Вам нужна курсовая работа?
Интересует Микро-, макро-, мегаэкономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сравнительный анализ социально-экономического развития Италии и Испании в период с 1997 г по 2008г.

  • 36 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 02.02.2010
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. Общая характеристика экономического развития Италии и Испании
1.1 Общая характеристика экономического развития Испании
1.2 Общая характеристика экономического развития Италии
2. Сравнение Италии и Испании по макроэкономическим показателям
2.1 Сравнение структуры экономики Италии и Испании
3. Сравнение Италии и Испании по социальным показателям
3.1 Сравнение по демографическим показателям
3.2. Сравнение населения по жизненному уровню
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Уже к концу 90-х годов нехватка дешевой и малоквалифицированной рабочей силы остро чувствовалась в 11, как правило, экономически менее развитых провинциях (Эстремадуре, Галисии, Кастилии и Леоне и др.), столкнувшихся с фактом абсолютного сокращения численности населения. Одна из причин этого - ускоренная индустриализация и деаграризация страны в 60-70-х годах и связанная с этим невиданная за всю историю Испании более чем двухмиллионная миграция населения из сельской местности в города. Ее итогом стали возросшая урбанизация и сокращение доли аграрного населения в структуре занятости (с 17% в середине 70-х годов до менее 8% в 2006 г.). Важную роль в усилении этого процесса сыграли и другие факторы, в том числе масштабный отток рабочей силы в другие страны Западной Европы и Латинскую Америку.
Однако, уже в третьем квартале 2008 года безработица в Испании увеличилась почти на 10% по сравнению с предыдущим кварталом и достигла уровня в 2,6 млн человек. По мнению специалистов увеличение в последний квартал безработицы на 217,2 тысячи человек связано с экономическими трудностями, переживаемыми испанской экономикой, особенно в сфере строительства жилья. Общее количество оставшихся без работы испанцев к концу января текущего 2009 года увеличилось более чем на 198 тысяч человек и превысило 3,3 миллиона
 Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп населения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на проведение политики занятости в ВВП увеличился в Испании - с 3,2 до 3,6%.
Таким образом, основными приоритетами социальной политики Испании остаются - борьба с безработицей, развитие образования и здравоохранения, улучшение системы социального обеспечения. В 2001 г. государственные расходы на социальную сферу составили 16% ВВП (в 1975г.— лишь 8%).
Испанское государство выступает за развитие интеграции в Европе. На прошедшем в 2005 г. референдуме о ратификации Конституции Европейского союза 77% испанцев сказали «да». Примерно такой результат и прогнозировался социологами и политологами. Ведь с момента вступления страны в ЕС (в 1986 г.) уровень жизни в Испании заметно вырос — и не в последнюю очередь благодаря трансфертам из общеевропейского бюджета.

4. Социально-экономическая политика в Италии и Испании

Первое направление регулирования рынка труда — это законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях. Второе направление связано с установлением минимально допустимых условий труда. Здесь речь идет об ограничении продолжительности рабочего дня, законах против дискриминации, об участии рабочих в управлении предприятиями (к примеру, предписывающих создание совета трудового коллектива из избранных представителей работников), актах о «защите занятости», ограничивающих право работодателя увольнять работников, законах о передаче обязательств, призванных сохранить существующий уровень зарплат и условий труда при переходе бизнеса к другому собственнику, а также законах об охране здоровья работников и технике безопасности.
За соблюдением этих норм могут надзирать специальные государственные органы, такие как существующая во Франции Трудовая инспекция, контролирующая выполнение положений французского Трудового кодекса (Jeffreys 2003: 133). В других случаях за соблюдением этих законов следят профсоюзы. Наличие в стране сильных профсоюзов способствует регулированию рынка труда. Таким образом, элементом такого регулирования являются и законы о профсоюзах и праве на забастовки.
Уровень регулирования рынка труда в разных странах существенно варьируется. Рисунок 1 основывается на двух индексах — один из них касается законов о «защите занятости», ограничивающих право на увольнение работников, а второй — законов о защите прав профсоюзов.

Рисунок
Защита занятости и прав профсоюзах в различных странах 

Индекс защиты занятости составляется из расчета действующих мер, затрудняющих увольнение работников, в том числе величины компенсации за разрыв контракта и процедурных ограничений — таких, как необходимость санкции третьей стороны на увольнение работника. Индекс охватывает договоры о найме постоянных и временных работников и исчисляется по шкале от 0 до 1. Индекс защиты прав профсоюзов учитывает такие показатели, как коллективные договоры, предписания о создании советов трудовых коллективов, запрет на замену бастующих рабочих штрейкбрехерами и легализацию «забастовок солидарности».
Несмотря на то что социальная политика Италии по-прежнему остается в компетенции государства, тем не менее экономическая политика Европейского союза оказывает на нее определенное влияние. С одной стороны, ЕС не вмешивается в социальную политику стран-участниц. С другой стороны, экономическая политика Евросоюза косвенно влияет на экономики входящих в него государств путем установления критериев сближения в экономической сфере. Решающее воздействие она оказала на итальянскую социальную политику в начале 90-х годов, дав ощутимый толчок реформаторским мероприятиям в социальном секторе. «Европеизирование» стало важным фактором для проведения социальных реформ в Италии не в последнюю очередь и потому, что в отличие от других стран Европы, где Евросоюз зачастую рассматривался как новая бюрократическая структура, ограничивающая полномочия национальных государств, в Италии с европейским объединением всегда связывали надежду на улучшение в собственной стране. Итальянцы принадлежали к сторонникам интеграции, ценя ее даже выше, чем объединение Италии в XIX столетии (это мнение выразили 76% респондентов общественного опроса, проводившегося в конце 90-х годов). Подобное отношение населения страны к вопросу, который не всегда вызывал положительную реакцию в других странах – участницах Европейского союза, видится прежде всего в традиционно глубоком недоверии населения к собственному государству. Причины такого недоверия, очевидно, коренятся не только в особенностях национального характера или менталитете итальянцев, но и в конкретных проблемах, характерных для всей итальянской экономики и социального сектора в частности.
 Итак, реформаторские мероприятия, предпринятые с начала 90-х годов, были обусловлены в основном реакцией на необходимость экономической модернизации в рамках европейской интеграции. Кроме того, все это дополнялось внутренними условиями, к которым относятся специфические проблемы и особенности социального сектора Италии, а также положительное отношение населения к процессам европейской интеграции. Тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов ХХ века были, следовательно, связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии конвергенции ЕС обусловливали проведение жесткой рестриктивной политики в социальном секторе. С другой стороны, несовершенства итальянской социальной системы делали очевидным необходимость расширения тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно «слабыми» в общей системе социальной защиты.
Хотя обязательное страхование по безработице было впервые введено в Италии в 1919 г., тем не менее до 90-х годов ХХ века оно (по сравнению с положением в других европейских странах) было развито довольно слабо. С начала своего возникновения эта отрасль социальной защиты практически не менялась, а размер пособий по безработице оставался на низком уровне. Изменения в данной области были связаны с введением специальных программ по смягчению отраслевых кризисов.
 Для получения пособия необходимы два года страхового стажа и выплата страховых взносов в течение 52 недель за последние два года. Поскольку выплата пособия непосредственно увязывается с существовавшими до увольнения трудовыми отношениями (следовательно, и с выплатой страховых взносов) подобная система не защищает от риска вынужденной безработицы целый ряд трудоспособных групп населения, например выпускников школ, профессиональных учебных заведений и университетов. Пособие по безработице выплачивается по прошествии 7 дней с момента увольнения до 180 дней (однако для ряда отраслей максимальный срок установлен в 360 дней). Размеры пособия по безработице в Италии, сравнительно с другими странами Западной Европы, невелики – около 20% предыдущего дохода в течение последних трех месяцев и колеблются от 745 евро (при доходе ниже 1 611 евро) до 895 евро (при доходе, превышающем сумму в 1 611 евро), что не представляет собой достаточной финансовой защиты от безработицы.
 Финансирование системы страхования по безработице осуществляется за счет взносов работодателей и самих наемных работников. Размер взносов в фонд страхования дифференцируется по отраслям. Так, в промышленности он составляет 4,71% (из которых 4,41% приходится на долю работодателя, и 0,30% – наемного работника), а в торговле – 2,51% (из них 2,21% приходится на работодателя и 0,30% – на работника). Аккумулирование взносов и выплата пособий возложены на управление по услугам для наемных работников, находящееся в ведении Национального института социального страхования – INPS.
 В рамках общей системы обеспечения по безработице в Италии существуют две формы страхования. Первая из них действует в обычных случаях вынужденной полной безработицы, финансирование которой осуществляется исключительно за счет взносов работодателя, а вторая представляет собой систему, направленную на возмещение заработной платы для временно незанятых или занятых неполный рабочий день работников в кризисных отраслях. Организационно последняя форма представлена так называемыми кассами компенсационных выплат, финансирующимися как из взносов работодателя, так и за счет государственных средств. Первоначально эти организации были задуманы для ограниченного возмещения доходов временно незанятых работников, развившись со временем в систему с высоким уровнем обеспечения по безработице. Кроме того, они стали достаточно эффективным инструментом регулирования рынка труда путем смягчения отраслевых и региональных кризисов. Однако в силу специфики деятельности касс компенсационных выплат контингент получателей пособий в рамках этой системы достаточно ограничен и представлен в основном работниками некоторых отраслей промышленности, строительного сектора и сельского хозяйства.
 Условием выплаты пособий становится признание правительством соответствующих отраслей или отдельных предприятий кризисными. Отдельному предприятию для включения в список кризисных необходимо заявление работодателя с соответствующим обоснованием и планом дальнейшего развития предприятия. Если кризисное положение предприятия и необходимость его реструктуризации подтверждается, Министерство труда и социального обеспечения определяет число увольняемых или занятых неполный рабочий день, которые через кассы компенсационных выплат получают пособия. В рамках этой системы есть две формы пособий.
 Первое, так называемое обычное, пособие выплачивается наемным работникам предприятий, а также их предприятиям-поставщикам из-за временной приостановки или сокращения хозяйственной деятельности, связанных с производственными или иными трудностями временного характера. Второе – «специальное» – пособие выплачивается наемным работникам предприятий кризисных отраслей, находящихся в процессе реструктуризации или изменения направления деятельности. Размер первого составляет 80% заработной платы, не выплаченной в результате неполной занятости работника. Как правило, оплачивается от 24 до 40 вынужденно неотработанных часов в неделю за период не более 12 месяцев. Второе пособие также оплачивается в объеме 80% неотработанного рабочего времени. Различие между первым и вторым видом пособий определяется прежде всего различиями в экономическом положении, существующими между предприятиями первой и второй групп. По окончании предусмотренного программой срока выплаты пособия как для первой, так и для второй формы в силу вступают общие правила страхования от полной безработицы.
 Необходимо отметить еще одно обстоятельство, связанное с финансированием некоторых пенсионных выплат из фонда страхования по безработице. Дело в том, что, так же как в ряде других западноевропейских стран, в Италии практикуется досрочный выход на пенсию в кризисных для предприятия ситуациях. Как правило, это возможно не ранее чем за пять лет до наступления пенсионного возраста. Финансирование пенсионных выплат на период до наступления пенсионного возраста осуществляется не из фонда пенсионного страхования, а за счет средств фонда страхования по безработице; при наступлении пенсионного возраста выплачивается нормальная пенсия.
Заключение

Таким образом, подводя итог анализа социально-экономического развития Италии и Испании можно сделать вывод, что не сморят на то, что обе страны относятся к странам Европейского союза в их социально-экономическом развитии есть как много общих, так и различных черт.
Общая проблема, которая касается как одной, так и второй страны – проблема безработицы. Она оказывает огромное влияние на развитие обеих стран, и не только этих стран, но и практически всех стран Европейского союза, именно поэтому правительствами этих стран так целенаправленно разрабатываются меры, по снижению уровня безработицы. Методы, которыми пользуются страны в ходе осуществления указанной цели, могут быть разными, как и полученный результат.
Показатели развития Италии и Испании за период с 1997г по 2007г показали, различия в уровнях и методах развития экономик этих стран, именно поэтому нельзя однозначно сказать, какая из двух анализируемых стран более развита, население какой страны более обеспечено. Но, не смотря на это, можно однозначно сказать, что правительство обеих стран делает все возможное для того, чтобы повысить уровень благосостояния своих граждан.


Список использованной литературы
Авилова А.В. «Италия: своеобразие южноевропейского пути развития» //Мировая Экономика и Международные Отношения, 2001г., №5
Испания/Espana. Киселев А.В., М., КАРО, 2001
Испания. Путеводитель с картами и словарем. Le Petit Fute, 2008
Комаров М.П. «Инфраструктура регионов мира», СПб: 2000г.
Христов Т. «Экономические преобразования в Италии» //Бизнес, 1998г., №1
Экономика зарубежных стран. Погорлецкий А.И., М., 2007
http://www.top-personal.ru/issue.html?185
http://itman2006.info/italy1.html
http://www.evropa.org.ua/country/italy/1_8.htm
http://www.worcount.com/index.files/economital.htm
http://www.polit.ru/research/2006/12/22/siebert.html
http://ispaniya.net/blogsection/ispanskaya-ekonomika/
http://www.paneuro.ru/main/spain/economic/
http://www.tierra-solar.ru/economica_spaine/
http://www.turspain.ru/spain/ekonomika_ispanii/
Источники: Banca d'Italia, “Assemblea generale ordinaria dei partecipanti, anno 2004”, vol. 2, 2004, pp. 98, 112, 121, 129, 210;
Ministero dell'Economia e delle Finanze, “Relazione generale sulla situazione economica del paese - (2004)” vol 1, pp. 32, 73, 96-99

Источник: “Relazione generale sulla situazione economica del paese – (2007)”, vol. I, pp. 112-114

Источник: “Relazione generale sulla situazione economica del paese – (2007)”, vol. I, pp. 112-114
Источник: “Relazione generale sulla situazione economica del paese – (2007)”, vol. I, pp. 98-110
Источник: “Relazione generale sulla situazione economica del paese – (2007)”, vol. II, p. 56-57

Источник: “Relazione generale sulla situazione economica del paese – (2007)”, vol. II, p. 56-57

Данные Центробанка Италии










3

Список использованной литературы
1.Авилова А.В. «Италия: своеобразие южноевропейского пути развития» //Мировая Экономика и Международные Отношения, 2001г., №5
2.Испания/Espana. Киселев А.В., М., КАРО, 2001
3.Испания. Путеводитель с картами и словарем. Le Petit Fute, 2008
4.Комаров М.П. «Инфраструктура регионов мира», СПб: 2000г.
5.Христов Т. «Экономические преобразования в Италии» //Бизнес, 1998г., №1
6.Экономика зарубежных стран. Погорлецкий А.И., М., 2007
7.http://www.top-personal.ru/issue.html?185
8.http://itman2006.info/italy1.html
9.http://www.evropa.org.ua/country/italy/1_8.htm
10.http://www.worcount.com/index.files/economital.htm
11.http://www.polit.ru/research/2006/12/22/siebert.html
12.http://ispaniya.net/blogsection/ispanskaya-ekonomika/
13.http://www.paneuro.ru/main/spain/economic/
14.http://www.tierra-solar.ru/economica_spaine/
15.http://www.turspain.ru/spain/ekonomika_ispanii/

У нас вы можете заказать