Сущность государства: общечеловеческое и классовое начало

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 3131 страница
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 05.05.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Проблема сущности государства
2. Основные подходы трактовки сущности государства
2.1 Классовое начало государства
2.2 Общечеловеческое начало государства
3. Соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т. е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Но в любом случае имеет место своеобразное раздвоение сущности государства. Оно выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач. Охраняя те или иные классовые интересы, государство не может не расплачиваться за это хотя бы частично, обеспечивая, например, всем гражданам одинаковую безопасность. Отсюда прогрессирующее в XX в. возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Иначе говоря, социальную природу государства можно охарактеризовать только с учетом противоречивых задач государства, того, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной подавления угнетенного класса.
Указанное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время классовые и общесоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Целью всякого государства выступает всеобщий интерес. Взаимоотношения между государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным интересом, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что, однако, не выводит их за рамки диалектического единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться на какое-то время в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного.
Гражданское общество и государство находятся в состоянии непрерывного противоречивого взаимодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы граждан.
Вот почему государство как форма должно отвечать своему содержанию – внутренним потребностям гражданского общества. Об этом писал еще И. Кант: «Гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства в его внешних делах...» Чтобы функция государства как выражения общности диалектически сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т. е. каждый раз находить форму разрешения своего основного противоречия.
Таким образом, анализ главного противоречия государства еще раз показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы (интересы нации или общества в целом), так и интересы специальные (интересы господствующего класса и отдельных социальных групп). В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне существующее государство стало правовым.
В действительности в приведенном положении Конституции РФ правовое государство рассматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Данный процесс должен быть органически пережит обществом, которое само должно созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически. Вместе с тем нельзя не заметить, что процесс формирования и фактического утверждения правового Российского государства находится все еще в начальной стадии, осуществляется не вполне последовательно и недостаточно интенсивно.
Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию.
В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое государство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они предполагают необходимые для всего общества законность и правопорядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет уйти от ответственности.
Последовательное обеспечение законности и правопорядка – основа жизнеспособности и прочности демократии и правового государства.
Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), национальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное, однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал – общечеловеческого и классового.
В заключении, следует обратить внимание на то, что в постиндустриальном обществе социальные противоречия утрачивают остроту до такой степени, что и государственное насилие, скажем мягче – принуждение, в отношении определенных классов, социальных групп неактуально. Государство само устанавливает цивилизованные рамки разрешения конфликтов между социальными группами и, выражая стремление большинства членов благополучного общества к гражданскому миру, выступает не только как гарант права сильных быть еще сильнее, но и как защитник интересов слабых. Иначе говоря, постиндустриальное общество столь богато, что оно способно обеспечить большинству такой уровень жизни, который, по меньшей мере, соответствует современным представлениям о человеческом достоинстве.
Больше того, подчеркнем еще раз, трактовка государства как инструмента политического господства эксплуататорского класса, инструмента подавления протеста эксплуатируемых «ни в коем случае не исчерпывает функциональной сути этого института». Совокупность других функций (государство как олицетворение народности, правосудия и справедливости, как институт, консолидирующий общество, как хранитель целостности и безопасности, защитник интересов меньшинства, наконец, цивилизующая функция государства) превращает этот институт в огромной важности социально-исторический фактор.
По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей. Государство как общий дом изначально не выбирают (как и родителей), выбирают политические партии, общественные организации, убеждения... А в государственном доме концентрируются общие и естественные человеческие интересы, которые выше классовых, групповых.
Таким образом, сущность государства есть олицетворение народности, правосудия и справедливости. Оно, государство, выступает как хранитель целостности и безопасности, арбитр в споре между гражданами. По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей.
В современных государствах последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, которые прошли многовековой путь становления. Это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенства права, разделение властей.
Без сомнения, высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные и политические объединения, все социальные институты играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним. Центральное место в социально-политической инфраструктуре принадлежит правовому государству, которому народ передает часть своих суверенных прав, образующих основу государственного суверенитета.
В соответствии со сказанным можно сформулировать следующее определение понятия «государство». Государство – это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации и национальности, классы, слои, социальные группы) в пределах определенной территории.




Заключение
Таким образом, на протяжении тысячелетий одной из центральных задач юридической науки является постижение сущности государства.
Познать природу государства – значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
В работе было рассмотрены классовое и общечеловечное начала государства.
С точки зрения классового начала сущность государства состоит в том, что оно есть орудие для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного).
В отечественном правоведении прошлых лет преобладал классовый подход, согласно которому государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.
Современное общество включает себя различные слои, группы, интересы которых различны. И эти интересы могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Поэтому задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними - в этом и заключается общечеловечное начало государства.
С точки зрения общечеловеческого начала, государство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно выполняет функцию управления наиболее важными сферами жизни общества, решает основные экономические, социальные, политические и иных задачи, затрагивающие интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Кроме того, государство должно принять меры ради предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.
Общечеловеческое начало обеспечивает существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно общечеловеческое начало характеризует в наибольшей степени деятельную сторону государства, что порой вообще игнорировалось на предыдущем этапе отечественной теории государства.
В заключении следует отметить, что как и любое явление социальной жизни, государство внутренне противоречиво. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общечеловеческое проявление сущности государства.
Это противоречие заключается в том, что государство одновременно выражает классовое и общечеловеческое начало.
Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них делает характеристику этой сущности односторонней.








Список литературы
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Омега-Л, 2007. – 608 с.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2003. – 520с.
Основы государства и права: Учебник / Под ред. Гайкова В.Т. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.
Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 с.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ,2004. – 512 с.
ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией В. Г. Стрекозова – М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008. - 384 с.
Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. – 2008. – 465 с.















31

Список литературы
1.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Омега-Л, 2007. – 608 с.
2.Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2003. – 520с.
3.Основы государства и права: Учебник / Под ред. Гайкова В.Т. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.
4.Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 с.
5.Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ,2004. – 512 с.
6.ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией В. Г. Стрекозова – М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008. - 384 с.
7.Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. – 2008. – 465 с.

Вопрос-ответ:

Что такое государство?

Государство - это носитель некой общей функции, публичной власти, которая не принадлежит определенному классу, а служит всему обществу для поддержания его существования.

Какие основные подходы к трактовке сущности государства существуют?

Существует два основных подхода: классовое начало государства и общечеловеческое начало государства.

Что означает классовое начало государства?

Классовое начало государства подразумевает, что государство служит интересам определенного господствующего класса, который использует публичную власть для сохранения своего превосходства и эксплуатации других классов.

А что такое общечеловеческое начало государства?

Общечеловеческое начало государства означает, что публичная власть принадлежит всему обществу и используется для поддержания его существования и благополучия. В этом случае государство не служит интересам определенного класса, а работает на благо всех людей.

Каким образом соотносятся общечеловеческое и классовое начало в государстве?

Соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве может быть разным в различных обществах и исторических конкретных условиях. В некоторых случаях классовые интересы могут превалировать, а в других - на первый план выходит общечеловеческая функция государства.

Каково классовое начало государства?

Классовое начало государства заключается в том, что оно является инструментом господствующего класса, который использует государственную власть для поддержания своих интересов и эксплуатации других классов общества.

В чем состоит общечеловеческое начало государства?

Общечеловеческое начало государства заключается в том, что оно служит общей функции общества - поддержанию публичной власти, которая не принадлежит только одному классу, а предназначена для всего общества.

Как соотносятся общечеловеческое и классовое начало в государстве?

Соотношение между общечеловеческим и классовым началом в государстве определяется тем, что государство одновременно является инструментом господствующего класса и носителем общей функции поддержания публичной власти для всего общества.