этнос.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этнология
  • 1919 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 12.12.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Этническая принадлежность и этнические особенности
1.2. Расовые антропологические атрибуты
1.3. Территория и место на карте
1.4. Принадлежность к языковой семье
Глава 2. Этническая история
2.1. Происхождение алеутского этноса
2.2. История алеутов
Глава 3. Духовная и материальная стороны жизни
3.1. Культурно-хозяйственный тип
3.2. Особенности быта
3.3. Народно-прикладное искусство и ремесла
3.4. Обряды и традиции
3.5. Фольклор
3.6. Вероисповедание
3.7. Менталитет
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца.
3.4. Обряды и традиции
Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака и нормами матрилинейности; кросс-кузенные браки; многоженство и многомужество, авункулат — обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников.
В XIX веке родовые общины распались. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым — выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену, а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.
Важнейшими ритуалами были охотничьи и погребальные.
Умерших бальзамировали и хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами.
Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.
До сих пор не забыты ритуалы, связанные со сменой времен года.
Один из основных праздников — праздник зимнего солнцестояния — сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков.
В отношении гостеприимства довольно долго сохранялся (и дошел до наших дней) обычай гостеприимного гетеризма, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю.
3.5. Фольклор
Сохранившиеся сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки в большинстве основаны на мифологических сюжетах.
Наиболее распространены мифы о духах животных — покровителях и этиологические предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания — о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты — об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, враждебные отношениях зятя с шурином.
Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.
3.6. Вероисповедание
Для традиционных верований характерен анимизм — представления о душе как жизненной силе и о существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.
Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.
Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.
В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Особенностью христианизации алеутов был ненасильственный и быстрый характер распространения христианства среди алеутов.
В их религии отмечается гармоничное сочетание традиционного мировоззрения с православным вероучением, что нашло выражение в оформлении своеобразной «алеутской веры» и «алеутской церкви».
3.7. Менталитет
Этнический менталитет напрямую связан с осознанием причастности к определенной общности, этнос без этнического менталитета – просто нонсенс. В этническом менталитете обязательно есть установка на определенную реакцию на разнообразные вызовы окружающего мира.
Алеут может сказать "стыдно не делать то-то и то-то". Стыдно, например, не быть достаточно сильным и ослабеть во время экспедиции, когда все члены ее более или менее голодают. Стыдно бояться выходить в море при сильном ветре или опрокинуться в лодке в гавани; другими словами, стыдно быть трусом, а также не быть ловкими не уметь бороться с бурей... Что алеуты хотят сказать словами: "стыдно не быть сильным, ловким, щедрым, как другие", совершенно ясно. Они хотят сказать: "стыдно быть слабым, то есть не быть умственно и физически равным большинству других".
Здесь, конечно вспоминаются аналогии с японской культурой, каковая по мнению многих исследователей, является культурой стыда. Но проследить связь представляется довольно сложным предприятием.
Вообще, на менталитет алеутов оказывает огромное воздействие весь строй и быт жизни. Показательно, как проявляется это в молитвах, например: "Рыбу насущную даждь нам днесь"…

Заключение
“Владыки студеных морей”, как называли алеутов в прошлых веках путешественники.
В ходе европейской колонизации мира ХV-ХХ веков большинство коренных, особенно малочисленных народов планеты, в том числе и алеуты, оказались под угрозой исчезновения. В «лучшем» случае (если этносу на данный момент не грозит вымирание) автохонным языкам грозит деформации из-за давления со стороны мировых языков, а автохонные культуры испытывают процесс стихийной глобализации, в результате чего такая культура постепенно растворяется в мировой. Чем меньше носителей языка – тем скорее утрачиваются национальные обычаи и традиции, угасает устное народное творчество - фольклор.
Пока есть живые носители языка среди алеутов - предпринимаются попытки его возрождения. Что касается российских алеутов, алеутский язык преподаётся в школах на о. Уналашка, о. Атка и на о-ве Сент-Джордж (о-ва Прибылова). В селе Никольском тоже действует средняя школа, акроме этого, детский сад и больница.
Алеутская интеллигенция, подвижники-старожилы делают все возможное для возрождения и сохранения национальной культуры. В этих целях маленький народ в райцентре - селе Никольском - создал два танцевально-фольклорных коллектива - "Унанган" и "Чиян".
Глобализация, ставшая приметой времени, такая же закономерная и необходимая составляющая текущего этапа развития человечества, однако прогнозировать ее последствия и предотвратить те, что приносят непоправимый ущерб всему мировому сообществу – обязанность современного человека. Каждая культура, каждый этнос – важные и незаменяемые части мозаики мировой этнической истории. Отрадно, что в случае с алеутами удалось предотвратить вымирание этноса.
Литература
Гурвич И.С. Алеуты Командорских островов./ СЭ. № 5-1970
Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. /Л.-1987
Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С.568.
Народы России. Энциклопедия.//М.-1994

Интернет-источники:

http://bering.narod.ru/rus/people/aleut.htm
http://www.hrono.ru/etnosy/aleuty.html












2

Литература
1.Гурвич И.С. Алеуты Командорских островов./ СЭ. № 5-1970
2.Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. /Л.-1987
3.Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С.568.
4.Народы России. Энциклопедия.//М.-1994

Интернет-источники:

5.http://bering.narod.ru/rus/people/aleut.htm
6.http://www.hrono.ru/etnosy/aleuty.html

Ногайский этнос: прошлое и настоящее

Содержание

Введение

Глава I. Бытие у этноса.

1. Образование ногайской орды

2. Положение народа в XIV – XIX

3. Особенности жизни ногайцев

Глава II. Текущей ситуации на ногайцев.

1. Территории поселения и положение ногайской диаспоры в XX веке

2. Актуальные проблемы и пути их решения

Вывод

Примечания:

Введение

Россия – многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев разных национальностей. Один из самых разнообразных по этническому составу является Северо-Кавказский регион. Для того, чтобы понять особенности исторического развития и прогнозирования исторической ситуации в будущем, необходимо изучить не только общие закономерности, но и специфические особенности, как всего государства в целом, и отдельно взятых района, области, региона.

В этом случае от специфики Северо-Кавказского региона можно отнести наличие большого числа так называемых этнических групп, одним из которых являются ногайцы. Кроме того, по некоторым оценкам, ногайская диаспора в Северном кавказе по численности занимает 4 место, и, следовательно, этнос-это возможность влиять на общественное мнение, политики, культуры этого региона. Ногайцы являются самыми старыми жителями обширных Северо-Кавказских степей, в том числе Ставропольского края. Подавляющее большинство ученых из России, я согласен с мнением одного из непререкаемых авторитетов ученого-тюрколога Ю. Евстигнеева, который сводится к тому, что из пустой темы прямые потомки половцев (кыпчаков) только ногайцы. Сложными историческими путями пришли к своему современному положению среди других национальностей ногайцы. Интерес к их истории мне народа и определяет актуальность диссертации.

Целью диссертации является изучение этноса вы в прошлом и настоящем.

Эта цель определяет следующие задачи:

- для изучения истории образования Ногайской орды;

- проанализировать процесс расселения народа в период XVI – XIX века;

- на основе исследования особенностей духовной жизни этноса вы проследить влияние культур соседних;

- для того, чтобы охарактеризовать современное местоположение ногайской диаспоры;

- изучить современные проблемы ногайцев, проживающих на территории Северо-Кавказского и наметить пути их решения.

Объектом исследования является ногайский этнос в прошлом и настоящем.