Вам нужен реферат?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Усадьба Кусково

  • 20 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 17.05.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
История усадьбы
Большой дворец и другие постройки регулярного парка Кусково
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, - точно сошедший с картин «малых голландцев», - но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией: и «городская застройка» вместе с исчезнувшими еще в XIX веке «Пагоденбургом»(«Китайским павильоном») и «Столбовой» беседкой, и похожий на непременный голландский канал пруд, и крошечный сад с тюльпанами и гиацинтами, и огород со спаржей и капустой.
На другом конце аллеи – наиболее полно сохранившийся «итальянский» уголок с фонтаном и статуями в небольшом саду перед Итальянским домиком. Здесь же неподалеку расположен Грот, которому фантазия Аргунова придала вид миниатюрного дворца в стиле барокко с высоким куполом, фигурной террасой и множеством колонн. Грот уникален свой отделкой, выполненной морскими ракушками, перламутром, стеклом и натуральным камнем, призванной по замыслу декораторов создавать представление о сказочном подземном царстве. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах.
Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту».
Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Невольно погружаешься в сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, и узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, желтого и розового туфа.
Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б.Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты. Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века, не имеющая аналогов в нашей стране.
Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея. В нём находились произведения итальянского искусства, здесь можно было увидеть картины Рафаэля, Рембрандта, Корреджо и других мастеров, которые после 1780-х гг. были перевезены в Петербург и Останкино. Из убранства домика кроме дубовых панелей с золоченой резьбой ничего не сохранилось.
Менажереи – еще одна часть «итальянского» ансамбля, построенная по проекту Аргунова, до наших дней не сохранилась и в современном Кусково представлена в реконструкции, проведенной в 1980 году.
К сохранившимся до наших дней постройкам 18 века относятся Швейцарский домик, построенный в 1870-е годы архитектором Н.Л.Бенуа (сейчас – административное здание), Кухонный флигель, возведенный в 1775 году Аргуновым, и павильон Эрмитаж, расположенный в западной части парка. Двухэтажный Эрмитаж сооружён в мавританском стиле в 1765-1767 гг. под руководством архитектора К.И.Бланка. Его крышу украшает статуя виночерпия греческих богов Ганимеда, а вокруг раньше стояли статуи нагих богинь.
Эрмитаж предназначался для бесед и собраний в интимной обстановке без прислуги, а также служил иногда местом уединения графа. По преданиям, граф очень любил проводить здесь время в полном одиночестве, сидя на втором этаже. Все, что ему было нужно, подавалось и принималось подъемной машиной, устроенной в здании. А если уединение надоедало, то приглашенных гостей усаживали на специальный диван и тоже поднимали наверх к ожидавшему хозяину. Центрическая постройка Эрмитажа стоит на пересечении восьми аллей, и с каждой, в зависимости от освещения, выглядит по-разному.
Сохранился до наших дней и ансамбль Храма происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого) с колокольней. С постройки этого храма в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви граф Петр Шереметев начал перестройку своего родового поместья.
В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным. Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в. После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. А в 1991 году в храме возобновлены богослужения.

Заключение
Кусково - великолепное поместье, родовая вотчина графов Шереметевых. Кусково - одна из жемчужин русской культуры 18 века. Возникшая некогда как подмосковная усадьба богатейшего крепостника России, она превратилась в музей. Резная и золоченая мебель стоит на старинном наборном паркете там, где ее расставили 200 и более лет назад; картины и гобелены старых мастеров развешаны на стенах в полном соответствии со вкусами и правилами давнего времени; скульптура 18 века украшает те же гостиные, что и раньше. Архитектура, живопись, скульптура и декоративные искусства, связанные прочными, освященными узами времени, образуют в усадьбе Кусково сложные и слаженные ансамбли. Одним словом, усадьба является выдающимся памятником Екатерининских времен.
В Кусковском дворце богатая коллекция произведений живописи, насчитывающая более сотни произведений, портретная галерея и редкое собрание натюрмортов 18 века. Сокровища искусства в ансамбле Кусково - от парков и дворцовых построек до мельчайших произведений прикладного искусства - созданы художниками и архитекторами, декораторами и мастерами музыкальных инструментов, мебельщиками, ткачами, лепщиками из тех самых крепостных людей, отпустить которых на волю призывал П. Б. Шереметев, но сам никогда этого не делал.
Шереметевы были чутки к веяниям времени и обладали состоянием столь огромным, что могли украшать свои подмосковные постройки, картинами, скульптурой, произведениями художественного ремесла, отражая все капризные, изменчивые вкусы эпохи. Шереметевы, подобно многим современникам, в своих вкусах ориентировались на Запад. Однако сами они были порождением русской жизни, и, быть может, не сознавая того, участвовали в формировании ансамблей самобытно русских. Кусково не имеет прямых аналогий на Западе, и представляют собой явление русской культуры. Зеленые тенистые аллеи, мраморные скульптуры и кованые скамейки - Кусково по праву считается жемчужиной среди московских парков.
Список литературы
Грицак Е. Н. Кусково и Останкино. — М.: Издательство «Вече», 2004
Катаева Н. Кусково// газета «Гудок» от 15.01.2003
Ковалевская А. Подмосковный Версаль в Кусково// «Строительный Сезон» №43, 2002
Кусково.//Атлас России. – М., Изд. «Атлас», 2010
Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: «Искусство», 1976
Попова Н. Крепостная актриса. Прасковья Ивановна Ковалева–Жемчугова, графиня Шереметева. — Издательство «Аврора», 2001
Ростовцева Г.А. Кусково. Регулярныйпарк музея-усадьбы XVIII в.- М., 1958.
Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993
http://kuskovo.ru/arhitekturno-_parkovyj_ansambl
Материалы Обзорной Экскурсии “Кусково в старину и в наши дни”


Грицак Е. Н. Кусково и Останкино. — М.: Издательство «Вече», 2004. С.7
Ковалевская А. Подмосковный Версаль в Кусково// «Строительный Сезон» №43, 2002. С.15
Кусково.//Атлас России. – М., Изд. «Атлас», 2010
Катаева Н. Кусково// газета «Гудок» от 15.01.2003. С.4
Попова Н. Крепостная актриса. Прасковья Ивановна Ковалева–Жемчугова, графиня Шереметева. — Издательство «Аврора», 2001. С. 79-92

Катаева Н. Кусково// газета «Гудок» от 15.01.2003. С.4
Кусково.//Атлас России. – М., Изд. «Атлас», 2010
Ковалевская А. Подмосковный Версаль в Кусково// «Строительный Сезон» №43, 2002. С.15
Грицак Е. Н. Кусково и Останкино. — М.: Издательство «Вече», 2004. С.48
http://kuskovo.ru/arhitekturno-_parkovyj_ansambl/
Ковалевская А. Подмосковный Версаль в Кусково// «Строительный Сезон» №43, 2002. С.15
http://kuskovo.ru/arhitekturno-_parkovyj_ansambl/
Там же
Кусково.//Атлас России. – М., Изд. «Атлас», 2010
Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . С.224












2

Список литературы
1.Грицак Е. Н. Кусково и Останкино. — М.: Издательство «Вече», 2004
2.Катаева Н. Кусково// газета «Гудок» от 15.01.2003
3.Ковалевская А. Подмосковный Версаль в Кусково// «Строительный Сезон» №43, 2002
4.Кусково.//Атлас России. – М., Изд. «Атлас», 2010
5.Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: «Искусство», 1976
6.Попова Н. Крепостная актриса. Прасковья Ивановна Ковалева–Жемчугова, графиня Шереметева. — Издательство «Аврора», 2001
7.Ростовцева Г.А. Кусково. Регулярныйпарк музея-усадьбы XVIII в.- М., 1958.
8.Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993
9.http://kuskovo.ru/arhitekturno-_parkovyj_ansambl
10.Материалы Обзорной Экскурсии “Кусково в старину и в наши дни”

Мой любимый уголок. - усадьба Кусково

МОСКВА, ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА — ЛАБОРАТОРИЯ№. 799

РЕФЕРАТ по

МОСКВОВЕДЕНИЮ

Тема: "Мой любимый уголок. - усадьба Кусково"

Ученика Кудашева Алексея

9 &';В&'; класс

Советник

 

 

Москва. 1998

План.

1.Введение.

2.История Шереметьевской усадьбы.

3.Кусковский дворец.

4.Разбивка регулярного парка.

1. Итальянский дом.

2. Грот.

3. Голландский дом.

4. Эрмитаж.

5. Теплицы.

5.Строительство церкви.

6.Вывод.

 

1.Введение.

Кусково было великолепным поместьем, родовой вотчиной графов Шереметевых. Этот уголок восемнадцатого века я полюбил с детства и часто посещал. Тихо шумящий лес успокаивает, а пруд и дворец, объединенные общей гармонии, дает эстетическое удовольствие. Кроме того, Парк Кусково находится недалеко от моего дома и в транспортном отношении легко доступен, хорошо знакомым. Именно поэтому я и взял эту тему.

Кусково - одна из жемчужин русской культуры 18-го века. Раз появился, как подмосковная усадьба богатых крепостника России, она превратилась в музей. Резная и золоченая мебель стоит старая наборном паркете там, где ее расставили 200 и более лет назад; картины и гобелены старых мастеров развешаны на стенах в полном соответствии со вкусами и правилами древности; скульптура 18 века украшает те же зоны, как и раньше. Архитектура, живопись, скульптура и декоративные искусства, связанные прочными, освященными узами времени, образуют в усадьбе Кусково сложные и слаженные ансамбли. Одним словом, усадьба является выдающимся памятником Екатерининских времен.

В Кусковском дворце богатая коллекция произведений живописи, насчитывающая более сотни произведений, портретная галерея и собрание натюрмортов 18 века. Сокровища искусства в ансамбле Кусково - от парков и дворцовых построек до мельчайших произведений прикладного искусства-созданы художниками и архитекторами, декораторами и мастерами музыкальных инструментов, мебельщиками, ткачами, лепщиками из самых крепостных людей, отпустить на волю просил П. Б. Шереметев, но сам никогда не сделал.

Узнать стоимость работы