Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Монополия

  • 18 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 11.12.2009
350 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1. Типы рыночных структур и общие черты несовершенной конкуренции
2. Понятие чистой монополии
3. Виды монополий
4. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая организацией, занимающей в качестве потребителя доминирующее положение на рынке данного товара. Целью установления монопсонически низкой цены является получение сверхприбыли и компенсация необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства за счет поставщика.
Данные определения позволяют классифицировать цены и при выявлении монопольного характера цен воздействовать на них всем арсеналом предназначенных для этого средств.
Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. Выделяют две наиболее распространенные модели антимонопольного регулирования экономики.
Американская модель антимонопольного регулирования экономики основана на принципе запрещения монополии как структурной единицы. При этом не учитываются социально-экономические последствия ее деятельности. Данный подход получил наименование структуралистского подхода. Его сторонники утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, всегда будет вести себя как монополист. Соответственно, экономические действия отраслей с монополистической структурой однозначно будут негативными с общественной точки зрения и поэтому должны попадать под действие антимонопольного законодательства.
Европейская модель антимонопольного регулирования в первую очередь сконцентрирована на принципах контроля. Данный подход называется бихевиористским. Его сторонники акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Данная модель основана на правиле разумного подхода, которое провозглашает незаконной не любую монополию в принципе, а лишь ту, социально-экономические последствия которой, влекут за собой негативные последствия для общества. Такой подход к антимонопольному регулирования требует от государства создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.
В последнее время различия и разногласия между этими двумя моделями уменьшаются, происходит их сближение. При этом их сближение происходит в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.
Российская практика антимонопольного регулирования ближе к европейской модели. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию - один из принципов предпринимательского права.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конкуренции и иных федеральных законов. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нормативных правовых актов.
Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Обязанности регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в России возложены на Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства и его территориальные органы.
Закон о защите конкуренции определяет достаточно широкий круг полномочий антимонопольного органа, который, в частности:
возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
выдает обязательные для исполнения предписания;
привлекает к ответственности организации, должностных лиц, физических лиц, допустивших нарушения антимонопольного законодательства;
обращается в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
участвует в рассмотрении дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;
устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.
За нарушение антимонопольного законодательства виновные в совершении противоправных деяний могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность выражается во взыскании убытков, причиненных физическим и юридическим лицам противоречащими антимонопольному законодательству действиями.
Административная ответственность наступает в случае заключения хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или осуществление недопустимых действий. Она влечет наложение административного штрафа.
Уголовная ответственность за недобросовестную конкуренцию или ограничение конкуренции устанавливается Уголовным кодексов Российской Федерации. Согласно УК РФ влияние на конкуренцию путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен наказываются штрафом либо арестом, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Самое важное – понимать, что антимонопольное законодательство не исключает существование монополий, а направлено на регулирование конкуренции и монополистической деятельности в соответствии с целесообразностью и эффективностью.
Заключение
Проведенный в работе анализ основных монополистических тенденций в современной экономике позволяет говорить об огромной важности изучения данной темы. Монополии зародились еще в древние времена и существовали на протяжении всей истории человечества, преобразовываясь и развиваясь с соответствии с изменением товарно-денежных отношений.
С точки зрения обеспечения свободной рыночной конкуренции монополии, безусловно, играют отрицательную роль, так как приводят к избыточной власти фирм-монополистов, поучающих в свое пользование огромные ресурсы, а затем извлекающих высокие прибыли. Тем саамы монополии приводят к снижению эффективности всей экономической системы как отдельных стран, так и на мировом уровне.
С целью регулирования экономической деятельности и поддержания конкуренции государства проводят антимонопольную политику. Однако нужно понимать, что антимонопольная политика на уровне государств направлена не на уничтожение монополий, а на регулирование экономической деятельности, поддержание конкуренции и ограничение монополистического влияния в тех сферах, где оно не является естественным, необходимым и обоснованным с точки зрения экономической и политической целесообразности на уровне государства. Окончательная цель государственного регулирования экономики заключается в том, чтобы на рынке существовали те предприятия, которые способны обеспечить наиболее высокое качество товара при более низких затратах и адекватной цене. При этом важно учитывать эффективность различных форм конкуренции и с государственной позиции воздействовать на рынок.


Литература
Агапова Т. Макроэкономика. – М.:ДиС, 2003
Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2000
Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. – М.: ДиС, - 2000
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: ПИТЕР, - 2003
Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2003
Государственное управление: проблемы и перспективы. Делягин М. // Проблемы теории и практики управления, 2005. - № 6.
Зенькова. Макроэкономика. - М.: Новое знание, 2002
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Норма, 2003
Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2002












2


3

4

Литература
1.Агапова Т. Макроэкономика. – М.:ДиС, 2003
2.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2000
3.Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. – М.: ДиС, - 2000
4.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: ПИТЕР, - 2003
5.Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2003
6.Государственное управление: проблемы и перспективы. Делягин М. // Проблемы теории и практики управления, 2005. - № 6.
7.Зенькова. Макроэкономика. - М.: Новое знание, 2002
8.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Норма, 2003
9.Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2002

Узнать стоимость работы