Разработка методов прогнозирования кадровой ситуации в т.о (на примере Северо-западного акцизного т.п (специализир-й)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 7272 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 19.05.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ТАМОЖНЕ
1.1. Кадровая политика в деятельности таможни: понятие, цели и задачи
1.2. Общее состояние таможенной кадровой политики в РФ и ее основные проблемы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ АКЦИЗНОМ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ
2.1.Характеристика организационной структуры СЗАТП
2.2.Принцип отбора кадров
2.3.Анализ показателей по кадрам и проблем в кадровой политике
2.4. Оценка влияния кадровой политики на результаты деятельности поста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЛУЖАЩИХ В 2008-2009 ГОДАХ

Фрагмент для ознакомления

Заместителю начальника таможенного поста – начальнику ОТО и ТК №1 полковнику таможенной службы был объявлен строгий выговор и два выговора.
Заместителю начальника таможенного поста – начальнику ОТО и ТК №4 старшему лейтенанту таможенной службы был объявлен выговор.
Начальнику ОТО и ТК №5 было объявлено замечание.
Начальнику ОТО и ТК (специальных грузов) было объявлено два выговора.
Начальнику отдела контроля таможенной стоимости был объявлен выговор.
Начальнику отдела таможенного досмотра №1 было объявлено два выговора.
Начальнику отдела таможенного досмотра №4 был объявлен выговор.
Повторные дисциплинарные взыскания были объявлены 9 должностным лицам таможенного поста, их них 3 руководителям:
ОТО и ТК № 1 – 5 человек;
ОТО и ТК спецгрузов – 2 человека;
ОТО и ТК № 4 – 2 человека;
отдел таможенного досмотра № 1 (Д.Б.Иванов).
Таким образом, в 2009 году за допущенные нарушения применены следующие меры дисциплинарного воздействия: замечание – 21, выговор – 37, строгий выговор – 1, увольнение – 2. За прогул уволено 2 должностных лица. В органы прокуратуры материалы служебных проверок не направлялись.
В отношении 94 должностных лиц таможенного поста проведено 37 служебных проверок (комиссией таможенного поста – 26 проверок, комиссией ЦАТ – 11). В ходе 7 служебных проверок факты нарушений со стороны должностных лиц таможенного поста не нашли своего подтверждения.
К дисциплинарной ответственности не привлечены 23 должностные лица:
в связи с увольнением по собственному желанию – 1 человек;
в связи с истечением сроков наложения дисциплинарных взысканий – 14 человек;
строго указано на неукоснительное соблюдения действующего законодательства – 8 человек.
В 2009 году за личный вклад и руководство работой подчинённых отмечены поощрениями 88 должностных лица, что составило 49,2% от фактической численности таможни. Всего объявлено 126 поощрений из них: полномочиями председателя ФТС России – 21, начальником таможни – 105.
В целом, по приведенным выше данным можно заключить, что контроль за дисциплиной в 2009 году усилился по сравнению с 2008 годом. Об этом свидетельствует процент пораженности, который увеличился с 6,3% в 2008 году до 41,3% в 2009 году. В абсолютном выражении этот показатель изменился с 12 нарушений в 2008 году до 74 в 2009 году. При этом, практически все нарушения относятся к таким нарушениям как опоздание на работу, курение в неположенном месте и т.д. По итогам разбирательств были вынесены замечания и выговоры. Грубыми нарушениями были признаны только 2 по итогам 2009 года (в 2008 году таких нарушений не было). В обоих случаях служащие допустили прогул и были уволены.
Отдел по работе с персоналом не только занимается выговором, но и поощряет отличившихся сотрудников. Если по итогам 2008 года было зафиксировано 34 таких поощрения, то в 2009 году их количество возросло до 88. В процентах от фактической численности персонала, это составило 17,9% и 49,2% соответственно.
Было увеличено количество служебных проверок с 14 в 2008 до 37 в 2009 году (+164,3%). Соответственно, увеличилось количество служебных проверок, которые нашли подтверждение: с 4 в 2008 до 7 в 2009 (+75%).
Таким образом, можно заключить, что отдел по работе с персоналом СЗАТП (с) активно внедряет методы и проводит воспитательно-профилактическую работу. Результаты работы на данном направлении стоит признать как положительные.
Мероприятия по повышению сплоченности коллектива
Помимо воспитательных мер и мероприятий по повышению квалификации кадрового состава нельзя забывать и об укреплении сплоченности коллектива. Необходимо создавать и укреплять взаимоотношения между сотрудниками, ведь на работе проводится существенная часть жизни человека. Для этого в Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) используются физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
В 2008 году должностные лица таможенного поста приняли участие в международном турнире по мини-футболу среди полицейских, пожарников и таможенников на о.Сицилия, чемпионате ФТС России по мини-футболу среди ветеранов, чемпионате таможенных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области по футболу, Кубке СЗТУ России по мини-футболу, чемпионате таможенных органов Северо-Западного федерального округа по волейболу, первенстве ВФСО «Динамо» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего в соревнованиях приняли участие 18 должностных лиц таможенного поста. Случаев нетрудоспособности в результате получения травм на соревнованиях и тренировочных занятиях в 2008 году не было.
В 2009 году должностные лица таможенного поста приняли участие в международном турнире по мини-футболу и волейболу среди полицейских, пожарников и таможенников в Ванкувере (Канада), чемпионате ФТС России по мини-футболу, чемпионате таможенных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области по футболу, Кубке СЗТУ России по мини-футболу, чемпионате таможенных органов Северо-Западного федерального округа по волейболу, первенстве ВФСО «Динамо» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего в соревнованиях приняли участие 19 должностных лиц таможенного поста. Случаев нетрудоспособности в результате получения травм на соревнованиях и тренировочных занятиях в 2009 году не было.
За большой личный вклад в организацию спортивно-массовой работы в таможенных органах РФ главный государственный таможенный инспектор информационно-технического отдела был награжден нагрудным знаком «Чемпион».
Как показал выше проведенный анализ, отдел по работе с персоналом занимается и вопросами сплочения коллектива. Это положительно сказывается и на работе при решении любых профессиональных вопросов. Следовательно, данное направление работы кадровой службы СЗАТП (с) стоит признать положительной.
2.4. Оценка влияния кадровой политики на результаты деятельности поста
Кадровая политика СЗАТП (с) затрагивает все направления деятельности по повышению профессиональных и личных качеств сотрудников. Но таможенный пост функционирует всего 2 года, поэтому необходимо еще много приложить усилий по улучшению кадровой ситуации в организации.
Проведенный выше анализ показал, что в Северо-Западном акцизном таможенном посту присутствуют два негативных момента при работе с кадрами:
большая текучесть кадров;
резкое увеличение количества нарушений служебной дисциплины.
Данная ситуация в кадровом составе происходит на фоне мирового финансового кризиса, когда много людей остается без работы. Наличие вышеуказанных проблем в работе с кадрами указывает, что работники СЗАТП (с) не бояться потерять работу. Вероятно, это связано с низкой заработной платой или отсутствием карьерных перспектив. Данная ситуация характерна для большинства таможенных органов России и это не является проблемой только одного Северо-Западного акцизного таможенного поста. Поэтому необходимо коренным образом пересматривать политику карьерных перспектив государственных служащих и способы их поощрения, чтобы улучшить ситуацию в таможенных органах.
При таких внешних негативных условиях предъявлять претензии только к работе кадровых служб организации не имеет смысла. Анализ показал, что кадровая служба СЗАТП(с) разрабатывает все направления по работе со служащими. Конечно, им удается повысить сплоченность коллектива, разработать курсы по повышению квалификации, разработать и провести аттестации по присвоению новых званий и т.д. Но только одна кадровая служба не в состоянии переломить ситуацию, когда работники организации уходят из-за невысокой заработной платы или отсутствием карьерных перспектив.
В результате текучести кадров и негативной ситуации в экономике в организации наблюдается неполная укомплектованность штата – 90,9% в 2008 году и 89,5% в 2009 году. И это при том, что штатное количество работников было сокращено с 209 до 200 человек из-за кризиса (см. табл. 3).
Однако, неполный штат сотрудников означает, что часть работы распределяется между всеми сотрудниками. Это ведет к переработкам служащих и ухудшению их удовлетворенностью работой.
С другой стороны, неполный штат сотрудников означает снижение производительности работы всего таможенного поста, т.е. снижается пропускная способность на границе при перевозке товаров. А это уже негативно сказывается на величине налоговых поступлений в казну государства (см. рисунок 3).

Рис 5. Объем таможенных платежей СЗАТП (с) в 2009г при фактическом и штатном количестве сотрудников.
На рисунке 5 показана динамика полученных платежей при фактическом количестве сотрудников за 2009 год в сравнении с платежами, которые могли быть получены в случае полного штата сотрудников. Как показывает рисунок 5, ежемесячно таможенный пост недобирал около 15% платежей. Таким образом, процент укомплектованности штата сотрудников был 89,5% в 2009 году, а платежей недополучали около 15%, т.е. снижение сотрудников на 10% ведет к недополучению платежей в размере 15%. Это происходит потому, что ресурсы каждого человека ограничены. Из-за нехватки сотрудников идет перераспределение обязанностей, но они не могут быть полностью удовлетворены текущим количеством сотрудников. Они делают работу по максимуму, но этого явно недостаточно, чтобы таможенный пост работал на максимальном уровне.
Если перевести в денежное выражение, то только за 2009 год государство недополучило таможенных платежей на общую сумму около 13,4 млрд рублей. И все только потому, что штат сотрудников укомплектован не полностью, хотя другие работники выполняют свою работу ответственно.
Таким образом, проблема профессионального развития сотрудников таможенных органов – это не только проблема кадровой службы на предприятии, но и проблема самого государства, которое должно быть заинтересовано в полном и своевременном получении налогов. Государство должно пересмотреть свою политику относительно служащих таможенных организаций. Ведь именно от их эффективности и профессионализма зависит скорость прохождения товаров через границу. Это не только быстрое пополнение объема таможенных платежей, поступающих в бюджет, но и стимулирование экономики. Ведь чем быстрее товары доходят до своего конечного потребителя, тем быстрее идет оборот денежных средств, что в конечном счете сказывается и на росте экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос качественной подготовки специалистов, сертификации персонала является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики. В условиях кардинального реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации требование профессионального развития и образования государственных служащих становится особенно актуальным.
Недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата признана официально. Об этом свидетельствует и практика государственного управления. Значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений. Зачастую они не обладают правовой, социально-экономической, управленческой подготовкой, необходимой для служебной деятельности. Все это обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость проблемы.
В Федеральной таможенной службе существуют два вида государственной службы: служба в таможенных органах по контракту и государственная гражданская служба.
Особое внимание работников кадрового отдела должно быть обращено на повышение квалификации сотрудников. Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определена и классифицирована система дополнительного профессионального образования гражданских служащих, включающего в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Таможенной кадровой политикой на федеральном уровне занимается Управление государственной службы и кадров, входящее в состав Федеральной Таможенной Службы РФ. На данный момент в структуре таможенных органов: 7 региональных ТУ, 4 специализированных РТУ, 120 таможен, в том числе 7 таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, 675 таможенных постов.
Требования к кандидатам при приеме на службу в таможенные органы остаются высокими. Повсеместно продолжает внедряться практика проверки должностных лиц таможенных органов на полиграфе (детекторе лжи), однако такая проверка проходит на добровольных началах. При приеме на службу в таможенные органы проводится обязательное психологическое тестирование кандидатов на службу. В 2008 году было обследовано 9 749, в 2009 году – 14 980 кандидатов на службу.
Качественное решение задач ФТС России невозможно без активной и целенаправленной работы с кадрами, ибо конечный результат во многом зависит от правильного подбора и расстановки людей, их профессионализма и ответственного отношения к делу.
Однако, на пути реализации внедрения эффективной кадровой политики имеется ряд проблем. Необходимо работать над их устранением:
1. С августа 2007 года таможенные органы не имеют права брать на работу выпускников ВУЗа, т.к. нужен стаж (сотрудников таможенной службы включили в разряд федеральных государственных гражданских служащих). А таможенные органы испытывают проблемы нехватки специалистов.
2. Другая острая проблема кадровой политики в таможне – это наличие коррумпированности. Начиная с 2000 года, динамика уголовных дел, возбужденных в отношении таможенников выглядела следующим образом: 2000 год – 194 дела, в 2004 году – 250 дел. В первом полугодии 2008 года было возбуждено 324 уголовных дела коррупционного характера, что на 30% превышает данные аналогичного периода 2007 года.
Кадровая ситуация в российской таможне еще далека от совершенства. Необходимо внедрить эффективные меры не только по подготовке профессиональных кадров, но и наладить механизм контроля за их деятельностью. Только одновременная реализация этих условий позволит сделать таможенную деятельность более прозрачной, а кадровую политику в таможне – эффективной.
В практической части дипломного проекта была рассмотрена кадровая ситуация на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном), который был образован только в 2007 году.
Таможенный пост является обособленным подразделением Центральной акцизной таможни, осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством Центральной акцизной таможни.
В подчинении у начальника Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) находятся:
16 отделов (из них 5 ОТОиТК, 3 ОТД, 8 функциональных);
10 отделений (из них 2 ОТД, 8 функциональных);
6 отдельных должностей.
В штате числится всего 200 человек, из которых сотрудников – 17, ГС – 77, работников – 6.
За период с 01.01.2009 по 15.12.2009 Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) перечислил в бюджет РФ таможенных платежей на сумму 88925,2 млн рублей при установленном плановом показателе в размере 105701,13 млн рублей. Плановое задание выполнено на 84,13%. В 2009 году СЗАТП стабильно не выполнял план. Такая ситуация связана с влиянием мирового финансового кризиса. Также частично данная проблема может быть объяснена неполным штатом сотрудников.
Для набора персонала в СЗАТП(с) существует отдел кадров. Процесс работы с кадрами включает три основных направления:
процедура отбора кадров при приеме на работу;
работа по повышению квалификации уже работающих сотрудников;
мероприятия по повышению дисциплины и ответственности.
Процедура отбора кадров при приеме на работу заключается в организации конкурса на замещение вакантных должностей. Для этого в СЗАТП (с) создается специальная конкурсная комиссия.
По состоянию на 1 января 2010 года укомплектованность Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) кадрами составляет 89,5 % (179 должностных лиц из 200 по штатному расписанию). Количество сотрудников, согласно штатному расписанию, уменьшилось с 209 человек до 200, т.е. на 4,31%. Оптимизация численности сотрудников связана с кризисной ситуацией в стране и затрагивает все государственные органы.
Фактическое количество работающих сотрудников в 2009 году составило 179 человек, что на 5,8% ниже показателей 2008 года. Таким образом, несмотря на снижение численности штатного расписания из-за кризиса, количество фактических работников более чем на 10% ниже требуемого количества. Это является негативным фактором и может указывать на неудовлетворенность условиями труда или перспективами для работников.
За 2009 год уволено – 32 должностных лиц. Этот показатель практически в 3 раза выше, чем в 2008 году. Это можно рассматривать как негативный фактор, т.к. количество уволенных сотрудников гораздо выше количества принятый сотрудников. И это несмотря на кризисную ситуацию в стране, когда уровень безработицы составляет около 10%.
Основными мотивами увольнения по собственному желанию среди государственных гражданских служащих явились низкая самореализация (неудовлетворенность перспективами карьерного роста, содержанием работы) и социально-психологический мотив (отношения в коллективе, конфликт с руководством). Так же в некоторых случаях мотивами увольнения являлись социально-бытовой (смена места жительства, месторасположение таможенного органа) и вынужденный (состояние здоровья).
Аттестационной комиссией проведено 14 заседаний в 2008 году: 59 должностных лица поста сдали квалификационный экзамен на присвоение первого и очередных классных чинов, аттестация на соответствие занимаемой должности проведена в отношении 26 должностных лиц. В 2009 году было проведено 15 заседаний: 46 должностных лиц поста сдали квалификационный экзамен на присвоение первого и очередных классных чинов, аттестация на соответствие занимаемой должности проведена в отношении 37 должностных лиц.
За два рассматриваемых периода СЗАТП(с) регулярно организовывало для сотрудников курсы повышения квалификации.
Контроль за дисциплиной в 2009 году усилился по сравнению с 2008 годом. Процент пораженности увеличился с 6,3% в 2008 году до 41,3% в 2009 году. В абсолютном выражении этот показатель изменился с 12 нарушений в 2008 году до 74 в 2009 году. При этом, практически все нарушения относятся к таким нарушениям как опоздание на работу, курение в неположенном месте и т.д. По итогам разбирательств были вынесены замечания и выговоры.
Было увеличено количество служебных проверок с 14 в 2008 до 37 в 2009 году (+164,3%). Соответственно, увеличилось количество служебных проверок, которые нашли подтверждение: с 4 в 2008 до 7 в 2009 (+75%).
Таким образом, можно заключить, что отдел по работе с персоналом СЗАТП(с) активно внедряет методы и проводит воспитательно-профилактическую работу. Результаты работы на данном направлении стоит признать как положительные.
Отдел по работе с персоналом занимается и вопросами сплочения коллектива. Это положительно сказывается и на работе при решении любых профессиональных вопросов.
Кадровая политика СЗАТП(с) затрагивает все направления деятельности по повышению профессиональных и личных качеств сотрудников. Но таможенный пост функционирует всего 2 года, поэтому необходимо еще много приложить усилий по улучшению кадровой ситуации в организации.
Проведенный выше анализ показал, что в Северо-Западном акцизном таможенном посту присутствуют два негативных момента при работе с кадрами:
большая текучесть кадров;
резкое увеличение количества нарушений служебной дисциплины.
В результате текучести кадров и негативной ситуации в экономике в организации наблюдается неполная укомплектованность штата – 90,9% в 2008 году и 89,5% в 2009 году. И это при том, что штатное количество работников было сокращено с 209 до 200 человек из-за кризиса.
В 2009 году ежемесячно таможенный пост недобирал около 15% платежей. Таким образом, снижение сотрудников на 10% ниже количества, указанного в штатном расписании, привело к недополучению платежей в размере 15%. Это происходит потому, что ресурсы каждого человека ограничены. Из-за нехватки сотрудников идет перераспределение обязанностей, но они не могут быть полностью удовлетворены текущим количеством сотрудников. Если перевести в денежное выражение, то только за 2009 год государство недополучило таможенных платежей на общую сумму около 13,4 млрд рублей.
Таким образом, проблема профессионального развития сотрудников таможенных органов – это не только проблема кадровой службы на предприятии, но и проблема самого государства, которое должно быть заинтересовано в полном и своевременном получении налогов. Государство должно пересмотреть свою политику относительно служащих таможенных организаций.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники
Таможенный Кодекс РФ
Федеральный Закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114- ФЗ
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ст. 60-63,71)
Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»
Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»
Указ Президента РФ от 28.12.2006 №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №362 «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации»
Приказ ФТС России от 25.11.2004 № 329 «Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации»
Приказ ФТС России от 25.07.2008 №915 «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации»
Приказ ФТС России от 5 октября 2006 года № 964 «Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 годы»
Учебники, монографии, статьи
Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: учебное пособие. – 3-е изд. - Мн.: Экоперспектива, 2005. – 352с.
Божкова Е. Н., Проблемы стимулирования труда кадрового состава таможенных органов в условиях реформирования государственной службы в РФ/Е. Н. Божкова // Таможенная политика в реалиях российской экономики: межвуз. сб. науч. тр. студентов, слушателей и молодых ученых / РГЭУ "РИНХ". - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 180-185.
Гармаев Ю.П., Внешнеэкономические преступления, связанные с коррупцией в таможенных органах. Практический комментарий законодательства / Ю.П. Гармаев // СПС «КонсультантПлюс»
Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. – 294с.
Демина А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / под ред. А.А. Демина. – М.: Книгодел, 2004. – 560с.
Заборовский В., Системы защиты информации/В. Заборовский // Таможня. - 2006. - N 23/24. - С. 29.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304с.
Кулапов М.Н. Управление кадрами: в помощь начинающему руководителю: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 154с.
Мелешко Г. Роль аттестационных комиссий в аттестации работников. // Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом: оценка эффективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004. – 256с.
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебное пособие. – Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Журн. «Упр. персоналом», 2005. – 654с.
Ноздрачев А. Ф., Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие для студ. - М.:МЦФЭР,2005. - 479 с.
Петраков С.В. Проблемы противодействия коррупции в органах законодательной власти. Закон: стабильность и динамика / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Юридическая фирма "Контракт", 2007. – 473с.
Попова Л. Х., Делопроизводство в управленческой деятельности таможенных органов: учеб. пособие/Л. Х. Попова. - Ростов-на-Дону,2005. - 239 с.
Романов Г.Б. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях. – М.: Управление персоналом, 2006. – 78с.
Самойленко В. М., Организация работы с резервом кадров в таможенном учреждении: учеб. пособие/В. М. Самойленко; Федеральное агентство по образованию РФ; Санкт-Петербургский политехн. ун-т. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та,2004. - 40 с.
Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер: Питер принт, 2003. – 236 с.
Тихомиров Ю.А. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. Вып. N 9. С. 159.
Феонова М.Р. Управление персоналом: методология анализа качества рабочей силы. – М.: Наука, 2007. – 516с.
Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 497с.
Шевчук П. С., Теория и практика применения технических средств таможенного контроля/П. С. Шевчук, О. Р. Попов. - Ростов-на-Дону: Феникс,2006. - 285 с.
Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников. Издание 2-е, дополненное и переработанное. – М.: Управление персоналом, 2006. – 98с.
Источники сети Интернет
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/
Северо-Западное таможенное управление http://sztu.customs.ru/
Федеральная Таможенная Служба. Независимый Портал http://www.transportall.org/
Виртуальная Таможня http://www.vch.ru/
Таможня.РУ http://www.tamognia.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЛУЖАЩИХ В 2008-2009 ГОДАХ
Таблица П1
Курсы повышения квалификации служащих СЗАТП (с) в 2008г.
№ Дата курса Название курса Кто прошел курсы 1 с 03.03.08 по 28.03. 08 дистанционное обучение по теме «Информационное обеспечение в таможенных органах» специалист 1-го разряда информационно-технического отдела 2 с 17.02.08 по 29.02. 08 «Организация силового обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов» инспектор отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы 3 с 18.03.08 по 08.04. 08 повышение квалификации по теме «Организация таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. Программа 2» старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра № 4 4 с 11.03.08 по 18.04.08 дистанционное обучение по программе «Основы таможенного дела» уполномоченный отдела административных расследований;
старший инспектор отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы 5 с 01.04. 08 по 25.04. 08 повышение квалификации по программе «Телекоммуникационное оборудование и сети связи» начальник информационно-технического отдела 6 с 01.04.08 по 30.04.08 дистанционное обучение по программе «Технология обеспечения информационно-технического отдела» старший специалист 2-го разряда информационно-технического отдела 7 с 12.05.08 по 23.05.08 повышение квалификации по теме «Организация силового обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов» ведущий инспектор отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы 8 с 09.06.08 по 14.06. 08 семинар руководителей подразделений, осуществляющих таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами главный государственный таможенный инспектор по таможенному контролю за делящимися и радиоактивными материалами
Окончание таблицы П1
№ Дата курса Название курса Кто прошел курсы 9 с 08.09.08 по 09.12.08 дистанционное обучение по теме «Актуальные проблемы организации таможенного контроля товаров и транспортных средств на современном этапе развития таможенной службы» государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2,
главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2,
государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1,
старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1,
государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля №5,
старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля №5; 10 с 30.09.08 по 22.10.08 повышение квалификации по теме «Организация таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами» старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра № 2 11 с 20.10.08 по 31.10.08 повышение квалификации по теме «Организация производства административных таможенных расследований» уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований 12 с 09.10.08 по 21.11.08 повышение квалификации по теме «Устройство, эксплуатация и ремонт досмотровой рентгеновской техники» главный государственный таможенный инспектор по таможенному контролю за делящимися и радиоактивными материалами;
государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра №1
Таблица П2
Курсы повышения квалификации служащих СЗАТП (с) в 2009г.
№ Дата курса Название курса Кто прошел курсы 1 с 20.01.09 по 23.01.09 краткосрочное повышение квалификации по теме «Программные средства ФТС и уполномоченных таможенных органах» начальник отдела работы с акцизными марками;
главный государственный таможенный инспектор информационно-технического отдела 2 с 01.09.09 по 02.10.09 длительное повышение квалификации по теме «Первоначальное обучение специалистов ТК ДРМ» государственный таможенный инспектор по ТК ДРМ 3 с 07.09.09 по 14.12.09 дистанционное обучение по теме «Организация и технология таможенного оформления и таможенного контроля» главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля №4 4 с 27.09.09 по 03.10.09 «Семинар финансово-бухгалтерских служб таможенных органов» в г.Белгороде начальник отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы 5 с 28.09.09 по 16.10.09 дистанционное обучение по программе «Актуальные аспекты организации таможенного оформления и таможенного контроля» старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 6 с 05.10.09 по 09.11.09 дистанционное обучение по программе «Основы таможенного дела» государственный таможенный инспектор отдела работы с акцизными марками,
специалист 1-го разряда отдела документационного обеспечения,
инспектор отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы,
государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля №5,
младший инспектор-контролер 4-го разряда отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы,
государственный таможенный инспектор отделения таможенного досмотра №3,
старший специалист 2-го разряда отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы,
старший специалист 2-го разряда отдела бухгалтерского учета и финансовой экспертизы;
Окончание таблицы П2
№ Дата курса Название курса Кто прошел курсы 7 с 26.10.09 по 06.11.09 длительное повышение квалификации по теме «Метрологическое обеспечение приборов рентгенофлуоресцентного анализа ПРИМ-1, ПРИЗМА-М (Au), МАГНИЙ-1, МЕТЭКСПЕРТ при таможенном контроле» государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра № 1 8 с 09.11.09 по 20.11.09 повышение квалификации по теме «Организация работы по осуществлению контроля таможенной стоимости» государственный таможенный инспектор отдела контроля таможенной стоимости 9 с 09.11.09 по 09.12.09 дистанционное обучение по теме «Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами» государственный таможенный инспектор отделения таможенного досмотра № 3;
старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра № 4; 10 с 23.11.09 по 27.11.09 Всероссийское совещание руководителей правовых подразделений начальник правового отдела
Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»
статья 22 Федерального закона № 79-ФЗ
Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – С.193
Романов Г.Б. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях. – М.: Управление персоналом, 2006. – С.25
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ст. 60 // Консультант плюс
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебное пособие. – Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Журн. «Упр. персоналом», 2005. – С.184
Ноздрачев А. Ф., Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие для студ. - М.:МЦФЭР,2005. - С.217
Самойленко В. М., Организация работы с резервом кадров в таможенном учреждении: учеб. пособие/В. М. Самойленко; Федеральное агентство по образованию РФ; Санкт-Петербургский политехн. ун-т. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та,2004. - 40 с.
Мелешко Г. Роль аттестационных комиссий в аттестации работников. // Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом: оценка эффективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004. – 256 с.
Кулапов М.Н. Управление кадрами: в помощь начинающему руководителю: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – С.73
Ноздрачев А. Ф., Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие для студ. - М.:МЦФЭР,2005. - С.279-281
Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации»
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/, аналитический отчет о кадровой политике в таможенных органах, февраль 2010г.
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/, аналитический отчет о кадровой политике в таможенных органах, февраль 2010г.
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/
Федеральная Таможенная Служба. Независимый Портал http://www.transportall.org/
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/
Таможня.РУ http://www.tamognia.ru
Виртуальная Таможня http://www.vch.ru/
Петраков С.В. Проблемы противодействия коррупции в органах законодательной власти. Закон: стабильность и динамика / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Юридическая фирма "Контракт", 2007. С. 313.
Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. С. 10.
Цит.: Тихомиров Ю.А. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. Вып. N 9. С. 159.
Федеральная Таможенная Служба. Независимый Портал http://www.transportall.org/
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/, аналитический отчет о состоянии кадровой политике в таможенных органах, февраль 2009г.
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/, Отчет о реализации программы по снижению уровня коррупции в таможенных органах, февраль 2010г.
Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/, Отчет о реализации программы по снижению уровня коррупции в таможенных органах, февраль 2010г.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники
1.Таможенный Кодекс РФ
2.Федеральный Закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
3.Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114- ФЗ
4.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ
5.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ст. 60-63,71)
6.Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»
7.Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации»
8.Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»
9.Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»
10.Указ Президента РФ от 28.12.2006 №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»
11.Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №362 «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации»
12.Приказ ФТС России от 25.11.2004 № 329 «Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации»
13.Приказ ФТС России от 25.07.2008 №915 «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации»
14.Приказ ФТС России от 5 октября 2006 года № 964 «Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 годы»
Учебники, монографии, статьи
15.Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: учебное пособие. – 3-е изд. - Мн.: Экоперспектива, 2005. – 352с.
16.Божкова Е. Н., Проблемы стимулирования труда кадрового состава таможенных органов в условиях реформирования государственной службы в РФ/Е. Н. Божкова // Таможенная политика в реалиях российской экономики: межвуз. сб. науч. тр. студентов, слушателей и молодых ученых / РГЭУ "РИНХ". - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 180-185.
17.Гармаев Ю.П., Внешнеэкономические преступления, связанные с коррупцией в таможенных органах. Практический комментарий законодательства / Ю.П. Гармаев // СПС «КонсультантПлюс»
18.Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. – 294с.
19.Демина А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / под ред. А.А. Демина. – М.: Книгодел, 2004. – 560с.
20.Заборовский В., Системы защиты информации/В. Заборовский // Таможня. - 2006. - N 23/24. - С. 29.
21.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304с.
22.Кулапов М.Н. Управление кадрами: в помощь начинающему руководителю: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 154с.
23.Мелешко Г. Роль аттестационных комиссий в аттестации работников. // Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом: оценка эффективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004. – 256с.
24.Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебное пособие. – Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Журн. «Упр. персоналом», 2005. – 654с.
25.Ноздрачев А. Ф., Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие для студ. - М.:МЦФЭР,2005. - 479 с.
26.Петраков С.В. Проблемы противодействия коррупции в органах законодательной власти. Закон: стабильность и динамика / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Юридическая фирма "Контракт", 2007. – 473с.
27.Попова Л. Х., Делопроизводство в управленческой деятельности таможенных органов: учеб. пособие/Л. Х. Попова. - Ростов-на-Дону,2005. - 239 с.
28.Романов Г.Б. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях. – М.: Управление персоналом, 2006. – 78с.
29.Самойленко В. М., Организация работы с резервом кадров в таможенном учреждении: учеб. пособие/В. М. Самойленко; Федеральное агентство по образованию РФ; Санкт-Петербургский политехн. ун-т. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та,2004. - 40 с.
30.Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер: Питер принт, 2003. – 236 с.
31.Тихомиров Ю.А. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. Вып. N 9. С. 159.
32.Феонова М.Р. Управление персоналом: методология анализа качества рабочей силы. – М.: Наука, 2007. – 516с.
33.Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 497с.
34.Шевчук П. С., Теория и практика применения технических средств таможенного контроля/П. С. Шевчук, О. Р. Попов. - Ростов-на-Дону: Феникс,2006. - 285 с.
35.Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников. Издание 2-е, дополненное и переработанное. – М.: Управление персоналом, 2006. – 98с.
Источники сети Интернет
36.Федеральная Таможенная Служба http://www.customs.ru/
37.Северо-Западное таможенное управление http://sztu.customs.ru/
38.Федеральная Таможенная Служба. Независимый Портал http://www.transportall.org/
39.Виртуальная Таможня http://www.vch.ru/
40.Таможня.РУ http://www.tamognia.ru


Вопрос-ответ:

Какова цель и задачи кадровой политики в деятельности таможни?

Целью кадровой политики в деятельности таможни является обеспечение эффективного функционирования таможенной системы и выполнение ее задач. Основные задачи кадровой политики включают подбор и отбор квалифицированного персонала, его обучение и развитие, мотивацию и стимулирование сотрудников, создание благоприятного рабочего климата и преемственности в кадровом управлении.

Каково общее состояние таможенной кадровой политики в РФ и какие основные проблемы имеются?

Общее состояние таможенной кадровой политики в РФ можно охарактеризовать как сложное. Основные проблемы включают недостаток квалифицированных специалистов, низкую мотивацию сотрудников, существующую коррупцию, отсутствие прозрачности в процессах кадрового управления, неэффективное использование трудовых ресурсов. Требуется системный анализ и улучшение работы в данной сфере.

Какова структура Северо-Западного акцизного таможенного поста?

Структура Северо-Западного акцизного таможенного поста (СЗАТП) включает ряд подразделений, таких как отдел кадров, отдел организации управления персоналом, отдел подбора и адаптации сотрудников. Также имеется руководство и службы, отвечающие за различные аспекты деятельности таможни.

Какие принципы используются при отборе кадров в Северо-Западном акцизном таможенном посте?

При отборе кадров в Северо-Западном акцизном таможенном посте применяются такие принципы, как профессиональная пригодность, соответствие требованиям должности, личностные качества, мотивация и желание работать в данной сфере. Также учитываются результаты тестирования и собеседования с кандидатами.

Как происходит анализ организации управления персоналом в Северо-Западном акцизном таможенном посте?

Анализ организации управления персоналом в Северо-Западном акцизном таможенном посте осуществляется путем изучения структуры и функций отделов, анализа процесса отбора и адаптации сотрудников, оценки эффективности системы мотивации и стимулирования, изучения проблем и препятствий, с которыми сталкиваются сотрудники и руководство.

Что такое кадровая политика в деятельности таможни?

Кадровая политика в деятельности таможни - это набор мер, направленных на эффективное управление кадрами в таможенных органах. Она включает в себя определение целей и задач, направленных на создание квалифицированного и профессионального персонала, а также разработку методов прогнозирования кадровой ситуации.

Каково общее состояние таможенной кадровой политики в РФ и какие основные проблемы она имеет?

Общее состояние таможенной кадровой политики в РФ можно охарактеризовать как неустойчивое. Она страдает от периодического недостатка квалифицированных кадров и несоответствия требованиям современного рынка труда. Основными проблемами являются низкая оплата труда, ограниченные возможности карьерного роста и недостаток мотивации персонала.

Каков принцип отбора кадров в организации управления персоналом в Северо-Западном акцизном таможенном посту?

Принцип отбора кадров в организации управления персоналом в Северо-Западном акцизном таможенном посту основан на профессиональных и личностных качествах сотрудника. Критерии отбора включают в себя знания и опыт в сфере таможенного дела, коммуникативные навыки, аналитическое мышление и способность к долгосрочному планированию.