Детские колонии, детские приюты в начале 20 века.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная педагогика
  • 1919 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 07.07.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Детские колонии, детские приюты в начале 20 века
Детские колонии, детские приюты в первые годы советской власти
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Мелкое производство труддомов давало воспитанникам лишь элементарные трудовые навыки, готовя из них кустарей. Возникла необходимость реорганизации труддомов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1930 году начался этот процесс.
При реорганизации трудовых домов широко был использован опыт работы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей системы Наркомпроса, и особенно трудовых коммун ОГПУ (например, таких, как трудовая коммуна на ст. Болшево Московской области, трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, которой руководил А.С. Макаренко).
К марту 1931 года по существу была закончена работа по перестройке всех трудовых домов в школы ФЗУ НКЮ. В школы ФЗУ НКЮ помещались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, постановлений других уполномоченных на то органов.
Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей Положение предусматривало несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые.
Работа школ ФЗУ строилась в органической связи со всей общественно-политической жизнью страны. Непосредственная связь с промышленными предприятиями, с коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое воспитание.
Шефство рабочих коллективов, участие комсомола в работе школ как по линии культурного шефства, так и путем выделения лучших молодых рабочих на постоянную работу в школы и другие формы участия общественности в деятельности школ ФЗУ НКЮ помогали успешно решать их задачи.
Фабрики и заводы заключали со школами ФЗУ специальные договоры о подготовке высококвалифицированных рабочих требуемых специальностей. Уже в 1931 году из них было выпущено 500 молодых рабочих. По окончании школы ФЗУ бывшие правонарушители сразу попадали в здоровую среду заводских рабочих. Курс обучения в школах ФЗУ устанавливался в 2 – 2,5 года. Помимо занятий в школе подростки ежедневно работали на производстве от 4 до 6 часов, с учетом их возраста и состояния здоровья. В школах ФЗУ с сельскохозяйственным уклоном подростки приобретали профессии механиков, животноводов, садоводов, полеводов.
Школы ФЗУ получили всеобщее признание, они довольно быстро и повсеместно открывались. Так, в 1934 году в РСФСР их было 19, в УССР – 5, в БССР – 210. Однако в связи с принятием закона от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», который устанавливал уголовную ответственность несовершеннолетних за определенную категорию преступлений с 12-летнего возраста, судебная практика пошла по линии более широкого применения к ним уголовного наказания, особенно лишения свободы. Возникла необходимость в расширении сети специальных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Между тем дальнейшее расширение сети школ ФЗУ было связано с большими трудностями, так как по своему характеру они требовали высокой технической оснащенности и высококвалифицированных кадров специалистов. Встал вопрос о новом типе учреждений, которые можно было бы открыть во всех областях и республиках и в которых можно было бы содержать большее число осужденных.
Постановление СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, это: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители.
До 1935 года несовершеннолетние правонарушители содержались в воспитательно-исправительных учреждениях различных типов: специальных детских домах, школах-коммунах, находившихся в ведении органов просвещения; трудовых домах и школах ФЗО особого типа в системе органов юстиции; трудовых коммунах и колониях в системе органов внутренних дел.
В этом же году было принято Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.
До 1935 года деятельность исправительных учреждений регламентировалась исправительным законодательством (ИТК РСФСР 1924 года и ИТК РСФСР 1933 года).
Согласно этому положению, в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от 14 до 16 лет (п. 1). Несовершеннолетние же старшего возраста (16 – 18 лет), осужденные к лишению свободы, подлежали направлению в общие места заключения для взрослых преступников. Такая практика продолжалась до 1948 года (с перерывом с 1940 по 1942 год, когда в эти колонии направлялись все правонарушители в возрасте до 18 лет, подвергнутые лишению свободы).
Срок содержания в колонии не всегда зависел от срока, назначенного судебным приговором. Пребывание в этих колониях осужденных определялось не столько сроками наказания по приговору, сколько фактическим достижением цели перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя и обучения его определенной рабочей специальности. Поэтому практиковалось оставление несовершеннолетних в колонии до тех пор, пока они не будут подготовлены и самостоятельной трудовой жизни и не возникнет уверенность, что они не вернутся не путь преступлений.
Для руководства трудовыми колониями в системе НКВД был создан в 1935 году отдел трудовых колоний.
В период Великой Отечественной войны СНК СССР 15 июня 1943 года издал Постановление «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством».
Их создание позволило более дифференцированно организовать содержание и воспитание разных категорий несовершеннолетних правонарушителей способствовало улучшению деятельности трудовых колоний для несовершеннолетних, куда стали определять лишь несовершеннолетних, лишенных свободы по приговорам суда. В 1948 году в трудовые колонии направляли всех несовершеннолетних до 18-летнего возраста, осужденных к лишению свободы.

Заключение

В 30 – 40-х годах в Советском Союзе создавалась совершенно новая система учреждений для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей. В рамках этой системы воспитание детей на получении ими коллективно-трудовое воспитание. Данная система работала в связи с карантинными пунктами и приемниками-распределителями. Постепенно в системе стали преобладать учреждениями открытого типа – детские дома, их воспитанники посещали обычные школы. В детских домах ребята получали трудовое воспитание. Эти меры были направлены на последующую лучшую адаптацию в обществе, на развитие у детей трудолюбия и работоспособности.
И хоть в работе детских домов отмечались недостатки и недочеты, воспитательная система большинства из них была направлена на помощь детям-сиротам и беспризорникам, на воспитание и становление этих детей как полноправных членов общества.














Список использованной литературы

Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2001 .
Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.// Н.Ф.Басов и др. М., 2005.
Денисенко В.К. Решение проблемы сиротства в истории становления педагогической науки. Пенза : Власов, 2003.
Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009.
Савченко Н.В. Сиротство в России: исторический аспект. СПб. : Нева, 2007.
Сопрун К.Н. Социальное сиротство. М., 2009.


Денисенко В.К. Решение проблемы сиротства в истории становления педагогической науки. Пенза : Власов, 2003. С. 16.
Денисенко В.К. Решение проблемы сиротства в истории становления педагогической науки. Пенза : Власов, 2003. 22.
Савченко Н.В. Сиротство в России: исторический аспект. СПб. : Нева, 2007. С. 157.
Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009. С. 71.
Савченко Н.В. Сиротство в России: исторический аспект. СПб. : Нева, 2007. С. 171.
Денисенко В.К. Решение проблемы сиротства в истории становления педагогической науки. Пенза : Власов, 2003. С. 32.
Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009. С. 82.

Савченко Н.В. Сиротство в России: исторический аспект. СПб. : Нева, 2007. С. 198.
Денисенко В.К. Решение проблемы сиротства в истории становления педагогической науки. Пенза : Власов, 2003. С. 52.
Денисенко В.К. Решение проблемы сиротства в истории становления педагогической науки. Пенза : Власов, 2003. С. 63.
Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009. С. 103.

Савченко Н.В. Сиротство в России: исторический аспект. СПб. : Нева, 2007. С. 203.
Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009. С. 123.

Савченко Н.В. Сиротство в России: исторический аспект. СПб. : Нева, 2007. С. 223.









3

Список использованной литературы

1.Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2001 .
2.Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.// Н.Ф.Басов и др. М., 2005.
3.Денисенко В.К. Решение проблемы сиротства в истории становления педагогической науки. Пенза : Власов, 2003.
4.Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009.
5.Савченко Н.В. Сиротство в России: исторический аспект. СПб. : Нева, 2007.
6.Сопрун К.Н. Социальное сиротство. М., 2009.

Вопрос-ответ:

Что представляли собой детские колонии и детские приюты в начале 20 века?

В начале 20 века детские колонии и детские приюты были учреждениями, которые предоставляли временное или постоянное проживание для детей, лишенных родительского попечения или находящихся в трудной жизненной ситуации. Они предлагали детям не только место для жизни, но и обеспечивали их питанием, одеждой, медицинским обслуживанием и образованием.

Чем отличались детские колонии и детские приюты в первые годы советской власти?

В первые годы советской власти детские колонии и детские приюты стали не только местами временного проживания, но и центрами воспитания и обучения детей. Они стали фактически замещать родительский дом и предлагали детям полноценное образование, а также возможность освоения различных трудовых навыков.

Какое значение имело мелкое производство труддомов для воспитанников?

Мелкое производство труддомов в начале 20 века позволяло воспитанникам приобрести элементарные трудовые навыки, но они не получали серьезного образования и готовились в основном к работе кустарей. Такая работа позволяла детям получать некоторый опыт и умения, но не давала широких возможностей для их дальнейшего профессионального развития.

Почему возникла необходимость реорганизации труддомов в школы фабрично-заводского ученичества?

Возникла необходимость реорганизации труддомов в школы фабрично-заводского ученичества из-за неудовлетворительных результатов, полученных от мелкого производства. Трудовые дома не могли обеспечить воспитанниками достаточное образование и квалификацию для последующей работы на предприятиях и заводах. Таким образом, было принято решение о совершенствовании системы и переходе к более эффективным формам профессиональной подготовки молодежи.

Какие формы учреждений для несовершеннолетних существовали в начале 20 века?

В начале 20 века существовали детские колонии и детские приюты.

Какие навыки получали воспитанники детских колоний и детских приютов в начале 20 века?

Мелкое производство труддомов давало воспитанникам лишь элементарные трудовые навыки, готовя из них кустарей.

В каком году начался процесс реорганизации трудовых домов?

Реорганизация трудовых домов в школы фабрично-заводского ученичества началась в 1930 году.

Какой опыт использовался при реорганизации трудовых домов?

При реорганизации трудовых домов широко был использован опыт работы учреждений для несовершеннолетних.

Для чего была необходима реорганизация трудовых домов?

Реорганизация трудовых домов была необходима для обеспечения более качественного образования и профессиональной подготовки несовершеннолетних.

Какие были детские колонии и детские приюты в начале 20 века?

В начале 20 века детские колонии и приюты были учреждениями, которые занимались приемом и воспитанием детей, лишенных попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации. Они обеспечивали детям проживание, питание, образование и заботу о здоровье.