воксал (зал для концертов и танцев). Для музыкантов был отведен внутренний балкон.
Самым старым парковым сооружением Кускова является Голландский домик, возводившийся в 1749-1751 годах. Его красно-кирпичный фасад эффектно отражается в водах небольшого прудика. В оформлении интерьера использованы голландские изразцы начала XVIII века самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшенный по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, рисовавшими домашний быт.
На другой стороне сада, против грота и итальянского дома, возвышалось двухэтажное здание в мавританском вкусе, под названием Эрмитажа. Этот — один из совершенных парковых павильонов русской архитектуры (1765-1767, при участии К. И. Бланка) — предназначался для приема гостей без присутствия слуг, то есть для интимных и секретных встреч. Построен в стиле барокко. В этом здании из нижнего этажа в верхний была машина, поднимавшая на стол 16 кувертов; низ здания был занят тремя буфетами: здесь сервировали стол и приборы, и каждый отдельно поднимался наверх. Здесь был также подъемный диван, поднимавшийся наверх вместе о гостями.
Монументальная беседка Грот считается самым необычным местом в пейзажном парке Кускова. Построенный по проекту Ф. С. Аргунова павильон в барочном стиле задумывался как символ слияния воды и камня Архитектор расположил его на западном берегу фигурного пруда, приблизив внешние формы и декор к образу подводного царства.
Парковые павильоны, подобные Гроту были весьма популярны в русских парках Екатерининской эпохи. К сожалению, ни один из них не прошел испытания Отечественной войной 1812 года. После отступления французской армии уцелел только кусковский Грот, где полностью сохранились уникальные интерьеры.
Своеобразного вида павильон занимает господствующее положение во всей восточной части усадьбы. Его архитектура изумляет красочностью и динамизмом. Нарочито тяжеловесные формы здания, состоящего из трех похожих частей, дополнены большим количеством колонн. Увеличенный объем в центре перекрыт высоким куполом со световым фонарем. Более низкие боковые части сооружения симметричны друг другу.
В старину наружные поверхности Грота сияли красно-белой окраской. Движение форм начиналось с ломаной линии фасадов, усиливаясь обилием архивольтов, рустов, карнизов и фронтонов со сложной резьбой. Итальянское слово archivolto означает обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Рустика пришла в российское зодчество из Средневековья, когда стены сооружений облицовывались рустами — камнями с грубоколотой лицевой поверхностью. В архитектуре барокко этот прием воплощался посредством имитации рельефной кладки.
Динамика цвета выражалась в мерцании лазури стен и купола. Ребра перекрытия были сделаны из белого луженого железа и олицетворяли струи воды. Павильон возвышался на стилобате трехступенчатом подножии, плавные линии которого «омывали» здание со всех сторон. Такой способ использовался древнегреческими зодчими, когда появлялась необходимость подчеркнуть близость храма к водным стихиям. Расчлененные кругами и крупными квадрами муфт колонны придавали зданию визуальную неустойчивость.
Для сходства с Нептуновым царством внутренние стены беседки украсили раковинами, лепниной в виде водорослей и камнями, доставленными с берегов Средиземного моря. Отделанный штукатуркой потолок покрывали росписи под мрамор. Круглый купол центрального зала венчала деталь, по форме напоминавшая фонтан. Изнутри Грот являл собой анфиладу из трех комнат. Размещенный под куполом большой главный зал символизировал величавую и равнодушную природу. Резные стволы колонн поддерживали карнизы и парапеты с мощными раскреповками (выступами участка над колонной), в то же время, способствуя пластическому обогащению интерьера. Окна и застекленные двери помещения затенены листвой и затейливым узором кованой решетки. Сквозь люкарны купола и окна фонаря просачивались солнечные лучи, покрывая стены таинственной серебристой дымкой. Круглый оконный проем под названием «люкарна» на французский манер украшался лепными обрамлениями либо наличниками, поскольку имел чисто декоративное значение.
Итальянский домик построен под руководством Ю.И.Кологривова в 1754-1755 гг.Церковь Спаса Всемилостивого (1737-1742 гг.). Колокольня (1792-1793 гг., по проекту арх. А.Миронова и Г.Дикушина.
В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики.Сегодня это один из крупнейших в мире обладателей специализированной коллекции керамики истекла различных стран от античности до современности.
Таким образом, в усадьбе Кусково переплелись и сплавились воедино русские народные традиции, дворянские культурно-нравственные устои и новаторские тенденции петровского века и екатерининского царствования. Кусково существовало в неразрывности ее «природного» и «культурного» компонентов.
Заключение
Усадьба Кусково - уникальный памятник художественной культуры XVIII в. - расположена в Москве. Роскошная летняя резиденция графов Шереметьевых, устроенная с "бесчисленным множеством отрад и приятностей", предназначалась для пышных приемов гостей, многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. Готовое имение вызывало восторг и удивление современников. Шереметьев добился желаемого и, «не слишком поиздержавшись», воздвигнул колоссальный дворцовый комплекс, где проводились столь же грандиозные торжества. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, среди которых Дворец, Грот, Большая Каменная Оранжерея, старинная церковь и др. Достопримечательностью усадьбы является прекрасно сохранившийся до наших дней французский регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и оригинальными павильонами. В Кусково слились воедино традиции нового стиля – классицизма и старого, характерного для начала и середины XYIII века - барокко.
Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы - Шереметевых.
Великолепие архитектурных памятников, подлинных интерьеров, парка и уникальной коллекции керамики и стекла позволяют посетителям получить незабываемые впечатления, погрузиться в мир старинной русской усадьбы.
Список литературы:
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1.- Спб.: Кольна, 1995.
Долгих Е. В. Русское стекло XVIII века : собрание Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково" XVIII века . - М. : Искусство, 1985.
Жукова О.Г. Музеи и усадьбы Москвы. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007.
Евангулова О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. - М.: Прогресс-традиция, 2003.
Кусково. - М. : Изобразительное искусство, 1956.
Кусково. Останкино. Архангельское. – М.: Искусство, 1976.
Кусково и Останкино. - Москва : Вече, 2004.
Муравьева Т. В. Венок московских усадеб - Москва : Вече, 2009.
Молева Н. Усадьбы Москвы . – М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1988.
Турчин B.C. Усадьба и судьба классицизма в России Русская усадьба. Сб. ОИРУ. Вып. 1.-М., 1994.
Шишко А. В. Кусково. - М. : Московский рабочий, 1955.


Цит. По: Кусково. Останкино. Архангельское. – М.: Искусство, 1976. – С.53.
Цит. По: Кусково. Останкино. Архангельское. – М.: Искусство, 1976. – С.56.
Муравьева Т. В. Венок московских усадеб - Москва : Вече, 2009. – С.127.
Цит. По: Молева Н. Усадьбы Москвы . – М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1988. – С.152.
Цит. По: Жукова О.Г. Музеи и усадьбы Москвы. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – С.211.
Там же, С.213.
Цит. По: Шишко А. В. Кусково. - М. : Московский рабочий, 1955. – С. 34.
Цит.по: Кусково и Останкино. - Москва : Вече, 2004. - .31.

Кусково и Останкино. - Москва : Вече, 2004.- С.78.
Цит.по: Кусково и Останкино. - Москва : Вече, 2004.- С.50.
Цит.по: Муравьева Т. В. Венок московских усадеб - Москва : Вече, 2009. – С.178.
Турчин B.C. Усадьба и судьба классицизма в России Русская усадьба. Сб. ОИРУ. Вып. 1.-М., 1994. – С.152.
Цит.по: Евангулова О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. - М.: Прогресс-традиция, 2003.- С.321.












26

Список литературы:
1.Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1.- Спб.: Кольна, 1995.
2.Долгих Е. В. Русское стекло XVIII века : собрание Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково" XVIII века . - М. : Искусство, 1985.
3.Жукова О.Г. Музеи и усадьбы Москвы. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007.
4.Евангулова О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. - М.: Прогресс-традиция, 2003.
5.Кусково. - М. : Изобразительное искусство, 1956.
6.Кусково. Останкино. Архангельское. – М.: Искусство, 1976.
7.Кусково и Останкино. - Москва : Вече, 2004.
8.Муравьева Т. В. Венок московских усадеб - Москва : Вече, 2009.
9.Молева Н. Усадьбы Москвы . – М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1988.
10.Турчин B.C. Усадьба и судьба классицизма в России Русская усадьба. Сб. ОИРУ. Вып. 1.-М., 1994.
11.Шишко А. В. Кусково. - М. : Московский рабочий, 1955.


Мой любимый уголок. - усадьба Кусково

МОСКВА, ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА — ЛАБОРАТОРИЯ№. 799

РЕФЕРАТ по

МОСКВОВЕДЕНИЮ

Тема: "Мой любимый уголок. - усадьба Кусково"

Ученика Кудашева Алексея

9 &';В&'; класс

Советник

 

 

Москва. 1998

План.

1.Введение.

2.История Шереметьевской усадьбы.

3.Кусковский дворец.

4.Разбивка регулярного парка.

1. Итальянский дом.

2. Грот.

3. Голландский дом.

4. Эрмитаж.

5. Теплицы.

5.Строительство церкви.

6.Вывод.

 

1.Введение.

Кусково было великолепным поместьем, родовой вотчиной графов Шереметевых. Этот уголок восемнадцатого века я полюбил с детства и часто посещал. Тихо шумящий лес успокаивает, а пруд и дворец, объединенные общей гармонии, дает эстетическое удовольствие. Кроме того, Парк Кусково находится недалеко от моего дома и в транспортном отношении легко доступен, хорошо знакомым. Именно поэтому я и взял эту тему.

Кусково - одна из жемчужин русской культуры 18-го века. Раз появился, как подмосковная усадьба богатых крепостника России, она превратилась в музей. Резная и золоченая мебель стоит старая наборном паркете там, где ее расставили 200 и более лет назад; картины и гобелены старых мастеров развешаны на стенах в полном соответствии со вкусами и правилами древности; скульптура 18 века украшает те же зоны, как и раньше. Архитектура, живопись, скульптура и декоративные искусства, связанные прочными, освященными узами времени, образуют в усадьбе Кусково сложные и слаженные ансамбли. Одним словом, усадьба является выдающимся памятником Екатерининских времен.

В Кусковском дворце богатая коллекция произведений живописи, насчитывающая более сотни произведений, портретная галерея и собрание натюрмортов 18 века. Сокровища искусства в ансамбле Кусково - от парков и дворцовых построек до мельчайших произведений прикладного искусства-созданы художниками и архитекторами, декораторами и мастерами музыкальных инструментов, мебельщиками, ткачами, лепщиками из самых крепостных людей, отпустить на волю просил П. Б. Шереметев, но сам никогда не сделал.

Узнать стоимость работы