Противоположность и взаимодополнительность морали и права

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Теория государства и права
  • 66 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 01.04.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Эссе

Противоположность и взаимодополнительность морали и права

Фрагмент для ознакомления

Для естественно-правовой концепции характерно использование справедливости правопорядка как основного критерия его собственно правового качества. При этом, справедливость увязывается не с моральными ценностями, как таковыми, а с требованием всеобщности, общеприемлемости, равной для всех «выгодности». Именно в этом контексте сформировалась либертарная теория права, существенно развивающая и обогащающая естественно-правовую традицию.
Общество, заинтересованное в сохранении свободы всех (большинства, многих, некоторых) участников социального взаимодействия, должно найти способ, позволяющий, если говорить словами Канта – «совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого, с точки зрения всеобщего закона свободы». А право как раз таки и явилось этим источником свободы и справедливости. Оно предполагает нормирование и формализацию свободы на основе всеобщего масштаба и равной меры. Право абстрагируется от исходных различий между людьми, предполагая их формально равными и свободными субъектами.
Перед правом все люди предстают не во всем своем многообразии личностных качеств и проявлений, а как абстрактные лица – носители определенных социальных ролей: кредитора, должника, правонарушителя, потерпевшего, чиновника, военнослужащего, нетрудоспособного, и тому подобное – и по этому основанию право их уравнивает. Формальность – качество, благодаря которому равенство становится средством, способом, принципом регуляции всей действительности.
Сущность такого отношения раскрывается не посредством взаимодействия индивидуальностей, а взаимодействием конкретных социальных ролей и конкретных интересов, которые стоят за ними.
Таким образом, основным принципом правового регулирования является формальное равенство, сочетающее в себе всеобщность, содержательность и операциональность. Этот принцип, только он один выявляет принципиальное своеобразие права, как социального регулятора, его специфику, которая не может быть сведена к морали с ее принципом солидарности, отрицающим свободу. Именно в этом кроется противоположность морали и права. Мораль и право противоречивы по своему содержанию, но являются взаимодополняющими друг друга системами социального регулирования.
Все существующие социальные нормы в равной степени необходимы для поддержания целостности общества, для его нормального функционирования. Нормы взаимодополняют друг друга. Без морали невозможно единство, а право занимается обеспечением динамичного развития общества, освобождая его членов от излишних зависимостей.
Особая роль права заключается в том, что именно правовая регуляция, как официально-властное регулирование на основе принципа формального равенства - способна обеспечить свободное функционирование всех иных видов социальных норм. Каждому гарантируется свобода личных убеждений, мировоззрения, вероисповедания. Право дает возможность человеку самоопределиться, самостоятельно решать, во что верить, кого любить, уважать, о ком заботиться – и требует никому не причинять вреда, уважая свободу других людей. Различные моральные и религиозные порядки право признает и защищает в равной мере, определяет пределы их действия. А государственно-принудительное обеспечение какой-нибудь отдельно взятой моральной нормативной системы – довольно опасно для общества. По своей сути, такой режим ничем не отличается от тоталитаризма.






























Литература


1. Варламова Н.В. Право и мораль как базовые социальные регуляторы // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Сост. В.Г. Графский. М., 2006.
2. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии, 2002, № 3.


1. Варламова Н.В. Право и мораль как базовые социальные регуляторы // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Сост. В.Г. Графский. М., 2006.
2. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии, 2002, № 3.

Вопрос-ответ:

В чем заключается противоположность и взаимодополнительность морали и права?

Противоположность морали и права заключается в том, что мораль основана на личных убеждениях и предписывает определенный нравственный кодекс, а право является системой установленных правил и норм, которые регулируют поведение в обществе. В то же время, мораль и право взаимодополняют друг друга, так как моральные принципы часто влияют на формулирование правовых норм, а право может быть основано на определенной этической системе.

Какая концепция характеризуется использованием справедливости правопорядка?

Естественно-правовая концепция характеризуется использованием справедливости правопорядка как основного критерия его правового качества. Это означает, что правопорядок должен быть справедливым в том смысле, что его нормы и принципы должны быть всеобщими и общеприемлемыми для всех членов общества. Такой подход обеспечивает равную выгоду для всех.

Что предполагает либертарная теория права?

Либертарная теория права предполагает, что справедливость правопорядка достигается путем приверженности принципу свободы и неприкосновенности частной собственности. Согласно этой теории, право должно ограничиваться минимальным вмешательством в свободу личности и частную собственность, и индивидуальные права должны быть признаны высшим приоритетом.

Какие принципы используются в естественно-правовой концепции?

В естественно-правовой концепции используются принципы справедливости, всеобщности и общеприемлемости. Справедливость требует, чтобы правила и нормы были применимы ко всем членам общества на равных условиях. Всеобщность означает, что правила должны быть применимы ко всем без исключения. Общеприемлемость предполагает, что правила и нормы должны быть признаны всеми членами общества.

Как мораль и право взаимодействуют друг с другом?

Мораль и право взаимодействуют друг с другом, поскольку моральные принципы могут влиять на формулирование правовых норм. Например, моральные убеждения об отношении к частной собственности могут отразиться в законах о защите собственности. В то же время, право может основываться на определенной этической системе и отражать общепринятые нравственные ценности общества.

Какие основные критерии естественно правовой концепции?

Основным критерием естественно правовой концепции является использование справедливости правопорядка как основного качества права. Справедливость связывается с требованием всеобщности и общеприемлемости, а также выгодностью, равной для всех.

Какие идеи заложены в либертарной теории права?

В либертарной теории права заложены идеи о всеобщности, общеприемлемости и равной выгодности всех правил правопорядка. Такая теория подчеркивает значимость индивидуальных свобод и минимизации государственного вмешательства в личные дела граждан.

Чем отличается мораль от права?

Мораль и право имеют различия и взаимодополнительность. Мораль опирается на нравственные ценности и нормы, является внутренним убеждением и основана на сознании каждого человека. Право, в свою очередь, является системой правил и норм, установленных государством для обеспечения общественного порядка и справедливости.

Какие принципы справедливости влияют на формирование правопорядка?

В формировании правопорядка справедливость выражается через принципы всеобщности, общеприемлемости и равной выгодности. Принцип всеобщности означает, что правила должны быть релевантны для всех членов общества. Принцип общеприемлемости подразумевает, что правила должны быть приемлемы для большинства членов общества. Принцип равной выгодности гарантирует, что правила должны приносить выгоду всем участникам общества на равных условиях.