Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психосемантические методы исследования феноменов общественного сознания

  • 30 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 06.09.2011
700 руб. 1 400 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение
1. Теоретико-методологические основы психосемантики
1.1. Понятие психосемантики и ее предмет
1.2. Значение как основная категория психосемантики
2. Психосемантические методы
2.1. Виды и особенности психосемантических методов
2.2. История разработки и опыт психосемантических методов
2.3. Особенности применения психосемантических
2.4. Общественное сознание как особый объект исследования для психосемантических методов
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

В большинстве случаев, субъект не может адекватно оценить собственную идентичность с определенной социальной группой.
Чтобы сделать это, он должен предоставить информацию о собственных глубинных установках, которые не имеют вербальной формы проявления, и подвержены влиянию социальных норм и ценностей.
Поэтому, выбирая для исследования такой сложный объект анализа как общественное сознание, то есть то, что отражается на эмоциональном уровень респондента, необходимо помнить о существовании в индивидуальном сознании двух реальностей: фактического субъективного опыта и опыта, вербально осознаваемого. Такая двойственность индивидуального сознания - факт, хорошо известный в психологии.
Возникает проблема адекватного описания аффективного уровня индивидуального сознания. Две группы методов, наиболее известные в практике психологического исследования, ориентированных на анализ плохо вербализованных значений – это проективные и психосемантические методы.
Однако применение в обширных статистических исследованиях трудоемких проективных методик вряд ли оправдано в социально-психологических исследованиях, также как репертуарные решетки Дж. Келли, которые используются для исследования уникальности и неповторимости личности.
Совсем иначе обстоят дела с психосемантическими методами, которые дают возможность их использования для анализа широкого круга общественных явлений.
Главный метод психосемантики в исследовании общественного сознания – построение субъективного семантического пространства.
Процедура построения семантического пространства проходит в три этапа:
выявление семантических связей между анализируемыми объектами посредством одного из психосемантических методов: ассоциативного эксперимента, субъективного шкалирования, семантического дифференциала, методики сортировки.
математическая обработка матрицы сходства и выявление факторов, лежащих в ее основе.
интерпретация выделенных факторов.

Метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгудом, представляется наиболее подходящим для фиксации личностных смыслов оцениваемых социальных явлений и объектов [1].
По мнению Осгуда семантический дифференциал должен измерять именно коннотативное значение, а не объективные характеристики объекта.
Подчеркнем, что семантический дифференциал не описывает реальность, а символически отражает значимые для субъекта связи. Семантический дифференциал демонстрирует личное отношение к какому-либо факту или явлению.
Ассоциация понятий, на которые человек реагирует подобным образом, и диссоциация понятий, имеющих иной эмоциональный фон, фиксируется в полученное пространство высоких эмоциональных реакций.
Расстояние между понятиями выражается в неком числе, и в общем виде можно выделить:
- одни и те же понятия у разных людей (или по различным группам);
- различные концепции у одного и того же лица (или группы);
- одно понятие у одного и того же лица (или группы) в разное время.
Осгуд и его последователи нашли универсальные факторы, общий для людей разных культур.
Таких факторов было найдено три - "оценка" (E), "сила" (Р) и "активность" (A), что объясняется общим для всех людей эмоциональным кодом.
Следовательно, проблема заключается в понимания языка. По сути, психосемантические методы переводят информацию от познавательного (когнитивного) уровня (и цель исследования всегда формулируется в его терминах), на эмоциональный уровень, где эта информация кодируется в невербальных формах.
Дальнейшие исследования выявили, что объекты из разных семантических областей (например, в области политики, искусства, межличностные отношения и т.д.) по разному измеряются в масштабах денотативности.
Полученные в семантическом пространстве факторы могут иметь различный вес, содержание, однако, можно выделить базовые факторы, и исследовать их корреляционные связи.
Следует отметить, что выбор масштабов, то есть отождествление начального набора особенностей для построения общего семантического пространства является чрезвычайно важным, творческим процесс.
По сути, исследователь создает универсальные концепты для познавательным и аффективного уровня.
Эта работа может быть проделана при помощи компьютера, который предлагает широкий список антонимов, и далее при помощи испытуемого респондента определить, какая часть этих знаков прилагательных является значимой.
Такая работа весьма трудоемка и кроме этого требуется принять во внимание существование пороговых возможностей респондента.
На практике, по-видимому, вполне достаточно использовать только те признаки, которые описывают эмоциональное отношение к значимому классу объектов.
Для определения исходного списка прилагательных исследователь может провести ассоциативный эксперимент, опрос специалистов, анализ словарей разного типа и т.д.
Тот уровень сознания, на котором респондент будет оценивать объект, зависит от выбора знаков.
Делая акцент на денотативные значения, мы расширяем семантическое пространство увеличивая информацию об объектах.
Делая акцент на коннотативные значения, мы возвращаемся к трехфакторному семантическому пространству, получая универсальные категории структуры индивидуального сознания, но теряя информацию об объекте.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что социальные явления, которые имеют сильную эмоциональную составляющую, становятся объектом исследования довольно часто.
Осуществляя непосредственное влияние на социальное поведение человека, эмоциональная составляющая, скрытая от глаз наблюдателя, не всегда осознается субъектом и поэтому не включается в исследования моделей, как фиксированный фактор.
Построение субъективных семантичеких пространств, которые позволяют выявить наиболее важные факторы, возможно только в рамках психосемантических методов и недоступно для психолингвистики и психологии по отдельности.


2.4. Общественное сознание как особый объект исследования для психосемантических методов


Одной из областей, в которой применяются психосемантические методы, является сфера изучения общественного сознания, которое проявляется в идеологии, морали и правосознании, искусстве, науке, религии.
Общественное сознание изменчиво, каждой исторической эпохе и культуре присуще уникальное сознание.
Владение методами исследования общественного сознания является важным навыком для представителей различных социальных профессий.
Сущность общественного сознания заключается в совокупность коллективных представлений. Определяют общественное сознание общечеловеческие инстинкты, исторический опыт, социальные мифы, традиции, нормы и правила, а также общественное мнение, как составная часть общественного сознания, которая характеризуется прежде всего классовой принадлежностью той группы населения, которая данное мнение выражает.
Теория общественного мнения выделяет два основных понятия: субъект и объект общественного мнения.
Объектом выступает тот или иной социальный процесс, явление, общность, любое актуальное явление действительности, по поводу которого сформировалось коллективное оценочное суждение.
Субъект общественного мнения – группа людей, которая сформировала данное оценочное суждение.
Исследования общественного мнения касаются закономерностей его формирования под влиянием ряда факторов и его воздействие на жизнь общества.
Общественное сознание также имеет свой субъект, однако до сих пор ведутся споры о том, кто же является этим субъектом: общество, класс, нация или человечество в целом. Исходя из определения сознания, оно является свойством личного бытия. Однако же сознание формируется исключительно в обществе, вне которого сознательная жизнь индивида невозможна.
В настоящее время большое влияние на общественное сознание оказывают средства массовой информации, которые формируют такое явление как социальная оценка.
Социальная оценка является важным элементом структуры общественного сознания. В ней выражается, прежде всего, эмоциональное отношение объекта к субъекту, суть которого в определении субъектом степени соответствия объекта определенным критериям, важным для субъекта.
Социальные оценки можно охарактеризовать по степени рациональности как рациональные, иррациональные и слабо рациональные.
Рациональное знание о предмете суждения является необходимым элементом общественного сознания, так как именно на основе знания выдаются оценки.
Кроме рационального знания, в структуру общественного сознания также включены представления. Представления являются обобщенным образом чувственных впечатлений, опыта и формируются под воздействием воображения.
Общественное сознание ориентирует членов социума в их действиях и направляет поведенческие акты каждого конкретного человека. Эту функцию выполняет такой структурный элемент как установка, задача которой сформировать у индивида готовность и предрасположенность действовать определенным способом.
Это возможно благодаря наличию волевых элементов в структуре общественного сознания, которые отражают сознательную направленность человека на определенный поведенческий акт.
Все это обосновывает необходимость применения психосемантических методов в исследовании общественного сознания, как многогранного социально-психологического явления, представленного на трех уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом.
Методы исследования общественного сознания многочисленны и разнообразны. Их можно разделить на две большие группы: качественные (наблюдение, интервью, фокус-группы) и количественные методы (анкетирование и контент-анализ). Однако применение психосемантических методов представляется наиболее интересным.





Заключение


В данной работе мы попытались исследовать некоторые из проблем применения психосемантических методов в психологии, соотнося их использование с определенными теоретическими и методологическими областями. Очевидно, что рост эффективности применения психосемантических методов зависит от их теоретического изучения. Исследователь должен ясно понимать теоретические и методологические принципы, которые позволяют пользоваться предложенными методами в исследовании.
Рассмотрены существующие теоретико-методологические основы психосемантики тем самым, сделана попытка восполнить пробел, существующий в литературе, где данная тема не рассматривается в объеме, отвечающем ее значимости.
В работе продемонстрированы познавательные возможности психосемантических методов. Как ключевое преимущество пихосемантических методов нами была принята специфика заложенной в них модели, позволяющей сочетать преимущества качественного и количественного подходов к проведению исследования общественного сознания.
Сформулированы основные достоинства и недостатки психосемантических методов, возможности и ограничения. В качестве предложения по преодолению объективных недостатков процедур, реализуемых при использовании методов, был выдвинут тезис о необходимости системного подхода при применении психосемантических методов в исследовании.
Необходим анализ методологической рефлексии опытов применения психосемантических методов при исследовании различных социально-психологических явлений. Обязательным условием повышения эффективности применения психосемантических методов является внимание исследователя к тем разработкам, которые ведутся психологами и которые касаются вопросов, связанных с определением эвристической ценности предлагаемых психосемантикой процедур.
В целом нельзя не отметить, что психосемантические методы заслуживают пристального внимания как со стороны ученых, так и со стороны применяющих их сследователей-практиков.

Литература


Баранова Т. Психосемантические методы в социологии.//Социология 4M, 1993-1994, №3-4.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2008.
Келли Дж. Теория личности. Спб., 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Лурия А.Р. Язык сознания. М., 1979.
Общая психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А. М., 2005.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания М, 1988.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М., 1997.
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.












30

Литература


1.Баранова Т. Психосемантические методы в социологии.//Социология 4M, 1993-1994, №3-4.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2008.
3.Келли Дж. Теория личности. Спб., 2000.
4.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
5.Лурия А.Р. Язык сознания. М., 1979.
6.Общая психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А. М., 2005.
7.Петренко В.Ф. Психосемантика сознания М, 1988.
8.Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М., 1997.
9.Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.

У нас вы можете заказать