Социальная экономика:истоки современных представлений о целях и путях реформирования экономики и социально-трудовых отношений.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика
  • 2626 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.09.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Истоки современных представлений о целях и путях
реформирования социальной экономики……………………………………..4
2 Управление социально-трудовыми отношениями в контексте
обеспечения социальной экономики…………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованных источников…………………………………………..25
Фрагмент для ознакомления

Суть механизма взаимодействия экономической безопасности и социально-трудовых отношений заключается в следующем. Государство осуществляет управляющее воздействие на сферу социально-трудовых отношений, затрагивая взаимодействие работников и работодателей как в сфере найма, так и в сфере производства. Происходящие вследствие этого изменения оказывают влияние на состояние экономической безопасности общества, уровень которой, в свою очередь, формирует среду взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений. Экономическая безопасность является базой обеспечения общественной безопасности в целом. Процессы, происходящие в сфере экономической безопасности, учитываются при принятии решений на государственном уровне и, следовательно, определяют политику в сфере социально-трудовых отношений, формируя соответствующие управленческие воздействия.
Социально-трудовые отношения возникают между работником и работодателем, работником и обществом, между работниками в трудовом коллективе по поводу развития и использования способностей человека к труду. Отношения проявляются как интересы: интересы работника, работодателя, государства. Зачастую эти интересы являются разнонаправленными. Их согласование, сведение в единый однонаправленный вектор, нацеленный на обеспечение высокого качества и уровня жизни всего общества должно быть обеспечено многоуровневой системой управления социально-трудовыми отношениями. Эта система должна отвечать требованию безопасности общественной системы. Только в этом случае она позволит решить имеющиеся проблемы, избежать ошибок и свести к минимуму возможные неудачи.
Ряд возникающих проблем, связанных с установлением правил взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений вытекает из нарушенного равновесия между субъектами. Усиление влияния одних субъектов за счет других позволяет максимально реализо- вывать интересы первых в ущерб остальным.
Система находится в равновесии, когда наемные работники, профсоюзы, работодатели и их объединения имеют равные возможности по реализации своих интересов, а государство выполняет регулирующую функцию, организуя баланс силы и интересов в системе.
Анализ реальной ситуации показал, что в российской системе социально-трудовых отношений доминирующая роль принадлежит работодателям, значение государства и профсоюзов является слабым, наемные работники в большинстве пассивны и не желают отстаивать свои права. В итоге имеющиеся социально-трудовые отношения являются результатом реализации интересов работодателей, что влечет ряд серьезных проблем и представляет собой угрозу экономической безопасности общества.
Государство, будучи субъектом социально-трудовых отношений, в необходимой и достаточной мере может осуществлять свою регулирующую функцию в части обеспечения равных условий участникам переговорных процессов, а также гарантий выполнения достигнутых соглашений.
Однако государство далеко не только гарант и наблюдатель. В рамках проводимой социальной политики происходит активное государственное воздействие на формирование и развитие трудовых отношений между работником и работодателем. Государство может активно участвовать в распределении дохода, созданного в процессе трудовых отношений, а также может принимать чью-либо сторону в трудовых отношениях, усиливая ее с целью достижения равновесия сил или ослабления другой стороны трудовых (социально-трудовых) отношений. Но в любом случае государство является внешним фактором и внешним условием реализации социально-трудовых отношений.
Учитывая, что главным представителем и защитником законных прав и интересов наемных работников являются профсоюзы как организованная сила защиты их интересов, они должны стремиться найти оптимальные формы сочетания перспективных и ближайших целей, преодолеть конфронтацию и соперничество за право представлять и защищать интересы работников. Современная российская действительность поставила перед профсоюзами массу проблем. Важнейшая из них - повышение популярности в России профсоюзного движения за счет результативности его работы.
Исходя из этого, государство как выразитель, представитель и защитник интересов общества в целом должно играть высокую роль в управлении социально-трудовыми отношениями.
В России на сегодняшний день действует система взаимодействия субъектов социально- трудовых отношений, именуемая системой социального партнерства. Однако признать ее эффективной формой пока нельзя в силу отсутствия объективных условий, мотивирующих работников и собственников организаций (работодателей) к регулированию социально-трудовых отношений непосредственно, не прибегая к участию государства, а также предопределяющих равенство работодателей и работников в процессе регулирования трудовых отношений. Если такого равенства объективно не существует, то речь может идти не о социальном партнерстве, а о социальном диалоге, осуществимом и при неравенстве его сторон. М.А. Малышев обосновывает положение о том, что отсутствие объективных условий равенства сторон социального партнерства может и должно компенсировать государство как третья и независимая сторона.
Участие органов государственной власти в решении проблем развития и совершенствования системы социального партнерства является важнейшим фактором реформирования социально-экономических отношений. Ради налаживания эффективного социального партнерства государство должно пойти на серьезные самоограничения (это рекомендуют эксперты Международной организации труда); занять твердую позицию добровольного и узаконенного невмешательства правительственных органов в ком- мерческо-административную самостоятельность предприятий, самостоятельность профессиональных союзов и прочее. Без такого самоограничения социальное партнерство носит формально-бюрократический и декларативный характер, и его механизмы перестают работать.















Заключение

Органы государственной власти должны корректировать стихийные процессы поляризации доходов и не допускать беспредельной социальной дифференциации среди различных слоев населения. Они должны осуществлять перераспределение части денежных средств и других материальных ресурсов в целях поддержания малоимущих слоев. Государство должно продолжать обеспечивать гражданам определенный комплекс бесплатных услуг в сфере здравоохранения, доступности к культурным благам и создавать необходимые условия для социального страхования. Необходимо повышать эффективность функционирования созданного механизма взаимодействия социальных партнеров. Практика работы Российской трехсторонней комиссии показывает, что принимаемые тремя сторонами решения еще не стали обязательными для исполнения их органами исполнительной власти, хотя и являются результатом совместной деятельности.
Управление социально-трудовыми отношениями должно происходить в рамках и в соответствии с реализацией общей концепции обеспечения экономической безопасности общества. В этом аспекте управленческие воздействия должны обеспечить три функции:
- анализировать и предвидеть угрозы, т. е. факторы опасности во всей сфере социально-трудовых отношений;
- разрабатывать направления обеспечения безопасности социально-трудовых отношений, т. е. критерий безопасности должен стать основным при выработке мер социальной и экономической политики государства;
- создавать механизмы предотвращения возможной опасности, а в случае факта или неизбежности нанесения вреда, разрабатывать меры, компенсирующие ущерб за счет прежде всего восстановления и усиления прямого или косвенного управления на этом направлении.
Таким образом, управление социально- трудовыми отношениями в контексте экономической безопасности должно быть ориентировано на рассмотрение имеющихся проблем и оценку реализуемых мероприятий с позиции угроз стабильному состоянию общества, его прогрессивному развитию, а также на совершенствование системы социально-трудовых отношений в направлении минимизации внутренних противоречий, которые также могут выступать как деструктивные факторы.















Список использованных источников
Григорьева И.А. Исторические предпосылки и особенности развития немецкой модели социальной политики // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 303-323.
Гутник В.П. В каком хозяйственном порядке нуждается Россия? // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 406-415.
Делягин М. Китайский путь для России: "неосталинизм" // Русский журнал, 17.12.09 http://www.russ. ru/Mirovaya-povestka/Kitajskij-put-dlya-Rossii-neostalinizm.
Иноземцев В. Задача России - превращение в индустриальную страну // Русский журнал, 22.12.09 http:// www.mss.mMirovaya-povestka/Zadacha-Rossii-prevraschenie-v-industrial-nuyu-stranu.
Коваль Т.Б. Православная этика труда // Мир России. - 1994. № 2. - С. 526-527.
Конституция РФ, ст. 17 // http://www.gov.ru .
Кузнецов А.В. Конкуренция в социальном рыночном хозяйстве как средство либералистского «пересмотра» итогов приватизации в России // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 372-382.
Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. - 2009. - № 1. - С. 14-17.
Латов Ю.В. Почему концепция социального рыночного хозяйства не вошла в мейнстрим? // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 226-234.
Малышев М.А. Партнерство в системе социально-трудовых отношений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2008. - 22 с.
Мамытов Е.Г. Социально-трудовые отношения в современной российской экономике: состояние, тенденции развития, регулирование: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2008. - 56 с.
Материалы научного семинара: Социальное рыночное хозяйство.- 16.04.2009 Фонд «Либеральная миссия», http://media-liberal.ru/artides/1986
Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 496 с.
Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - 488 с.
Страхов А.И. Безопасность общества - социально-трудовой аспект / РАН. Ин-т экономики. - М., 2001. - 320 с.
Шлёссер Х.-Ю. Проект «ИНТЭКОР»: Модуль G01 «Функции государства в рыночной экономике». - Ольденбург, 2004. - 119 с.
Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.
Якобсон Л. Китайский опыт против "неосталинизма" // Русский журнал, 22.12.09 http://www.russ.ru/ Mirovaya-povestka/Kitajskij-opyt-protiv-neostalinizma
London Review of Books (LRB), Vol. 32, No 2, 28 January 2010, pages 3-6.

Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. – с.186

Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. - 2009. - № 1. - С. 17.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – с.349
Страхов А.И. Безопасность общества - социально-трудовой аспект / РАН. Ин-т экономики. - М., 2001. – с.273

Мамытов Е.Г. Социально-трудовые отношения в современной российской экономике: состояние, тенденции развития, регулирование: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2008. – с.15
Малышев М.А. Партнерство в системе социально-трудовых отношений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2008. – с.18

Малышев М.А. Партнерство в системе социально-трудовых отношений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2008. – с.19













1

Список использованных источников
1.Григорьева И.А. Исторические предпосылки и особенности развития немецкой модели социальной по¬литики // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 303-323.
2.Гутник В.П. В каком хозяйственном порядке нуждается Россия? // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нурее¬ва; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 406-415.
3.Делягин М. Китайский путь для России: "неосталинизм" // Русский журнал, 17.12.09 http://www.russ. ru/Mirovaya-povestka/Kitajskij-put-dlya-Rossii-neostalinizm.
4.Иноземцев В. Задача России - превращение в индустриальную страну // Русский журнал, 22.12.09 http:// www.mss.mMirovaya-povestka/Zadacha-Rossii-prevraschenie-v-industrial-nuyu-stranu.
5.Коваль Т.Б. Православная этика труда // Мир России. - 1994. № 2. - С. 526-527.
6.Конституция РФ, ст. 17 // http://www.gov.ru .
7.Кузнецов А.В. Конкуренция в социальном рыночном хозяйстве как средство либералистского «пере¬смотра» итогов приватизации в России // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 372-382.
8.Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. - 2009. - № 1. - С. 14-17.
9.Латов Ю.В. Почему концепция социального рыночного хозяйства не вошла в мейнстрим? // Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 226-234.
10.Малышев М.А. Партнерство в системе социально-трудовых отношений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2008. - 22 с.
11.Мамытов Е.Г. Социально-трудовые от¬ношения в современной российской экономи¬ке: состояние, тенденции развития, регулиро¬вание: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2008. - 56 с.
12.Материалы научного семинара: Социальное рыночное хозяйство.- 16.04.2009 Фонд «Либеральная мис¬сия», http://media-liberal.ru/artides/1986
13.Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.
14.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Ста¬родубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 496 с.
15.Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. - 488 с.
16.Страхов А.И. Безопасность общества - социально-трудовой аспект / РАН. Ин-т эко¬номики. - М., 2001. - 320 с.
17.Шлёссер Х.-Ю. Проект «ИНТЭКОР»: Модуль G01 «Функции государства в рыночной экономике». - Ольденбург, 2004. - 119 с.
18.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.
19.Якобсон Л. Китайский опыт против "неосталинизма" // Русский журнал, 22.12.09 http://www.russ.ru/ Mirovaya-povestka/Kitajskij-opyt-protiv-neostalinizma
20.London Review of Books (LRB), Vol. 32, No 2, 28 January 2010, pages 3-6.

Вопрос-ответ:

Какие истоки лежат в основе современных представлений о целях и путях реформирования социальной экономики?

Современные представления о целях и путях реформирования социальной экономики и социально трудовых отношений источаются из различных исторических, экономических и социально-философских теорий.

Какое управление социально трудовыми отношениями в контексте обеспечения социальной экономики считается наиболее эффективным?

Наиболее эффективным считается управление, основанное на принципах социального партнерства, демократического участия работников и учета интересов всех сторон, включая государство, работодателей и трудовую аудиторию.

Какие идеи лежат в основе социально-философских теорий, влияющих на цели и пути реформирования социальной экономики?

В основе социально-философских теорий лежат идеи справедливости, равенства, солидарности, защиты прав и интересов работников, устранения социальных неравенств и обеспечения гармонии в обществе.

Каким образом возможно обеспечение социальной экономики в контексте реформирования социально трудовых отношений?

Обеспечение социальной экономики в контексте реформирования социально трудовых отношений возможно через создание социальных гарантий для работников, содействие развитию социального предпринимательства, реализацию социальных программ и проектов, а также участие государства в регулировании рынка труда.

Какие источники использованы при написании данной статьи?

При написании данной статьи использовались следующие источники: [список использованных источников].

Зачем нужно реформирование социальной экономики?

Реформирование социальной экономики необходимо для достижения более справедливого и эффективного функционирования экономической системы. Цели реформирования могут включать улучшение доступа к социальным услугам, сокращение неравенства доходов, создание равных возможностей для всех граждан и повышение уровня благосостояния в обществе.

Какие истоки современных представлений о целях и путях реформирования социальной экономики?

Истоки современных представлений о реформировании социальной экономики можно найти в истории развития экономических теорий и политических идеологий. Некоторые из них включают идеи социального правосудия, равноправия, государственного регулирования экономики, эффективного распределения ресурсов и устойчивого развития. Особую роль в формировании современных представлений о реформировании социальной экономики играют такие школы, как социальная демократия, социальный либерализм и новая экономическая теория.

Каким образом управление социально трудовыми отношениями влияет на обеспечение социальной экономики?

Управление социально трудовыми отношениями играет важную роль в создании условий для устойчивого развития социальной экономики. Это включает в себя разработку социально-экономической политики, нормирование и регулирование рабочих отношений, защиту прав работников, содействие формированию благоприятной рабочей среды и стимулирование социальной ответственности бизнеса. Эффективное управление социально трудовыми отношениями помогает создать устойчивую экономическую систему, способствует повышению производительности труда и содействует социальной справедливости.