Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Режиссерская общественная деятельность Б.Н. Глан

  • 29 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 18.12.2009
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ПОД РУКОВОДСТВОМ Б.Н. ГЛАН
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТАНОВКА МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В РЕЖИССУРЕ Б.Н. ГЛАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Режиссерская театрализация — это творческий способ приведения сценария к художественно-образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств режиссера.
Таким образом, можно выделить три вида сценарно-режиссерской театрализации.
Театрализация компилированного (или комбинированного) вида — это тематический отбор и использование режиссером готовых художественных образов из различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом (ходом). В практической массовой работе такой вид чаще всего применяется в театрализованном празднике.
В качестве примера можно привести театрализованный праздник, посвященный 785-летию Александра Невского в Старой Ладоге.
В Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике традиционно каждый год проходит областной театрализованный праздник «Венок Славы Александра Невского».
В этом году праздник посвящен 785-тилетию Великого Благоверного Князя Александра Невского.
Торжественное мероприятие состоится в крепости, где театрализованное действо будет проходить в шести блоках: «Русь воспевает Александра Невского», «Житие Александра Невского», «Дорогам предков нет конца», «Награды с ликом Александра Невского», «На одной земле живем по совести», «Петров День подходит - весь народ хороводит». Рядом с крепостью будут организованы народные гуляния с ярмаркой, каруселями, батутами и скоморохами.
В использовании первого вида театрализации режиссеру необходимо помнить главный закон — закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме, самобытности.
Театрализация оригинального вида — создание режиссером новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Этот вид театрализации нашел широкое применение при создании сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа.
Документальный ряд, используемый в сценарии, придает ему публицистическое звучание только в том случае, если сам факт представляет общественную ценность. Сценарист, обращаясь к архивному материалу, прежде всего просматривает его через призму современности, злободневности и актуальности использования. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу: эмоционального развития мысли.
Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня — вот основные компоненты создания художественного образа эпизода.
В качестве пример можно привести сценарий тематического театрализованного вечера «Знаете, каким он парнем был?...», посвященного памяти Юрия Гагарина.
Оформление: На сцене портреты космонавтов. Каждый подписан: космонавт № 2, космонавт № 3 и т.д. В центре портрет космонавта № 1 - Ю.А. Гагарина. Дизайн сцены выдержан в черно-белом ретро стиле: вырезки из старых газет и журналов 1961 года.
Искусственный спутник Земли. Плакат:
«Жить и верить - это замечательно
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты и мечтатели
Что на Марсе будут яблони цвести».
Звучит мелодия песни «До старта 14 минут».
На экране документальные кадры 1961 года с космодрома Байконур, предстартовая минута.
Голос за кадром: Внимание! Минутная готовность! Зажигание. Понял, зажигание. Желаю Вам доброго полета. Поехали!
На экране взлетающая в космос ракета.
Таким образом, на донном примере видно, как используются архивные фото- и видео-материалы.
Театрализация оригинального вида — это более сложная форма создания сценария и представления, требующая не только организаторских навыков и поиска сквозного хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства в инсценировке документального материала, режиссерского умения поставить новый номер согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды документ и художественный материал. Создание этого вида театрализации требует больше репетиционного времени, чем создание театрализации первого вида.
Театрализация смешанного вида — это использование режиссером принципов первого и второго видов театрализации. В этом виде одна часть действия представляет собой компиляцию готовых текстов и номеров, вторая — создание новых.
В качестве примера можно рассмотреть личный карнавал, посвященный Дню молодежи.
Место проведение: Внутреннее открытое пространство Петропавловской крепости.
Тема: Вся жизнь — театр.
Идея: Разножанровое уличное представление с привлечением неформальных коллективов из разных стран мира.
Сценарий: Театрализованное шествие через все внутренне пространство Петропавловской крепости и финальное выступление на сцене перед зданием Монетного Двора. В мероприятии участвуют 15 уличных театральных коллективов из разных стран Европы.
На примере одного коллектива (Португальский уличный театр «Berimbao» из Лиссабона). Коллектив возглавляет шествие и первой выступает на импровизированной сцене.
Клоуны, люди на ходулях, жонглеры, акробаты, танцоры и музыканты, играющие на народных инструментах, проходят через всю внутреннюю территорию, жонглируя, танцуя и развлекая публику в стиле европейских уличных карнавалов. Дойдя до площадки, они отыгрывают несколько коротких представлений из своего репертуара, привлекая к участию публику. Закончив представление, труппа покидает сцену, освобождая ее для следующего участника шествия.
Труппа, закончившая выступление, продолжает общение с публикой в формате мастер-классов, показательных выступлений и личного общения.
Карнавал заканчивается салютом. Число выстрелов и цвет каждого залпа соответствуют цветам национальных флагов стран-участниц.
Театрализация смешанного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера-организатора.
Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы культурно-просветительной работы, либо в качестве составной части массового праздника, агитационно-пропагандистской кампании или иной комплексной системы просветительско-воспитательной работы.
Театрализация развивается по двум основным направлениям. Первое - связано с ее рекреативной функцией (это — балы, маскарады, карнавалы и г. п.). Второе — связано с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа. Оформление, краски, фейерверки еще не есть театрализация. Нужно искать емкий образ — обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. Никакие внешние детали от театра не могут создать художественный образ. Они могут лишь усилить красочность, зрелищность, могут стать состав-бой частью или штрихом в создании образа, но ими нельзя подменить самостоятельное образное решение эпизода или всего представления.
«В «золотом фонде» штампов внешней театрализации можно сделать подбор для любого театрализованного представления. Кочуют, как «скачущие тезисы» режиссера из одного представления в другое — «красные конники в буденовках». Их задача обычно одна и та же: сделать круг по дорожке стадиона. Считается, что в сознании зрителя это создает образ гражданской войны. В этом же ключе обозначения может быть подана и Великая Отечественная война. Декорируется машина под дот и на его амбразуру, с периодами 1,5—2 минуты бросается рядовой солдат (стадионный вариант). Подобная трафаретность приводит к тому, что монотонная иллюстративность подменяет собой интересную образную символику».
Таким образом, можно сделать вывод о использовании Б.Н. Глан театрализации как ключевого принципа в режиссуре массовых представлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В режиссуре массовых зрелищ, обращенных к большим общностям людей, решающее значение приобретает умение их организовать. Существование массы участников, создающих коллективную образность, является существенной особенностью массовых зрелищ. Бетти Николаевна Глан обладала способностью режиссировать мероприятия, которые и сегодня считаются эталонными по увлекательности и насыщенности.
Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально - нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления, которые занимают все большее место в нашей действительности.
Современный театрализованный праздник носит рационально-процедурный характер. Тематический праздник включает театрализованное массовое шествие, которое выполняет роль своеобразного праздничного пролога, затем театрализованный митинг-манифестацию, где обязательно должно состояться основное событие праздника и раскрыться его тематика, далее кульминационное событие, где должно быть представлено некое театрализованное представление и, наконец, «народное гулянье» как финал праздника. В тематическом празднике есть единое развернутое во времени и пространстве театрализованное действо, соединенное единым сценарно-режиссерским ходом. Отсюда его специфика: разножанровость и многоплановость, наличие «реального героя» (в митинге или представлении), активное творческое участие большого количества людей в праздничном действии.
Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.
Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975.
Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. – 189 с. : ил.
Глан Б.Н. Комсомольский клуб / Глан и Тараканов. - 2-е изд. - М. ; Л. : Мол. гвардия, 1925. – 52 с.
Глан Б.Н. Письма с того берега / Сост. Б.Глан. - М. ; Л.: Мол. гвардия, 1926. – 110 с.
Парк и отдых. Современный парк в системе организации досуга населения: [Сб. ст.] / М-во культуры РСФСР. АН СССР. НИИ культуры; [Редкол.: Е.М. Петоян (отв. ред.) и др.]. - М.: НИИК, 1989. - 189 с.
Туманов. И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976.
Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького (Москва). Информационный бюллетень Военного сектора Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького и Горсовета Осоавиахима. - М., 1934.
Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: Просвещение, 1986.

Черняк, Ю. М Режиссура праздников и зрелищ - Минск. ТетраСистемс Минск, 2004.
Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. – 189 с. : ил.
Парк и отдых. Современный парк в системе организации досуга населения: [Сб. ст.] / М-во культуры РСФСР. АН СССР. НИИ культуры; [Редкол.: Е.М. Петоян (отв. ред.) и др.]. - М.: НИИК, 1989.
Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького (Москва). Информационный бюллетень Военного сектора Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького и Горсовета Осоавиахима. - М., 1934.
Там же.
Парк и отдых. Современный парк в системе организации досуга населения: [Сб. ст.] / М-во культуры РСФСР. АН СССР. НИИ культуры; [Редкол.: Е.М. Петоян (отв. ред.) и др.]. - М.: НИИК, 1989.
Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького (Москва). Информационный бюллетень Военного сектора Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького и Горсовета Осоавиахима. - М., 1934.
Парк и отдых. Современный парк в системе организации досуга населения: [Сб. ст.] / М-во культуры РСФСР. АН СССР. НИИ культуры; [Редкол.: Е.М. Петоян (отв. ред.) и др.]. - М.: НИИК, 1989.
Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького (Москва). Информационный бюллетень Военного сектора Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького и Горсовета Осоавиахима. - М., 1934.
Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988.
Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988.
Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988.
Туманов. И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976. С. 18.
Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. – 189 с. : ил.
Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: Просвещение, 1986. С. 358.
Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988.
Туманов. И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976. С. 18.
Глан Б.Н. Комсомольский клуб / Глан и Тараканов. - 2-е изд. - М. ; Л. : Мол. гвардия, 1925.
Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. С. 97.












2

1.Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975.
2.Глан Б.Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Бетти Глан ; [Вступ. ст. Б. Голубовского]. - М. : Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. – 189 с. : ил.
3.Глан Б.Н. Комсомольский клуб / Глан и Тараканов. - 2-е изд. - М. ; Л. : Мол. гвардия, 1925. – 52 с.
4.Глан Б.Н. Письма с того берега / Сост. Б.Глан. - М. ; Л.: Мол. гвардия, 1926. – 110 с.
5.Парк и отдых. Современный парк в системе организации досуга населения: [Сб. ст.] / М-во культуры РСФСР. АН СССР. НИИ культуры; [Редкол.: Е.М. Петоян (отв. ред.) и др.]. - М.: НИИК, 1989. - 189 с.
6.Туманов. И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976.
7.Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького (Москва). Информационный бюллетень Военного сектора Центрального парка культуры и отдыха имени М.Горького и Горсовета Осоавиахима. - М., 1934.
8.Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: Просвещение, 1986.

Узнать стоимость работы