Форма права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 3232 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 11.01.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Понятие форм права. Их виды
2. Виды нормативно-правовых актов
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Эти акты призваны развивать и конкретизировать положения федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства России. Они в большей степени, чем другие акты отражают сложность и динамику регулируемых общественных отношений.
Помимо Федерального Собрания, Президента Российской Федерации, Правительства России, федеральных органов исполнительной власти в Конституции упоминаются и другие органы - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации. В Конституции не закреплено, что данные органы осуществляют государственную власть в Российской Федерации (ст.11), однако они все имеют определенные признаки государственных органов, за каждым из них на основании соответствующих федеральных законов закреплена компетенция, они осуществляют властную деятельность на всей территории Российской Федерации.
Все эти органы также издают свои нормативные правовые акты, имеющие подзаконный характер. Для актов Центробанка, к примеру, помимо зависимости от федеральных законов закреплена возможность оказывать влияние на взаимоотношения федеральных законов с подзаконными актами федеральных органов государственной власти.
Акты Центральной избирательной комиссии занимают самостоятельную позицию, зависящую только от предметного соотношения с федеральным законом и относительно автономное положение от актов федеральных органов государственной власти. Нормативные акты Генеральной Прокуратуры Российской Федерации имеют межведомственный характер и издаются совместно с другими правоохранительными органами, главным образом с федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, соотношение федерального закона с различными видами подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня правовой системы будет неполным, если не рассмотреть это соотношение с актами Центрального Банка, Центральной избирательной комиссии и Генеральной прокуратуры. К тому же, это соотношение демонстрирует образцы установления специфических вариантов взаимосвязей с федеральными законами, которые необходимо проанализировать отдельно.
Другие органы - Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации не издают обязательных для иных органов нормативных предписаний, но они могут оказывать влияние на правотворческую деятельность отдельных властных органов путем издания обязательных ненормативных предписаний этим органам (Счетная палата), либо путем принятия обращений, заявлений рекомендательного характера.
Более подробно характеристика соотношения актов иных властных органов Российской Федерации с другими видами актов будет дана в заключительном разделе работы.
В целом система подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации выполняет очень важную роль вторичного регулятора общественных отношений, а также осуществляет собственное регулирование по определенным в законе вопросам. Предстоит значительная работа по определению более четких параметров правотворческой компетенции всех органов государственной власти федерального уровня, порядка издания ими подзаконных нормативных правовых актов, нормативного закрепления этого понятия, определения мер по осуществлению законности в сфере издания подзаконных нормативных правовых актов, детальная разработка вопросов соотношения каждого вида подзаконных нормативных правовых актов федерального органа государственной власти с федеральным законом.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия закона, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативно-правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.
Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрания законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативно-правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Названные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.
Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе или, если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативно-правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа. Таким образом, нормативно-правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».
Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.
Отдельные федеральные нормативно-правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.). Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом. Действие нормативно-правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.
Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами). Принцип территориального применения НПА означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов федерации - на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления - на территории, управляемой этим органом.
Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом - военнослужащих, прокуроров, милиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.
В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативно-правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это в свою очередь предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В тоже время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.
Должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы, указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов, могут быть направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда.
В гражданском законодательстве также предусмотрено его действие в отношении определенных лиц - предпринимателей, потребителей, публичных и физических лиц, лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, банковские операции и др.

Заключение

В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина.
Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.
В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.
Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.
Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения общественных благ.
Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то есть, исходящая от государства.

Список литературы


Гражданское право. Учебник. Часть 1.Издание 2, переработанное и дополненное/ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстова. — М.: Проспект,1997.—600 с.
Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.—2-е издание.,перераб и доп.—М.: Юристъ,1996.—472 с.
Общая теория права и государства: Учебник/ Под редакцией В.В. Лазарева. – М.. 1996
Общая теория государства и права, А.Ф. Вишневский. – М., 2002
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Юстицин-форм, 2007г.
Теория государства и права. Учебник для юридических факультетов и вузов. / Под редакцией В.М.Корельского и В.Д.Перевалова.—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998—570 с.
Теория права: Курс лекций. Учебное пособие для юридических факультетов и вузов — М.: Вентури,1996—208 с.
Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / А.В. Селянин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007г.
Теория государства и права: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского. М, 2000
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/ Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Интерстиль, 2007г.



Общая теория права и государства: Учебник/ Под редакцией В.В. Лазарева. – М.. 1996
«Общая теория государства и права», А.Ф. Вишневский. – М., 2002
Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.—2-е издание.,перераб и доп.—М.: Юристъ,1996.—472 с.
Теория государства и права. Учебник для юридических факультетов и вузов. / Под редакцией В.М.Корельского В.Д.Перевалова.—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998—570 с.
Теория государства и права: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского. М, 2000
Общая теория права и государства: Учебник/ Под редакцией В.В. Лазарева. – М.. 1996
Теория права: Курс лекций. Учебное пособие для юридических факультетов и вузов — М.: Вентури,1996—208 с.

Гражданское право. Учебник. Часть 1.Издание 2, переработанное и дополненное/ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстова. — М.: Проспект,1997.—600 с.
Теория государства и права: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского. М, 2000
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Юстицин-форм, 2007г.
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/ Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Интерстиль, 2007г.
Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / А.В. Селянин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007г.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Юстицин-форм, 2007г.
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/ Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Интерстиль, 2007г.
Теория государства и права: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского. М, 2000









32

Список литературы


1.Гражданское право. Учебник. Часть 1.Издание 2, переработанное и дополненное/ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстова. — М.: Проспект,1997.—600 с.
2.Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.—2-е издание.,перераб и доп.—М.: Юристъ,1996.—472 с.
3.Общая теория права и государства: Учебник/ Под редакцией В.В. Лазарева. – М.. 1996
4.Общая теория государства и права, А.Ф. Вишневский. – М., 2002
5.Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Юстицин-форм, 2007г.
6.Теория государства и права. Учебник для юридических факультетов и вузов. / Под редакцией В.М.Корельского и В.Д.Перевалова.—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998—570 с.
7.Теория права: Курс лекций. Учебное пособие для юридических факультетов и вузов — М.: Вентури,1996—208 с.
8.Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / А.В. Селянин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007г.
9.Теория государства и права: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского. М, 2000
10.Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/ Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Интерстиль, 2007г.

Вопрос-ответ:

Какие виды нормативно-правовых актов существуют в России?

В России существуют различные виды нормативно-правовых актов, такие как федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, акты Правительства России и т.д.

Что означает понятие "форма права"?

Понятие "форма права" используется для обозначения различных документов, в которых закреплены правовые нормы и принятые органами государственной власти акты. Эти документы регулируют общественные отношения и имеют юридическую силу.

Какие акты больше других отражают сложность и динамику регулируемых общественных отношений?

Больше других актов сложность и динамику регулируемых общественных отношений отражают акты правительства России. Они развивают и конкретизируют положения федеральных законов и актов Президента Российской Федерации, учитывая изменения в общественной жизни и потребности граждан.

Какие органы государственной власти принимают нормативно-правовые акты в России?

Нормативно-правовые акты принимаются Федеральным Собранием, Президентом Российской Федерации и Правительством России. Эти органы государственной власти имеют полномочия по установлению правил и норм, регулирующих общественные отношения в России.

Каким образом действуют нормативно-правовые акты во времени, в пространстве и по кругу лиц?

Нормативно-правовые акты действуют в определенный период времени, который указывается в самих актах или в федеральных законах. Они также действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для всех граждан и организаций, которые находятся на этой территории.

Что такое форма права?

Форма права - это способ выражения и обнародования норм права, который определяет внешний вид и структуру правового акта.

Какие виды форм права существуют?

Существуют различные виды форм права, такие как законы, указы, постановления и другие нормативно-правовые акты.

Какие существуют виды нормативно-правовых актов?

Существует множество видов нормативно-правовых актов, таких как федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, акты Правительства России. Они развивают и конкретизируют положения федеральных законов.

Как действуют нормативно-правовые акты во времени, пространстве и по кругу лиц?

Нормативно-правовые акты действуют в определенный период времени, применяются на территории, которая указывается в акте, и касаются ограниченного круга лиц, определенного в тексте акта.