Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Свободные экономические зоны в РФ.

  • 31 страница
  • 15 источников
  • Добавлена 01.03.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2. РОССИЙСКИЕ СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
2.1 Существующие и проектные СЭЗ в России
2.2 Роль СЭЗ в развитии экономики региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай) создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 67 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и Соглашения от 2 марта 2007 г. № 2766-ГГ/Ф7 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».
г)» Куршская коса», Калининградская область. Создана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 73 «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и Соглашения «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 2 марта 2007 г. № 2777-ГГ/Ф7. Туристско-рекреационная особая экономическая зона (далее ТР ОЭЗ) располагается на территории национального парка «Куршская коса» в Зеленоградском районе Калининградской области.
Куршская коса – это песчаный полуостров длиной 98 км (российская часть – 48 км), шириной от 400 до 4 000 м. Коса отделяет от Балтийского моря мелководную лагуну с сильно опресненной водой – Куршский залив.
В 2000 г. Куршская коса включена в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Развитие ОЭЗ позволит:
Сформировать благоприятную среду для активного развития туристической отрасли;
Создать дополнительные рабочие места;
Привести к росту инвестиционной привлекательности Калининградской области;
Улучшить состояние экономики Калининградской области;
Обеспечить стабильный рост уровня и качества жизни населения Калининградской области;
д)» Новая Анапа». Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 г. № 70, Соглашением между Правительством Российской Федерации, администрацией Краснодарского края и администрациями городов-курортов Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинского района Краснодарского края «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 02.03.2007 г. № 2779-ГГ/Ф7 сроком на 20 лет на территории Краснодарского края (далее – ТР ОЭЗ «Новая Анапа», ОЭЗ), расположена между Черным морем и двумя крупнейшими лиманами - Кизилташским и Бугазским - на территории городского округа Анапа, в районе станицы Благовещенская (Бугазская коса) на земельном участке площадью 882 га. По состоянию на 01.01.2009 года  Территориальным управлением подписаны Протоколы о намерениях заключения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны «Новая Анапа» в Краснодарском крае с четырьмя потенциальными резидентами.
е)» Бирюзовая Катунь», Алтайский край. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и Соглашения от 2 марта 2007 г. № 2778-ГГ/Ф7 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».
ТР ОЭЗ создается в целях формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагаемый объем туристского потока-115 тыс. чел. в год.
ж)» Ворота Байкала», Иркутская обл. ТРЗ была создана Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 года № 72. Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления определяются Соглашением о создании на территории Иркутского районного МО Иркутской области ОЭЗ ТРТ № 2773-ГГ/Ф7.
Цель проекта: создание всесезонного курорта мирового уровня для привлечения различных целевых групп туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии. Предполагается, что максимальное однодневное количество туристов, составит порядка 3600 человек, число туристов в год составит 79 000 человек.
З) В туристический кластер Северного Кавказа войдут туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ), которые будут созданы на территории Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии, а также Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии и Дагестана. Одним из наиболее значимых и привлекательных проектов, подлежащих реализации в СКФО, является горнолыжный комплекс «Мамисон» в Северной Осетии.
Министерству экономического развития РФ и Министерству финансов РФ при формировании федерального бюджета на 2011 и последующие годы поручено предусматривать бюджетные ассигнования в размере до 60 млрд. рублей на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с созданием туристско-рекреационных ОЭЗ.
2.2 Роль СЭЗ в развитии экономики региона
Обобщим роль СЭЗ в региональном развитии. Все перечисленные экономические зоны расположены или будут развиваться в регионах с индустриальным, научным или туристическим потенциалом.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.
Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику в целом зависит от возможности реализовать следующие преимущества:
• агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;
• позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.
Фактор агломерационной экономии обусловлен тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек. Этому, в частности, благоприятствуют наличие квалифицированных специалистов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.
Что касается позитивных внешних эффектов для предприятий, находящихся вне инновационных экономических зон, то они обусловлены, прежде всего, возможностью получения ими заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансфертом технологий, разработанных и/или внедренных в рамках зон.
Промышленно-производственные ОЭЗ, инновационно-внедренческие и туристско-рекреационные созданы и проектируются в регионах разного типа-от развитых до депрессивных. Каждый регион по данным агентства РА Эксперт имеет свой инвестиционный потенциал и риск (см. Приложение).
Создание данных зон активизирует инвестиционный потенциал и снизит риск вложений, как для иностранных, так и российских инвесторов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблематика необходимости создания и функционирования СЭЗ в мире и России имеет схожую специфику и заключается в следующем:
-модификация национальных технологий;
-повышение экспортного потенциала;
-пополнение валютных резервов;
-необходимость увеличения занятости;
-необходимость насыщения рынка конкурентными товарами.
Цели существования СЭЗ определены законодательством каждой страны, в РФ-это развитие обрабатывающих отраслей, высокотехнологических отраслей, производство новых видов продукции, развитие транспортной инфраструктуры, туризма, санаторно-курортной сферы. Типология российских СЭЗ ограничивается созданием промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных зон. Мировая типология включает дополнительно торговые, сервисные и комплексные зоны.
При учреждении СЭЗ основное внимание уделяется таким критериям, как выбор местоположения, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона. Мировые экономические зоны расположены в крупных портах, аэропортах и ресурсных регионах. Срок существования СЭЗ в нашей стране и мире определен одинаково, максимум-20 лет.
Для стимулирования развития промышленности, туризма, науки и техники необходимо применять доказавшие эффективность инструменты: льготное кредитование и налогообложение, предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, государственное содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставление инвесторам определенного «пакета» льгот и привилегий. Присутствие данных инструментов наблюдается в механизме создания и применения свободных экономических зон (СЭЗ). Курс на организацию СЭЗ в России мог бы повлиять на решение ряда приоритетных для страны проблем в области развития экономики, интенсификации экономической деятельности регионов, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов.
Что касается регионального развития, то с помощью СЭЗ проводится ускорение развития регионов; содействие созданию высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоению выпусков новых видов продукции, притока инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования и решения социальных проблем, интеграции в мировые экономические процессы. Особое значение приобретают экономические зоны в кризисный период, поскольку за счет их слаженной работы формируются точки устойчивого роста национальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Закон РФ «Об особых экономических зонах в РФ» №116-ФЗ от 02.07.05 г. в ред. от 03.06.06 г.№ 76-ФЗ и от 18.12.06 №232-ФЗ;
2. Закон РФ № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 564 "Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны";
4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 563 « Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон ;
5. Бабинцева Н.С.Мировая экономика-СПб: СПбГУП,2003-392 с;
6. Ломакин К.В.Мировая экономика. Учебник.3-е издание, переработанное и дополненное-М: Юнити,2008-671 с;
7. Мировая экономика под. ред.А.К.Корольчука-М: Экоперспектива,2006-240 с;
8. Николаева И.П.Мировая экономика-М: Юнити,2006-510 с;
9. Павлов К.В.Роль развития типов экономических зон в мировой экономике, статья в журнале «Региональная экономика» №36-М: ИД Финансы и кредит,2006-15 с;
10. Писарева М.П. Мировая экономика. Конспект лекций-М: Эксмо,2008-160с;
11. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса-www.innovbusiness.ru;
13. Федеральное агентство по управлению ОЭЗ-www.rosoez.ru;
14. Рейтинговое агентство РА Эксперт-www.raexpert.ru;
15. Сайт Фонда развития Инновационного Центра Сколково-www.i-gorod.com
ПРИЛОЖЕНИЕ СЭЗ Регион Рейтинг Расшифровка ОЭЗ Липецк Липецкая обл. 3А Низкий потенциал-минимальный риск ОЭЗ "Елабуга" Татарстан 2В Средний потенциал - умеренный риск ОЭЗ Магаданской области Магаданская обл. 3С2 Незначительный потенциал - высокий риск ОЭЗ в Калининградской области Калининградская обл. 3С1 Пониженный потенциал - высокий риск ОЭЗ в Ульяновской области Ульяновская обл. 3В1 Пониженный потенциал - умеренный риск ОЭЗ в Красноярском крае Красноярский край 2В Средний потенциал - умеренный риск ОЭЗ в Хабаровском крае Хабаровский край 3С1 Пониженный потенциал - высокий риск ОЭЗ Томск Томская область 3В1 Пониженный потенциал - умеренный риск ОЭЗ Зеленоград МО 1В Высокий потенциал - умеренный риск ОЭЗ Дубна МО 1В ОЭЗ Сколково МО 1В ОЭЗ СПб Санкт-Петербург 1В ОЭЗ Ворота Байкала Иркутская область 2С Средний потенциал - высокий риск ОЭЗ Байкальская гавань Бурятия 3В2 Незначительный потенциал - умеренный риск ОЭЗ Алтайская долина и Бирюзовая Катунь Алтайский край 3В1 Пониженный потенциал - умеренный риск ОЭЗ Куршская Коса Калининградская область 3С1 Пониженный потенциал - высокий риск ОЭЗ Новая Анапа Краснодарский край 2В Средний потенциал - умеренный риск ОЭЗ Северный Кавказ Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан 3С2 Незначительный потенциал - высокий риск

Ломакин К.В.Мировая экономика. Учебник.3-е издание, переработанное и дополненное-М: Юнити,2008-671 с
Николаева И.П.Мировая экономика-М: Юнити,2006-510 с
Николаева И.П.Мировая экономика-М: Юнити,2006-510 с
Федеральное агентство по управлению ОЭЗ-www.rosoez.ru
Закон РФ «Об особых экономических зонах в РФ» №116-ФЗ от 02.07.05 г. в ред. от 03.06.06 г.№ 76-ФЗ и от 18.12.06 №232-ФЗ

Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса-www.innovbusiness.ru
Федеральное агентство по управлению ОЭЗ-www.rosoez.ru
Закон РФ № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса-www.innovbusiness.ru
Сайт Фонда развития Инновационного Центра Сколково-www.i-gorod.com

Закон РФ «Об особых экономических зонах в РФ» №116-ФЗ от 02.07.05 г. в ред. от 03.06.06 г.№ 76-ФЗ и от 18.12.06 №232-ФЗ
Федеральное агентство по управлению ОЭЗ-www.rosoez.ru
Рейтинговое агентство РА Эксперт-www.raexpert.ru













22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Закон РФ «Об особых экономических зонах в РФ» №116-ФЗ от 02.07.05 г. в ред. от 03.06.06 г.№ 76-ФЗ и от 18.12.06 №232-ФЗ;
2. Закон РФ № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 564 "Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны";
4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 563 « Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон ;
5. Бабинцева Н.С.Мировая экономика-СПб: СПбГУП,2003-392 с;
6. Ломакин К.В.Мировая экономика. Учебник.3-е издание, переработанное и дополненное-М: Юнити,2008-671 с;
7. Мировая экономика под. ред.А.К.Корольчука-М: Экоперспектива,2006-240 с;
8. Николаева И.П.Мировая экономика-М: Юнити,2006-510 с;
9. Павлов К.В.Роль развития типов экономических зон в мировой экономике, статья в журнале «Региональная экономика» №36-М: ИД Финансы и кредит,2006-15 с;
10. Писарева М.П. Мировая экономика. Конспект лекций-М: Эксмо,2008-160с;
11. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса-www.innovbusiness.ru;
13. Федеральное агентство по управлению ОЭЗ-www.rosoez.ru;
14. Рейтинговое агентство РА Эксперт-www.raexpert.ru;
15. Сайт Фонда развития Инновационного Центра Сколково-www.i-gorod.com

У нас вы можете заказать