Церковь Вознесения в Коломенском

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Культурология
  • 1313 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 29.11.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Церковь Вознесения в Коломенском
Фрагмент для ознакомления

Посреди храма на престоле восседала Богоматерь, а откуда-то сверху слышался голос, говоривший: «Есть в Коломенском большая черная икона, её нужно взять, сделать красной (В данном случае слово «красный» употреблено в его старинном значении: «красивый», «светлый»), пусть молятся». Крестьянка отправилась в Коломенское и, увидев церковь Вознесения, узнала храм из своего сна. Она рассказала о бывшем ей видении настоятелю церкви, отцу Николаю Лихачеву, и они вместе стали искать икону. И вот в подклете обнаружилась большая темная доска. Когда доску промыли от пыли, показался образ Богоматери, восседающей на троне, с царским венцом на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Богоматери – отрок Христос, прикасающийся левой рукой к державе.
Предположительно, икона была спрятана в подклете церкви Вознесения во время нашествия Наполеона в 1812 году.
Обретение иконы произошло 2/15 марта 1917 года – в день, когда Николай II отрёкся от престола. Слух о чудесном обретении иконы распространился по всей стране. В то переломное время икону Богоматери Державной стали воспринимать как покровительницу России. До 1929 года икона хранилась в Коломенском, в церкви Святого Георгия. Затем её передали в Государственный Исторический музей, а в 1989 году, по случаю празднования тысячелетия Крещения Руси, - в издательский отдел Московской Патриархии. В 1990 году икона была возвращена в Коломенское и сейчас находится в церкви Казанской Богоматери.
В 1923 году церковь Вознесения перестала быть действующей, и в ней разместилась первая экспозиция музея «Коломенское».
О результатах исследования церкви П.Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В.Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б.Н. Засыпкина и И.В. Рыльского, в 1941 г. защитил диссертацию, посвященную монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н.А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).
Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970 – 80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н.Н. Свешников, с ним работали: А.Г. Кудрявцев в 1975 – 80 гг. и в 1974 – 82 гг. – С.А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983 – 90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.
При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI в. по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое. Во время исследования 1986 – 1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до XVIII века.
В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л.А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986 – 1997-е годы архитектором С.А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б.Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако, это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.
Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано. Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б.Н. Засыпкина в 1914 – 1916 годы и архитектора С.А. Гаврилова в 1970 – 1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом.
Слайд № 7
По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003 – 2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О. Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001 – 2007 годы полностью закрыта… Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.
Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней «реставрации» в 2002 – 2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.
Слайд № 8
Как выдающееся произведение не только русской, но и мировой архитектуры, в 1994 году церковь Вознесения была включена в Список Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Была вновь освящена 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.
Слайд № 9

Библиография
Алдонина Р.П. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003. – 48 с.: ил.
Муравьёва Т.В. Венок Московских усадеб. – М.: Вече, 2009. – 336 с.: ил.
Халхатов Р.А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. – Смоленск: Русич, 2008. – 416 с.: ил.
Интернет ресурсы
http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.1/st020.html
http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm











13

Библиография
1.Алдонина Р.П. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003. – 48 с.: ил.
2.Муравьёва Т.В. Венок Московских усадеб. – М.: Вече, 2009. – 336 с.: ил.
3.Халхатов Р.А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. – Смоленск: Русич, 2008. – 416 с.: ил.
Интернет ресурсы
http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.1/st020.html
http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm

Вопрос-ответ:

Как называется церковь, о которой идет речь в статье?

Церковь называется Вознесения в Коломенском.

Кто восседал на престоле в церкви Вознесения в Коломенском?

На престоле в церкви Вознесения в Коломенском восседала Богоматерь.

Что слышалось из верхней части церкви Вознесения в Коломенском?

Из верхней части церкви слышался голос, говоривший о большой черной иконе, которую нужно взять и сделать "красной" в старинном значении слова - красивой и светлой.

Кто отправился в Коломенское и что она увидела?

Крестьянка отправилась в Коломенское и увидела церковь Вознесения. Она узнала храм из своего сна.

О ком рассказала крестьянка настоятелю церкви?

Она рассказала настоятелю церкви отцу Н. о видении, которое у нее было, где голос говорил о черной иконе, которую нужно сделать "красной".

Какой храм изображен на иконе Вознесения в Коломенском?

На иконе Вознесения в Коломенском изображен храм Вознесения Господня.

Какие слова были сказаны в голосе, который слышался в храме Вознесения в Коломенском?

В голосе, который слышался в храме Вознесения в Коломенском, говорили: "Есть в Коломенском большая черная икона, её нужно взять и сделать красной". В данном случае слово "красный" используется в его старинном значении "красивый, светлый".

Кто узнал храм Вознесения в Коломенском из своего сна?

Крестьянка узнала храм Вознесения в Коломенском из своего сна.