Методы групповой социальной работы с неблагополучными семьями на базе МОУ СОШ №95

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 6161 страница
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 10.02.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение……………………………………………………………3
Раздел I. Сущность феномена «неблагополучие» и понятия «неблагополучная семья»………………………………6
Раздел II. Статистические данные количества неблагополуч-
ных семей в Российской Федерации………………17
Раздел III. Причины и последствия семейного неблагопо-
лучия…………………………………………………..22
Раздел IV. Методы групповой социальной работы……………26
Раздел V. Экспериментальная проверка эффективности использования методов групповой социальной работы на базе МОУ СОШ №95…………………...31
Заключение…………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………..43
Приложения………………………………………………………….47

Фрагмент для ознакомления

Программа была апробирована на базе МОУ СОШ № 95 и показала, что в ходе ее реализации улучшилась успеваемость и снизилось число прогулов у детей «группы риска», стоящих на внутришкольном учете, а так же в ходе работы с родителями часть их проявила заинтересованность в школьной и общественной жизни своих детей.
Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия у части семей, а так же повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем, что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу: методы групповой социальной работы эффективно используются в работе с неблагополучными семьями.

















Список литературы
Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений/ Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. – М., 1987. – 198с
Антонов, А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур процессов): Учебн. Пособие для вузов /А. И. Антонов. – М.: Издательский Дом “Nota Bene”, 1998. – 360ч.
Беличева, С. А. Основы превинтивной психологии/ С. А. Беличева. М.: ИМФРА - М, 2002. – 368с.
Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара / М. А. Буянов. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003. – 448с.
Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб: Петрополис, , 2001. – 368с
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Василькова. – М.: Просвещение, 2001. – 450с.
Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н. Ф. Дивицина. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 448с.
Дубрович, А.Б. Кто в семье психотерапевт? / А. Б. Дубрович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480с.
Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2001. – 352с.
Гаспарян, Ю. А. Семья на порогу XXIвека: Социологические проблемы / Под ред. К. Н. Хабибуллина / Ю. А. Гаспарян. – СПб.: Петрополис, 1999. – 308с.
Гончарова Т., Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002. № 6
Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы) / И. В. Макаренкова, А. В. Мисько. – М.: Просвещениие, 2004. – 496с.
Макеев, Г. А. Семейная жизнь и дети / Г. А. Макеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 512c.
Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М.: Просвещение, 2003. – 448с.
Методика и опыт работы социального педагога. М.: Просвещение, 2001. – 512с.
Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Наука, 2005. – 496с.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина / А. В. Мудрик. - 5-е изд., доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Н. Пезешкиан. - СПб: Питер, 2001. – 480с.
Разумихина, Г. П. Мир семьи / Г. П. Разумихина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 232с.
Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. СПб: Питер, 2000. – 368с.
Социальная педагогика:Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. – 496с.
Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
Столин, В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4.
Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240с.
Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2000 – 400с.
Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В. М. Целуйко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 256с.
Радугин, А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доролн. / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. – 224с.
Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / М. В. Шакурова. – М.: Просвещение, 2002. – 480с.
Шевандрин, Н.И., Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. – Москва, 1995. – 360с.
Шеффер, Ч. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шеффер, Л. Керри. - Спб: Питер, 2000. – 368с.
Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Просвещение, 1969. – 480с.
Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / А. Г. Шмелев. - Ростов – на Дону: Феникс 1996. – 232с.
Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. - М.: ТЕИС, 2000. – 501с.
Шульга, Т.И.Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. - М.: Издательство «Дело и сервис», 1999. – 512с.
Юнда, И. Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни / И. Ф. Юнда, Л. И. Юнда. – Киев, 1990. – 214с.
Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. Н. Никольская. – СПб.: Питер, 2003. – 368с.
Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - СПб: Питер, 1999. – 448с.
Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий - Л., 1990. – 448с.
Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского . М.: Наука, 1994. – 480с.











Приложение 1.
«Рисунок семьи»
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги, ручку, карандаш, ластик.
Инструкция 1 к тесту: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. Время выполнения теста – 15 – 30 минут.
Применение теста предполагает использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:
Инструкция 2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
Инструкция 3. «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем) Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Что они делают? Кто это придумал?
3. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
При опросе мы должны выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).
Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по таблице 1.:
Таблица 1.
Обработка теста «Рисунок семьи»

п/п Выделяемые признаки
Отметки о наличии признаков 1. Общий размер рисунка (его площадь)

2. Количество членов семьи


3.
Соответствующие размеры членов семьи мать отец сестра брат дедушка и т.д. 4. Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо предметов между ними 5. Наличие животных


6.
О виде изображения: схематическое изображение реалистическое изображение эстетическое изображение в интерьере, на фоне пейзажа метафорическое изображение в движении, действии 7.

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3…) Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3…)
Приложение 2.
Проект
«Неблагополучные семьи»
 Проект разработан и выполняется социальным педагогом МОУ СОШ №95 Бабенко С. М. при поддержке администрации ОУ.
Цель проекта: создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей в микрорайоне школы; укрепление института семьи. Задачи: - создание в школе микрогрупп специалистов, инициирующих привлечение родителей к работе с неблагополучными семьями; - проведение на базе школы семинаров с участием специалистов, родителей, детей-волонтеров для формирования их авторской позиции; - оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы; - оказание консультативной помощи специалистами, родителями-добровольцами; - вовлечение родителей во внеурочную деятельность;
На базе школы организуются семинары для обучения родительского актива работе с неблагополучными семьями, микрогруппы волонтеров окажут в ходе проекта помощь неблагополучным семьям по возвращению детей в семью и школу, преодолению нарко- и токсикозависимости, алкоголизма родителей и детей; разрешению семейных конфликтов; созданию детям безопасных условий проживания в семье; включению детей с криминальной направленностью в социально-реабилитационные программы, в зависимости от потребностей семей. В ходе реализации этой деятельности организатор проекта планирует проведение консультаций для микрогрупп волонтеров.
Продолжительность реализации проекта – 2 года.
Степень реализации проекта
Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны школы. В настоящее время реализация проекта находится на первой организационной стадии. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании. Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса, и коррекция межличностных отношений.
Организационная – организация семейного досуга.
Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.
 Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий:
ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
определение причин неблагополучия семьи;
осуществление информационной помощи семье;
организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
 В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:
изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью,
первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи,
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни,
знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводы.
изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций,
изучение личностных особенностей членов семьи,
составление карты семьи,
координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями,
составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком),
выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
 Стратегия и механизм достижения поставленных целей
В рамках проекта  будут реализованы новые виды услуг по профилактике детской безнадзорнрости, подростковой преступности и социального сиротства: подготовка межведомственной группы партнеров, занимающихся этой проблематикой в микрорайоне школы; сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое); взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми; возникшего в школе нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска – детско-родительского волонтерства.
В школе накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ПДН при РОВД Приволжского района, Прокуратура, КДН при Приволжской районной администрации.
Для работы по реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами, кроме психолога. Задача администрации: в ближайшее время создать психологическую службу в школе. Определена группа специалистов, состоящая из социальных педагогов, классных руководителей, родительского комитета, попечительского совета школы. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальными педагогами.

Рабочий план реализации проекта.
№ Наименование мероприятий Сроки выполнения Ответственные 1. Диагностика, выявление небла-гополучных семей. Сентябрь, по не-обходимости в теч. года Классные руководители Социальные педагоги 2. Составление карты неблаго-получных семей. Сентябрь, октябрь Классные руководители Социальные педагоги 3. Индивидуальная работа: посе-щение, составление акта. Постоянно Классные руководители Социальные педагоги 4. Индивидуальное консуль-тирование родителей и детей из неблагополучных семей. Постоянно Классные руководители Социальные педагоги 5. Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:
-вредные привычки детей и родителей;
-совместное проведение сво-бодного времени;
-личный пример родителей;
-профилактика правонару-шений.
   
1 раз в четверть Классные руководители Социальные педагоги 6. Совместная работа по реабилитации неблагопо-лучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Приволжского района.
-рейды по неблагополучным семьям;
- вызов на КДН;
-обращение в Прокуратуру;
- помощь социальной службы;
-помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь. Постоянно Классные руководители Социальные педагоги 7. Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:
-анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;
-тренинги для родителей, направленные на преодоление
асоциальных явлений в семье;
-тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. Постоянно Социальные педагоги, психолог 8. Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей. Постоянно Психолог 9. Подготовка волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями. Постоянно Психолог 10. Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. Постоянно Классные руководители 11. Участие в процедуре лишение родительских прав. По необходи-мости Социальные педагоги Конкретные результаты.
Проект находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 2008 году началась подготовка волонтеров из числа учащихся 8 – 9 классов. В мае 2008 года эта команда и программа подготовки волонтеров заняла 3 место в Городском конкурсе волонтерских команд «Выбор за тобой». В 2008 году действовал родительский всеобуч, который охватил 60 % родителей. Занятия проводили различные специалисты: сотрудники ПДН, ЦРБ, социальный педагог. Планируется создание команды волонтеров из числа родителей для воздействия на неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с КДН и ПДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.
Механизм оценки результатов.
Проект оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в работу ШПД, учреждений дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты проекта оценивает администрация ОУ.
Перспективы дальнейшего развития.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается. Финансирование за счет собственных средств.















Приложение 3.
Алгоритм работы с неблагополучными семьями
На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан данный алгоритм.
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
Органы социальной защиты населения;
Отдел образования;
Органы внутренних дел;
Здравоохранения;
Отдел по молодежной политики;
Служба занятости населения;
Сельская администрация;
РКДН.
2.ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
Классные руководители;
Воспитатели д/с;
Педагоги школы;
Врачи;
Участковый инспектор;
Жители поселка;
Родственники;
Соседи;
Друзья.


3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
Документы социально-медицинского патронажа;
Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
Материалы психодиагностики;
Результаты рейдов;
Жалобы и заявления граждан;
Материалы о правонарушениях;
Преступления несовершеннолетних.
4.ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение родительских прав;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
5.БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.
1.Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)
3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований, общих принципов подхода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают)
6.ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
Социальный педагог обязан поощрять успехи.
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте им оценку.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее.
Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей.
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

7.НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
№ Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей. 1 Диагностика семейного неблагополучия. наблюдения специалистов;
анкетирование детей и родителей;
опросники;
тесты;
интервью узких специалистов;
мини-консилиумы;
тренинги;
анализ документов;
анализ продуктов детского творчества;
анализ документации паспортно-визовой службы;
сбор списков неблагополучных семей;
составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
протоколы СКДН; РКДН;
заявки семьи на оказание помощи;
анализ состояния здоровья детей;
анализ развития, успеваемости. 2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье. советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
консультации специалистов;
семейная терапия;
индивидуальные беседы;
индивидуальный социальный патронаж семей;
психотерапия;
родительские собрания на дому. 3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. группы риска;
спортивные группы;
тренинговые группы;
консультирование;
семейные вечера. 4 Профилактика семейного неблагополучия. родительский всеобуч;
ознакомление с психолого-педагогической литературой;
обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
семинары для учителей и родителей;
лектории для подростков;
устройство на работу;
летний лагерь;
летняя площадка;
постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. 5 Помощь общества неблагополучным семьям. институт приемной семьи;
институт молодой семьи;
детские приюты;
акции милосердия;
акция помоги пойти учиться;
материальная поддержка;
привлечение спонсорской помощи;
обмен одеждой, бывшей в употреблении;
лишение родительских прав.















41

Список литературы
1.Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений/ Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. – М., 1987. – 198с
2.Антонов, А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур процессов): Учебн. Пособие для вузов /А. И. Антонов. – М.: Издательский Дом “Nota Bene”, 1998. – 360ч.
3.Беличева, С. А. Основы превинтивной психологии/ С. А. Беличева. М.: ИМФРА - М, 2002. – 368с.
4.Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара / М. А. Буянов. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003. – 448с.
5.Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб: Петрополис, , 2001. – 368с
6.Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Василькова. – М.: Просвещение, 2001. – 450с.
7.Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н. Ф. Дивицина. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 448с.
8.Дубрович, А.Б. Кто в семье психотерапевт? / А. Б. Дубрович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480с.
9.Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2001. – 352с.
10.Гаспарян, Ю. А. Семья на порогу XXIвека: Социологические проблемы / Под ред. К. Н. Хабибуллина / Ю. А. Гаспарян. – СПб.: Петрополис, 1999. – 308с.
11.Гончарова Т., Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002. № 6
12.Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы) / И. В. Макаренкова, А. В. Мисько. – М.: Просвещениие, 2004. – 496с.
13.Макеев, Г. А. Семейная жизнь и дети / Г. А. Макеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 512c.
14.Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М.: Просвещение, 2003. – 448с.
15.Методика и опыт работы социального педагога. М.: Просвещение, 2001. – 512с.
16.Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Наука, 2005. – 496с.
17.Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина / А. В. Мудрик. - 5-е изд., доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
18.Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Н. Пезешкиан. - СПб: Питер, 2001. – 480с.
19.Разумихина, Г. П. Мир семьи / Г. П. Разумихина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 232с.
20.Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. СПб: Питер, 2000. – 368с.
21.Социальная педагогика:Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. – 496с.
22.Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
23.Столин, В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4.
24.Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240с.
25.Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2000 – 400с.
26.Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В. М. Целуйко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 256с.
27.Радугин, А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доролн. / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. – 224с.
28.Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / М. В. Шакурова. – М.: Просвещение, 2002. – 480с.
29.Шевандрин, Н.И., Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. – Москва, 1995. – 360с.
30.Шеффер, Ч. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шеффер, Л. Керри. - Спб: Питер, 2000. – 368с.
31.Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Просвещение, 1969. – 480с.
32.Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / А. Г. Шмелев. - Ростов – на Дону: Феникс 1996. – 232с.
33.Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. - М.: ТЕИС, 2000. – 501с.
34.Шульга, Т.И.Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. - М.: Издательство «Дело и сервис», 1999. – 512с.
35.Юнда, И. Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни / И. Ф. Юнда, Л. И. Юнда. – Киев, 1990. – 214с.
36.Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. Н. Никольская. – СПб.: Питер, 2003. – 368с.
37.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - СПб: Питер, 1999. – 448с.
38.Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий - Л., 1990. – 448с.
39.Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского . М.: Наука, 1994. – 480с.

Вопрос-ответ:

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучная семья - это семья, в которой имеются проблемы взаимоотношений, отсутствует доверие и поддержка между ее членами, а также возникают конфликты и нарушения прав и интересов детей.

Каковы статистические данные о количестве неблагополучных семей в Российской Федерации?

По статистике, в Российской Федерации количество неблагополучных семей довольно высоко. Конкретные цифры меняются с годами, но согласно последним данным, около 30% семей считаются неблагополучными.

Какие причины и последствия семейного неблагополучия?

Причины семейного неблагополучия могут быть разными: отсутствие работы у родителей, плохие жилищные условия, наличие алкоголизма или наркомании, наличие насилия в семье и др. Последствия такого неблагополучия могут проявляться в виде психологических проблем у членов семьи, социальной изоляции, низкой успеваемости детей и пр.

Какие методы групповой социальной работы с неблагополучными семьями используются на базе МОУ СОШ 95?

На базе МОУ СОШ 95 применяются различные методы групповой социальной работы с неблагополучными семьями. Это может быть проведение групповых занятий по развитию коммуникативных навыков, тренингов по улучшению взаимоотношений в семье, консультации и психологическая поддержка для детей и родителей и др.

Была ли проведена экспериментальная проверка эффективности использования методов групповой социальной работы с неблагополучными семьями?

Да, на базе МОУ СОШ 95 была проведена экспериментальная проверка эффективности использования методов групповой социальной работы с неблагополучными семьями. Результаты показали, что применение таких методов существенно улучшает семейные отношения, снижает уровень конфликтов и повышает качество жизни членов семьи.

Какова сущность понятия "неблагополучная семья"?

Неблагополучная семья - это семейный коллектив, в котором нарушены основные потребности и интересы ее членов, отсутствует адекватное родительское воспитание, имеются проблемы взаимоотношений между родителями и детьми, а также другие факторы, приводящие к негативным последствиям для каждого из членов семьи.

Какие статистические данные о количестве неблагополучных семей в Российской Федерации существуют?

По данным российской статистики, количество неблагополучных семей в стране достаточно высоко. Например, в последние годы около 30% семей имеют проблемы в отношениях между супругами, около 20% страдают от насилия в семье, и около 15% имеют проблемы в воспитании детей.

Какие причины и последствия неблагополучия семьи?

Причины неблагополучия семьи могут быть различными, начиная от нарушения супружеских отношений и проблем в воспитании детей до наличия алкогольной или наркотической зависимости у одного или обоих родителей. Последствия неблагополучия семьи могут быть негативными для всех ее членов, включая детей, которые могут испытывать физическое и психологическое насилие, иметь проблемы со здоровьем и развитием.

Какими методами групповой социальной работы можно помочь неблагополучным семьям?

Для помощи неблагополучным семьям применяются различные методы групповой социальной работы. Например, организация групповых тренингов и консультаций, содействие в установлении контактов и взаимодействия между членами семьи, помощь в разрешении конфликтов и проблемных ситуаций, обучение в навыках коммуникации и взаимодействия, а также другие методы, направленные на поддержку и социальную адаптацию неблагополучных семей.

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучная семья - это семья, в которой присутствуют серьезные проблемы, влияющие на благополучие и развитие ее членов. Это может быть связано с наличием насилия, алкоголизма, наркомании, недостатком средств для жизни или другими факторами, которые мешают нормальному функционированию семьи.

Каковы причины и последствия семейного неблагополучия?

Причины семейного неблагополучия могут быть различными: экономические трудности, насилие, алкоголизм, наркомания, развод, родительская непригодность и другие. Последствия такого неблагополучия включают нарушение физического и психического здоровья детей, проблемы в обучении, низкую самооценку и трудности во взаимоотношениях с другими людьми.

Какие методы групповой социальной работы применяются с неблагополучными семьями?

В работе с неблагополучными семьями применяются различные методы групповой социальной работы. Это могут быть различные тренинги, работа с психологом в группе, воспитательные программы, консультации социальных работников и другие методы, направленные на снятие проблем и помощь семье в решении своих проблем.