Вам нужен реферат?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Мир сказки в кино

  • 34 страницы
  • 11 источников
  • Добавлена 18.12.2009
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
«Сказка неотделима от красоты»
«Ничего удивительного, ведь я – обыкновенный гений».
Сказка на все времена
Кинематограф надежды.
«Какое небо голубое»
Заключение
Библиография
Фильмография

Фрагмент для ознакомления

Как во всякой сказке, в «Айболите» Добро боролось со Злом. Добро воплощал О. Ефремов в роли доктора Айболита, Зло — Р. Быков в роли Бармалея. «Бармалей — зло абсолютное, без малейшего проблеска, без всякой надежды на исправление и перевоспитание. Движение может быть только в одну сторону, в сторону видоизменения зла. Бармалей — это зло конкретное». Это — мелкий, истеричный эгоцентризм, нарушающий все естественные для человека общественные связи; это — пакостность принципиально осознанного паразитизма; это — полная бездуховность современного мещанина».
Айболит — добро абсолютное, без малейшего проблеска, без малейшей надежды на примирение со злом. Задача добра, смысл его существования — во всем противостоять злу! Айболит это добро сегодняшнее, конкретное. Это доброта и человечность ко всему живому, это благородство самоотверженности, это бескорыстие и духовность или, как мы сейчас это называем, коротко — интеллигентность.
При первом появлении Бармалея мы видели его огромным, и голос его звучал громоподобно и зловеще. И вдруг гигант превращался в маленького дергающегося человечка. Это Бармалей, против своей воли, соскользнул с самых обыкновенных ходулей. Зрительный зал облегченно вздыхал. Почему? На протяжении тысячелетий сила Зла преувеличивалась философами и мудрецами. Мудрыми казались авторы пессимистических высказываний о непобедимости Зла, о его вечном превосходстве над Добром. А философия Р. Быкова глубоко оптимистична. Он верит в силу Добра, а вечное, якобы непобедимое Зло представляется ему каким-то неправдоподобным. Возникает мысль, что Злу всегда нужны ходули, чтобы выглядеть пострашнее. И когда зрители в этом убеждаются, они облегченно вздыхают. Но маленький человечек с судорожными движениями хорохорится. Он жаждет «убивать и грабить». Он, как и головорезы из его шайки, вооружен до зубов. А противостоит им доктор Айболит, вооруженный только стетоскопом, градусниками и лекарствами. В исполнении О. Ефремова — это воплощение доброты и душевной открытости.
В конце концов Добро, разумеется, побеждает. В сказке Ролана Быкова, в отличие от сказки Корнея Чуковского, Бармалей не погибает, потому что «Айболит-66» — не «Доктор Айболит». Это не сюжетная детская сказка с обязательным торжеством добродетели и гибелью порока. Это одна из интермедий в огромной истории сказочности. А здесь- Добро всегда одерживает верх, но... до следующего раза, когда видоизмененное и приспособившееся Зло (например, Бармалей, собравшийся творить добрые дела) будет опять строить козни,
Покинув театр для кинематографа, Р. Быков появлялся на киноэкране очень часто. И вот еще одна победа — кот Базилио в телефильме «Буратино» режиссера Л. Нечаева. Но это уже другая история.

«Какое небо голубое»
Годы с 1975 по 1990-й в советском детском кино стали эпохой Леонида Нечаева. Фильмы режиссёра Леонида Нечаева: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюблённый» – классика детского кинематографа. Однажды Леонида Алексеевича спросили: какими качествами должен обладать режиссёр детского кино? «Он должен быть искренним, добрым человеком и, конечно же, бессребреником», – ответил режиссёр. Детские фильмы режиссера Л. Нечаева – это жизнерадостные красивые музыкальные сказки, созданные по сюжетам известных литературных произведений А. Толстого, Ш. Перо, О. Уайльда, Д. Круса, Я. Экхольма..
Его фильмы всегда были популярны и любимы. детьми и взрослыми
Причин такого успеха много. Отличный подбор актёров-взрослых: у Нечаева снимались Ролан Быков, Владимир Этуш, Рина Зелёная, Владимир Басов, Евгений Евстигнеев, Альберт Филозов, Татьяна Пельтцер, Павел Кадочников. Стопроцентное попадание в роль актёров-детей. Чудесные песни, которые для его фильмов писали великие: Булат Окуджава, Юлий Ким, Юрий Энтин, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов и Леонид Дербенёв. Большой режиссёрский дар самого Нечаева. Но главный секрет, я думаю, вот в чём. Некоторые люди наделены редкостным талантом быть счастливыми Леонид Нечаев как раз из таких. И эта атмосфера счастья, окружающая его, воплотилась в его фильмах. Даже когда его фильмы грустные - они всё равно о том, что «конечно, счастье есть на свете!». Если вдуматься, у Нечаева не бывает «плохих» персонажей. А бывают просто несчастные, которым когда-то не хватило любви и понимания. Джеймс Крюк, которого мы видим в детстве маленьким запуганным мальчиком, не вызывает злости или страха - только жалость... И даже в классическом таком злодее - Канцлере из «Не покидай» - под конец фильма мелькает что-то до боли человеческое. Смета фильмов зачастую была скудной – зато много фантази. И великолепный подбор актёров - для целого поколения Ролан Быков так и остался котом Базилио, а Рина Зелёная - черепахой Тортиллой.. Костюмы для лисы Алисы и кота Базилио придумывали всей группой. В костюмерной списали какие-то неимоверно изношенные кроличьи шубы, и из этого рванья скроили облезлые «шкурки» для двух мошенников. Вообще многие придумки и шутки рождались на ходу. Например, у Этуша-Карабаса после попытки исполнить хоть что-то на трубе вырвалось «Ну это просто праздник какой-то!», и фраза немедленно стала крылатой. Множество крылатых фраз и словечек дали знаменитые песни, которые написали для этого фильма Булат Окуджава и Юрий Энтин. Помните: «На дурака не нужен нож», «Мои дорогие пиявочки», «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда», «Скажите, как его зовут?» Интересно, что детей-актёров для этого фильма Нечаеву как будто послала сама судьба...
В 1977 году Нечаев закончил снимать «Красную шапочку». И тут он умудрился перевернуть всё с ног на голову. «Он милый, он вселяет надежду», - говорит Красная Шапочка про волка-Трофимова. А вот мужественный Охотник оказывается распоследним трусом. Маленький зритель начинает понимать, что внешность бывает обманчива, а главное - то, что в душе. Ценный урок для ребёнка. Нечаев волновался - как-то дети примут такую «серьёзную» сказку. Детям понравилось. Ведь, кроме серьёзного содержания, над которым можно поразмыслить, там ещё много солнца и радости и чудесные песни Алекся Рыбникова и Юлия Кима. Как можно представить себе счастливое детство без «А-а - в Африке реки вот такой ширины!»?
Простые и ясные сюжетные ходы, юмор, неиссякаемая фантазия, утверждение доброго начала в человеческих отношениях главных героев в фильмах Л.Нечаева воплощаются в детских образах. Главные действующие лица в фильмах режиссера, за малым исключением (фильм «Не покидай»), – дети. Этот самый мир детских образов в фильмах режиссера чрезвычайно богат. В нем есть место и авантюристу и умнице. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на то, что все главные герои не являются воплощением идеального ребенка, при этом они необычайно притягательны, забавны, очаровательны и остроумны. Персонажи кинокартин – это образы детства режиссера. Герой-сорванец неслучайно появляется в фильмах. Многие эпизоды фильмов возникали на экране из детских воспоминаний режиссера. На экране разворачиваются целые жизненные перипетии, герои должны пройти свой нелегкий путь, чтобы многое понять, научиться чувствовать, обрести смелое сердце и благородную душу. По ходу развития событий персонажи понимают свои ошибки и становятся лучше. Такой подход к трактовке главного образа весьма удачен, т.к. маленький зритель прослеживает эволюцию главного героя.
Своими фильмами Л.Нечаев поднимает высокие философские вопросы: герои учатся постигать простые и вечные истины, путь каждого из героев – это своеобразная метафора жизненного пути, на котором встречаются как удачи, так и трудности. Фильмы режиссёра навсегда останутся современными. Благодаря фильмам Л. Нечаева, выросло ни одно поколение бывшего СССР и современной России, Украины и Белоруссии
Заключение
Знаменитый Иван-царевич никогда не отрубал семь голов Змею Горынычу. И захотел бы, да не смог — ни подлого Змея, ни самого Ивана-царевича никогда не существовало. И Василисы Прекрасной на самом деле не было. Только кому сейчас до этого дело — было или не было.
Народ создал замечательные образы героев, вложив в них самую живую, самую реальную правду собственного положительного идеала, и они живут в сердцах людей наравне с самыми великими героями истории.
Кащея Бессмертного уж наверняка не было. Но ненасытная алчность богатого воистину бессмертна. И она подчас на самом деле превращала людей в могущественных злодеев. И тогда шел сказочный богатырь Иван-царевич и сокрушал Кащея острым мечом, освобождая из-под его власти добрую душу. Так торжествовала высокая правда народного идеала.
И пусть герой был неправдоподобно, сказочно-благороден, пусть он был воплощением самых чудесных качеств — именно он был всегда любим народом, живым для него, как живы среди людей смелость, сила, мудрость, справедливость и вера в торжество добра...
- А что же это оно — добро — побеждает, побеждает, а победить никак не может? — ехидно спрашивал Бармалей у Айболита.
-Ты всегда попадаешь под свое собственное нехорошее влияние, — сокрушался в ответ добрый доктор.
Конечно, этого разговора в действительности не было. И не могло быть, потому что в действительности никогда не существовали и не могли существовать ни Бармалей, ни Айболит.
Все это выдумки, фантазии. Все это сказки. Это самый удивительный жанр, который когда-либо создавало творческое стремление человека к нравственному идеалу. Жанру этому доступно все — и драматизм, и патетика, и юмор, и небывальщина, и сарказм, и лирика, и сатира, и сентиментальность... И в жанре этом, как ни в каком другом, проявляется драгоценнейшее свойство человеческого воображения, очищенного от всего случайного и временного, укрупненного до очертаний, видимых через столетия,— представление о Добре и Зле, о диалектике их немирного сосуществования.
Поэтому и в новое время компьютерных технологий дети смотрят, как ведра ходят по-щучьему велению, а добрые герои побеждают Змея Горыныча, с таким же замиранием сердца, как и полвека назад.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И умный-умный, как Иван-дурак!

Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!

Библиография
Боровков В. Надежда Кошеверова // 20 режиссёрских биографий. М., 1978
История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005
История советского кино в 4-х тт. .-М.Искусство, 1973
Кинословарь в 2-х тт.-М.:Советская энциклоаедия. 1970
Левшина И. Ролан Быков.-М.:Икусство, 1973
Львовский М. Человек, которому верят.-М.:Киноцентр, 1990
Нечаев Л. Ролан Быков одел жену в рыболовную сеть:Интервью –Экспресс – газета. -2005.-апрель.-С.9
Павленок Б. Актуальные проблемы теории кино ,-М.Искусство, 1979
Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979
Страницы истории отечественного кино.-М.:Материк, 2006
Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

Фильмография
Александр Роу
1934 Марионетки (асс.режиссера _
1936 Беспреданица асс.режиссера
1936 О странностях любви ( асс.режиссера)
1937 Белеет парус одинокий (асс.режиссера )
1938 По щучьему велению («Сказка про Емелю»)( режиссер)
1939 Василиса Прекрасная (режиссер )
1941 Конек горбунок (режиссер )
1941 Ровно семь (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник N7») режиссер
1944 Кащей Бессмертный (автор сценария, режиссер)
1952 Майская ночь или Утоплиница( режиссер)
1954 Тайна горного озера( режиссер )
1956 Драгоценный подарок( режиссер )
1957 Новые похождения кота в сапогах ( режиссер)
1959 Марья искусница( режиссер )
1960 Хрустальный башмачок( автор сценария, режиссер)
1961 Вечера на хуторе близь Диканьки(режиссер, автор сценария )
1963 Корлевство кривых зеркал ( режиссер)
1964 Морозко( режиссер )
1967 Огонь, вода и медные трубы( режиссер)
1969 Варвара красаЮ длинная коса( автор сценария, режиссер)
1972 Золотые рога( режиссер, автор сценария)
1975 Финист- ясный сокол ( автор сценария )
Александр Птушко
1935— Новый Гулливер
1936 — Дети капитана Гранта (оператор)
1939— Золотой ключик
1942— Батыры степей (короткометражный), (оператор)
1942— Парень из нашего города (сорежиссёр)
1942— Секретарь райкома (руководитель комбинированных съёмок)
1944— Небо Москвы, (режиссёр комбинированных съёмок )
1944— Зоя, (режиссёр батальных съёмок )
1946— Каменный цветок (режиссер)
1948— Три встречи (режиссер)
1952— Садко (режиссер)
1956— Илья Муромец (режиссер)
1958— Сампо (режиссер)
1961— Алые паруса (режиссер)
1964— Сказка о потерянном времени (режиссер)
1966— Сказка о царе Салтане
1967— Вий (Художественный руководитель фильма, постановщик трюковых сцен и соавтор сценария)
1972— Руслан и Людмила (режиссер)
Призы и премии
1935 — МКФ в Венеции (Приз за лучшую программу фильмов, фильм «Новый Гулливер»)
Надежда Кошеверова
Художественные фильмы
1939— «Аринка»
1940— «Галя» (среднеметражный)
1941— «Черевички» (совм. с М. Шапиро)
1942— «Золушка» (совм. с М. Шапиро)
1943- «Весна в Москве» (совм. с И. Хейфицем)
1953 — «Тени» (совм. с Н. Акимовым)
1954 — «Укротительница тигров» (совм. с А. Ивановским)
1956 — «Медовый месяц»
1958 — «Шофёр поневоле»
1960 — «Осторожно, бабушка!»
1963 — «Каин XVIII»
1966 — «Сегодня — новый аттракцион»
1968 — «Старая, старая сказка»
1971 — «Тень»
1974 — «Царевич Проша»
1977 — «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
1979 — «Соловей»
1982 — «Ослиная шкура»
1984 — «И вот пришёл Бумбо…»
1987 — «Сказка про влюбленного маляра»
Сценарии
1944 — «Черевички» (совм. с М. Шапиро)
1953 — «Весна в Москве»




Ролан Быков Режиссерские работы:
1962- Семь нянек
1963- Пропало лето
1966- Айболит-66
1970- Внимание, черепаха!
1971- Телеграмма
1974- Автомобиль, скрипка и собака Клякса
1977- Нос
1982- Свадебный подарок
1983- Чучело

Леонид Нечаев
1974 — «Приключения в городе, которого нет»
1975 — «Приключения Буратино»
1976 — «Эквилибрист»
1977 — «Про Красную Шапочку»
1979 — «Примите телеграмму в долг»
1980 — «Мнимый больной»
1981 — «Проданный смех»
1983 — «Сказка о Звёздном мальчике»
1984 — «Рыжий честный влюблённый»
1987 — «Питер Пэн»
1988 — «Репетитор»
1989 — «Не покидай»
1991 — «Безумная Лори»
1997 — «Сладкая сказка»
2001 — «Сверчок за очагом»
2007 — «Дюймовочка»


Страницы истории отечественного кино.-М.:Материк, 2006.-С. 234

Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979.-С.123
Там же .-С.125
Цит. По кн. Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979.-С.127

Там же .-С. 131
Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005.-С.267

Там же .-С.269
Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

Там же .-С.7
Боровков В. Надежда Кошеверова // 20 режиссёрских биографий. М., 1978-С.134

Львовский М. Человек, которому верят.-М.:Киноцентр, 1990.-С.57

История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005.-С.345

Нечаев Л. Ролан Быков одел жену в рыболовную сеть:Интервью –Экспресс – газета. -2005.-апрель.-С.9













32

1.Боровков В. Надежда Кошеверова // 20 режиссёрских биографий. М., 1978
2.История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005
3.История советского кино в 4-х тт. .-М.Искусство, 1973
4.Кинословарь в 2-х тт.-М.:Советская энциклоаедия. 1970
5.Левшина И. Ролан Быков.-М.:Икусство, 1973
6.Львовский М. Человек, которому верят.-М.:Киноцентр, 1990
7.Нечаев Л. Ролан Быков одел жену в рыболовную сеть:Интервью –Экспресс – газета. -2005.-апрель.-С.9
8.Павленок Б. Актуальные проблемы теории кино ,-М.Искусство, 1979
9.Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979
10.Страницы истории отечественного кино.-М.:Материк, 2006
11.Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

Мир обывателя в сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Мир обывателя в сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Отрицание смехом – осмеяние – один из самых древних, исконных способов выражения неприятия действительности: ее темных уродливых, страшных сторон. Объект сатиры – порок и уродство, подлежащие отрицанию, ниспровержению, "бичеванию".

О муза пламенной сатиры! – воскликнул Пушкин.

Приди на мой призывный клич, Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!...

О, сколько лиц бесстыдно-неясно, О, сколько лбов широко-медных Готовы от меня принять Неизгладимую печать! В сатирических сказок М. Е. Салтыков-Щедрин ставит "печати" позора на людские пороки, затрагивает множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем.

В словаре С. И. Ожегова мы найдем такое толкование слова "обыватель": человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.

значительная группа щедринских сказок посвящена изображения мира светского. В основном это сказки, разоблачающие поведение и психологию "пестрых людей" разночинной массы, разоблачению буржуазной обывательской интеллигенции, запуганной правительственными преследованиями и поддавшейся в период политической реакции 1880-х годов настроениям постыдной паники.

Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки "премудрый пескарь", замуровавшего себя в темную нору, сатирик выставил на публичный позор интеллигента-обывателя, показал презрение к тем, кто ради самосохранения отошел от активной общественной борьбы узкий мир личных, шкурных интересов.

Просвещенный "умеренно-либеральный" пескарь решил мудро, козни врагов, чтобы победить. От них он скрылся в нору, лежит и "все-то думает: "Кажется, что я в жизни?. Ах, что будет завтра?". Он не начинается ни семьи, ни друзей, он не знал никаких радостей, и никто не утешал. "Он жил и дрожал только и всего". В постоянном страхе за свое бесполезное существование, чтобы жил он долгие годы, никто не подходит, и начал, дрожа, чтобы умереть. "Он дрожал, и умирал-дрожал".

"нет, это не граждане, - говорит сатирик о людях, покорившихся инстинкт самосохранения, по крайней мере бесполезные пескари. Никто от них не тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят".

Обличением трусости с "Премудрым пескарем" идет одновременно с ним написанный "Самоотверженный заяц". Эти сказки не повторяют, а дополняют друг друга в изобличении рабской психологии, освещая разные.

Узнать стоимость работы