Вам нужна курсовая работа?
Интересует География?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности формирования территориального рынка и средств производства

  • 30 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 14.12.2009
420 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1.Особенности формирования территориального рынка и средств производства
2. Формирование территориального рынка Свердловской области
3.Анализ территориального рынка Свердловской области на примере алкогольной продукции
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Местный или локальный товарный рынок охватывает широкий набор потребительских товаров, его емкость определяется уровнем развития местной промышленности, численностью населения и национальными особенностями, платежеспособностью потребителей и другими условиями. По нашему мнению, региональный рынок алкогольной продукции можно определить как локальное экономическое пространство, в котором концентрируется совокупность экономических отношений по поводу производства, оборота и потребления алкогольной продукции с целью удовлетворения потребностей населения региона. Алкогольная продукция представляет собой пищевую продукцию, которая изготавливается с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.
Региональный рынок алкогольной продукции тесно связан с потребительским рынком региона, представляющим собой основную составляющую структуры рыночной экономики, где часть валового национального продукта в виде товаров покупается населением региона для личного потребления. Формирование и функционирование регионального потребительского рынка определяется многими факторами. По удельному весу потребительский рынок, обеспечивающий жизнедеятельность населения, занимает ведущее место в системе рынков региона. Он функционирует тем лучше, чем больше производство и ввоз товаров из других территорий соответствует потребностям и платежеспособному спросу населения. Насыщенность и емкость потребительского рынка зависит от эффективности хозяйственной деятельности в регионе: чем выше эффективность хозяйственной деятельности, тем больше производится товаров, выше конечное потребление.
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, предприятиями сферы услуг региона. Им противостоят покупатели, представленные домохозяйствами. Пространство потребительского рынка определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу.
По данным Росстата, в 2009 г. населению Свердловской области было продано 544,6 тыс. дкл алкогольных напитков и пива (в абсолютном алкоголе), в 2008 г. — 584 тыс. дкл, в 2007 г. — 543 тыс. дкл, в расчете на душу населения это составило соответственно 6,5; 6,9 и 6,3 л. В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост продажи в розничной торговле вина на 1,3 %, пива— на 2,1 %, шампанского — на 69,4 %, коньяка — почти в 2 раза, тогда как продажа водки и ликеро-водочных изделий уменьшилась на 13,9 %.
В структуре продажи алкогольных напитков и пива (в пересчете на абсолютный алкоголь) наибольший удельный вес занимали водка и ликеро-водочные изделия. Однако в последние годы как положительную тенденцию необходимо отметить постепенное снижение в структуре оборота алкогольных напитков, доли крепких напитков (в частности, водки и ликеро-водочных изделий). Если в 2007 г. доля водки и ликеро-водочных изделий состав ляла 63,6 %, то в 2008 г. она снизилась до 60,8 %, в 2009 г. — до 56,1 %. В то же время доля продажи вина и пива неуклонно растет. Доля продажи пива в 2009 г. составила 28,9 %, в 2008 г. — 26,4 %, в 2007 г. — 23,0 %.
Эффективное развитие потребительского рынка в местных условиях становится одной из наиболее важных проблем рыночной экономики. Главными средствами воздействия органов государственной власти на субъекты хозяйственной деятельности и управления ими в сфере потребительского рынка в настоящее время являются методы правового, экономического, социального регулирования и саморегулирования участников экономических отношений. Вместе с тем состояние и тенденции развития этого сектора хозяйства свидетельствуют о наличии ряда проблем, снижающих социальную и экономическую эффективность функционирования потребительского рынка и требующих решения.
На потребительском рынке по-прежнему остаются высокими темпы инфляции. Средние цены практически на все виды алкогольной продукции по Свердловской области существенно выросли за 2007 г. Высокие темпы роста потребительских цен обусловлены действием макроэкономических факторов и факторов, лежащих в сфере оптовой и розничной торговли (высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, монопольное положение организаций и недостаточная конкуренция между ними на локальном уровне в случае низкой насыщенности торговой сети).
В регионе алкогольная продукция населению доступна. Это связано с тем, что потребительские цены на алкогольные напитки растут медленнее, чем на продовольственные товары. Так, по данным 2009 г., общий индекс потребительских цен продовольственных товаров составил 115,4 %, продуктов питания — 116,2 %, алкоголя — 111,1 %5.
Обеспечение ценовой доступности товаров (в том числе и алкогольной продукции) для большей части социальных групп населения России и ее регионов является одной из главных проблем развития потребительского рынка. Расслоение населения по доходам позволяет сделать вывод о том, что для почти 86,3 % населения стоимость бутылки водки равняется или превышает дневной бюджет, поскольку из суммы доходов необходимо исключить плату за жилье (в среднем 3 тыс. руб.) и расходы на минимальную потребительскую корзину (3 500 руб.)
Для решения этой проблемы необходимы меры по стабилизации потребительских цен на рынке алкогольной продукции. Прежде всего необходимо законодательно установить «минимальную цену» на водку. В 2008 г. примерная расчетная минимальная розничная цена бутылки водки крепостью 40 % находилась в пределах 70 руб. (для 2009 г. — 66,3 руб.).
Другой проблемой является качество поступающей на потребительский рынок области алкогольной продукции. Об этом свидетельствуют данные Управления Федеральной службы по над зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ. За 2009 г. Управлением организовано и проведено 65 проверок со стояния торговли алкогольной продукцией и ее качества. В результате выявлены 24 административных правонарушения и наложены штрафные санкции за нарушение правил продажи алкогольной продукции на сумму 77 тыс. руб. Всего за 2009 г. проинспектированы 101,3 дкл водки и ликеро-водочных изделий, забракованы 2,4 дкл, или 2,4 %; 138,8 дкл вин виноградных и плодово-ягодных, забракованы 14,4 дкл, или 10,4 %; 352,3 дкл пива, забракованы 67,6 дкл, или 19,2 %8. Основными нарушениями были несоответствие сертифицированного товара требованиям стандарта (техническим регламентам), нарушение правил маркировки, отсутствие сопроводительных документов.
Остается актуальной проблема высокой смертности среди лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Число умерших от причин, связанных с употреблением алкоголя, на конец 2009 г. по сравнению с предыдущим годом несколько снизилось и составило 277 чел. (32,8 чел. на 100 тыс. чел. населения), в 2008 г. — 301 чел. (23,6 чел. на 100 тыс. че л. населения). На конец 2009 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояли 12 765 чел. больных алкоголизмом и алкогольными психозами (1 518,9 чел. на 100 тыс. чел. населения). На профилактическом учете в связи со злоупотреблением алкоголем находился 1 941 больной (231 чел. на 100 тыс. чел. населения). В 2009 г. зарегистрированы 13 384 больных хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами, что на 0,9 % больше, чем в 2008 г.; 1 454 чел. впервые в жизни был поставлен диагноз хронического алкоголизма или алкогольного психоза, что на 3,3 % меньше предыдущего года.
Функционирование и развитие локальных рынков алкогольной продукции свидетельствует об их неоднородности. Общие признаки неоднородности регионов обусловлены мерой межрегиональных различий общих уровней экономического развития и уровня (качества) жизни в субъектах федерации. Частные свойства неоднородности региональных рынков алкогольной продукции определяются противоположными тенденциями потребления различных видов алкогольной продукции.
Необходимо также отметить, что специфика функционирования алкогольного рынка в регионе связана с решением задач по наполнению доходов местных бюджетов и социальной защиты здоровья населения. Региональные власти заинтересованы в сохранении позитивных тенденций в развитии алкогольного сектора региональной экономики. Несмотря на то, что период восстановления российской экономики благодаря «нефтяному чуду» с 2002 по 2009 г. в целом закончился и уже с 2002 г. алкогольный рынок перестал быть перспективной бюджетообразующей строкой федерального бюджета, в то же время для основной части региональных властей алкогольные доходы — важнейшая статья бюджета. Доходы от сырьевых отраслей и алкоголя для федерального уровня не сопоставимы, что делает возможным для федеральной власти неэкономическое регулирование алкогольного рынка. Для регионов важнее сохранить у себя акцизы и создать собственную алкогольную производственную инфраструктуру.
Заключение

Эффект от использования интеграционных форм хозяйствования на региональном рынке складывается посредством слияния и наложения сложной совокупности факторов, действий и усилий. Этот эффект можно оценивать при помощи нескольких групп критериев, характеризующих различные стороны, явственных изменений в практической деятельности современных образований. Наиболее важное значение имеют следующие группы критериев:
организационно-управленческие: прочность и надежность внутренних и внешних связей организационной формы; гибкость и адаптивность организационной структуры управления; масштабы деятельности; наличие квалифицированного менеджмента и системы стратегического управления; формирование системы управления знаниями и инновационной деятельностью; разработка стратегии диверсификации услуг и форм обслуживания, повышения качества сервиса; компетентность и оперативность принятия решений;
экономические: динамика объемов реализации по видам услуг; рост доли на рынке; снижение затрат; показатели себестоимости, рентабельности, прибыли;
финансовые: платежеспособность; кредиторская и дебиторская задолженности; уровень налоговых платежей; коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, обеспеченности собственными средствами, оборачиваемости средств; рост рыночной стоимости (капитализации) компании; финансовые риски;
социальные: активность, творчество, удовлетворенность и заинтересованность персонала; рост квалификации персонала; социальная обеспеченность и защита работников; стимулирование и развитие мотивации коллектива и др.
Вместе с тем общая оценка повышения уровня развития современной формы хозяйствования на территориальном рынке может быть дана на основе следующих критериев:
1) устойчивый рост числа потребителей (клиентов, заказчиков, покупателей);
2) оптимизация прибыли;
3) высокая мотивация и стабильность коллектива;
4) динамичное увеличение инноваций.
Все это является результатом повышения конкурентоспособности рынка и в то же время ее причиной и следствием.
Список использованной литературы

1. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. / Под редакцией Ю.П. Свириденко. — М., 2008 –2009.
2. Соколин В.Л. Российский статистический ежегодник. — М.: СТАТ, 2009. — 722 с.
3. Радина О.И. Методы оценки эффективности объектов бытовой инфраструктуры региона / О.И. Радина. — Ростов н/Д: Терра, 2008. — 120 с.
4. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса / М.В. Виноградова, З.И. Панина. — М.: Издательство «Торговая корпорация «Дашков и К0»», 2008. — 464 с.
5 Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 288 с.
6 Зайнашева З.Г., Шкабарня Г.В. Новые организационные формы хозяйствования и развития сферы услуг. — Уфа: Уфимск. гос. ин-т сервиса, 2008. — 191 с.
7. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. — М., Гос. изд-во словарей, 1953. — 776 с.
8. Алаев А.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. — М., 2008. с. 50

Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. / Под редакцией Ю.П. Свириденко. — М., 2008 –2009. –С.67.
Соколин В.Л. Российский статистический ежегодник. — М.: СТАТ, 2009. — С.345.
Радина О.И. Методы оценки эффективности объектов бытовой инфраструктуры региона / О.И. Радина. — Ростов н/Д: Терра, 2008. — С.67.
Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса / М.В. Виноградова, З.И. Панина. — М.: Издательство «Торговая корпорация «Дашков и К0»», 2008. — С.67.
Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. — М.: Финансы и статистика, 2007. — С.189.
Зайнашева З.Г., Шкабарня Г.В. Новые организационные формы хозяйствования и развития сферы услуг. — Уфа: Уфимск. гос. ин-т сервиса, 2008. — С.67.
Алаев А.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. — М., 2008.-С.45.
Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. / Под редакцией Ю.П. Свириденко. — М., 2008 –2009. –С.67.









30

Список использованной литературы

1. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. / Под редакцией Ю.П. Свириденко. — М., 2008 –2009.
2. Соколин В.Л. Российский статистический ежегодник. — М.: СТАТ, 2009. — 722 с.
3. Радина О.И. Методы оценки эффективности объектов бытовой инфраструктуры региона / О.И. Радина. — Ростов н/Д: Терра, 2008. — 120 с.
4. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса / М.В. Виноградова, З.И. Панина. — М.: Издательство «Торговая корпорация «Дашков и К0»», 2008. — 464 с.
5 Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 288 с.
6 Зайнашева З.Г., Шкабарня Г.В. Новые организационные формы хозяйствования и развития сферы услуг. — Уфа: Уфимск. гос. ин-т сервиса, 2008. — 191 с.
7. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. — М., Гос. изд-во словарей, 1953. — 776 с.
8. Алаев А.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. — М., 2008. с. 50

Узнать стоимость работы