Забота о детях сиротах.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная педагогика
  • 1818 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 14.06.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Забота о детях сиротах
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Тревожная ситуация с социальным сиротством усугубилась в период социально-экономических трансформаций в России. Что говорит статистика последних десятилетий о числе детей, оставшихся без попечения родителей? По данным Росстата, в 2007 г. в России число таких детей составило 735 тысяч. Для сравнения: после Великой Отечественной войны в СССР таких детей было 680 тысяч, в 1990 г.– 400 тысяч. Каждый год выявляется более 120 тысяч детей сирот. Примерно 80% из них относятся к категории «социальных сирот», то есть оставшихся без семьи при живых родителях. Только в 2006 г. было лишено родительских прав 37 тысяч граждан. Кроме того, у части детей родители не лишены родительских прав, но находятся в заключении. Многие дети оказываются в сиротских учреждениях сразу после рождения. Так, в домах ребенка 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказались сразу после рождения – из-за болезни (60%) или тяжелых материальных условий (20%). Лишение родительских прав в нашей стране возможно только по решению суда и только в тех случаях, когда родители (или один из них) уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими правами, либо оказывают на детей вредное влияние. Часто причиной лишения родительских прав становится жестокое обращение с детьми (изнасилование, побои), вовлечение ребенка в противоправные действия. По имеющимся данным, ли шение родительских прав в 96% случаев связано с тяжелым алкоголизмом одного или обоих родителей. Вслед за ростом количества безнадзорных и беспризорных детей увеличивалось и количество социальных учреждений. С начала 1990-х годов их число удвоилось.
На данный момент в стране действуют 5 тыс. учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако интернатная система, сформированная в советский период, в новых условиях все очевиднее демонстрирует свою неэффективность и неготовность противостоять увеличившему числу социальных рисков, которые принесло с собой становление рыночной экономики в России. Следует отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются выпускники детских домов и интернатов нельзя считать уникальными. Выпускники общеобразовательных школ, воспитывающиеся в семье, также считают себя плохо подготовленными к трудностям современной взрослой жизни. По данным опроса в Санкт-Петербурге в 2001 г., половина выпускников школ признали свою неготовность к жизненным трудностям, к выбору профессии, к необходимости зарабатывать себе на жизнь.
Однако в случае подростков из семьи, проблемы взрослой жизни решаются ими совместно с родителями, в то время как выпускники детских домов остаются с этими проблемами практически наедине. В этой связи педагоги выдвигали инициативы по постинтернатной адаптации, в рамках которых они пытались помочь выпускникам сиротских учреждений в самостоятельной жизни. Примером такой работы является опыт московских специалистов. В 1999 г. Московский комитет образования издал приказ, согласно которому при интернатных учреждениях Москвы были созданы группы адаптации для «социально дезадаптированных» выпускников (выпускники с недостаточными навыками самообслуживания, дефицитом чувства безопасности и т. п.), которые не могут проживать самостоятельно (не имеют жилой площади, наличествуют угрожающие жизни условия и т. д.). По замыслу разработчиков эта адаптация может происходить и в условиях прежнего детского дома, где воспитывался и вырос выпускник, и в ПТУ, куда воспитанник поступает после выхода из детского дома, а также в специализированных центрах постинтернатной адаптации. Так, например, городской центр постинтернатной адаптации предлагает целый комплекс мероприятий по дальнейшему жизнеустройству выпускника: предоставляет временное жилье (до 1 года), социальную реабилитацию и доврачебную помощь, выявляет, анализирует и по возможности устраняет причины кризисных ситуаций. В числе форм, которые существуют в центре, стационар, группы дневного пребывания, консультативная помощь, патронаж. Особая роль отведена профориентационной деятельности.


Заключение

Министерство образования и науки РФ, начиная с середины 90-х гг. ХХ в., проводит политику развития семейных форм устройства сирот. Помимо закрепленных в Семейном кодексе РФ форм устройства (усыновление, опека, попечительство, приемная семья), в настоящее время появилась новая – патронат и ее разновидности в виде семейных воспитательных групп, «гостевых» семей и др.
Нормативно-законодательная база новых форм устройства сирот разрабатывается на уровне субъектов РФ. Более чем в 20 регионах активно развивается патронатное воспитание, закрываются интернатные учреждения.
Государство стремится сократить количество учреждений общественного воспитания. Существует несколько оснований для такой политики: экономическое (дороговизна содержания сиротских учреждений), политическое (деинституционализация благоприятствует имиджу страны), социальное (государство стремится перестроить социальную политику в направлении оптимизации использования ресурса семьи).
В развитии технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения значимую роль играют не только государственные, но и общественные организации, являющиеся структурами самоорганизующегося гражданского общества. Роль общественных организаций особенно велика в инициации дискуссий о направлениях развития социальных технологий, идеологии и методологии социальной работы в целом и социальных сирот в частности. Часто именно общественные организации являются российскими проводниками апробированного мирового опыта социальной работы, направленной на семью в кризисной ситуации.



Список использованной литературы

Апиксимова П.Т. Вы решили усыновить ребенка. М., 2001.
Дубровская М.О., Зарецкий В.К., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
Золотухина В.И., Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Семья Г.В., Чепурных Е.Е. Социализация и образование социальных сирот: Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2002.
Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009.
Семья Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа. М., 2006.
Сопрун К.Н. Социальное сиротство. М., 2009.
Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.
Шмидт В. Новый закон об опеке и попечительстве – магистральный тупик семейного устройства. М., 2008.


Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. – СПб., 2005.
Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009.

Дубровская М.О., Зарецкий В.К., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. – М., 2002.
Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. СПб. 2005.
Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. СПб. 2005.
Сопрун К.Н. Социальное сиротство. М., 2009.
Апиксимова П.Т. Вы решили усыновить ребенка. М., 2001.
Золотухина В.И., Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Семья Г.В., Чепурных Е.Е. Социализация и образование социальных сирот: Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2002.












3

Список использованной литературы

1.Апиксимова П.Т. Вы решили усыновить ребенка. М., 2001.
2.Дубровская М.О., Зарецкий В.К., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
3.Золотухина В.И., Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Семья Г.В., Чепурных Е.Е. Социализация и образование социальных сирот: Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2002.
4.Игнатов А.С. История усыновления в России. СПб., 2009.
5.Семья Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа. М., 2006.
6.Сопрун К.Н. Социальное сиротство. М., 2009.
7.Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.
8.Шмидт В. Новый закон об опеке и попечительстве – магистральный тупик семейного устройства. М., 2008.

Вопрос-ответ:

Какая ситуация с социальным сиротством в России?

Ситуация с социальным сиротством в России тревожная и усугубилась в период социально-экономических трансформаций.

Сколько детей оставшихся без попечения родителей в России?

По данным Росстата, в 2007 году число таких детей составило 735 тысяч. Для сравнения, после Великой Отечественной войны в СССР таких детей было 680 тысяч, а в 1990 году - 400 тысяч.

Сколько детей сирот выявляется каждый год?

Каждый год выявляется более 120 тысяч детей сирот.

Какие причины лежат в основе социального сиротства в России?

Проблемы с социальным сиротством в России связаны с различными факторами, включая экономическую нестабильность, наркотиков и абьюз, а также отсутствие доступа к социальным услугам и поддержке для семей в кризисе.

Что предпринимается для заботы о детях сиротах в России?

В России существуют различные программы и организации, которые занимаются поддержкой и заботой о детях сиротах. Это включает в себя приемные семьи, детские дома, социальных работников и психологов, направленных на помощь этим детям.

Какая ситуация с социальным сиротством в России?

Ситуация с социальным сиротством в России является тревожной. Она усугубилась в период социально-экономических трансформаций в стране.

Сколько детей остались без попечения родителей в России?

По данным Росстата, в 2007 году в России число детей, оставшихся без попечения родителей, составило 735 тысяч.

Сколько детей сирот выявляется каждый год в России?

Каждый год в России выявляется более 120 тысяч детей, оказавшихся в сиротском положении.

Каково сравнение числа детей сирот после Великой Отечественной войны и в 2007 году?

После Великой Отечественной войны в СССР число детей-сирот было 680 тысяч, а в 2007 году в России оно составило 735 тысяч.

Какие цифры представляют ситуацию с детьми без попечения родителей в 1990 году?

В 1990 году в СССР было 400 тысяч детей без попечения родителей.

Чем вызвано повышенное число детей-сирот в России?

Повышенное число детей-сирот в России вызвано социально-экономическими трансформациями, которые происходили после Великой Отечественной войны и в 1990-х годах. В результате этих изменений многие семьи оказались неспособными обеспечивать достойные условия жизни для своих детей, что привело к увеличению числа детей-сирот.