Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Теории личности в отечественной психологии.

  • 35 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 10.09.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение понятия «личность»
1.2. Факторы формирования личности
1.2.1. Биологические факторы
1.2.2. Социальные факторы
1.2.3. Воспитание, как фактор формирования личности
1.2.4. Культура
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Личность в теории Л.С. Выготского
2.2. Изучение личности в концепции А.Н. Леонтьева
2.3. Категория личности в трудах С.Л. Рубинштейна
2.4. Дальнейшее развитие теорий личности в отечественной психологии
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Фрагмент для ознакомления

Для установки необходимо соединение потребностей и задачи. Установка - единство субъективного (потребность) и проблемного (ситуации) факторов, это связано с реорганизацией психофизиологических сил и готовностью действовать определенным образом, чтобы отвечать специфическим требованиям данной ситуации.
Д.Н. Узнадзе сделал установку общепсихологической категорией, через которую объясняются многие психические явления, а поведение человека рассматривается как изначально активное, волевое и целенаправленное.
Теория установки Узнадзе породила множество научных дискуссий по методологическим и теоретическим проблемам психологии.
В.С. Мерлин является автором интегральной теории индивидуальности, в которой выделяются следующие уровни:
биохимический
соматический
нейродинамический
психодинамический (уровень темперамента)
свойства личности
социальные роли.
Эти уровни связаны между собой сложным образом, а уровень темперамента при этом имеет сложную структуру, в которой в свою очередь выделяются подуровни (экстраверсия, тревожность, реактивность, импульсивность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоциональных переживаний, активность и ригидность).
Также Мерлин предложил понятие индивидуального стиля деятельности как способа, посредством которого индивид уравновешивает свои типологические особенности с условиями среды и активности в ней.
Дальнейшие исследования личности, относящиеся к современному этапу развития отечественной психологии, связаны с такими именами как Э.А. Голубева, К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Дубровин, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В. Темнова, Л.И. Анциферова, Т.Н. Березина, В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова и т.д.



ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

2.1. Методика исследования

В данном исследовании решались следующие эмпирические задачи:
подобрать комплексную методику исследования личности и ее отдельных свойств;
выявить меру выраженности различных личностных свойств испытуемых;
провести обобщения и выявить гендерные различия в чертах характера.
Для их решения в июне 2011 г. проведено исследование среди 30 человек (15 мужчин и 15 женщин). В исследовании использовалась методика «16-факторный личностный опросник Кеттелла».
Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами, предложен Р. Кеттеллом. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8-9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»).
Инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых выяснить особенности Вашего характера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильный» или «неправильный» ответы, так как они отражают лишь особенности, присущие различным людям. Если же Вы хотите получить рекомендации, правильно отражающие особенности проявлений Вашего характера в различных ситуациях, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво.
Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» — перечеркните крестиком левый квадратик, если ответ «в», то средний квадратик, ответу «с» соответствует правый квадратик.
Отвечая, помните:
— вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности, представляйте типичные ситуации, не задумываясь над деталями;
— не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову;
— старайтесь отвечать на несколько ответов в минуту, тогда Вы закончите работу примерно за 35 минут;
— старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно невозможно, (не более одного «неопределенного» ответа на 5-6 вопросов);
— не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд;
— возможно, некоторые вопросы Вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение».
Обработка результатов
1. Подсчитывается количество совпадений ответов испытуемого с ключом. За каждое совпадение начисляется 2 балла. Исключение составляет фактор В, где за каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл, а также за ответ "в" начисляется 1 балл.
2. Полученная сумма баллов сравнивается с нормативными данными по таблице и относительно этих данных результат интерпретируется как низкая или высокая оценка.
Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.
Интерпретация результатов.
Фактор. А /шизотемия-аффектомия/
Низкие оценки: сдержанный, обособленный, критичный, холодный, склонен к ригидности, скептицизму, отчужденности. Высокие оценки: человек обращен вовне. Легкий в общении, доброжелательный, эмоционально богат.
Фактор C /степень эмоциональной устойчивости/
Низкие оценки: чувствительный, эмоционально менее устойчив. Легко расстраивается. Высокие оценки: эмоционально устойчив. Зрелый тип.
Фактор D /флегматичность-возбудимость/
Низкие оценки: сдержанный, инертный, осторожный, благодушный, стоический, неторопливый. Высокие оценки: возбудимый, нетерпеливый, требовательный, сверхактивный, несдержанный.
Фактор Е /пассивность-доминантность/
Низкие оценки: уступчив, навязчив в поведении. Зависит от других. Высокие оценки: по отношению к другим выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями.
Фактор F /осторожность-легкомыслие/
Низкие оценки: трезвый, осторожный, молчаливый, неторопливый. Высокие оценки: безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы.
Фактор G /степень принятия моральных норм/
Низкие оценки: неустойчивость в достижении цели, поверхность. Избегает правил, мало чувствует обязанности. Высокие оценки: сознательны, настойчивы, на них можно положиться.
Фактор H /робость, застенчивость - смелость, авантюризм/
Низкие оценки: застенчивы, сдержаны, боязливы, уклончивы, держатся в тени. Высокие оценки: авантюристичны, социально смелы, не заторможены
Фактор I /реализм - сензитивность/
Низкие оценки: практичны, самодовольны. Способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Высокие оценки: высокая эмоциональная чувствительность. Обычно не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях.
Фактор J /неврастения, фактор Гамлета/
Низкие оценки: предприимчивы, предпочитают групповые действия. Любят внимание, энергичны. Высокие оценки: индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны.
Фактор O /самоуверенность - склонность к чувству вины/
Низкие оценки: безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы. Высокие оценки: депрессивны, преобладает плохое настроение.
Фактор Q2 /степень групповой зависимости/
Низкие оценки: зависимые, ведомые, идущие на зов, присоединяющиеся. Высокие оценки: независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно.
Фактор Q3 / степень самоконтроля/
Низкие оценки: низкий волевой контроль. В своем поведении не руководствуется волевым контролем. Высокие оценки: высокий контроль поведения, поведение социально точное, соответствующее образу своего Я. Социально очень чувствительны.
Фактор Q4 /степень внутреннего напряжения/
Низкие оценки: склонны к удовлетворенности. Расслабленность может привести к лени, к низким достижениям. Высокие оценки: сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны. Обычно недовольны порядком, руководством.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Результаты обработки ответов испытуемых на вопросы теста Кеттелла представлены в таблице итоговых баллов по шкалам опросника (Таблица 1).
Таблица 1. Баллы, полученные испытуемыми
по шкалам (факторам) опросника.
фактор (баллы) мужчины (номер испытуемого в группе) женщины (номер испытуемого в группе) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 A 7 3 8 10 2 8 2 9 11 3 7 2 8 3 10 6 3 9 6 10 11 3 8 4 9 12 3 9 9 11 B 3 6 1 0 5 8 3 8 2 7 2 0 3 5 1 8 3 5 4 7 2 8 2 2 0 6 3 8 1 3 C 1 7 2 9 10 3 8 2 9 9 5 10 3 12 11 4 9 7 4 7 3 2 0 10 2 8 4 9 3 9 E 3 6 2 8 3 9 10 3 8 4 6 3 8 5 3 10 3 8 5 10 3 8 2 5 7 12 8 5 6 11 F 2 6 4 8 4 9 5 6 0 2 3 11 4 7 9 10 3 8 6 7 4 0 11 2 0 6 9 3 6 8 G 11 12 4 9 4 4 5 8 2 0 11 3 12 5 7 9 7 8 0 3 6 2 9 3 12 10 0 4 7 2 H 0 3 6 2 8 10 3 7 2 9 8 3 7 5 6 0 11 3 6 2 10 7 4 6 0 0 2 10 12 1 I 3 7 2 8 5 10 3 5 9 2 1 5 1 7 9 3 12 2 5 3 8 2 7 5 9 1 0 4 2 7 L 1 6 3 8 2 10 10 2 6 12 5 9 3 7 8 3 8 4 9 10 4 5 2 8 4 6 2 8 1 8 M 4 7 2 9 3 0 2 4 7 11 4 8 6 5 0 3 8 12 5 2 7 8 3 9 2 6 4 8 3 2 N 10 3 6 2 8 4 3 11 6 5 8 9 4 5 3 7 3 9 0 5 8 4 6 3 9 2 12 1 4 8 O 3 6 8 11 3 12 0 9 0 4 6 7 2 7 8 3 5 9 2 6 3 9 1 0 6 8 4 3 7 2 Q1 3 5 11 12 3 12 5 12 6 4 0 9 4 5 8 3 6 3 2 6 3 8 4 5 2 6 3 1 8 4 Q2 2 5 2 0 8 11 4 6 7 8 3 9 3 2 6 9 10 7 3 4 6 2 8 6 9 10 0 4 6 10 Q3 0 4 7 11 5 7 12 3 9 4 7 11 6 3 8 2 6 0 9 10 5 12 6 3 8 2 6 4 10 11 Q4 8 4 9 5 8 7 9 4 9 8 7 4 7 6 8 9 3 5 8 9 1 5 6 9 10 3 7 2 2 9
По вертикали под номерами от 1 до 30 представлены опрашиваемые (1-15 мужчины, 16-30 женщины), по горизонтали - 16 факторов опросника. На пересечении факторов и номеров испытуемых представлены итоговые баллы. На основании таблицы можно делать выводы о личностных особенностях каждого опрошенного.
В таблице 2 представлены средние баллы, полученные отдельно по группам «мужчины» и «женщины».
Таблица 2. Гендерные различия
личностных особенностей.
группа фактор A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 мужчины 6,2 3,6 6,7 5,4 5,3 6,5 5,3 5,1 6,1 4,8 5,8 5,7 6,6 5,1 6,5 6,9 женщины 7,5 4,1 5,4 6,9 5,5 5,5 4,9 4,7 5,5 5,5 5,4 4,5 4,3 6,3 6,3 5,9
Таким образом, как видно в таблице, существуют гендерные различия в личностных особенностях испытуемых. Они проявляются в следующем:
женщины более интровертированны по сравнению с мужчинами (фактор А)
мужчины более эмоционально устойчивы (фактор С)
мужчины более социально нормированны и организованны (фактор G)
у женщин более развито воображение (фактор М).

По остальным факторам различий не выявлено.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о наличии гендерных различий в особенностях личности подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема формирования человека как личности очень сложна и охватывает множество вопросов.
Личность человека формируется под воздействием таких биологических факторов как наследственность, врожденные особенности и потребности, и социальных факторов (культуры, воспитания и социализации).
В Отечественной психологии личности рассматриватеся с двух позиций: с точки зрения личностного принципа, который означает, что все психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, избирательный характер, будучи зависимыми от уникальных личностных особенностей: характера, мотивационно-потребностной сферы, интересов и склонностей, мировоззрения и т.д. А также с позиции изучения личности самой по себе, то есть ее генезиса, компонентов и структурно-функциональных особенностей.
Отечественные подходы к изучению личности разрабатывались в школах ведущих исследователей: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина. Положения, выдвинутые ими, в дальнейшем формировались в научные парадигмы, в рамках которых проводились теоретически и практические исследования.
В ходе проведенного среди 30 человек (15 мужчин и 15 женщин) эмпирического исследования личности при помощи методики 16-факторного личностного опросника Кеттелла были установлены гендерные различия в особенностях личности мужчин и женщин.

БИБЛИОГРАФИЯ


Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.
Леонтьев, А.Н. Деятельности. Сознание. Личность. М., 1975.
Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.
Орлов, С.В. Человек и его потребности / С.В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.
Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Г.В. Осипов – М.: НОРМА, 2000.
Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания М, 1988.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
Садохин, А.П. Сервисология. Человек и его потребности / А.П. Садохин. – М.: Омега-Л, 2009.
Шиповская, Л.П. Человек и его потребности / Л.П. Садовская. – М.: Инфра-М, 2009.


Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. – 621 с. С. 201.
Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Г.В. Осипов – М.: НОРМА, 2000. – 488 с. С. 405.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. – 621 с. С. 150.
Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. С. 178.
Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С.30
Там же. С.31.
Там же. С.31.
Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с. С. 158.
Леонтьев, Деятельности. Сознание. Личность. М., 1975. С.84.
Леонтьев, А.Н. Деятельности. Сознание. Личность. М., 1975. С. 186.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 24.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания М, 1988. С. 6.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 25.
Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 250.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946., С. 682.












2

БИБЛИОГРАФИЯ


1.Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
2.Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.
3.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.
4.Леонтьев, А.Н. Деятельности. Сознание. Личность. М., 1975.
5.Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.
6.Орлов, С.В. Человек и его потребности / С.В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.
7.Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Г.В. Осипов – М.: НОРМА, 2000.
8.Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания М, 1988.
9.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
10.Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
11.Садохин, А.П. Сервисология. Человек и его потребности / А.П. Садохин. – М.: Омега-Л, 2009.
12.Шиповская, Л.П. Человек и его потребности / Л.П. Садовская. – М.: Инфра-М, 2009.

У нас вы можете заказать