Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Керамика Врубеля.

  • 26 страниц
  • 6 источников
  • Добавлена 01.09.2011
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ АБРАМЦЕВСКОГО КРУЖКА В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К КЕРАМИКЕ У ВРУБЕЛЯ
ГЛАВА 2. ДЕКОРАТИВНЫЕ МАЙОЛИКОВЫЕ ПАННО КАМИНОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ВРУБЕЛЯ
ГЛАВА 3. СКУЛЬПТУРНАЯ И ПОСУДНАЯ КЕРАМИКА М.А. ВРУБЕЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Ярким примером творческого метода М.А.Врубеля и использованных им декоративных приемов может служить ваза с двумя рельефными изображениями женских голов (на лицевой части ручек), известная как ваза «Сирены» (Илл. 8).
Овальная форма вазы напоминает древнерусскую утицу, все тело вазы декорирует рельефный орнамент. Сказочные женские головы вырастают из самого пластического объема сосуда. Орнаментально решенные массы головных уборов обрамляют условно трактованные лица сказочных существ. Целостное, гармоничное звучание декоративно- пластического объема вазы дополняется его живописным строем. Цветные глазури свободно растекаются по форме, подчеркивают плавные линии объема. Металлические отблески восстановительных глазурей сообщают декоративному решению большую эмоциональную выразительность.


Илл. 8. М.А. Врубель. Ваза «Сирены»

Близкая по стилистическим особенностям к вазе «Сирены» овальная ваза с орнаментом также решена в русле древнерусских традиций посудных форм (1890-е гг. Музей керамики и «Усадьба Кусково») . Плавность и округлость линий посудной формы подчеркивается стилизованным растительным орнаментом, покрывающим весь лицевой объем вазы. Темно-фиолетовая роспись переливается перламутром, золотистым металлическим блеском. Живописно-декоративное насыщенное цветовое решение по- новому трактует, преображает традиционную форму.
Полихромные керамические вазы и орнаментальные блюда М.А.Врубеля, мерцающие многокрасочными поливами, больше рассчитанные на визуальное восприятие, нежели на утилитарное использование, предназначались для декоративного оформления интерьера.
Один из любимых мотивов М.А.Врубеля - поэтизированные женские образы; тема вечной женственности нашла свое звучание и в его керамическом творчестве. Помимо сказочно-мифологических образов «Волховы», «Купавы» и «Весны», входящих в майоликовые сюиты «Садко» и «Снегурочка», М.А.Врубель создает отдельные станковые скульптурные образы «Египтянки» и «Девушки в венке». В отличие от обобщенных женских образов модерна, занимающих в иконографии стиля ведущее место, врубелевские скульптуры самобытны, и обладают сложным, индивидуальным характером.
В «Египтянке» (Илл. 9) М.А.Врубель демонстрирует три различных способа решения декоративно-пластического объема.

Илл. 9. М.А. Врубель. Египтянка.

Доведенная до графического рисунка черточками и бороздками декорировка пластического объема головы и мелкий, детально вылепленный объем заплетенных в косички волос обрамляют гладкую, цельную форму лица с тонко прорисованными бровями. Одновременно монолитно решенный объем головы погружается в безудержное движение пластической массы шарфа, спадающего, на цельно вылепленные плечи и грудь.
Важную роль в формировании многозначного образно-пластического скульптурного целого «Египтянки» играет ее колористическое решение. Известно достаточно большое количество экземпляров «Египтянки» с различными вариантами цветовой гаммы и разнообразными способами глазурования поверхности черепка, варьирующихся от полихромных и монохромных росписей майоликовой глазурью до использования глазурей восстановительного огня и смешанных техник.
«Девушка в венке» (Илл. 10) по своему поэтическому настрою близка образам «Египтянки» и «Весны».

Илл. 10. М.А. Врубель. Девушка в венке.

В тоже время эта скульптура - самостоятельное психологически разработанное, обогащенное реалистическими портретными чертами Н.И.Забелы-Врубель, произведение. В сравнении с «Египтянкой» лепка скульптурно-пластических объемов «Девушки в венке» носит более живописный характер. Как и все другие майоликовые скульптуры М.А.Врубеля, это произведение имеет несколько вариантов колористического решения.
«Египтянка» и «Девушка в венке» являются по своему жанру станковыми скульптурами. Также как и другая скульптура Врубеля они рассчитаны на определенное средовое пространство. Живописно- декоративный строй этих работ позволял создавать в интерьере яркие, эмоционально насыщенные смысловые акценты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Декоративно-пластический приём уподоблений, применяемый Врубелем в майолике (когда живые природные или человеческие формы трактуются как кристаллические каменные массы и, наоборот, неживая природа и растительные мотивы уподобляются частям человеческого тела, вливаясь в скульптурно-пластические объёмы, продолжая строить природные формы) определяет общность художественно-выразительного языка М.А.Врубеля с пластической системой модерна. Влияние театра и музыки на декоративно-прикладное и монументальное творчество художника тоже отвечает устремлениям модерна к синтезу искусств, театрализации жизни.
Однако наряду с общими стилистическими, пластическими и эстетическими чертами нового стиля в майоликовых произведениях М.А.Врубеля ясно прослеживается индивидуальность его творческого метода. В основе последнего заложено взаимодействие реального изображения натуры и декоративного, фантастичного ее преображения, органично связанного с философско-эстетическими взглядами художника.
Имея в виду влияние на творчество М.А.Врубеля современной ему русской художественной культуры, а также индивидуальных музыкально- театральных, архитектурных и литературных предпочтений, можно выделить три основных особенности творческого метода художника:
1) философская направленность творческой мысли М.А.Врубеля, проявляющаяся в выборе многозначных образов из мифологии и художественной литературы, обладающих сильным духовным потенциалом;
2) музыкально-поэтический характер творческого метода, проявляющийся в гармонии композиции и ритмическом строе пластических скульптурных объёмов;
3) световая и цветовая насыщенность живописного декора, наиболее ярко проявляющаяся в полихромной майоликовой скульптуре и декоративных вазах художника.
Майолики М.А.Врубеля продемонстрировали зарождение новой пластической культуры в русском искусстве; они обрели способность производить в интерьере необычайный эмоциональный и декоративный эффект, который рождается благодаря переливам глазурей, насыщенному цвету, текучей пластике форм, обогащавшейся кристаллическими трактованными частями фигур.
Многогранный, самобытный талант М.А.Врубеля давал мощный творческий потенциал для художественной деятельности абрамцевского кружка, особенно в области искусства керамики.
Художник создал собственный декоративный стиль, проявившийся в разной степени во всех направлениях его творчества. Что же касается прикладного искусства, и особенно художественной керамики, то М.А.Врубель выступил здесь одним из ведущих творцов национально- романтического направления модерна.
Уникальное свойство природы творчества абрамцевских художников, наиболее ярко и своеобразно отразившееся в искусстве керамики М.А.Врубеля, заключается в том, что в работах мастеров Абрамцева художественный синтез проявляется не только в форме взаимодействия различных видов искусств, участвующих в создании особой жизненной среды, но также в скрытом взаимовлиянии, взаимопроникновении художественных языков и средств выразительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арзуманова О.И., Любатович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерии экологии. - М.: Жираф, 2000.
Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л: Искусство, 1976.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910): Выст. майоликовых работ и театр, эскизов (К столетию со дня рождения) / Вступ. ст. С.А.Онуфриевой. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957.
Невский, В.А. Абрамцевская керамическая мастерская. Майолика М.А.Врубеля // Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские: [Сб.ст.]. - Л.: Художник РСФСР, 1988.-С. 182.
Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь.- М.: Искусство, 2003.
Салтыков А.Б. Избранные труды. - М.: Сов.художник, 1962.

Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л: Искусство, 1976, с.253.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910): Выст. майоликовых работ и театр, эскизов ( К столетию со дня рождения) / Вступ. ст. С.А.Онуфриевой. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957.
Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л: Искусство, 1976, с.128.
Невский, В.А. Абрамцевская керамическая мастерская. Майолика М.А.Врубеля // Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские: [Сб.ст.]. - Л.: Художник РСФСР, 1988.-С. 182.
Арзуманова О.И., Любатович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерии экологии. - М.: Жираф, 2000, с. 188-191.
Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л: Искусство, 1976, с.261.
Салтыков А.Б. Избранные труды. -М.: Сов.художник, 1962, с. 619, 621.












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арзуманова О.И., Любатович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерии экологии. - М.: Жираф, 2000.
2.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л: Искусство, 1976.
3.Михаил Александрович Врубель (1856-1910): Выст. майоликовых работ и театр, эскизов (К столетию со дня рождения) / Вступ. ст. С.А.Онуфриевой. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957.
4.Невский, В.А. Абрамцевская керамическая мастерская. Майолика М.А.Врубеля // Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские: [Сб.ст.]. - Л.: Художник РСФСР, 1988.-С. 182.
5.Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь.- М.: Искусство, 2003.
6.Салтыков А.Б. Избранные труды. - М.: Сов.художник, 1962.

Керамический М. А. Врубеля

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственного бюджетного образовательного

высшего образования

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Кафедра искусств и ремесел








Контроль работы

Керамика Врубеля


студент 1 курса магистратуры, института

.62 «Декоративно-прикладное искусство»

Петрова Маргарита Анатольевна

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения, доцент

Ю. Господин Белов,


Санкт-Петербург

2014

Введение

Михаил Александрович Врубель - один из крупнейших художников из-за рубежа XIX-XX веков прославился как художник, однако его талант проявился и в других областях искусства.

Врубель владел редким талантом декоратора, график, скульптор, художник резко и керамистом. Эта диссертация посвящена керамики Михаила Александровича Врубеля. Майоликовые работы этого мастера, особенно важных и интересных.

Цель работы:

·для изучения творческого художника;

·определить характерные черты

·, чтобы изучить работы художника М. А. Врубеля.

Задачи: на примере творчества выдающегося художника М. А. Врубеля, чтобы создать свой собственный эскиз декоративной скульптуры.

творческая жизнь Михаила Александровича началась в Киеве, где он еще будучи студентом Академии художеств, которую он не окончил, работал роспись Кирилловской церкви. После четырех лет Врубель переезжает в Москву, там, « ...где были истоки нового периода в истории русской художественной культуры конца XIX-начала XX века. Его творческая жизнь в Москве влилась в новое произведение искусства, времени, и укрепила и расширила и углубила само русло нового искусства».

В начале своей жизни в Москве, Михаил Александрович подпадает под патронажем большой промышленник и " Савва Мамонтов. Имение Саввы Мамонтова, была одним из самых важных центров искусства в России конца19 - начала 20 века. На территории усадьбы находились мастерские, в которых всегда можно было сделать. Здесь собирались молодые и известные художники и писатели давно, ищут новые пути в искусстве. С этого имения-семинар и связана большая часть творчества художника.

Узнать стоимость работы