Вам нужен реферат?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Мир сказки в кино

  • 34 страницы
  • 11 источников
  • Добавлена 18.12.2009
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
«Сказка неотделима от красоты»
«Ничего удивительного, ведь я – обыкновенный гений».
Сказка на все времена
Кинематограф надежды.
«Какое небо голубое»
Заключение
Библиография
Фильмография

Фрагмент для ознакомления

Как во всякой сказке, в «Айболите» Добро боролось со Злом. Добро воплощал О. Ефремов в роли доктора Айболита, Зло — Р. Быков в роли Бармалея. «Бармалей — зло абсолютное, без малейшего проблеска, без всякой надежды на исправление и перевоспитание. Движение может быть только в одну сторону, в сторону видоизменения зла. Бармалей — это зло конкретное». Это — мелкий, истеричный эгоцентризм, нарушающий все естественные для человека общественные связи; это — пакостность принципиально осознанного паразитизма; это — полная бездуховность современного мещанина».
Айболит — добро абсолютное, без малейшего проблеска, без малейшей надежды на примирение со злом. Задача добра, смысл его существования — во всем противостоять злу! Айболит это добро сегодняшнее, конкретное. Это доброта и человечность ко всему живому, это благородство самоотверженности, это бескорыстие и духовность или, как мы сейчас это называем, коротко — интеллигентность.
При первом появлении Бармалея мы видели его огромным, и голос его звучал громоподобно и зловеще. И вдруг гигант превращался в маленького дергающегося человечка. Это Бармалей, против своей воли, соскользнул с самых обыкновенных ходулей. Зрительный зал облегченно вздыхал. Почему? На протяжении тысячелетий сила Зла преувеличивалась философами и мудрецами. Мудрыми казались авторы пессимистических высказываний о непобедимости Зла, о его вечном превосходстве над Добром. А философия Р. Быкова глубоко оптимистична. Он верит в силу Добра, а вечное, якобы непобедимое Зло представляется ему каким-то неправдоподобным. Возникает мысль, что Злу всегда нужны ходули, чтобы выглядеть пострашнее. И когда зрители в этом убеждаются, они облегченно вздыхают. Но маленький человечек с судорожными движениями хорохорится. Он жаждет «убивать и грабить». Он, как и головорезы из его шайки, вооружен до зубов. А противостоит им доктор Айболит, вооруженный только стетоскопом, градусниками и лекарствами. В исполнении О. Ефремова — это воплощение доброты и душевной открытости.
В конце концов Добро, разумеется, побеждает. В сказке Ролана Быкова, в отличие от сказки Корнея Чуковского, Бармалей не погибает, потому что «Айболит-66» — не «Доктор Айболит». Это не сюжетная детская сказка с обязательным торжеством добродетели и гибелью порока. Это одна из интермедий в огромной истории сказочности. А здесь- Добро всегда одерживает верх, но... до следующего раза, когда видоизмененное и приспособившееся Зло (например, Бармалей, собравшийся творить добрые дела) будет опять строить козни,
Покинув театр для кинематографа, Р. Быков появлялся на киноэкране очень часто. И вот еще одна победа — кот Базилио в телефильме «Буратино» режиссера Л. Нечаева. Но это уже другая история.

«Какое небо голубое»
Годы с 1975 по 1990-й в советском детском кино стали эпохой Леонида Нечаева. Фильмы режиссёра Леонида Нечаева: «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюблённый» – классика детского кинематографа. Однажды Леонида Алексеевича спросили: какими качествами должен обладать режиссёр детского кино? «Он должен быть искренним, добрым человеком и, конечно же, бессребреником», – ответил режиссёр. Детские фильмы режиссера Л. Нечаева – это жизнерадостные красивые музыкальные сказки, созданные по сюжетам известных литературных произведений А. Толстого, Ш. Перо, О. Уайльда, Д. Круса, Я. Экхольма..
Его фильмы всегда были популярны и любимы. детьми и взрослыми
Причин такого успеха много. Отличный подбор актёров-взрослых: у Нечаева снимались Ролан Быков, Владимир Этуш, Рина Зелёная, Владимир Басов, Евгений Евстигнеев, Альберт Филозов, Татьяна Пельтцер, Павел Кадочников. Стопроцентное попадание в роль актёров-детей. Чудесные песни, которые для его фильмов писали великие: Булат Окуджава, Юлий Ким, Юрий Энтин, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов и Леонид Дербенёв. Большой режиссёрский дар самого Нечаева. Но главный секрет, я думаю, вот в чём. Некоторые люди наделены редкостным талантом быть счастливыми Леонид Нечаев как раз из таких. И эта атмосфера счастья, окружающая его, воплотилась в его фильмах. Даже когда его фильмы грустные - они всё равно о том, что «конечно, счастье есть на свете!». Если вдуматься, у Нечаева не бывает «плохих» персонажей. А бывают просто несчастные, которым когда-то не хватило любви и понимания. Джеймс Крюк, которого мы видим в детстве маленьким запуганным мальчиком, не вызывает злости или страха - только жалость... И даже в классическом таком злодее - Канцлере из «Не покидай» - под конец фильма мелькает что-то до боли человеческое. Смета фильмов зачастую была скудной – зато много фантази. И великолепный подбор актёров - для целого поколения Ролан Быков так и остался котом Базилио, а Рина Зелёная - черепахой Тортиллой.. Костюмы для лисы Алисы и кота Базилио придумывали всей группой. В костюмерной списали какие-то неимоверно изношенные кроличьи шубы, и из этого рванья скроили облезлые «шкурки» для двух мошенников. Вообще многие придумки и шутки рождались на ходу. Например, у Этуша-Карабаса после попытки исполнить хоть что-то на трубе вырвалось «Ну это просто праздник какой-то!», и фраза немедленно стала крылатой. Множество крылатых фраз и словечек дали знаменитые песни, которые написали для этого фильма Булат Окуджава и Юрий Энтин. Помните: «На дурака не нужен нож», «Мои дорогие пиявочки», «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда», «Скажите, как его зовут?» Интересно, что детей-актёров для этого фильма Нечаеву как будто послала сама судьба...
В 1977 году Нечаев закончил снимать «Красную шапочку». И тут он умудрился перевернуть всё с ног на голову. «Он милый, он вселяет надежду», - говорит Красная Шапочка про волка-Трофимова. А вот мужественный Охотник оказывается распоследним трусом. Маленький зритель начинает понимать, что внешность бывает обманчива, а главное - то, что в душе. Ценный урок для ребёнка. Нечаев волновался - как-то дети примут такую «серьёзную» сказку. Детям понравилось. Ведь, кроме серьёзного содержания, над которым можно поразмыслить, там ещё много солнца и радости и чудесные песни Алекся Рыбникова и Юлия Кима. Как можно представить себе счастливое детство без «А-а - в Африке реки вот такой ширины!»?
Простые и ясные сюжетные ходы, юмор, неиссякаемая фантазия, утверждение доброго начала в человеческих отношениях главных героев в фильмах Л.Нечаева воплощаются в детских образах. Главные действующие лица в фильмах режиссера, за малым исключением (фильм «Не покидай»), – дети. Этот самый мир детских образов в фильмах режиссера чрезвычайно богат. В нем есть место и авантюристу и умнице. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на то, что все главные герои не являются воплощением идеального ребенка, при этом они необычайно притягательны, забавны, очаровательны и остроумны. Персонажи кинокартин – это образы детства режиссера. Герой-сорванец неслучайно появляется в фильмах. Многие эпизоды фильмов возникали на экране из детских воспоминаний режиссера. На экране разворачиваются целые жизненные перипетии, герои должны пройти свой нелегкий путь, чтобы многое понять, научиться чувствовать, обрести смелое сердце и благородную душу. По ходу развития событий персонажи понимают свои ошибки и становятся лучше. Такой подход к трактовке главного образа весьма удачен, т.к. маленький зритель прослеживает эволюцию главного героя.
Своими фильмами Л.Нечаев поднимает высокие философские вопросы: герои учатся постигать простые и вечные истины, путь каждого из героев – это своеобразная метафора жизненного пути, на котором встречаются как удачи, так и трудности. Фильмы режиссёра навсегда останутся современными. Благодаря фильмам Л. Нечаева, выросло ни одно поколение бывшего СССР и современной России, Украины и Белоруссии
Заключение
Знаменитый Иван-царевич никогда не отрубал семь голов Змею Горынычу. И захотел бы, да не смог — ни подлого Змея, ни самого Ивана-царевича никогда не существовало. И Василисы Прекрасной на самом деле не было. Только кому сейчас до этого дело — было или не было.
Народ создал замечательные образы героев, вложив в них самую живую, самую реальную правду собственного положительного идеала, и они живут в сердцах людей наравне с самыми великими героями истории.
Кащея Бессмертного уж наверняка не было. Но ненасытная алчность богатого воистину бессмертна. И она подчас на самом деле превращала людей в могущественных злодеев. И тогда шел сказочный богатырь Иван-царевич и сокрушал Кащея острым мечом, освобождая из-под его власти добрую душу. Так торжествовала высокая правда народного идеала.
И пусть герой был неправдоподобно, сказочно-благороден, пусть он был воплощением самых чудесных качеств — именно он был всегда любим народом, живым для него, как живы среди людей смелость, сила, мудрость, справедливость и вера в торжество добра...
- А что же это оно — добро — побеждает, побеждает, а победить никак не может? — ехидно спрашивал Бармалей у Айболита.
-Ты всегда попадаешь под свое собственное нехорошее влияние, — сокрушался в ответ добрый доктор.
Конечно, этого разговора в действительности не было. И не могло быть, потому что в действительности никогда не существовали и не могли существовать ни Бармалей, ни Айболит.
Все это выдумки, фантазии. Все это сказки. Это самый удивительный жанр, который когда-либо создавало творческое стремление человека к нравственному идеалу. Жанру этому доступно все — и драматизм, и патетика, и юмор, и небывальщина, и сарказм, и лирика, и сатира, и сентиментальность... И в жанре этом, как ни в каком другом, проявляется драгоценнейшее свойство человеческого воображения, очищенного от всего случайного и временного, укрупненного до очертаний, видимых через столетия,— представление о Добре и Зле, о диалектике их немирного сосуществования.
Поэтому и в новое время компьютерных технологий дети смотрят, как ведра ходят по-щучьему велению, а добрые герои побеждают Змея Горыныча, с таким же замиранием сердца, как и полвека назад.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И умный-умный, как Иван-дурак!

Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!

Библиография
Боровков В. Надежда Кошеверова // 20 режиссёрских биографий. М., 1978
История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005
История советского кино в 4-х тт. .-М.Искусство, 1973
Кинословарь в 2-х тт.-М.:Советская энциклоаедия. 1970
Левшина И. Ролан Быков.-М.:Икусство, 1973
Львовский М. Человек, которому верят.-М.:Киноцентр, 1990
Нечаев Л. Ролан Быков одел жену в рыболовную сеть:Интервью –Экспресс – газета. -2005.-апрель.-С.9
Павленок Б. Актуальные проблемы теории кино ,-М.Искусство, 1979
Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979
Страницы истории отечественного кино.-М.:Материк, 2006
Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

Фильмография
Александр Роу
1934 Марионетки (асс.режиссера _
1936 Беспреданица асс.режиссера
1936 О странностях любви ( асс.режиссера)
1937 Белеет парус одинокий (асс.режиссера )
1938 По щучьему велению («Сказка про Емелю»)( режиссер)
1939 Василиса Прекрасная (режиссер )
1941 Конек горбунок (режиссер )
1941 Ровно семь (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник N7») режиссер
1944 Кащей Бессмертный (автор сценария, режиссер)
1952 Майская ночь или Утоплиница( режиссер)
1954 Тайна горного озера( режиссер )
1956 Драгоценный подарок( режиссер )
1957 Новые похождения кота в сапогах ( режиссер)
1959 Марья искусница( режиссер )
1960 Хрустальный башмачок( автор сценария, режиссер)
1961 Вечера на хуторе близь Диканьки(режиссер, автор сценария )
1963 Корлевство кривых зеркал ( режиссер)
1964 Морозко( режиссер )
1967 Огонь, вода и медные трубы( режиссер)
1969 Варвара красаЮ длинная коса( автор сценария, режиссер)
1972 Золотые рога( режиссер, автор сценария)
1975 Финист- ясный сокол ( автор сценария )
Александр Птушко
1935— Новый Гулливер
1936 — Дети капитана Гранта (оператор)
1939— Золотой ключик
1942— Батыры степей (короткометражный), (оператор)
1942— Парень из нашего города (сорежиссёр)
1942— Секретарь райкома (руководитель комбинированных съёмок)
1944— Небо Москвы, (режиссёр комбинированных съёмок )
1944— Зоя, (режиссёр батальных съёмок )
1946— Каменный цветок (режиссер)
1948— Три встречи (режиссер)
1952— Садко (режиссер)
1956— Илья Муромец (режиссер)
1958— Сампо (режиссер)
1961— Алые паруса (режиссер)
1964— Сказка о потерянном времени (режиссер)
1966— Сказка о царе Салтане
1967— Вий (Художественный руководитель фильма, постановщик трюковых сцен и соавтор сценария)
1972— Руслан и Людмила (режиссер)
Призы и премии
1935 — МКФ в Венеции (Приз за лучшую программу фильмов, фильм «Новый Гулливер»)
Надежда Кошеверова
Художественные фильмы
1939— «Аринка»
1940— «Галя» (среднеметражный)
1941— «Черевички» (совм. с М. Шапиро)
1942— «Золушка» (совм. с М. Шапиро)
1943- «Весна в Москве» (совм. с И. Хейфицем)
1953 — «Тени» (совм. с Н. Акимовым)
1954 — «Укротительница тигров» (совм. с А. Ивановским)
1956 — «Медовый месяц»
1958 — «Шофёр поневоле»
1960 — «Осторожно, бабушка!»
1963 — «Каин XVIII»
1966 — «Сегодня — новый аттракцион»
1968 — «Старая, старая сказка»
1971 — «Тень»
1974 — «Царевич Проша»
1977 — «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
1979 — «Соловей»
1982 — «Ослиная шкура»
1984 — «И вот пришёл Бумбо…»
1987 — «Сказка про влюбленного маляра»
Сценарии
1944 — «Черевички» (совм. с М. Шапиро)
1953 — «Весна в Москве»




Ролан Быков Режиссерские работы:
1962- Семь нянек
1963- Пропало лето
1966- Айболит-66
1970- Внимание, черепаха!
1971- Телеграмма
1974- Автомобиль, скрипка и собака Клякса
1977- Нос
1982- Свадебный подарок
1983- Чучело

Леонид Нечаев
1974 — «Приключения в городе, которого нет»
1975 — «Приключения Буратино»
1976 — «Эквилибрист»
1977 — «Про Красную Шапочку»
1979 — «Примите телеграмму в долг»
1980 — «Мнимый больной»
1981 — «Проданный смех»
1983 — «Сказка о Звёздном мальчике»
1984 — «Рыжий честный влюблённый»
1987 — «Питер Пэн»
1988 — «Репетитор»
1989 — «Не покидай»
1991 — «Безумная Лори»
1997 — «Сладкая сказка»
2001 — «Сверчок за очагом»
2007 — «Дюймовочка»


Страницы истории отечественного кино.-М.:Материк, 2006.-С. 234

Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979.-С.123
Там же .-С.125
Цит. По кн. Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979.-С.127

Там же .-С. 131
Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005.-С.267

Там же .-С.269
Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

Там же .-С.7
Боровков В. Надежда Кошеверова // 20 режиссёрских биографий. М., 1978-С.134

Львовский М. Человек, которому верят.-М.:Киноцентр, 1990.-С.57

История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005.-С.345

Нечаев Л. Ролан Быков одел жену в рыболовную сеть:Интервью –Экспресс – газета. -2005.-апрель.-С.9













32

1.Боровков В. Надежда Кошеверова // 20 режиссёрских биографий. М., 1978
2.История отечественного кино/ред. Л.В. Будяк.-М.:Прогресс-Традиция, 2005
3.История советского кино в 4-х тт. .-М.Искусство, 1973
4.Кинословарь в 2-х тт.-М.:Советская энциклоаедия. 1970
5.Левшина И. Ролан Быков.-М.:Икусство, 1973
6.Львовский М. Человек, которому верят.-М.:Киноцентр, 1990
7.Нечаев Л. Ролан Быков одел жену в рыболовную сеть:Интервью –Экспресс – газета. -2005.-апрель.-С.9
8.Павленок Б. Актуальные проблемы теории кино ,-М.Искусство, 1979
9.Парамонова К.К. Александр Роу.-М.:Искусство, 1979
10.Страницы истории отечественного кино.-М.:Материк, 2006
11.Силеверстов И. Они не дали сказку сделать былью//Первое сентября.-2003.-18 ноября.-С.7

У нас вы можете заказать