Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности развития личности в системе межличностных отношений.

  • 27 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 16.09.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание



Введение
1. Личность: понятие, свойства и процесс формирования
1.1. Понятие личности
1.2. Формирование личности
2. Личность в системе межличностных отношений
2.1. Межличностные отношения в формировании личности
2.2. Социализация личности в процессе межличностных отношений
3. Исследование развития личности в системе межличностных отношений
3.1. Психодиагностика межличностных отношений
3.2. Использование данных о возможности влияния межличностных отношений на личность в практике
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Фрагмент для ознакомления

В данных методиках основное внимание уделяется описанию интеракции. Интеракция в последующем трактуется исходя их необходимых теоретических аспектов. При использовании данной методики исследователь сталкивается с обширным материалом, полученным в результате сбора информации. Она сильно зависима от теоретической базы.
4. В основе лежит изучение индивидуальных свойств личности, оказывающих влияние на межличностные отношения. В данную группу входят методики, включающие в себя тесты и шкалы для измерения личностных особенностей индивида. Они дают наиболее полное представление о личности, но весьма скудное о межличностных отношениях.
5. В основе лежит субъективное отражение межличностных отношений. Как правило основную базу данной группы составляют различного рода проективные методики. При их использовании исследователь получает необходимую информацию о субъективном отражении индивидом объективных отношений. Как правило, именно данные методики дают наиболее полную информацию. Но они довольно обширны и трудны для обработки.
Таким образом, возможности изучения личнгсти и межличностных отношений с использованием методик психологии достаточно обширны. При комплексном использовании разных групп методик возможно получить весьма полную картину о каждой испытуемой личности.

3.2. Использование данных о возможности влияния межличностных отношений на личность в практике

Таким образом, в контексте данного исследования удалось выяснить, что процесс формирования личности достаточно тесно связан с межличностными отношениями, которые в своей специфике оказывают весомое влияние на формирование практически всех структур личности. При этом, основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются: язык; ценности и нормы поведения; навыки и умения; статусы и роли; поощрения и санкции.
Процесс межличностного общения в структуре формирования личности зависит от двух основных аспектов – официального процесса межличностного общения и неофициального. Именно они во многом формируют специфику устоявшихся норм и правил поведения личности, основанных на требованиях окружающего мира.
Официальные межличностные отношения определяются понятием «статус». Статус — это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.
Следует отметить личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.
Например, в любом давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение идет на основании личного, а не социального статуса, если различия в должностях невелики. Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д. Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.
Выявление специфических особенностей личности, в частности по описанным ранее методикам, позволяет составить психологический портрет личности, ее манеру, структуру, личностных особенности, характер, темперамент. Данные аспекты имеют весьма важное значение, практически для любого возраста.
В частности, выявление особенностей развития личности и и межличностных отношений в раннем возрасте позволяет избежать проблем с формированием личностных особенностей ребенка в дальнейшем, так как будут выявлены специфические особенности личности, его пристрастия и увлечения, а так же возможности. С учетом данных особенностей наиболее успешно будет возможным выстраивать систему воспитания как в специализированном учреждении, так и школе.
Так же психологические исследования личности и межличностных отношений показывают, что когда в процессе формирования и воспитания личности используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.
Таким образом, исследования личности и межличностных отношений способствуют выявлению проблемных зон, нуждающихся в коррекции. А так же выполняют просветительскую и воспитательную роль.


Заключение

Существуют различные подходы к определению понятия личности в зависимости от специфики науки, которая изучает данную категорию.
В общем и целом можно определить, что личность – это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств. Личность — это индивид, включенный в систему общественных отношений.
Психологический подход в изучении личности заключается в определении социально - психологических свойств, психических качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют поведение человека.
Личность как объект межличностных отношений, в процессе таковых учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.
Личность в процессе своего развитии имеет определенную зависимость от окружающих, так как изначально обусловлена потребностью чувствовать себя частью социума. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Формирование личности, приобретение ей личностных особенностей, специфики поведения и качеств во многом зависит от социально одобряемых факторов, представления о которых личность получает в процессе межличностного общения сначала с близкими родственниками, затем со сверстниками и окружающими. Именно они «подсказывают» индивиду, каким он должен быть и какие качества в себе развивать.
Существует ряд мнений по поводу того, какую роль играют межличностные отношения в процессе становления личности. В структуре личности выделяется несколько уровней характеристик, включающих в себя социально – культурные, психологические, индивидуальные. Различные виды межличностных взаимоотношений определяют включение уровней характеристик личности. В связи с этим, особую роль в данном процессе играет глубина вовлеченности личности.
Психологические исследования личности и межличностных отношений показывают, что когда в процессе формирования и воспитания личности используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.
Таким образом, теоретических и практических аспектах личность и межличностные отношения в психологии изучены достаточно подробно. Так же подробно определены методики исследования данных аспектов и сделаны выводы, согласно которым межличностное общение играет серьезную роль в становлении личности, так как способствует формирования личностных особенностей и процессу социализации, в результате которого индивид окончательно становится личностью и полноценно включается в социальные отношения.





Список литературы

Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 2000.
Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Элита, 2006.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование. — М.: Эксмо, 2008.
БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 2008.
Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1998.
Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. - СПб: Академия, 2008.
Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Изд-во “Центр”, 1997.
Фрейд З. «Я» и «Оно». - М.: Терра, 2007.










Приложения

Приложение А


Психологическая структура личности (по Малышеву А.А.)


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ  ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ  ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ  -познавательные
 -эмоциональные
 -волевые -направленность
-темперамент
-характер
 -способности -знания
-навыки
-умения -положительные
-отрицательные
-привычки


Приложение Б






































Приложение В



























Приложение Г










Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. с.7.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.. 1991. с. 345.

БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 2008. с. 57.

Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 2000. с. 232.
Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. СПб., 2008. с. 244.
Фрейд З. «Я» и «Оно». СПб., 2007. с. 458.

Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. с.378.
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. с.72.
БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 2008. с. 41.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. с. 139.

Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1998. с. 59.













2

Список литературы

1.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 2000.
2.Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Элита, 2006.
3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование. — М.: Эксмо, 2008.
4.БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 2008.
5.Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1998.
6.Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. - СПб: Академия, 2008.
7.Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
8.Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
9.Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Изд-во “Центр”, 1997.
10.Фрейд З. «Я» и «Оно». - М.: Терра, 2007.

У нас вы можете заказать