Обогащение и активизация словарного запаса при подготовке детей к школе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная педагогика
  • 2323 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 27.11.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Лингвистические и психологические вопросы понимания значения слова и проблема понимания значения слова дошкольниками
2. Направления работы по обогащению и активизации словарного запаса при подготовке детей к школе
3. Методы и приемы обогащения и активизации словарного запаса при подготовке детей к школе
3.1 Игры, направленные на обогащение словарного запаса
3.2 Упражнения на развитие лексико-грамматических форм
Заключение
Список используемой литературы


Фрагмент для ознакомления

Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов. В игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует – машинка въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок объясняет свои действия.
Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Необходимо развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждать их высказываться об увиденном. В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций. Например, во время наблюдения за деревьями можно использовать такие словарные игры и упражнения:
«Назови части дерева»;
«С какого дерева листочек? (С березы), значит это какой лист? (березовый)»;
«Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона, воробей). Какая ворона? (Большая, любопытная, голодная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду)
«Назови семью воробья» (Папа-воробей, мама- воробьиха, дети – воробьята и т.д.);
В совместной речевой деятельности закрепляем, расширяем знания, полученные на занятиях через организацию индивидуальной работы, посредством развивающих и дидактических игр, творческих заданий и упражнений.
В воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Просветительская работа с родителями строится в разных направлениях. Это и проведение родительского собрания, и вечеров – развлечений, и показ открытых занятий с детьми по обучению грамоте, и драматизация сказок, и т.п. Консультации для родителей: «Приемы работы по формированию грамматического строя речи» и «Обогащение словарного запаса ребенка» могут дать хороший результат.
Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.
Заключение

1. На основе реализации принципа системности знаний были определены три направления словарной работы с детьми дошкольного возраста: 1) расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающемся кругом предложений и явлений; 2) выявление обозначения детьми качеств и свойств предметов и явлений на основе углубления знаний о них; 3) освоение слов – значений, обозначающих понятия на основе обобщения предметов по существенным признакам.
Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом.
В понятие же систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.
2. Приемы и дидактические упражнения, используемые при ознакомлении с новым словом:
Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их называнием.
Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета.
Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?»).
Неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез? Что исчезло?»).
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.
Демонстрация действий предмета с их называнием.
Действия ребенка с предметом с называнием этих действий.
Обследование взрослым предмета с называнием его качеств.
Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета.
Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого.
Вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным.
Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.
Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета.
Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние.
Рассматривание предмета, изготовленного из иного материала.
3. С учетом сложной структуры значения слова работу по расширению словаря дошкольника необходимо вести через уточнение признаков конкретного предмета, развитие операции обобщения на основе главных признаков. Кроме того, важно учить ребенка употреблению слова в различных контекстах, формируя понимание зависимости значения слова от речевой ситуации.
Направления работы по формированию структуры значения слова:
Формирование денотативного аспекта значения слова (то есть представлений о конкретных особенностях предмета).
Игры: «Цветовое лото»; «Геометрическое лото»; «Разложи по величине»; «Сравни и разложи»; «Что без чего?»; «Что где находится?».
Формирование понятийного аспекта значения слова (то есть обобщения существенных признаков предметов).
Игры: «Дополни ряд предметов»; «Закрой картинку»; «Один, два, три»; «Назови одним словом»; «Тематическое домино»; «Лишняя картинка»
4. Формирование парадигматических связей проводится в процессе уточнения структуры значения слова, развития семантических полей, лексической системности. Основными разделами работы являются уточнение понятийного и денотативного аспектов значения слова, развитие процессов классификации, категоризации, абстрагирования, расширение словаря синонимов, антонимов.
Задания для развития синтагматических связей слов:
Подбор названий действий к названию предмета (объекта)
Подбор максимального количества слов к названию действия
Добавление одного общего слова к двум словам
Подбор максимального количества слову отвечающих на вопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Добавление слова, обозначающего признак предмета
Подбор слова, отвечающего на вопрос «Что?»
Дополнение предложения словами
Объяснение и исправление ошибочности суждений
Составление предложения с парой слов
Объяснение последствий жизненного явления (например, зима, дождь, жара) по образцу
5. Естественно, что работа по систематизации словарного запаса неразрывно связана с его обогащением, потому что при бедном словарном запасе систематизировать нечего. Значит, под обобщающее слово «фрукты» нужно подобрать как можно больше предметов данной группы, то есть наполнить это обобщающее слово достаточным содержанием.
При работе над тематическими группами слов важно добиться четкого соотнесения ребенком каждого обобщающего слова с обобщаемыми этим словом отдельными предметами.
Важнейшим условием работы с тематическими группами слов является обязательное использование этих слов не только в именительном, но и в косвенных падежах.
6. Формирование семантических полей
В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу.
От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, то есть насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов.
Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативные связи.
Организация семантических полей и лексической системности осуществляется за счет укрепления родовидовых отношений между словами одного поля (развитие понятийного аспекта значения слова).
Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля: «Классификация»; «Группировка слов»; «Назови другим словом»; «Два из трех»; «Сделай наоборот».
6. Работа над значениями многозначных слов: составление предложений по видеоматериалу, игры с предметами.
Работа над родственными словами «Скажи ласково», «Чей хвост», «Какой предмет», такие игры можно использовать не только на занятиях по развитию речи, но и в продуктивной деятельности.
7. Задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связном высказывании: «Один – много», «Поймай- скажи», «Чей домик?»,«Что из чего сделано?»
8. Построение синонимического ряда и подбор антонимов «Скажи по – другому, «Наоборот», «Подбери пару», «Я начну- а ты продолжи», в виде наглядной помощи использование пиктограмм и цветных полосок, выкладываемые в том количестве, сколько названо слов-синонимов.

Список используемой литературы

1. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-189.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. – 91 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001. - 366 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: ЭКСМО, 2003. – 507 c.
5. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания; Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка / А.Н. Гвоздев ; Постоянно действующий семинар по онтолингвистике. - СПб. : Папирус, 1999. - 64 с.
6. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. - Воронеж, 1990.
7. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - Изд. 3-е. - Москва: URSS : Изд-во ЛКИ, 2008. - 246,[1] с.
8. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения// Семантическая структура слова. – М., 1971.
9. Лурия А. Р. Речевые реакции ребенка // Речь и интеллект в развитии ребенка, М.: Полиграфшкола им. В. А. Луначарского, 1927. - 74с.
10. Мир детства: Мл. школьник / [Л.И. Айдарова, М. В. Антропова, К.В. Бардин и др. ; Редкол.: А.Г. Хрипкова (гл. ред.) и др.]. - 2-е изд., доп. - М. : Педагогика, 1988. - 270, [1] с.
11. Павлова Н.Н. Азбука дошкольника : [развитие зрительного и слухового восприятия, знакомство с буквами и звуками, звуковой анализ слов, тренировка слитного чтения слогов, расширение словарного запаса]. - Москва: Эксмо, 2005. - 77, [2] с.
12. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. - 78,[1] с.
13. Перова О. Слова-волшебники : [активное расширение словарного запаса : учебное пособие]. - Москва: Махаон, 2007. - 111 с.
14. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1978.
15. Развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд., - испр. и доп. М., Просвещение, 1984.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2002.
17. Хамидулина Р.М. Развитие речи : подготовка к школе : сценарии занятий. - Москва: Экзамен, 2009 [т.е. 2008]. - 318 с.
18. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.
19. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.
20. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.

















2

. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 162-189.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. – 91 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознатель-ное. - М.: Лабиринт, 2001. - 366 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: ЭКСМО, 2003. – 507 c.
5. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания; Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка / А.Н. Гвоздев ; Постоянно действующий семинар по онтолингвистике. - СПб. : Папирус, 1999. - 64 с.
6. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. - Воронеж, 1990.
7. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - Изд. 3-е. - Москва: URSS : Изд-во ЛКИ, 2008. - 246,[1] с.
8. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения// Семантическая структура слова. – М., 1971.
9. Лурия А. Р. Речевые реакции ребенка // Речь и интеллект в развитии ребенка, М.: Полиграфшкола им. В. А. Луначарского, 1927. - 74с.
10. Мир детства: Мл. школьник / [Л.И. Айдарова, М. В. Антропова, К.В. Бардин и др. ; Редкол.: А.Г. Хрипкова (гл. ред.) и др.]. - 2-е изд., доп. - М. : Педагогика, 1988. - 270, [1] с.
11. Павлова Н.Н. Азбука дошкольника : [развитие зрительного и слухо-вого восприятия, знакомство с буквами и звуками, звуковой анализ слов, тре-нировка слитного чтения слогов, расширение словарного запаса]. - Москва: Эксмо, 2005. - 77, [2] с.
12. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. - 78,[1] с.
13. Перова О. Слова-волшебники : [активное расширение словарного запаса : учебное пособие]. - Москва: Махаон, 2007. - 111 с.
14. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1978.
15. Развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд., - испр. и доп. М., Просвещение, 1984.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2002.
17. Хамидулина Р.М. Развитие речи : подготовка к школе : сценарии занятий. - Москва: Экзамен, 2009 [т.е. 2008]. - 318 с.
18. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.
19. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.
20. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.


Вопрос-ответ:

Какими методами можно обогатить и активизировать словарный запас у детей перед поступлением в школу?

Существует множество методов для обогащения и активизации словарного запаса у детей перед поступлением в школу. Например, можно использовать игры, направленные на обогащение словарного запаса, а также проводить упражнения на развитие лексико-грамматических форм. Важно подбирать методы и приемы, которые будут интересны и доступны детям, чтобы они могли эффективно усвоить новые слова и выражения.

Какие лингвистические и психологические проблемы могут возникнуть у дошкольников при понимании значения слова?

У дошкольников могут возникать различные лингвистические и психологические проблемы при понимании значения слова. Например, они могут не знать определения слова или не понимать смысл слова в контексте. Также дети могут испытывать трудности с различием синонимов или антонимов. Важно помочь им развить понимание значения слова и учиться использовать новые слова в своей речи.

Какие игры направлены на обогащение словарного запаса детей перед поступлением в школу?

Существует множество игр, которые помогают обогатить словарный запас детей перед поступлением в школу. Например, игра в "Путешествие по алфавиту", где дети называют слова, начинающиеся на каждую букву алфавита. Также можно играть в "Ассоциации", где дети называют слова, связанные по значению с заданным словом. Эти игры помогают детям запомнить новые слова и развить свои ассоциативные способности.

Какие упражнения помогают развивать лексико-грамматические формы у детей перед поступлением в школу?

Для развития лексико-грамматических форм у детей перед поступлением в школу можно проводить различные упражнения. Например, упражнения на составление предложений, где дети должны правильно расставить слова в предложении. Также можно проводить упражнения на подбор антонимов или синонимов к заданным словам. Эти упражнения помогают детям развить грамматическую структуру речи и расширить свой словарный запас.

Что такое словарный запас и почему он важен при подготовке детей к школе?

Словарный запас – это совокупность слов, которыми мы пользуемся в своей речи. Он важен при подготовке детей к школе, потому что хорошо развитый словарный запас помогает детям лучше понимать прочитанный текст, активнее участвовать в беседах, более точно и ярко выражать свои мысли.

Почему понимание значения слова является сложной задачей для дошкольников?

Понимание значения слова является сложной задачей для дошкольников из-за их ограниченного опыта и знаний. Дошкольники только начинают знакомиться с миром и не имеют достаточного опыта, чтобы связывать слово с реальными объектами или явлениями. Они также могут испытывать трудности с абстрактными понятиями, которые трудно представить конкретными образами.

Какие существуют направления работы по обогащению и активизации словарного запаса у детей перед поступлением в школу?

Существует несколько направлений работы по обогащению и активизации словарного запаса у детей перед поступлением в школу. Например, можно проводить игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса. Также полезно использовать литературные произведения, в которых содержится большое количество разнообразной лексики, и обсуждать эти произведения с детьми. Важно также создавать среду, в которой дети будут активно использовать новые слова в практической речи.

Какие методы и приемы можно использовать для обогащения и активизации словарного запаса у детей перед поступлением в школу?

Для обогащения и активизации словарного запаса у детей перед поступлением в школу можно использовать различные методы и приемы. Например, можно проводить игры, которые направлены на обогащение словаря, такие как "Ассоциации" или "Угадай слово". Для развития лексико-грамматических форм можно использовать упражнения на составление предложений с использованием определенных грамматических конструкций или тренировочные задания на заполнение пропусков в предложениях. Важно подбирать такие методы и приемы, которые будут интересны и увлекательны для детей.

Какие сложности возникают у детей в понимании значения слова дошкольниками?

У дошкольников возникают сложности в понимании значения слова из-за ограниченности их словарного запаса, неопытности в объяснении и восприятии абстрактных понятий, а также недостаточной развитости мыслительных операций.