Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Основные принципы Вахтанговской режиссерской школы

  • 30 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 26.05.2010
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ВАХТАНГОВА
1.1 Формирование режиссерской школы Вахтангова
1.2 Отражение педагогических принципов Вахтангова в его постановках
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АКТЕРА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО МЕТОДА Е.Б. ВАХТАНГОВА
2.1 Особенности режиссуры Вахтангова
2.2 Принципы Вахтанговской педагогики в обучении актеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В жизни человек преимущественно концентрирует и переключает внимание непроизвольно, условия класса или аудитории требуют сознательной концентрации и переключаемости внимания, которые, в свою очередь, доводятся до состояния полуавтоматизма тренингом.
В отличие от внимания понятие «публичного одиночества» подразумевает сценическую ситуацию, а именно условия и закономерности существования на сцене. Человек бывает самим собой только тогда, когда он один у себя дома или на природе. Стоит кому-нибудь прийти, как человек подпадает под власть условностей и выработанной жизнью манеры поведения. На сцене при собранности внимания и мышечной свободе может возникнуть то состояние, которое называется «публичным одиночеством», когда студент органично и убедительно действует один, забыв, что на него смотрит зритель.
В творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, освобождение его от мышечного напряжения, которое сковывает и мешает телу быть проводником наших психических движений.
Мышечная несвобода возникает от старания казаться на людях несколько иным, чем есть на самом деле.
На сцене мышечная несвобода возникает у актера тогда, когда он попадает в центр внимания зрителя. В таком зажатом физическом состоянии творчество невозможно. Возникает такой «зажим», когда актер не знает, что ему нужно делать на сцене, зачем он сюда пришел, т.е. при отсутствии веры в предлагаемые обстоятельства в период обучения воспитанники не могут управлять своей психофизикой, стесняются выходить на сценическую площадку и оставаться в условиях «публичного одиночества».
Мышечная свобода, элемент внутреннего сценического самочувствия, способ его воспитания заключается в создании «мышечного контролера» - способности быстро находить, где, в какой группе мышц создалось излишнее напряжение, убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы. То есть в такое состояние, при котором на каждое выполняемое действие затрачивается столько мышечной энергии, сколько нужно, - ни больше, ни меньше. Данный процесс должен быть доведен до полуавтоматизма. Поэтому основной мерой при определении, свободен человек на сцене или нет, является ощущение: приятно ли смотреть на его движения, позу или нет. Если приятно, значит он свободен, если нас что-то не удовлетворяет, значит -нет.
Каждый человек в любую минуту своей жизни, за исключением времени сна, стремится к какой-либо личной или общественной цели и совершает ряд действий ради ее достижения, т.е. выполняет поставленную задачу. Всякая пьеса состоит из одного или нескольких действий (актов), а персонажи, выведенные в ней, называются действующими лицами. Само это название показывает, что действие является основой всего происходящего на сцене. Если действие движется стремительно и полно неожиданных событий, мы с повышенным интересом следим за развитием сценических столкновений; если же оно течет вяло, без конфликтов или нелогично, наш интерес к происходящему резко падает. Одним из основных элементов внутреннего и внешнего педагогического действия является активная, энергичная последовательность преодоления препятствий.
Таким образом, активное действие не может развиваться без столкновений, без преодоления препятствий, борьбы за достижение цели и является той основой, без которой невозможно творчество.
Поскольку драма достигает эмоционального и эстетического воздействия своими, только ей присущими художественными средствами, требуется особая строгость в ведении ее сюжета: целенаправленность действия, целенаправленность поведения героев — единство действия. Единство действия - это логичность, стройность, концентрированность, напряженность.
Особенно сильное эмоциональное воздействие драма оказывает в тех случаях, если в театральном представлении сочетаются разные виды искусств: слово, музыка, живопись, танец и мимика и др. Спектакль-урок - результат общих творческих усилий драматурга (преподавателя) и актеров (студентов). Студенты погружаются в творческое пространство, имитирующее будущую профессиональную деятельность, у них формируются творческие способности, артистизм, умение управлять эмоциями, развивается воображение, отрабатываются жесты и мимика.
«Театральный метод Вахтангова в учебном процессе требует определенной позиции драматурга: это принципы отбора ситуации (речевых и действенных) для сценического действия (уроки). Драматург (преподаватель) переносит центр тяжести на изображение самого процесса действия, делая зрителя (участника процесса - студента) свидетелем и творцом происходящего. В драме прослеживается четырехчленное развитие сюжета: завязка (урок сквозного театрального действия); развитие действия (исходное, основное, центральное и главное события); развязка (спектакль-урок); сверхзадача («ради чего»?)»
Урок сквозного театрального действия предполагает особую «режиссуру» в контексте театральной педагогики, метода Вахтангова: подготовка сценария урока и хода его проигрывания принадлежит учителю, демонстрирующему методическое мастерство.
Основные события урока провоцируют внимание учителя, так как именно в этих событиях разрешается сверхзадача урока.
Спектакль-урок как завершающий этап работы над темой представляет собой ролевую игру без жесткого сценария, с достаточно большим количеством участников, реквизитом, музыкальным оформлением, ведущими участниками и выступающими на вторых ролях. Этот урок готовится постепенно и предполагает поэтапную отработку сценической техники (мимика, пантомимика, жесты, позы, голос, внешний вид), речевого материала, техники мизансцены. Ведущие участники ролевого общения корректируют развитие сценария, в котором доминируют спонтанность и креативность, и обеспечивают логическое завершение игры - «Ради чего»? — стержень всей педагогической деятельности.
В единстве с учебным процессом проводится внеаудиторная работа со студентами всех курсов в русле театральной педагогики, в частности театрального метода Вахтангова.
Таким образом, на основании разработанной системы подготовки студента с использованием театрального метода Вахтангова формируется творческая личность, способная действовать в профессиональном пространстве в соответствии с заданным ролевым репертуаром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпоха формирует не только содержание театра, но и его выразительные средства. Сама действительность когда-то подсказала театру открытую площадку, окруженную амфитеатром. Затем, в другую эпоху, появилась сценическая коробка. Актерские приемы игры тоже возникали не сами по себе, не изолированно от самой жизни. В них, как и в сценической технике, отпечатывалось время.
Подвижная, живая граница между персонажем и актером в 1921 -1922 годах имела свою аналогию в жизни. И в самой действительности человек переступал черту, отделявшую настоящее от прошлого. Словно зажигалась некая рампа истории, одна общественная формация оставляла сцену, на нее вступала другая, но это была не простая смена: два мира сталкивались в яростной борьбе.
Подвижная граница между прошлым и настоящим, мертвым и живым, старым и новым проходила и внутри самого человека: перестраивалось его сознание, его духовный мир, побуждая художника, чутко прислушивающегося к этим процессам, искать новые средства выразительности.
Искусство Вахтангова принадлежит к тому широкому стилевому течению, которое принято называть экспрессивно-реалистическим в искусстве XX века. Его, это течение, характеризует экстатичность, повышенная эмоциональность, гротескность.
Современный исследователь замечает, что экспрессивность - в самых разных ее проявлениях - выступает на первый план в творчестве Маяковского и Эйзенштейна, Мейерхольда и Шостаковича, Кольвиц и Вахтангова, Прокофьева и Сикейроса… Творчество этих разных художников возникает на основе определенного типа образного мышления: в произведении воссоздается реальная действительность, но изображение ее по основному принципу субъективно. Действительность в таком искусстве как бы деформирована эмоциональным восприятием художника.
Посредством условной образности Вахтангов устанавливал внутреннюю связь между разными мирами, между отдельными, как будто далекими друг от друга, явлениями. То было многоассоциативное поэтическое отвлечение от прямых значений. В формах, не похожих на формы реальности, он выражал самую ее суть. Сквозь причудливую маску тут смотрели живые глаза.
Вахтангов был убежден, что создать театр нельзя: он должен и может образоваться сам собой. В таком театре субъектом творчества является весь коллектив в целом, который объединен в одно целое общими для всех его членов идейными и художественными устремлениями, все актеры воспитаны на основе одних и тех же принципов и методов, в противовес тому, как обычно набираются труппы театров.
У русского театра многовековая прочная и жизнеутверждающая духовная традиция. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание «культуры духа» в студийных условиях - одно из перспективных направлений в отечественной театральной педагогике, в числе основоположников которого был Е. Б. Вахтангов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волков Н.Д. Вахтангов / Николай Волков. - М.: Корабль, 1922. – 22 с.
Декада вахтанговской школы: [Науч.-практ. конф. "Перспективы Вахтанг. педагогики в общ. процессе развития европ. театр. культуры на рубеже XX-XXI вв., 20-27 апр. 1998 г., Москва: Докл., выступления, коммент.]. - М.: РИК, Русанова, 1998. – 106 с.
Евгений Вахтангов. Антология. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. 584 с.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973.
Иванов О.К. Вахтангов и вахтанговцы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 157 с.
Кривицкий К.Е. Евгений Вахтангов: К 100-летию со дня рождения. - Орджоникидзе: Ир, 1982. - 104 с.
Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.
Симонов Р.Н. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959. 232 с.
Смирнова Н.И. Евгений Багратионович Вахтангов. - М.: Знание, 1982. - 55 с.
Филатова Н.А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. - 120 с.

Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973.
Филатова Н.А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С.4.
Симонов Р.Н. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959. 232 с.
Там же. С. 3.
Евгений Вахтангов. Антология. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. 584 с.
Волков Н.Д. Вахтангов / Николай Волков. - М.: Корабль, 1922. – 22 с.
Иванов О.К. Вахтангов и вахтанговцы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 157 с.
Кривицкий К.Е. Евгений Вахтангов: К 100-летию со дня рождения. - Орджоникидзе: Ир, 1982. - 104 с.
Смирнова Н.И. Евгений Багратионович Вахтангов. - М.: Знание, 1982. - 55 с.
Филатова Н.А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. - 120 с.
Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.
Декада вахтанговской школы: [Науч.-практ. конф. "Перспективы Вахтанг. педагогики в общ. процессе развития европ. театр. культуры на рубеже XX-XXI вв., 20-27 апр. 1998 г., Москва: Докл., выступления, коммент.]. - М.: РИК, Русанова, 1998. – 106 с.
Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.
Симонов Р.Н. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959. С. 115.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973. С. 87.
Симонов Р.Н. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959. С. 116.
Там же. С. 116.
Евгений Вахтангов. Антология. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. С. 23.
Чехов М. Путь актера. // Евгений Вахтангов. Антология. М.: Всероссийское театральное общество, 1984.
Евгений Вахтангов. Антология. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. С. 213.
Волков Н.Д. Вахтангов / Николай Волков. - М.: Корабль, 1922. С. 3.
Кривицкий К.Е. Евгений Вахтангов: К 100-летию со дня рождения. - Орджоникидзе: Ир, 1982. С.12.
Там же. С. 15.
Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.
Смирнова Н.И. Евгений Багратионович Вахтангов. - М.: Знание, 1982. С. 21.
Симонов Р.Н. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959. С. 191.
Евгений Вахтангов. Антология. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. С. 222.
Симонов Р.Н. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959. С. 187.
Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973. С. 43.
Декада вахтанговской школы: [Науч.-практ. конф. "Перспективы Вахтанг. педагогики в общ. процессе развития европ. театр. культуры на рубеже XX-XXI вв., 20-27 апр. 1998 г., Москва: Докл., выступления, коммент.]. - М.: РИК, Русанова, 1998. С. 56.
Филатова Н.А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С. 21.
Филатова Н.А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С. 32.
Там же. С. 32.
Кривицкий К.Е. Евгений Вахтангов: К 100-летию со дня рождения. - Орджоникидзе: Ир, 1982. С.98.
Филатова Н.А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С. 61.
Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.












31

1.Волков Н.Д. Вахтангов / Николай Волков. - М.: Корабль, 1922. – 22 с.
2.Декада вахтанговской школы: [Науч.-практ. конф. "Перспективы Вахтанг. педагогики в общ. процессе развития европ. театр. культуры на рубеже XX-XXI вв., 20-27 апр. 1998 г., Москва: Докл., выступления, коммент.]. - М.: РИК, Русанова, 1998. – 106 с.
3. Евгений Вахтангов. Антология. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. 584 с.
4. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973.
5.Иванов О.К. Вахтангов и вахтанговцы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 157 с.
6.Кривицкий К.Е. Евгений Вахтангов: К 100-летию со дня рождения. - Орджоникидзе: Ир, 1982. - 104 с.
7.Семаков М.П. Вахтангов в театральной культуре XX века. Сборник материалов ежегодной конференции – семинара молодых учёных / Под общ. ред. И.М.Быховской. – Москва. Российский институт культурологии, – 2006.год. С. 20-26.
8.Симонов Р.Н. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959. 232 с.
9.Смирнова Н.И. Евгений Багратионович Вахтангов. - М.: Знание, 1982. - 55 с.
10.Филатова Н.А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. - 120 с.

Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления

Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления

Структура работы

Введение

1. Законы драматургии

2. Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

3. Через действие и сверхзадача. Роль и значение. Качество права.

4. События, их виды. Психологические составляющие организации события

5. Событийный ряд, как отражение действия

6. Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработки представления

7. План и его особенности при разработке представления

8. Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления

Вывод

Список литературы

Введение

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, необходимо определить понятия, которые являются ключевыми для этой темы. В этом случае наиболее важное понятие - архитектоника.

Архитектоника (от греч. architektonike-строительное искусство) - 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих системе конструктивно здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, взаимоотношения его частей. Слова архитектоника, архитектура, архитектор являются родственными по происхождению. Таким образом, понятие "архитектоника" может быть использовано для тех областей, в которых есть определенная структура, структура.

Возьмем, к примеру, архитектонику в значении "построение художественного произведения". В этом случае чаще используется термин "композиция", причем в применении не только к произведению в целом, но и отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и др. Понятие архитектоники включает соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов, которые образуют художественное единство. В понятие архитектоники как внешняя структура произведения, так и по принципам построения сюжета.

Архитектоника применительно к режиссуре - система работы над сценарно-режиссерской разработки представления; - это совокупность необходимых элементов, иначе - ключевых понятий и законов построения, знание и применение на практике, которая позволяет режиссеру для достижения целей и лучший способ влияния на сознание зрителей.

В трудах е. Г. Шароева появляется следующее сравнение: сравнение режиссера с архитектором, инженером. Этот доклад не случайно - архитектор, инженер, директор - на самом деле, строители. Первые два - создатели что-то материала (скульптуры, дома, рисование и так далее), а режиссер - конструктор сценического действия. Процесс "строительства" Шароев определяет следующим образом: "Инженер рисует себе чертеж, план будущего здания, в котором он и будет работать, чтобы его поднять. Так и режиссер выстраивает себе схему представления будущего, в котором он будет двигаться". Схема, о которой говорит Шароев-это архитектоника, или, как он сам себя называет "архитектурный проект". Таким образом, архитектоника - дизайн интерьера, каркас, набор элементов, необходимых для создания сценарно-режиссерской разработки представления.

Узнать стоимость работы