Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Инвестиционный кризис в России и пути его преодоления.

  • 43 страницы
  • 24 источника
  • Добавлена 20.12.2009
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА СТРАНЫ
1.1 Сущность инвестиций и их основные виды
1.2 Иностранные инвестиции в экономике и их особенности
1.3 Теоретические основы сущности инвестиционного климата и основ инвестиционного кризиса страны
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны
2.2 Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России и особенности инвестиционного кризиса
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Сегодня инвесторы уже не боятся действовать на российском рынке, скорее наоборот. Но такой интерес к отечественной экономике почему-то вызывает озабоченность на самом высоком уровне.
Казалось бы, настороженность чиновников безосновательна, ведь еще недавно о столь масштабном финансовом интересе инвесторов к нашей экономике не приходилось и мечтать. Политика привлечения иностранных инвестиций была направлена на решение двух главных макроэкономических проблем: возрождения производства и роста занятости. Если решение первой не найдено до сих пор, то прогресс в отношении второй налицо. Хотя и тут имеется повод для разногласий: если сравнивать цифры, то рост занятости по сравнению с началом переходного периода не столь велик, как этого можно было ожидать. Но дело здесь вовсе не в недостатке рабочих мест. Скрытая безработица дорыночного периода носила значительные масштабы, и лишь впоследствии работники, ранее занятые формально, перешли в категорию реально занятых, в том числе и на производстве. Роль иностранных инвестиций и созданных посредством них рабочих мест нельзя недооценивать.
Трудности, связанные с потоками иностранных инвестиций, возникли еще в середине 90-х, когда вывоз капитала из страны более чем в десять раз превышал объем притока инвестиций. В дальнейшем большую роль приобрела и другая особенность экономики, а именно специфика направления иностранного капитала: сферы «приложения» инвестиций еще более усиливают структурные диспропорции и сырьевую ориентацию национальной экономики.
Есть и иные, менее очевидные, проблемы. В частности, приток иностранного капитала может способствовать как росту занятости, так и росту производства, но обоим процессам сопутствует инфляция, определяющаяся высокими издержками. Если излишек нефтедолларов изымается из экономики, то, казалось бы, аналогичным образом надо поступить и с излишней денежной массой другой природы. Но весь вопрос в том, насколько это реально в современных условиях, когда прогнозы ЦБ являются значительно заниженными на фоне общих тенденций.
По своей сути сегодняшняя ситуация — следствие политики привлечения инвестиций любой ценой. Сложное экономическое положение России, имевшее место еще несколько лет назад, привело к тому, что интерес к экономике со стороны зарубежных игроков и сопутствующий приток капитала считались почти недостижимой целью макроэкономической политики. Задача количественного увеличения инвестиций заменила собой политику привлечения иностранных технологий, достижений, обладающих потенциалом для снижения издержек, а следовательно, не опасных с позиции инфляции. Но существовавшие в то время приоритеты выглядели вполне уместными, поскольку перед экономикой остро стояли проблемы дефицита госбюджета и внешнего долга, спад же производства сопровождался высокой инфляцией. Вместе с тем столь значительное повышение интереса к России со стороны инвесторов было бы невозможным, если бы не благоприятная конъюнктура мировых рынков. Среди прочих одна из проблем заключается в том, что вкладывают инвесторы не в промышленность и производство, а в те же привлекательные отрасли экономики. Интерес вызывают и финансовые спекуляции.
Для российского рынка и сегодня характерны высокие риски и возможность получения сверхприбыли. С позиции инвестиционных компаний это один из развивающихся, а значит, и очень привлекательных рынков. Уместными здесь могут быть примеры именитых международных инвестиционных банков, таких как Merill Lynch, Morgan Stanley, JP Morgan и др. Merill Lynch покинул наш рынок сразу после кризиса 1998 года, но с недавних пор возобновил на нем свою деятельность и вновь открыл представительство.
Между тем интерес к российскому финансовому рынку проявляют не только широко известные компании. В частности, спекулятивные операции привлекают и недобросовестных игроков. Нельзя забывать, что инфраструктура отечественного фондового рынка находится на стадии формирования и пока не является в достаточной мере эффективной. Надежность этого рынка также нельзя считать стопроцентной, поскольку адекватная система мониторинга профессиональных участников рынка ценных бумаг до сих пор не разработана. Нет и содержательных, соответствующих практике передовых стран мира стандартов профессиональной деятельности и системы внутреннего контроля за действиями участников. Как следствие, российский рынок в наибольшей степени привлекает игроков, относящихся к одному из двух типов: представителей крупного международного бизнеса, диверсифицирующего риски на других рынках, или мелких и средних «спекулянтов», зачастую пользующихся несостоятельностью правовой базы.
К первому типу примыкают и средние ин-вестиционные компании, по сути играющие роль посредников. Вот как характеризует их деятельность на нашем рынке один из российских инвестбанкиров: «Нефтедоллары находят отражение и в экономике в целом, и на финансовых рынках. Для правильного управления ими нужны грамотные посредники с мировым опытом. Это, грубо говоря, сфера обслуживания интересов бизнеса».
Таким образом, повышенное внимание к российскому рынку обусловлено в первую очередь пресловутой конъюнктурой сырьевых рынков и собственно переходным характером всей финансовой системы. Так что, если предположить, что не появились бы нефтедоллары, интерес к рынку носил бы несколько иной характер и масштабы.
Кроме того, российские профессиональные участники рынка всерьез сталкиваются с проблемой конкурентоспособности, поскольку отсутствие инфраструктуры ухудшает их положение по сравнению с западными игроками, увеличивая тем самым затраты как эмитентов, так и инвесторов. Решением здесь может быть лишь пошаговая разработка необходимой базы, но далеко не все игроки заинтересованы в развитии инфраструктуры, ведь условия неопределенности и нечеткость регулирующей базы дают простор для «толкований».
Таким образом, в настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал с учетом его собственных стимулов и одновременно ориентитруя его мерами экономического регулирования на достижение национальных целей.

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Следует отметить, что привлечение иностранных инвестиций (в том числе прямых) в 90-е гг., с началом радикальных экономических реформ, было официально провозглашено одним из главных направлений отечественной внешнеэкономической политики, которое до сих пор имеет первостепенное значение.
Поскольку привлечение инвестиций в экономику России немаловажно, необходимо определить основные особенности государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности.
Вообще, в общем объеме капиталовложений в экономику России прямые иностранные инвестиции начинают играть все более значимую роль.
В настоящее время существует сравнительно достаточная законодательно-правовая база, которая способствует регулированию инвестиционной деятельности, однако, она не является единой системой.
Одним из основополагающих факторов привлекательности национальной экономики для иностранного инвестора было и остается создание и поддержание нормально действующей правовой системы, позволяющей:
соблюдать права собственности при осуществлении инвестиционного процесса в стране и любом из её регионов;
регулировать правовые отношения между участниками и партнерами инвестиционного процесса;
умело управлять и поддерживать процесс инвестирования в стратегическом будущем;
поддерживать нормальную действенную инфраструктуру в любом из регионов страны;
устранять излишние бюрократические и прочие административные преграды для бизнеса;
соблюдать государственные интересы, как для организации-донора, так и для страны-реципиента.
Одной из целей государственного регулирования в инвестиционной сфере является создание и поддержание такого правового режима деятельности иностранных инвесторов, который обеспечивал бы баланс интересов государства, иностранного инвестора и отечественного предпринимателя.
Правительство Российской Федерации последовательно продолжает осуществление курса реформ и создания условий для повышения инвестиционной активности в сфере экономики.
Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса, предусматривающего совершенствование процедур возмещения налога на добавленную стоимость, изменение специфических ставок акцизов. Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий совершенствование налогового администрирования.
Принят также ряд законов в сфере антимонопольного законодательства, снижения административных барьеров, недропользования, лицензирования, развития малого бизнеса. В стадии подготовки находится большое число законопроектов, призванных улучшить условия предпринимательской деятельности в экономике.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики и кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается, но никогда не прекращается.
Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – воздействовать таким образом на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Итак, поскольку современная Россия переживает период воздействия мирового финансово-экономического кризиса, необходимо активное регулирование инвестиционной деятельности в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена анализу инвестиционной политике в условиях кризиса.
Вообще, было выяснено, что инвестиционный потенциал учитывает макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Для России немаловажное значение в современных условиях приобретает необходимость привлечения инвестиций в экономику.
Так, в ходе написания работы было определено, что международными инвестициями являются инвестиции, реализация которых предусматривает взаимодействие участников, которые принадлежат разным государствам (резидентов и нерезидентов по отношению к конкретной стране). В узком смысле международная инвестиция - это инвестиция за рубеж или иностранная инвестиция.
В России создана законодательная база, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества.
В ходе написания работы было также выяснено, что финансово-экономический кризис – это резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
Немаловажен тот факт, что современный кризис оказал существенное влияние на инвестиционный климат в стране.
Инвестиционная ситуация изменилась в условиях мирового финансово-экономического кризиса, хотя и незначительно.
Так, по сравнению с 2008 годом объемы инвестирования сократились, однако уже в 2010 году предполагается рост инвестиций и его дальнейшая динамика вплоть до 2014 года.
В завершении можно также отметить, что кардинальное улучшение инвестиционного климата и переход к инвестиционно активной стратегии, направленной на модернизацию российской экономики, возможны на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства.

СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №160 ФЗ от 9 июля 1999 года «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
Брехов С.Д. Инвестиции.- М,: «Дрофа».-2009.- 330 с.
Гуревич А.М. Экономическая теория. Киев: «Диво».-2006.-501 с.
Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности // Инвестиции в России.- №8.- 2007
Динамика инвестиций. Инвестиционные циклы и кризисы // Help invest.- 15.12.2008
Захарова Т.П. Особенности оценки инвестиционного потенциала приграничных регионов // Соискатель.- 21 мая 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Инвестиции в экономику России //Коммерсантъ.- № 146(3722).- 16.08.2007
Иностранные инвестиции в России // Независимая.- №091 (4332).- 30 апреля 2008
Кавешников Н. Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений // Перспективы.- март 2009
Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2008.-599 с.
Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- №26.- 05.03.2009
Ненахова Т. Понятие инвестиционного климата и методы его оценки // Vavt-economy.-№35.- 2008
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета 2006. 11 мая. № 4063.
Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа, № 3, июль-сентябрь 2007
Роль иностранных инвестиций // МАЛпред.- 24.09.2009
Российский статистический ежегодник. Москва: «РОССТАТ».-2007.-801 с.
Стариннов С. Классификация инвестиций. Прямые и портфельные инвестиции // Международный менеджмент.- 2007
Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2009 год и на период 2010-2014 гг. // Rugrad.-2009
Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики.- № 2(22).- 2007
Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Босс.- №07.-2007
Чистов А. Регулирование инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. - № 5.–2007
Официальный сайт: www.gks.ru

Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2008.-599 с., с. 248
Иностранные инвестиции в России // Независимая.- №091 (4332).- 30 апреля 2008
Гуревич А.М. Экономическая теория. Киев: «Диво».-2006.-501 с., с. 254
Брехов С.Д. Инвестиции.- М,: «Дрофа».-2009.- 330 с., с. 25

Стариннов С. Классификация инвестиций. Прямые и портфельные инвестиции // Международный менеджмент.- 2007
Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с., с. 103

Инвестиции в экономику России //Коммерсантъ.- № 146(3722).- 16.08.2007

Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях. // Вопросы философии. 2004. № 7, с. 87
Роль иностранных инвестиций // МАЛпред.- 24.09.2009
Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности // Инвестиции в России.- №8.- 2007
Захарова Т.П. Особенности оценки инвестиционного потенциала приграничных регионов // Соискатель.- 21 мая 2009
Ненахова Т. Понятие инвестиционного климата и методы его оценки // Vavt-economy.-№35.- 2008
Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики.- № 2(22).- 2007
Динамика инвестиций. Инвестиционные циклы и кризисы // Help invest.- 15.12.2008
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №160 ФЗ от 9 июля 1999 года «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Российский статистический ежегодник. Москва: «РОССТАТ».-2007.-801 с.
Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа, № 3, июль-сентябрь 2007
Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Босс.- №07.-2007
Официальный сайт: www.gks.ru
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Кавешников Н. Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений // Перспективы.- март 2009
Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- №26.- 05.03.2009
Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2009 год и на период 2010-2014 гг. // Rugrad.-2009
Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Журнал «Босс» №07- 2007
Чистов А. Регулирование инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. - № 5.–2007
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета 2006. 11 мая. № 4063.












3

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №160 ФЗ от 9 июля 1999 года «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
2.Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
3.Брехов С.Д. Инвестиции.- М,: «Дрофа».-2009.- 330 с.
4.Гуревич А.М. Экономическая теория. Киев: «Диво».-2006.-501 с.
5.Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности // Инвестиции в России.- №8.- 2007
6.Динамика инвестиций. Инвестиционные циклы и кризисы // Help invest.- 15.12.2008
7.Захарова Т.П. Особенности оценки инвестиционного потенциала приграничных регионов // Соискатель.- 21 мая 2009
8.Илюхина Е. Иностранные инвестиции // Российская экономика: тенденции и перспективы.- №6.- 2009
9.Инвестиции в экономику России //Коммерсантъ.- № 146(3722).- 16.08.2007
10.Иностранные инвестиции в России // Независимая.- №091 (4332).- 30 апреля 2008
11.Кавешников Н. Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений // Перспективы.- март 2009
12.Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2008.-599 с.
13.Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- №26.- 05.03.2009
14.Ненахова Т. Понятие инвестиционного климата и методы его оценки // Vavt-economy.-№35.- 2008
15.Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета 2006. 11 мая. № 4063.
16.Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа, № 3, июль-сентябрь 2007
17.Роль иностранных инвестиций // МАЛпред.- 24.09.2009
18.Российский статистический ежегодник. Москва: «РОССТАТ».-2007.-801 с.
19.Стариннов С. Классификация инвестиций. Прямые и портфельные инвестиции // Международный менеджмент.- 2007
20.Сценарные условия и параметры прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2009 год и на период 2010-2014 гг. // Rugrad.-2009
21.Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики.- № 2(22).- 2007
22.Хуцишвили К. Инвестиционная неожиданность // Босс.- №07.-2007
23.Чистов А. Регулирование инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. - № 5.–2007
24.Официальный сайт: www.gks.ru

Инвестиционный кризис, причины и пути преодоления

План

1. Инвестиционный кризис, причины и пути преодоления

. Формы и методы регулирования иностранных инвестиций в России

библиография

1. Инвестиционный кризис, причины и пути преодоления

Соотношение динамики ВВП и инвестиций в макроэкономическом анализа является наиболее важным показателем, который позволяет определить ближайшее и перспективное будущее всей экономики. Наиболее отрицательным результатом кризисного развития экономики России в последние годы все большее снижение инвестиций по сравнению даже с очень глубокого спада производства ВНП.

Что касается посреформенного период, все крупные официально объявлены направления экономической реформы не только не содержали инвестиционный потенциал, и даже носил антиинвестиционный характер. Рассмотрим каждое направление в отдельности.

. Либерализация цен привела к обесцениванию амортизации основных фондов и оборотных средств, производители товаров и услуг. Не только инвестиции, но и простое воспроизводство оказалось невозможным для абсолютного большинства предприятий. В той же номинальной стоимости оборотных средств фирмы вошли в новый масштаб цен и перед выбором: либо резко сократить производство, или поставлять друг другу продукцию на срок задержки оплаты.

. Финансовый стабилизатор. Политика финансовой стабилизации также было антиинвестиционному ориентации. С 1992 года до 1995 года, правительство трудно бороться с инфляцией методами жесткой денежной и жесткой социальной политики. С одной стороны, правительство свертывало или сокращало социальные программы. С другой стороны, центральный БАНК России сохраняет высокие процентные ставки рефинансирования коммерческих банков [2]. Даже во второй половине 1995 года, когда месячный уровень инфляции данных государственных составлял 5%, ставка рефинансирования была 160%, что в среднемесячном исчислении в 3 раза выше номинального уровня инфляции.

. Приватизация. И это направление правительственной политики реформ также не создал инвестиционных источников. Уставный капитал приватизируемых предприятий были составлены на основе оценки имущества предприятия по остаточной стоимости (минус износ). От 50 до 80% от стоимость акций и стоимость продажи с аукциона и конкурса предприятий оплачивались государственными приватизационными чеками, которые затем должны были быть погашены. Незначительные (по сравнению с реальной стоимостью) денежные поступления от приватизации шли в основном на содержание федеральных и местных органов Госкомимущества и на другие бюджетные нужды. Инвестиционные фонды для предприятия, практически, не были созданы.

Узнать стоимость работы