Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Приватизация собственности в России: содержание, цель и социально-экономические последствия

  • 21 страница
  • 15 источников
  • Добавлена 12.02.2007
216 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1.Экономическое содержание приватизации собственности в России 4
2. Формы приватизации 9
3. Этапы проведения приватизации в России 11
3.1 Акционирование и ваучерная приватизация 11
3.2 Денежная приватизация 13
3.3 Продолжение приватизации собственности 14
4. Социально-экономические последствия приватизации 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Программа включала в себя приватизацию имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства, а также проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики.
В 2004 году была продолжена приватизация пакетов акций предприятий машиностроения, энергостроительного комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, легкой и лесной промышленности. Были выставлены на продажу федеральные пакеты акций, размер которых не превышал 25 % уставного капитала соответствующего акционерного общества. Исключение составили пакеты акций акционерных обществ энергетики и газового хозяйства, а также пакеты акций крупнейших акционерных обществ, продажа которых осуществлялась, исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2004 году и в последующие годы.
Также проводилась приватизация в нефтегазовом комплексе, топливной промышленности, морском и речном транспорте и предприятий здравоохранения за исключением санэпиднадзора.

4. Социально – экономические последствия приватизации
Трудовые коллективы на ваучерном этапе приватизации получили льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних акционеров увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на данном этапе приватизации и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии. Результаты ваучерного этапа оказались не таким весомыми, как ожидалось. начального этапа приватизации в России являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Однако главная цель была достигнута: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
Таким образом были приватизированы пакеты акций предприятий машиностроения, энергостроительного комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, легкой и лесной промышленности. Государство продало часть своих пакетов акций в коммерческих банках. Кроме этого правительство разрешило приватизацию 70 предприятий оборонного комплекса, исключив их из перечня предприятий и организаций, приватизация которых запрещена.
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов, малых и средних предприятий.



















Заключение
В данной работе было проведено рассмотрение экономического содержания приватизации собственности в России, целей и социально–экономических последствий этого процесса.
В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Сюда входят такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. Анализ основных черт приватизационного процесса в России показывает наличие следующих тенденций: использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; введение чековой системы; низкая доходность приватизации; аукционная продажа малых объектов.
В перспективе российской приватизации будут свойственны следующие характеристики: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного согласования производственной деятельности государственных предприятий обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.
Список использованной литературы

Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. М.: Московский Университет, 2001
Булатов А.С. Экономика. М.: Юнити, 2000
Герасименко В.В. Теория переходной экономики. М.: ТЕИС, 1998
Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: Феникс, 2003
Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности.М.2000
Каспин В.И. Приватизация по правилам: вопросы и ответы. М.: Финансы и статистика, 2002
Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб. 2003
Нестеренко А.Н. Экономика. М.: Проспект, 1998
Ослунд А.К. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Финстатинформ, 2001
Сажина М. А. Экономическая теория. М. 1998
Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 2000
Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии. М.: Знание, 2003
Стигну Д. Экономика государственного сектора. М., 2001
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: «АСА», 1997
Шаванс Б.Н. Экономические реформы в Восточной Европе. М. 2004






Булатов А.С. Экономика. М.: Юнити, 2000. – 45с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: Феникс, 2003.- 54с.












2

1.Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. М.: Московский Университет, 2001
2.Булатов А.С. Экономика. М.: Юнити, 2000
3.Герасименко В.В. Теория переходной экономики. М.: ТЕИС, 1998
4.Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: Феникс, 2003
5.Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности.М.2000
6.Каспин В.И. Приватизация по правилам: вопросы и ответы. М.: Финансы и статистика, 2002
7.Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб. 2003
8.Нестеренко А.Н. Экономика. М.: Проспект, 1998
9.Ослунд А.К. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Финстатинформ, 2001
10. Сажина М. А. Экономическая теория. М. 1998
11. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 2000
12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии. М.: Знание, 2003
13. Стигну Д. Экономика государственного сектора. М., 2001
14. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: «АСА», 1997
15. Шаванс Б.Н. Экономические реформы в Восточной Европе. М. 2004

У нас вы можете заказать