Политический деятель Владимир Мономах и его политико-правовые мысли

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История политических и правовых учений
  • 2222 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 21.10.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Идеи единства Руси приписываются летописью самым разнообразным лицам. Эта идея довлела над большинством Рюриковичей. В борьбе за лидерство она должна была оправдываться каждым из конкурентов. В начале XII в. самым удачливым оказался Мономах. Помимо соображений политической сообразности каждый его выбор, каждое действие должно рассматриваться через призму морально-этической системы, которой он пытался соответствовать.
После достижения великокняжеского стола в Киеве в 1113 г. Владимир Мономах продолжил политику, способствовавшую сохранению единства Руси. Для избежания в дальнейшем усобиц князь предпринял меры, целью которых было гарантировать управление Русью потомством Мономаха. Сложилось так, что у сына Всеволода Ярославича не осталось конкурентов в борьбе за великокняжеский стол в Киеве. Владимир Всеволодович, став киевским князем на волне народной любви, обошел двоюродных братьев Изяславичей и Олеговичей. Олег «Гориславич» после разжигания усобиц, приводов половцев не пользовался любовью на Руси и в Киеве. Поэтому не мог претендовать на Киев. В 1115 г. Олег Черниговский умер, что значительно осложнило его детям борьбу за киевский стол.
В этих условиях при формальном сохранении претендентов на Киев Владимир Мономах начал заботиться об укреплении позиций потомства своего старшего сына Мстислава. В 1117 г. он был переведен отцом из Новгорода в Киев. В Новгороде остался сын Мстислава, Всеволод-Гавриил, с которым новгородцы связывали надежды на развитие самостоятельности. Эти надежды отразились в договоре 1117 г. между Новгородом и Всеволодом Мстиславичем. Последствия заключения договора проявились позднее, а тогда за старшим сыном Мономаха Мстиславом была закреплена политическая ось Руси «Киев-Новгород».
В отношении проблемы престолонаследия Мономах хотел «оседлать» «политическую ось» Руси своим старшим потомством, привлекая в союзники общины Киева и Новгорода, ставшие в первой половине XII в. реальной политической силой. Если политическая ось Руси (Киев-Новгород) была бы закреплена за Мстиславом и его потомством, то и правление Русью осталось бы у них. Прочим Мономашичам разрешалось бы княжить в тех или иных землях при условии подчинения киевскому князю, что вполне вписывалось в рамки договоренностей Любечского съезда.
В планах и действиях Владимира Мономаха и его сына Мстислава видно стремление встать над процессом децентрализации. Но при отсутствии объективных предпосылок сохранить единство Руси под главенством рода старшего Мономашича было невозможно. Наступление раздробленности перечеркнуло замыслы киевских князей 1113-1132 гг. Сама модель их также была ущербна. В ходе дальнейшего роста и разветвления рода Мстиславичей ситуация начала XII в. повторялась бы в условиях раздробленности.
Несбыточность программы Мономаха была продемонстрирована почти сразу. Переходу Всеволода-Гавриила из Новгорода в Переяславль в 1132 г. воспротивился его дядя Юрий Владимирович. Он изгнал племянника вскоре после его появления в Переяславле. Именно Юрий Долгорукий стал выразителем интересов младших Мономашичей в борьбе за киевский стол. Активность князя Юрия поколебала ряды его братьев и племянников. Среди них начались раздоры, которыми воспользовались черниговские князья, начавшие борьбу за главенство на Руси против детей и внуков Мономаха. Русь вступила в раздробленность, начало которой пытался отсрочить или даже предотвратить Владимир Мономах. Разжигателем усобиц равно можно назвать Юрия Долгорукого и черниговских князей, и Новгород.
Программа мер Владимира Мономаха была уязвимой, так как создавалась в условиях надвигавшейся децентрализации. Ему понадобилось перечеркивать отчасти решения Любечского съезда и сохранять под своим контролем Новгород, идя на удовлетворение его требований ослабить зависимость от Киева и великого князя вообще. Последнее способствовало потере Новгорода как безоговорочной политической базы для Мономашичей в ХII-ХIII вв., значит, достижение ими полноты властью над Русью было невозможно. Стремление сохранить неустойчивый баланс сил на Руси в программе Владимира Мономаха, попытка сдержать естественный ход событий привели к обострению и запутыванию противоречий. Поэтому в 30-40-х гг. XII в. их разрешение носило хаотический характер и сопровождалось резким, катастрофическим усилением центробежных процессов. Усилия Мономаха дали обратный результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в трудах Владимира Мономаха получила продолжение русская политическая мысль. Проанализировав его основные произведения можем сделать вывод о тех позициях политических взглядов князя, которые стали не только важной частью теоретического осмысления феномена политической власти и механизма его существования, но и применялись князем и его последователями в государственном управлении.
Политическое содержание взглядов Владимира Мономаха наиболее отчетливо представлено в «Поучении», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т. д.). Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира.При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место.
В «Поучении» Владимир Мономах писал об ответственности правителя (государя) за авторитет власти. Мономах обрисовал идеальный образ государя и дал свое видение дальнейшего развития Киевской Руси: 1) признание старшинства в царском роде на получение престола; 2) блюсти честь перед другими странами – охранять и укреплять свой суверенитет и усиливать свое влияние в мире; 3) заботиться о единстве русской земли как единого целого, скрепленного договорами между князьями; 4) Государь, по мнению Владимира Мономаха, должен быть милосердным и праведным, не позволять сильным погубить слабого.
Последний князь единой Руси руководствовался в своей деятельности объединительной идеологией, зародившейся в эпоху образования Древнерусского государства. Существование этого комплекса идей и его обогащение Владимиром Мономахом позволили сразу ответить на вызов времени лозунгом поиска пути выхода из кризиса раздробленности. У истоков данного поиска стоял Владимир Мономах на рубеже XI-XII вв. Существование данной идеологии обусловило сохранение здания Древнерусской государственности. Русь при наступлении раздробленности не прекратила своего существования, не распалась на ряд независимых государств и не имела в то время подобной перспективы. В этом случае нужно выразить несогласие с точкой зрения, согласно которой Древнерусское государство перестало существовать. Древнерусская государственность приобрела иную форму – федерация княжений, правители которых сознательно стремились к восстановлению единства Руси (чаще всего при условии своего доминирования среди прочих Рюриковичей).
Предложенная Мономахом в период его киевского княжения «программа» повлияла на развитие вариантов объединительной идеологии в XII в. В этом заключается историческое значение влияния политической программы объединения Мономаха на политические процессы Руси XII в., на удержание идеи объединения в сфере духовной средневековой русской культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – 460 с.
Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – 283 с.
Марченко М. История политических и правовых учений: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 467 с.
Назаренко А. Владимир Мономах и киевское столонаследие: традиция и попытка реформы // Древнейшие государства Восточной Европы. – М., 2006. – С. 279-290.
Рындин И. Структура политической власти на Руси в период правления внуков Ярослава Мудрого – Святополка Изяславича и Владимира Мономаха (1093-1125 гг.) // Российский научный журнал. – М., 2008. – №3. – С. 11-21.
Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – С. 12.
Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – С. 28.
Назаренко А. Владимир Мономах и киевское столонаследие: традиция и попытка реформы // Древнейшие государства Восточной Европы. – М., 2006. – С. 279.
Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – С. 56.
Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 11.
Назаренко А. Владимир Мономах и киевское столонаследие: традиция и попытка реформы // Древнейшие государства Восточной Европы. – М., 2006. – С. 281.
Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – С. 116.
Там же. – С. 216.
Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – С.455.
Там же. –  432.
Марченко М. История политических и правовых учений: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С. 152.
Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 63.
Там же. – С. 81.
Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 88.
Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – С. 213.
Марченко М. История политических и правовых учений: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С. 155.
Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 92.
Рындин И. Структура политической власти на Руси в период правления внуков Ярослава Мудрого – Святополка Изяславича и Владимира Мономаха (1093-1125 гг.) // Российский научный журнал. – М., 2008. – №3. – С. 13.
Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 95.
Рындин И. Структура политической власти на Руси в период правления внуков Ярослава Мудрого – Святополка Изяславича и Владимира Мономаха (1093-1125 гг.) // Российский научный журнал. – М., 2008. – №3. – С. 18.
Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 112.
Назаренко А. Владимир Мономах и киевское столонаследие: традиция и попытка реформы // Древнейшие государства Восточной Европы. – М., 2006. – С. 281.
Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – С. 233.
Марченко М. История политических и правовых учений: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С. 158.












22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Великий князь Владимир Мономах. – М.: Русский мир, 2006. – 460 с.
2.Владимир Мономах: завещано потомкам. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 1999. – 283 с.
3.Марченко М. История политических и правовых учений: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 467 с.
4.Назаренко А. Владимир Мономах и киевское столонаследие: традиция и попытка реформы // Древнейшие государства Восточной Европы. – М., 2006. – С. 279-290.
5.Рындин И. Структура политической власти на Руси в период правления внуков Ярослава Мудрого – Святополка Изяславича и Владимира Мономаха (1093-1125 гг.) // Российский научный журнал. – М., 2008. – №3. – С. 11-21.

Вопрос-ответ:

Каким политическим деятелем был Владимир Мономах?

Владимир Мономах был политическим деятелем, правителем Киевской Руси, который правил в конце XI - начале XII века.

Какие политико-правовые мысли приписывают Владимиру Мономаху?

Владимиру Мономаху приписывают идеи единства Руси. Он стремился к укреплению и объединению русских земель под одной властью.

Какие соображения политической сообразности учитывал Владимир Мономах при своих выборах и действиях?

Владимир Мономах учитывал политическую сообразность своих выборов и действий, принимая во внимание борьбу за лидерство и обосновывая свои действия в рамках идеи единства Руси.

Какую морально-этическую систему старался соблюдать Владимир Мономах?

Владимир Мономах старался соответствовать морально-этической системе, которая включала в себя принципы благочестия, справедливости и заботы о благоденствии народа.

Какие успехи добился Владимир Мономах в своей политической деятельности?

Владимир Мономах достиг успехов в своей политической деятельности, он смог укрепить власть на Киевской Руси, объединив русские земли и приняв меры по развитию государства и благосостояния народа.

Какие мысли по политике и праву приписываются Владимиру Мономаху?

Владимир Мономах приписывается идеи единства Руси, которая довлела над большинством Рюриковичей. Он руководствовался соображениями политической сообразности и стремился соответствовать морально-этической системе.

Какие соображения влияли на каждый выбор и каждое действие Владимира Мономаха?

В каждом своем выборе и действии Владимир Мономах учитывал политическую сообразность, а также стремился соответствовать морально-этической системе.

Почему идея единства Руси оправдывалась каждым из конкурентов за лидерство?

Идея единства Руси оправдывалась каждым из конкурентов за лидерство в борьбе за власть. Эта идея доминировала над большинством Рюриковичей, и каждый политический деятель должен был придерживаться ее, чтобы получить поддержку и легитимность.

Какие принципы морально-этической системы соответствовал Владимир Мономах?

Владимир Мономах стремился соответствовать морально-этической системе, которая подразумевала справедливость, ответственность и уважение к правам и свободам граждан. Он руководствовался этими принципами при принятии своих решений и действий.

Каким образом Владимир Мономах добился успеха в своей политической карьере?

В начале XII века Владимир Мономах стал самым удачливым политическим деятелем. Он добился успеха благодаря своей сообразительности, политическим навыкам и способности принимать решения, которые соответствовали идеи единства Руси и морально-этической системе, которой он придерживался.

Какие идеи единства Руси приписываются Владимиру Мономаху?

Идеи единства Руси приписываются летописью самым разнообразным лицам. Однако, в борьбе за лидерство, эта идея оправдывалась каждым из конкурентов. В начале XII века самым удачливым оказался Владимир Мономах.

Какие соображения политической сообразности учитывал Владимир Мономах при выборе своих действий?

Помимо соображений политической сообразности, каждый выбор и каждое действие Владимира Мономаха должны рассматриваться через призму морально-этической системы, которой он пытался соответствовать.