Подготовка учительских кадров на Урале в 1930е годы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История педагогики
  • 9696 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 15.06.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение ……………………………………………………………………….…
1.Школьное образование в Советской России в 1930-е годы ………...........
1.1.Советское школьное строительство в 1930-е годы………………….
1.2.Кадровая политика государства в сфере школьного образования..
1.3.Школьное образование на Урале……………………………………..
2.Учительские кадры в системе школьного образования на Урале в тридцатые годы……………………………………………………………….
2.1.Формирование кадрового состава учителей в городской и сельской местности……………………………………………………………...
2.2.Система подготовки учительских кадров для школ Урала…………
2.2.1.Обучение и воспитание в контексте образовательной политики Советской власти…………………………………………………...
2.2.2.Образовательный уровень учителей………………………………..
2.3.Материальное благосостояние и правовое положение учителей в тридцатые годы……………………………………………………….
2.3.1.Финансирование школ и профессионально-педагогическая работа учительства………………………………………………….
2.3.2.Общественно-педагогическая деятельность учителей…………….
2.3.3.Материальное положение педагогических работников.…………..
Заключение………………………………………………………………………..
Источники и литература…………………………..……………………………..
Приложение………………………………………………………………………. 3
13
13
17
25

32

32
42

42
45

56

56
78
81
87
90
95
Фрагмент для ознакомления

В Северской средней школе Полевского района работали 8 кружков: хоровой, географический, военный, музыкальный (струнный), физический и литературный. Охвачено кружками было 285 человек. На занятиях географического кружка разгадывали ребусы, читали газетный материал из области географии, был проведен вечер на тему « На родине Сталина». Программа вечера бала построена на ознакомлении государственного устройства СССР. В хоровом кружке разучивались песни к юбилеям Красной Армии и Пушкина. В физическом кружке на первом занятии провели знакомство с фотоаппаратом и фотопроцессами. В литературном кружке составляли альбом «Жизнь и творчество Пушкина». Работа других кружков заключалась в подготовке к юбилею Пушкина, ко дню 8 марта, в подготовке и проведении вечеров самодеятельности (Один из вариантов такого плана приведен в Приложении 4).
Школьные кружки играли неоценимую роль в развитии детей: они помогали раскрыть творческие способности, индивидуальность и таланты учащихся.
В тридцатые годы более заметной в школьной жизни становится роль родителей. Партийно-государственные органы власти, усиливая опеку над школами, пытаются привлечь родителей к воспитанию подрастающего поколения. В то же время устанавливаются новые «социалистические» формы отношений родителей со школами: подписание договоров, участие в конкурсах, соревнованиях между родителями и отдельными семьями вошли в историю школ этого десятилетия.
Во всех уральских школах получила применение «практика взаимного посещения родителей в порядке проверки социалистического договора по воспитанию ребенка и созданию ему материальных условий». Посещение происходило вместе с учителем, в ходе беседы давались педагогические советы. Эта работа имела большое значение в работе педагогов: они на практике применяли полученные психологические и педагогические знания. А.Я. Вышинский говорил о новых задачах учительства во взаимодействии семьи и школы: «Школа должна употребить все усилия, чтобы оторвать детей нетрудового населения от идеологии своего класса. Школа должна приложить все усилия, чтобы перевоспитать детей в советском коммунистическом духе. Школа должна помочь этим детям в случае конфликтов с идеологически чуждой им семьей (а они неизбежны) противостоять семье, оказывать этим детям, в случае конфликта с семьей, всемерную помощь».
В конце тридцатых годов появляются школьные и классные родительские комитеты. Такие комитеты активно работали в городских школах, наблюдалось движение и в сельских школах. Члены родительских комитетов посещали уроки, участвовали во внеклассных мероприятиях, оказывали посильную помощь школам.
Условия работы в школах были сложными, особенно в сельских отдаленных районах. На заседаниях Уральского обкома ВКП (б) часто рассматривались вопросы детского хулиганства, которые оценивались как «проникновение классово-враждебных» влияний на учащихся. Эти хулиганские проявления выражались в рисовании и ношении фашистских значков, в контрреволюционных разговорах о СССР. Коллективизация привела к смене нравственных понятий, это отразилось в нормах морали и права: были разрушены нравственные регуляторы поведения. Это было заметно в детских группировках, например, в Копейске школьники хулиганили, пьянствовали. Вначале образовалась организация под названием «Колхоз», которая имела невинный характер: ученики ходили туда, чтобы поиграть, попеть песни. Полное отсутствие внимания со стороны педагогов школы и родителей повлекло пьянство, половую распущенность.
В Верещагинском районе Свердловской области в 1938 году существовала детская организация «Общество друзей изменников». Эти дети были «детьми своего времени», они отражали мысли и настроения своих родителей. Возможно, что во многих семьях в присутствии детей обсуждались проблемы, связанные с материальными трудностями крестьян в период коллективизации. Были случаи, как в Боровской неполной средней школе Ворошиловского района, когда ученики V класса на классном часе во время беседы заявили, что «колхозы не нужны, в них голод». Один ученик задал вопрос: «Почему я никогда не читал в газетах про плохие колхозы, а все только про хорошие пишут». Другой ученик заявил, что один человек, хорошо знакомый их семье, приехал из-за границы и рассказал, что там нет нищих, а в СССР есть. Осмысление происходящих событий наталкивало детей на множество вопросов, на которые ответы им не давали. Их уверяли в правильности советской системы, в том, что советские дети самые счастливые в мире. Лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» - не давал других альтернатив. У учащихся воспитывалась ненависть к соотечественникам, попавшим в категорию «врагов народа». Школа жила идеологическими воззрениями партии и правительства, все должны мыслить одинаково, в духе марксизма.
У учащихся вырабатывалось «классовое пролетарское самосознания», которое сопровождалось активной атеистической пропагандой. В обязанность каждого преподавателя входило проведение антирелигиозной работы. Особенно это касалось учителей естествознания, химии, физики, истории, обществоведения. Антирелигиозная работа тесно увязывалась с программами. Уже в начальной школе учитель должен был объяснять вред религиозных обрядов, праздников, знахарства. Огромную роль в тридцатые годы начинает играть личный пример учителя. В обществе существовало мнение, что только учитель-атеист может дать правильное воспитание.
Необходимо отметить еще один важный компонент в работе школ Урала – усиленная работа по военно-физкультурному воспитанию детей. Военная работа в школах только начала развиваться, не было специалистов по военному делу. Со стороны педагогов к вопросу обучения детей военному делу было неоднозначным. Анкетные данные, проведенные в 1930 году среди директоров средних школ и школ рабочей молодежи Уральской области, позволяют увидеть данный вопрос в цифрах:
- 10 % - выразили удовлетворительное отношение;
- 10 % - хорошее,
- 80% - недостаточное, не положительное, никакое, пассивное.
По учебному плану в школах с 1 по VII классы было предусмотрено 272 обязательных часа, отведенных на физкультуру. Однако эти часы не всегда использовались по назначению. В школах 1 ступени часто вместо физкультуры проводили математику, русский язык и другие предметы. Не хватало физкультурных помещений. В основном занятия проводились в обычных классных комнатах, после вынесения мебели в коридор. Спортивного оборудования практически не было. Вместо тысяч физкультурных площадок по Уральской области имелись только сотни с примитивным оборудованием. Сказывались материальные трудности, связанные с ускоренной индустриализацией и коллективизацией на Урале. Ставились завышенные планы: организация детских военно-физкультурных коллективов в каждой школе. Усилился административный надзор за физкультурным движением. В органах городского районо вводятся должности инструкторов физкультуры.
Участие детей Урала в Урало-Кузбасской спартакиаде в августе 1932 года показало хорошую подготовку отдельных детских коллективов, отдельных групп, но массовая подготовка, массовые отборочные соревнования между районами не были развернуты. Занятия физкультурой становятся характерной чертой жизни школы 1930-х годов.
Характер деятельности имеющихся детских физкультурных кружков в школах состоял в использовании следующих компонентов: это гимнастические упражнения, подготовка к физкультурным выступлениям на школьных вечерах, состязания на коньках, лыжах. Эти мероприятия направлены на укрепление и развитие здоровья детей. Во второй половине тридцатых годов занятия в кружках носят военно-мобилизационную направленность, физкультурная работа все более политизируется. «В этот период в 8-10 классах был введен курс военной подготовки, который включал в себя не только военные игры, лагерные сборы, стрелковые состязания, но и проведение специальных политзанятий. Активно ведется работа по привлечению детей к сдаче норм ГТО (общество «Готов к труду и обороне»), участию в кружках Осоавиахима («Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству»), ПВХО (общество «Противовоздушной и химической обороны»). Середина 1930-х годов явилась тем рубежом, когда проблема патриотического воспитания приобрела определенную самостоятельность. Рост военной угрозы и задачи обороны страны привели к тому, что патриотическое воспитание стало неотделимо от военного. В школах Урала военно-физкультурная работа проводилась под лозунгом сдачи норм на оборонные значки. Например, в 1937 году в Исовской сельской школе Осинского района за III четверть 50 школьников сдали на нормы значка ПВХО, 10 человек - на Ворошиловского стрелка, 60 человек - на нормы значка ГСО ( общество « Готов к санитарной обороне»). Школа участвовала в заочных республиканских стрелковых соревнованиях имени III съезда Осоавиахима».


2.3.2 Общественно-педагогическая деятельность учителей

Партийно-государственное руководство стало использовать учителей для проведения коллективизации. Их обязывали вести «массовую» разъяснительную работу через производственные совещания, собрания родителей, беседы, выставки, показательные суды. Учителя и школьники обязаны были участвовать в организации новых колхозов. Планы сельскохозяйственных кампаний, изучение агрономических минимумов соединяли со школьной программой. Изучение партийно-советских документов по проведению сплошной коллективизации и весенней посевной кампании становилось обязательным.
Школы участвовали во всех хозяйственно-политических кампаниях, прежде всего в вовлечении крестьян в колхозы и в раскулачивании. Например, в 1931 году Рыковская школа I ступени Шумихикского района заключила договор с коммуной «Красные озерки». В результате этого по Горшковскому сельсовету процент коллективизации повысился с 25% до 75%, школа распространила займы на 900 рублей. В Куртамышском районе с помощью школы I ступени было организовано три колхоза, в которые вошли 128 хозяйств. Этой школой было проведено две демонстрации за коллективизацию. Сычевская начальная школа Курганского района взяла обязательство перед колхозом «бороться с выступлениями кулачества». Уральский отдел народного образования разработал для школ конкретные рекомендации «Как бороться с «кулаком», научно-методическим сектором Уральского областного отдела народного образования в 1931 году было рекомендовано издание «Южным колхозникам Урала. Рабочая книга для третьего года обучения сельской школы», в которой говорилось об усилении классовой борьбы с кулачеством, приводились факты, иллюстрирующие эти процессы на примере уральской деревни. Призывая быть беспощадными к «классовым врагам», авторы книги разработали специальное «практическое» задание для школьников, которое состояло из двух пунктов:
1. Узнайте, нет ли в вашем колхозе «примазавшихся кулаков».
2. Разоблачайте через стенгазету вредительскую работу кулаков, попов и подкулачников».
Школьные учителя не только должны были пропагандировать классовую ненависть, но и поощрять доносительство со стороны учеников на тех, кто хотя бы был заподозрен в противодействии политике правящего режима.
Сельский учитель был загружен общественной работой, порой имел до 7-8 общественных нагрузок. В Шадринском районе, например, при проведении обследования Уральским отделом народного образования было выявлено, что учительница Кизилбайской школы помимо заведования школой имеет следующие неоплачиваемые поручения: председатель ревизионной комиссии колхоза, председатель лавочной комиссии сельпо, председатель примирительной камеры, секретарь ячейки Союза воинствующих безбожников, воспитатель-обследователь опекаемых детей-сирот, ликвидатор неграмотности. Выполняя общественные поручения, она не могла качественно выполнять свои прямые обязанности.
Сильным средством становления общественно-политической деятельности учительства стала периодическая печать. В конце двадцатых годов выходило в свет около 23-х массовых изданий, среди них особую популярность среди сельского населения и рабочих завоевали такие газеты: «Уральский рабочий», «Крестьянская газета», «Плуг и молот» (для татаро-башкирского населения), «На смену», «Всходы коммуны» (для пионеров), журналы: «Студент- рабочий, «Студент-пролетарий». Областные и окружные газеты пропагандировали материал, посвященный промышленности края и сельскому хозяйству. Учителя не только были читателями этих газет, но и несли «живое слово» в массы: они устраивали громкую читку в избах-читальнях, выступали перед тружениками предприятий, на полевых станах и фермах. Главная цель всей периодической печати, включая стенные газеты, была сосредоточена на агитации рабочих и крестьян в борьбу за возрождение, за реконструкцию хозяйств Урала. В каждой газете были постоянные рубрики, например, «Рабочий – хозяин производства», «Поднимем производительность труда», «Ударники производства»; были и критические рубрики, помогающие вскрывать недостатки деятельности отдельных предприятий, колхозов, руководителей, а также высмеивать лодырей и прогульщиков. Популярными рубриками стали: «Жемчуга в мусоре», «Веселая кузница», «На острие пера». Газеты служили опорой и поддержкой партийным руководителям, председателям сельских советов, они освещали все процессы, происходящие в уральском регионе: результаты производственных смотров, массовых проверок предприятий, итоги конкурсов. Было установлено дежурство сотрудников газеты на отдельных предприятиях. Во время строительства Урало-Кузбасского комбината в каждом районе появились свои печатные органы. «На Магнитострое выходили три общепостроечные газеты, восемь многотиражек, которые освещали ход соревнования молодежных бригад, отдельных строителей, взявших повышенное обязательство. Газеты пропагандировали новые методы работы во всех отраслях производства, сами стремились найти новые средства массовой работы по освещению хода коллективизации. Например, выездная редакция газеты «Уральский рабочий» совершила путешествие с вагоном-типографией по маршруту: Свердловск – Челябинск – Курган – Омск – Ишим – Тюмень – Свердловск. Во время первого рейса они посетили 52 населенных пункта и выпустили 34 номера газеты. Совершая повторно рейс по такому же маршруту, они расширили географические пространства и увеличили количество выпущенных газет. Среди общественных корреспондентов было много учителей».


2.3.3 Материальное положение педагогических работников

Материальное положение учителей Урала зависело от уровня достижений промышленности в городе и коллективизации в сельской местности. Престиж учительской профессии зависел не только от профессиональной подготовки педагогов, но и от укрепления их правового статуса, улучшения материального положения.
В начале тридцатых годов материальное положение сельских учителей оставалось тяжелым, заставляло их искать дополнительные заработки, обзаводиться собственным хозяйством. В 1928-1929 учебном году ставка учителя начальной школы была 48 рублей, зарплата рабочего на заводе или фабрике составляла 59-74 рубля, оклад ответственного секретаря райкома ВКП (б) - 110,5 рублей. Поэтому с переходом к начальному всеобучу партийно-советские органы на всех уровнях в центре и на местах издают директивы об увеличении заработной платы работникам просвещения. Действительно в первой половине 1930-х годов рост заработной платы учителей имел место. В 1930-1931 учебном году учитель начальных классов получал уже 75 рублей; в 1933-1934 учебном году произошло повышение заработной платы учителям до 105 рублей, ставка рабочего также продолжала расти - 91 - 100 рублей. Однако благосостояние работников просвещения в этот период остается не на уровне, особенно в сельской местности. В тридцатые годы вводится карточная система нормированного снабжения в городах практически на все виды товаров. В сельской местности учителя, не имеющие своего подсобного хозяйства, проживающие на квартирах, оказались необеспеченными ни мясом, ни хлебом, ни сахаром. В условиях продовольственного и промтоварного дефицита в начале 1930-х годов учитель приобрести на свою заработную плату ничего не мог, так как в магазинах потребкооперации (а именно ими осуществлялось тогда торговое обслуживание деревни) товары в большинстве своем продавались в обмен на продукты сельского хозяйства.
На первый взгляд, повышение заработной платы в два раза за период с 1929 по 1935 годы давало определенные социальные гарантии для учителей, однако с учетом роста розничных цен на товары первой необходимости, можно говорить, что материальное положение сельских просвещенцев понизилось в начале тридцатых годов. Необходимо отметить, что выплата зарплаты деревенским школьным работникам зависела от председателей сельских Советов и чиновников районного звена, поэтому она часто задерживалась. Материально-правовому положению учителей не уделялось достаточного внимания, как со стороны органов народного образования, так и партийными органами. Многочисленные примеры свидетельствуют об этом. В Нагабайском районе учителей выселили из квартир ради приехавших других работников, школьная учительница Златоустовского леспромхоза подвергалась преследованиям и оскорблениям со стороны одного из хозяйственных руководителей. Все это наблюдали, но никому до этого не было дела. В документах начала 1936 года сохранился бюджет семьи сельских учителей Воскресенской начальной школы Уфалейского района Челябинской области. Имея годовалого ребенка, отец и мать питались лишь молоком (1 литр в день) и картофелем, тратили на жизнь в течение половины месяца 100 рублей 20 копеек, а зарабатывали за это же время 115 рублей 25 копеек.
Конечно, жалобы учителей рассматривались и тщательно разбирались властями, но оценивались они не с правовой точки зрения, а исключительно с политической. Все трудности и недостатки объяснялись «оппортунизмом», происками классовых врагов, политической близорукостью.
Большое влияние на изменение положения сельского учителя оказала массовая коллективизация. Деревенские учителя оказались втянутыми в проведение этой кампании, стали непосредственными ее участниками. Так, в Оренбургском округе более 40 % учителей принимало участие в организации колхозов. Учителя обязаны были, в первую очередь вступить в колхоз. Как правило, положение учителя после вступления в колхоз оказывалось гораздо хуже, чем крестьянина-колхозника. Например, в Уральской области очень часто в одном и том же округе местные руководители устанавливали для педагогов разные условия вступления в колхоз, брали большой процент взноса в колхозный фонд с зарплаты, он доходил до половины зарплаты, а иногда составлял весь заработок. В Шадринской округе по колхозам и коммунам в 1930 году взносы составляли от 10 до 80 % . Были колхозы, где вся зарплата шла в кассу колхоза. Если колхозы только организовывались, то полного снабжения учителю дать не могли. Тогда учителю приходилось вести полуголодный образ жизни и нищенское существование, как говорили тогда в деревнях: «сидит на одном хлебе и воде» и «не на что даже себе обувь починить». Эти явления были типичными для того времени и наблюдались во многих округах Уральской области.
Типичными были случаи посягательства со стороны колхозов на льготы и условия работы, которые были закреплены за учителем: например, размер отпусков. В селе учитель обязан был работать наравне с колхозниками – 10 часов.
Несмотря на то, что государство через систему административных мер стремилось упорядочить снабжение сельских учителей продуктами питания и промышленными товарами, улучшить их квартирные условия, однако местных ресурсов для этого не хватало. Наладить материально-правовое положение сельских учителей в первой половине 1930-х годов так и не удалось: административно-командными методами решить эту проблему было невозможно.
К началу тридцатых годов наметилось улучшение в жизни учительства уральского края. Это было связано с несколькими причинами: во-первых, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства дает доход государству и краю. Это позволило партийному руководству Урала увеличить расходы на школы и другие учебные заведения. Материальный стимул - заработная плата педагогическим кадрам выплачивается регулярно и возрастает. Стали появляться новые школы, количество обучающихся увеличилось, появляется большой поток учителей со специальным образованием. Несмотря на это проблемы оставались прежними: неграмотных людей и среди детей, и среди взрослого населения оставалось много, особенно в сельской школе. «Учителям не удавалось ликвидировать в небольших селах неграмотность, отношение крестьян к ним было неоднозначным. В середине тридцатых годов меняется отношение населения и общественных организаций к образовательной школе и к учителям. Начинается активное участие в строительстве школ, ремонта зданий, приобретение оборудования, оказание помощи детям малообеспеченных семей и учителям в приобретении необходимых товаров и продуктов».
Начиная с 1936-1937 учебного года, в связи с общим ростом уровня жизни населения у государства появилась возможность поднять заработки школьных работников - так зарплата учителя начальной школы на Урале с 1 сентября 1936 года поднялась до 256 рублей.
К оплате учителей стали подходить более дифференцированно. Доплачивались надбавки за совмещение, за увеличение нагрузки, за образовательный уровень и стаж работы, выделялись деньги на оплату квартиры. Такой подход к оплате труда работников образования в какой-то мере смог поднять престиж учительской профессии. Расширение материальных возможностей во второй половине 1930-х годов не означало отказа от командно-административных методов решения вопросов со стороны партийно-советского руководства в области развития школьного образования. Прежде всего, возросла роль партийного аппарата, его вмешательство в сферу деятельности органов народного образования. Непосредственно вопросами культуры, в том числе школы, занимались созданные в 1935 году отделы науки и школ областных комитетов партии.

Таким образом, становится ясно, что вся деятельность педагогов тридцатых годов уральского региона была направлена не только на обучение подрастающего поколения, но на общественную деятельность. Повысился статус учителя, особенно в сельской местности, одновременно с этим возросло требование к учителю – наличие педагогических способностей. Эти требования были сформированы историческими изменениями в нашем государстве. Педагог должен был иметь определенные способности: организаторские, научно-познавательные, дидактические, коммуникативные, эмоционально-волевые качества, рецептивные. Предъявленные требования к учительским кадрам должны были подтверждаться в ходе различных аттестаций и повышений на курсах педагогического мастерства. Учителя должны были стать образцом для подражания во всем: в своей научности, в простоте пищи и одежды, в трудолюбии, в скромности и благонравии в поведении, в межкоммуникативном искусстве - речь, манеры, этикет. Пример благоразумия и честности должен проявляться не только в общественной деятельности учителя, но и касаться его личной семейной жизни.

Заключение


Тема дипломной работы «Подготовка учительских кадров на Урале в тридцатые годы» позволила рассмотреть школьное образование в тесной взаимосвязи исторических событий, происшедших в нашем государстве. Модернизация всех процессов в тридцатые годы охватила все сферы жизни, в том числе образование. В духовной сфере произошло повышение уровня грамотности взрослого и детского населения, что привело к повышению уровня культуры населения. Переход к обязательному начальному образованию изменил отношение государственных органов власти к школьной политике. Деятельность государства была направлена на обучение и воспитание на региональных уровнях, в том числе на примере Урала. При исследовании исторических и научных книг по теме дипломной работы привело к выводу, что Просвещение на Урале было на высоком методическом уровне еще в двадцатые годы двадцатого столетия. Здесь проводились многочисленные эксперименты, внедрялись новые методики, для ликвидации неграмотности использовались все имеющиеся резервы: участие земств, православной церкви и других религиозных конфессий, крестьянских общин, промышленных предприятий. В тридцатые годы опыт Уральского региона был обобщен Министерством Народного просвещения и внедрен повсеместно.
В дипломной работе дана подробная характеристика всей системы школьного образования в нашем государстве в тридцатые годы. Отмечено, что в этот период планы советской школы часто менялись, было издано много Постановлений ЦК ВКП (б), на их основе строились программы и совершенствовались учебники. Требования к общеобразовательной школе строились на тесной связи политехнического образования с прочным усвоением основ наук. Школа тридцатых годов ориентировалась на образование информационного характера. Образование помогало решить социальные вопросы: вначале обучение всех граждан грамоте, затем повышение уровня образованности, конечным итогом всех этапов должна стать профессиональная подготовка кадров не только для педагогической деятельности, но и для всех отраслей промышленности. Доказано, что в этот период усилился контроль со стороны партийно-советского руководства в борьбе за ликвидацию неграмотности и охвату сельской местности всеобщим начальным обучением.
В работе анализируется система развития образования на Урале в тридцатые годы. Раскрыта работа партийно-советского руководства по введению всеобуча, в котором основной формой повышения профессионального уровня преподавателей школ была сформирована сеть краткосрочных курсов подготовки учителей. В первой половине 1930-х годов через систему педагогических курсов готовилось больше учителей, чем выпускалось в педагогических учебных заведениях. Курсы создавались при педагогических институтах и техникумах. Продолжительность обучения на курсах была от 6 месяцев до 1 года. В связи с чрезвычайными обстоятельствами (ускоренный переход к всеобучу) проводились трехмесячные и двухмесячные курсы. Мобилизованные с предприятий выдвиженцы проходили через эту систему подготовки. В течение 1930-1931 учебного года в Уральской области на краткосрочных курсах было подготовлено 3680 преподавателей школ I ступени. В 1931-1932 учебном году подготовку на краткосрочных курсах прошли более 7 тысяч человек. (Цит.по: М.В. Попов).
Во второй главе подробно описана учебно-воспитательная работа в уральских школах, где главное место отводилось детскому самоуправлению в ученических организациях, работе пионерских и комсомольских организаций. Показаны проблемы школьного учительства: это тяжелое материальное положение, особенно сельских учителей, и неоднозначность правового статуса учителей.
В дипломной работе исследованы проблемы финансирования школьных учреждений и уровня образованности, как учительских кадров, так и населения Урала. Несмотря на сложности и усиленность командно-административных мер, процесс модернизации имел положительные результаты по осуществлению начального, а затем семилетнего образования. В тридцатые годы заложены индивидуальные специфические особенности школьной образовательной системы, централизация управления школой, идеологические принципы и положения.
В Приложении автором дипломной работы даны различные статистические данные по разным регионам Урала, отчеты, планы работ и воспоминания педагогов тридцатых годов. В Приложениях полностью использован архивный материал Уральской области.
Исследуемые материалы показали, что изучение исторических материалов крупных регионов нашей страны дают возможность увидеть все процессы, происходящие в нашем государстве, отметить лучшие достижения того времени и не повторять ошибок прошлого. Противоречивость и проблематичность разных точек зрения на количественные и качественные достижения в области образования учительских кадров на Урале дала возможность увидеть востребованность педагогов с исторической точки зрения: в реализации политики социалистического переустройства деревни.
Сегодня мы имеем возможность знать все недостатки политических процессов, происходивших в условиях коллективизации. Сегодня в содержание образования возвращены многие темы, произведения и имена, ранее оказавшиеся под строгим запретом. Образование обрело необходимую для демократического общества открытость, возможность свободно осваивать все ценное, что наработано в национальной и зарубежной культуре, в современной истории.

Источники и литература


Источники

1 Государственный архив Свердловской области (ГАСО)
Ф.1813. – Уральский областной отдел народного образования
Оп.1. Д.89. Л.134.
Ф.23. Оп.1. Д.1779. Л.139.
Ф.798. – Екатеринбургский губернский отдел народного образования
Оп.1. Д.4003. Л.65; Оп. 1. Д. 2329. Л. 96; Д.232. Л.94.
Ф.16. Оп.12. Д.252. Л.11.
2 Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО)
Ф. 4. – Уральский областной комитет партии
Оп. 3. Д. 25. Л. 70.
Оп. 6. Д. 75. Л. 1; Оп. 6. Д.465. Л.97-98; Ф.233
Оп.8. Д.666. Л.33; Оп.8. Д.652. Л.12; Ф.4. Оп.8. Д.35. Л.30.
Оп.9. Д.206. Л.12; Оп.П. Д.266. Л.10; Оп.9. Д.1065. Л.126; Оп.9.Д.Ю.65.









Литература

1 Алексеев А.Н. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Учебное пособие для студентов педагогических институтов // А.Н. Алексеев, Н.П.Щербов. М., 1992. – С.115, 116.
2 Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Учебное пособие для студентов // И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – С.226.
3 Архив / Музей истории УрГПУ [Электронный документ]. – Екатеринбург, 2009. Доступ из локальной сети. Фонд Музей Урала. (Дата обращения 13.02.2010).
4 Бахтина И.Л. Школы крестьянской молодежи на Урале / Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала // И.Л.Бахтина. – Екатеринбург, 2005. – С.5-8, 34-38.
5 Бахтина И.Л. Состояние народного образования и подготовка учительских кадров в начале XX века / Очерки истории Уральского государственного педагогического университета // И.Л.Бахтина, К.В.Кузьмин. – Екатеринбург, 2001. – С.11.
6 Бахтина И.Л. Повышение общеобразовательного уровня населения и становление высшего образования в Уральском регионе в первые десятилетия Советской власти (1917-1941 годы) / История развития системы образования на Урале // И.Л.Бахтина, М.В.Попов, Э.Е.Протасова. – Екатеринбург, 2004. – С.252.
7 Бахтина И.Л. Образование и наука на Урале / И.Л.Бахтина // Известия Уральского отделения Российской Академии образования. – 2007, № 3. – С.124.
8 Васильковская Е.И. Важнейший этап становления советской школы (1930-1935 годы) / Образование в современном мире // Е.И.Васильковская. – Саратов, 2006. – С.7, 21.
9 Васильковская Е.И. Власть и формирование советской модели школьной системы / Начало 1930 – начало 1950 годов //Автореф. канд. ист. наук. Саратов, 2006. – С.19.
10 Волков С.М. Развитие материальной базы общеобразовательной школы и подготовка учительских кадров на Урале / Автореф. канд. ист. наук. Пермь, 1986. – С.5.
11 Галигузов И.Ф. Образование / Народы Южного Урала: История и культура // И.Ф.Галигузов. – Магнитогорск, 2000. – С.376-398.
12 Государственный архив / Проект Ахей //под редакцией Е.Ю.Баранова [Электронный ресурс]. - 2008. – С.6,8. URL.http://www.proekt/axei.ru (дата обращения: 13.02.2010).
13 Гришанов П.В.Школьный всеобуч на Урале в условиях строительства социализма: 1926-1937 годы / П.В. Гришанов. – Челябинск, 1982. – С.18.
14 Гришанов В.П. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по укреплению финансово-материальной базы общеобразовательной школы в 1926-1941 годах / В.П.Гришанов. Свердловск, 1976. – С.149.
15 Гришанов В.П. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по развитию народного образования и культуры / В.П.Гришанов. Свердловск, 1982. – С.34.
16 Дубинин А.Н. Формирование системы народного образования на Урале. 1917-1941 годы / Историографический анализ // Дисс. канд. ист. наук. Екатеринбург, 1996. – С.14.
17 Журавлев А.М. Сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 годах / Дисс. канд. ист. наук. Иваново, 2008. С.12.
18 История Урала / Пособие для студентов, учителей и самообразования // Под редакцией И.С. Капцуговича. – Пермь, 1977. – Том 2. – С.245, 241-270.
19 Клушина Е.В. Формирование системы Российского школьного образования в 1920-1930-е годы / Е.В. Клушина. – СевКавГТУ, 2007. – Гуманитарные науки. - № 5. – С.3.
20 Константинов Н.А. История педагогики / Учебник для студентов вузов // Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф.Шабаева. – М., 1992. – С.347.
21 Ладейщиков А. Развитие литературы на Урале: 1917-1947 годы / А.Ладейщиков // Уральский современник. – 1947, № 11. – С.29. Архив электронной библиотеки.
22 Никитин М.И. Борьба коммунистической партии Советского Союза за дальнейшее развитие народного образования во второй пятилетке (1933-1937 годы.). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук. М.: 1954. С.6, 9.
23 О задачах деревенской молодежи. Сб. статей / Л.Д. Троцкий. – М., 1924.
24 О молодежи. Сб. статей, докладов, речей / С.М. Киров. – 1969. – С.190.
25 Оренбургская коммуна, 1930. 22 апр.; Уральский рабочий. 1930. 6 апр..
26 Орлова М. Уральский государственный педагогический университет: история одного успеха / М. Орлова. – Образование и наука. -2005, № 4. – С.34.
27 Очерки школьной жизни. Сб. статей / Б. Анин, Р.Г. Лемберг. – М., 1980.
28 Плотников И. Е. Как ликвидировали кулачество на Урале//Отечественная история. - 1993, № 4. С. 162.
29 Попов М.В. Государство и начальное образование в уральской деревне в 1920-1941 годы / М.В.Попов, Э.Е.Протасова, И.Л.Бахтина, Т.Г.Мосунова. – Уральский государственный педагогический университет, 2009. – С.29, 36, 143, 146.
30 Попов В.Ф. История Урала / Период социализма // В.Ф.Попов, И.Ф. Плотников, П.Н. Тарасенко, А.Н.Фадеев. – Пермь, 1977. – С.246, 244-259.
31 Просвещение на Урале. [Электронный ресурс] – 1933, № 1. С.56. URL. http://biblio.narod.ru (дата обращения: 13.02.2010).
32 Просвещение на Урале. [Электронный ресурс] – 1929, № 2. С. 6. URL. http://biblio.narod.ru (дата обращения: 13.02.2010).
33 Просвещение на Урале. [Электронный ресурс]. - 1929, № 1. С.56. URL. http://biblio.narod.ru (дата обращения: 13.02.2010).
34 Статьи и речи о народном образовании. Сб. статей / А.С. Бубнов, Н.И. Бухарин, М.И. Калинин. – Саратов, 1990.
35 Уральский исторический вестник / Культурная революция на Урале. – 2002, № 7. –С.11.
36 Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне / Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. Ш. Фицпатрик. – М., 2001. – С.252.
37 Хрестоматия по истории Курганской области (1917-1945 годов) / Курган, 1997. – С.319.
38 Чуваров Г.И. Вклад ученых Урала в науку / Научные статьи // Г.И. Чуваров, А.Н. Пятницкий. – Пермь, 1977. – С.4-9, 34, 46, 255.
39 Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции / 1920-1937 годы // В.Г. Чуфаров. – Свердловск, 1970. С.123.
Приложение 1

Уровень грамотности населения Урала (конец тридцатых годов)

Республика, область Пол Возраст, лет
9-19 20-49 9-49 50 и старше Башкирская муж. жен. всего 57,1 31,3 43,7 64,0 24,0 42,3 61,0, 27,1 42,9 29,5 6,1 16,3 Оренбургская муж. жен.
всего 57,9 32,9 75,1 29,1 50,2 67,5 30,6 48,0 41,2 8,3
22,3 Пермская муж. жен. всего 72,0 46,7 58,7 77,1 36,0 54,0 74,9 40,0 55,6 32,9 5,6 19,2 Свердловская муж. жен. всего 71,0 45,6 58,0 76,6 35,2 54,0 74,3 39,2 55,6 35,0 6,5 19.2 Удмуртская муж. жен. всего 64,4 33,2 48,3 69,8, 22,3 42,9 67,4 26,5 45,1 23,9 2,8
12,3 Челябинская муж. жен. всего 62,1
->•>,■<■ 48,4 72,2 48,1 67,8 31,4 48,2 35,2 6,3 18,8 СССР муж. жен. всего - - 67,3 35,4 50,6 -
Приложение 2

План работы Дома колхозных ребят деревни Колесниковой Курганского района за период с 5 сентября по 5 октября 1933 года.

1. Провести беседу о районном слете ударников-колхозников.
2. Познакомиться с новыми уличными играми, освоить их на практике.
3. Организовать выставку «Готовимся к посевной», назначив ответственных ребят за работу выставки.
4. Оборудовать ленинский уголок.
5. Провести подписку на газеты и журналы.
6. Еженедельно по выходным дням проводить политинформации о международном положении в СССР и за рубежом. Назначить актив информаторов, ответственных за проведение политинформации.
7. Провести беседу о работе и задачах пионерского отряда на основе постановления ЦК о школе и пионерской организации.
8. Провести конкурс на лучшего плясуна.
9. Организовать работу кружков: хорового, музыкального, физкультурного.
10. Постоянно разучивать массовые игры на воздухе.
11. Организовать просмотр кинофильмов по выходным дням.
Приложение 3

Отчет учебно-воспитательной работы по школам Больше-Сосновского района Молотовской области за 1939-1940 учебный год

За прошедший учебный год в школах Сосновского района было организовано 140 различных кружков с охватом 3000 учащихся. Работали следующие кружки:
- предметные кружки - исторический, географический, литературный;
- художественные - музыкальные, хоровые, драматические;
- технические - радио и фотографии;
- сельскохозяйственные - по изучению животноводства, полеводства, сельскохозяйственных машин.
Кружковая работа велась во многих сельских школах, но все-таки значительная часть учащихся не были охвачены кружковой работой. В основном, это были дети, которые не проживали в интернатах и каждый день приходили в школу из деревень.
Содержание и программа многих кружков соответствует политике партии и государства, отражает исторические изменения в жизни нашей страны. Репертуар драматического и литературного кружков были утверждены первичными партийными организациями школ. В каждой школе в обязательном порядке ведутся кружки по изучению истории ВКП (б) и устава ВЛКСМ.
29.05.1940 год
Заведующий РОНО: /подпись/
Секретарь РАНО: /подпись/
Приложение 4

Архивные материалы. Воспоминания преподавателей о деятельности в тридцатые годы

«Студенты Челябинского педагогического техникума каждую осень работают в созданных ученических хозяйствах. Работа по уборке урожая показывает тесную связь обучения студентов с реальной жизнью. При обучении на первом курсе предмета «Обществоведения» вначале были рассмотрены элементы сельского хозяйства учхоза, принадлежащего техникуму, затем изучали проблемы сельского хозяйства района, области, СССР».
«Студенты Челябинского педагогического техникума проходили производственную практику на мыловаренном заводе (факультеты физики и химии). В практической деятельности учащимися был изучен весь процесс производства мыла и других химических продуктов – от сырого материала до получения готового продукта. Тесная связь производства и техникума дает положительные результаты на обучении профессиональных навыков будущих специалистов».
«Учительский коллектив Челябинского педагогического техникума создал и апробировал две программы: «Участие школы в окружающей жизни», «Успехи сельского хозяйства». Благодаря первой программе обследовали все семьи бедных детей и сирот нашего района, оказал необходимую помощь со стороны нашего учебного заведения. Вторая программа позволила стабильно сотрудничать с сельскохозяйственными производствами, оказывать силами студентов и учителей помощь в уборке урожая».
/Из выступлений М.Л.Дьячковой, заведущей учебной частью Челябинского педагогического техникума, 1930 год/.
«Отдел народного образования Челябинской области рекомендует изучение опыта работы педагогического техникума, который дал начало связи техникума со школами округов, внес свой вклад в развитие народного образования Южного Урала: к середине тридцатых годов техникум выпустил 609 педагогов».



Журавлев А.М. Сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 годах / Дисс. канд. ист.наук, Иваново, 2008. С.12.
Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. М.,1952.
Константинов Н.И. Система народного образования. М., 1958.
Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства. М., 1959.
Зак Л.М. Вопросы культурного строительства в советской исторической литературе; Его же. Культурная революция в СССР. М., 1987; Его же.История культурного строительства в СССР в советской историографии 1956-63 годов / Вопросы истории. 1964. №2; История изучения советской культуры. М.,1981.
Веселов А.П. Борьба Коммунистической партии за проведение культурной революции в деревне в годы коллективизации. Л.,1978; Денисов С.Г. Борьба партии за культурное преобразование деревни 1917-1937 годов / Исторический очерк. М.,1981; Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство. 1921-1927. М.,1983; Митяева О.Н. Коммунистическая партия – руководитель культурного роста крестьянства в годы коллективизации. М., 1978.
Дубинин А.Н. Формирование системы народного образования на Урале. 1917-1941 годы / Историографический анализ / Дисс. канд. ист. наук, Екатеринбург, 1996; Чайникова С.А. Историография культурных преобразований на Урале 1917-1941 года / Дисс. канд. ист. наук, Екатеринбург, 2000.
Гришанов П.В. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по укреплению финансово-материальной базы общеобразовательной школы в 1926-1941 годы. Свердловск, 1976; Его же. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по развитию народного образования и культуры. Свердловск, 1976.
Васильковская Е.И. Власть и формирование советской модели школьной системы / Автореф. канд. ист.наук, Саратов, 2006;
Журавлев А.М. Сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 годах / Диссертация. Иваново, 2008; Протасова Э.Е. Сельская школа на Урале в 1929-1941 годах / Дисс. канд. ист. наук, Екатеринбург, 2002; Суворов М.В. Уральское учительство в 1920-1930 годы / Дисс. канд. ист. наук, Екатеринбург, 2005.
Бахтина И.Л. Школы крестьянской молодежи на Урале / Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала. Екатеринбург, 2005.
Директивы ВКП (б) по вопросам просвещения. М.; КПСС о культуре, просвещении и науке. М., 1963; Народное образование в СССР: сб. док. 1917-1973 годов. М., 1974; Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР. Т. 1-3. М., 1929.
Декреты Советской власти. В 13 Т., Т. 3, 4. М., 1957-1986; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 15 Т. Т.3-6. М., 1985; Съезды Советов в документах. 1917-1937 гг. М., 1962.
Статьи и речи о народном образовании. Сборник статей. Н.И. Бухарин, М.И. Калинин. М., 1990.
Очерки школьной жизни. Сборник статей. Б. Анин, Р.Г. Лемберг. М., 1980.
Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г. М., 1930; Кадры просвещения. М., 1936.
Васильковская Е.И. Власть и формирование советской модели школьной системы / Начало 1930 – начало 1950 годов //Автореф. канд. ист. наук, Саратов, 2006. С.19.
О задачах деревенской молодежи. Сборник статей. Л.Д. Троцкий. М., 1924. С.4.
Клушина Е.В. Формирование системы Российского школьного образования в 1920-1930-е годы / Е.В.Клушина. СевКавГТУ, 2007. Гуманитарные науки. № 5. С.3.
Алексеев А.Н. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Учебное пособие для студентов педагогических институтов // А.Н. Алексеев, Н.П. Щербов. М., 1992. С.115, 116.
Константинов Н.А. История педагогики / Учебник для студентов вузов // Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. М., 1992. С.347.
Васильковская Е.И. Важнейший этап становления советской школы (1930-1935 годы) / Образование в современном мире // Е.И.Васильковская. Саратов, 2006. С.21.

Константинов Н.А. История педагогики. С.353.
Константинов Н.А. История педагогики. С.378.
Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Учеб. пособ. для студентов // И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева. М.: Издательский центр Академия, 2005. С.226.
Никитин М.И. Борьба коммунистической партии Советского Союза за дальнейшее развитие народного образования во второй пятилетке (1933-1937 годы.). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук, М.: 1954. С.6, 9.
История Урала / Пособие для студентов, учителей и самообразования // Под редакцией И.С.Капцуговича. Пермь, 1977. Том 2. С.245.
Просвещение на Урале. 1929. № 2. [Электронный ресурс] С. 6. URL. http://www.biblio/narod.ru
Подсчитано автором по материалам: Достижения советской власти за сорок лет в цифрах. М., 1957, с. 255; Культурное строительство в СССР. М, 1940, с. 37-40; Советская интеллигенция. М., 1977, с. 145.
ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 3. Д. 25. Л. 70.
ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 6. Д. 75. Л. 1.
Таблица составлена по данным: Грамотность России. М.,1922 С.18; РГАЭ. Ф.1562. Оп.17. Д.349. Л.7.
Цит.по: И.С. Бахтина, ЦГИАРБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 2329. Л. 96.
Цит. по: И.Л.Бахтина, ЦДООСО. Ф.4. Оп.9. Д.1065. Л.126.
Цит. по: И.Л.Бахтина, РГАЭ.Ф.1562.Оп.17.Д.798.Л.30,41,4б,48,50,63; Д. 799.Л.28,48,61; ГАОО.Ф.11003.ОП.2.Д.90 а. Л.6.
Цит. по: И.Л.Бахтина, Культфронт Урала. 1933. №4. С.5; ЦДООСО. Ф.4. Оп.8. Д.35. Л.30.
Цит. по: И.Л.Бахтина, Колхозный путь. 1930. 14 дек.; 1931. 11янв.; Цит. по: И.Л.Бахтина, ГАСО. Ф.23. Оп.1. Д.1779. Л.139.
Дубинин А.Н. Формирование системы народного образования на Урале: 1917-1941 годы / Исторический анализ // Дисс. кандид. ист. наук, Екатеринбург, 1996. С.14
ЦДООСО. Ф.4. Оп.8. Д.652. Л.12.
Галигузов И.Ф. Образование / Народы Южного Урала: История и культура // И.Ф.Галигузов. Магнитогорск, 2000. С.376-398
Цит по источниковедению под редакцией И.Н.Данилевского:
ЦДООСО, Ф.4. Оп. 6. Д.465. Л.97-98; ГАСО. Ф.233. Оп.1. Д.68. Л.33-45.
Гришанов В.П. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по развитию народного образования и культуры / В.П.Гришанов. Свердловск, 1978. С.34.
Гришанов П.В. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по укреплению финансово-материальной базы общеобразовательной школы в 1926-1941 годах / П.В.Гришанов. Свердловск, 1982. С.149.
Цит. по трудам уральского областного статистического отделения, Т.8.
ОГАЧО. Ф.100. Оп.1. Д.109. Л.174.
.Цит.по ист. Просвещение на Урале, 1939. РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.306. Д.7.; Д.323. Л.7; Д.334. Л.7; Д.336. Л.7; Д.35. Л.7.
Просвещение на Урале. 1929. № 1. [Электронный ресурс] С.5 6. URL. http://www.biblio/narod.ru

Попов В.Ф. История Урала / Период социализма // В.Ф.Попов, И.Ф.Плотников, П.Н.Тарасенко, А.Н.Фадеев. Пермь, 1977. С.246.
Архив / Музей истории УрГПУ. Екатеринбург, 2009. Доступ из локальной сети. Фонд Музеи Урала.
Орлова М. Уральский государственный педагогический университет: история одного успеха / М.Орлова. Образование и наука. 2005. № 4. С.34.
Бахтина И.Л. Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала / И.Л.Бахтина. Екатеринбург, 2005. С.38.
Бахтина И.Л. Состояние народного образования и подготовки учительских кадров в начале XX века / Очерки истории Уральского государственного педагогического университета //И.Л.Бахтина. Екатеринбург, 2001. С.11.
Бахтина И.Л. Образование и наука на Урале / И.Л.Бахтина // Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2007. С.124.
Бахтина И.Л. Повышение общеобразовательного уровня населения и становление высшего образования в Уральском регионе в первые десятилетия Советской власти (1917-1941 годы) / И.Л.Бахтина, М.В.Попов, Э.Е.Протасова. Екатеринбург, 2004. С.52.
Волков С.М. Развитие материальной базы общеобразовательных школ и подготовка учительских кадров на Урале / Автореф. канд. ист. наук, Пермь, 1986. С.5.
Цит. по: В.Г. Чуваров, ГАРФ. Ф. 5462. Ол. 14. Д.218. Л.129. ЦДНИУР. Ф.16. Оп. Ю. Д.364. Л.60.
.Цит.ист В.Г.Чуваров, Таблица составлена по данным: ГАСО. Ф.1813. Оп.1. Д.89. Л.134; ОГАЧО. Ф.1000. Оп.1. Д.109. Л.77; Ф.1003. Оп.2. Д.90-а. Л.20..
Попов М.В. Государство и начальное образование в уральской деревне в 1920 – 1941 годах / М.В.Попов, Э.В.Протасова, И.Л.Бахтина, Т.Г.Мосунова. – ГОУВПО, Екатеринбург, 2009. – С.36-38.
Цит. по: М.В. Попов, ОГАЧО. Ф.288. Оп.1. Д.658. Л.18; ЦДООСО. Ф.А. Оп.14. Д.22. Л.20.
Цит. по: М.В. Попов, ЦДООСО. Ф.4. Ф.141. Оп.2. Д.29. Л.50.
Просвещение на Урале. 1933. № 1. [Электронный ресурс]. URL. http://www.biblio/narod.ru

Гришанов П.В.Школьный всеобуч на Урале в условиях строительства социализма: 1926-1937 годы / П.В.Гришанов. Челябинск, 1982. С.18.
Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне / Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. Ш.Фицпатрик. М., 2001. С.252.
Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции / 1920-1937 годы // В.Г.Чуфаров. Свердловск, 1970. С.31.
С.М. О молодежи. Сборник выступлений, докладов, речей. С.М. Киров.М.,1969. С.190.
Цит. по: М.В. Попов, ЦДОООСО. Ф.4. Оп.9. Д.206. Л.12; Оп.П. Д.266. Л.10.
Ладейщиков А.Развитие литературы на Урале за 30-летие: 1917-1947 / А.Ладейщиков //Уральский современник. 1947. № 11. С.29, 32.
Цит.по: История Урала / Период социализма, ЦДООСО. Ф.4. Оп.8. Д.666. Л.33; ГАСО. Ф.233. Оп.1. Д.1500. Л.87; ЦГИАРБ. Ф.798. Оп.1 Д.232. Л.94.
Цит.по: История Урала, ЦДООСО. Ф.4. Оп.36. Д.24. Л.5.
Цит.по ист. Музеи Урала, ОГАЧО. Ф.288-П. Оп.1. Д.658. Л.22; Оп.2. Д.207. Л.27.
Чуваров Г.И. Вклад ученых Урала в науку / Научные статьи // Г.И.Чуваров. Пермь, 1977. С.255.
Цит. по: Е.И.Васильковская, ЦДНИУР. Ф.16. Оп.12. Д.252. Л.11..
Цит.по исследованиям И.Л.Бахтиной и В.Ф.Попова, .ЦГАООРБ. Ф.798. Оп.13.Д.261. Л.134.
Оренбургская коммуна, 1930. 22 апр.; Уральский рабочий. 1930. 6 апр. [Электронный ресурс] URL. http://www.biblio/narod.ru

.Цит.по: М.И.Кондрашевой, ЦГИАРБ. Ф.798. Оп.1. Д.4003. Л.65.
Попов М.В. Государство и начальное образование в уральской деревне в 1920 – 1941 годах / М.В.Попов, Э.В.Протасова, И.Л.Бахтина, Т.Г.Мосунова. ГОУВПО, Екатеринбург, 2009. С.143-146.
Хрестоматия по истории Курганской области (1917-1945 годов) / Курган, 1997. С.319.
Уральский исторический вестник / Культурная революция на Урале. 2002. № 7.С.11.
Галигузов И.Ф. Образование / Народы Южного Урала: История и культура // И.Ф.Галигузов. Магнитогорск, 2000. С.376.
Цит. по:.М.В.Попова, ЦДООСО. Ф.4. Оп.9.Д.Ю.65. Л.123; Д.38. Л.31; Д.14. Д.403.Л.18.
Цит. по: И.Ф. Галигузов, Данные таблицы подсчитаны по материалам: Народное образование, наука и культура в СССР: Стат.сб. М., 1971; РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.323. Л.5; Д.331. Л.5.; Д.334. Л.5; Д.336. Л.5; Д.350. Л.5.
Бахтина И.Л. Школы крестьянской молодежи на Урале / Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала // И.Л.Бахтина. – Екатеринбург, 2005. – С.43.

Государственный архив Свердловской области, ф. 88, oп. 1 а, д. 74 а, л. 92—101 об. Подлинник.
Государственный архив Свердловской области, ф. 88, oп. 1 а, д. 74 а, л. 92—101 об. Подлинник.









2

Источники и литература


Источники

1 Государственный архив Свердловской области (ГАСО)
Ф.1813. – Уральский областной отдел народного образования
Оп.1. Д.89. Л.134.
Ф.23. Оп.1. Д.1779. Л.139.
Ф.798. – Екатеринбургский губернский отдел народного образования
Оп.1. Д.4003. Л.65; Оп. 1. Д. 2329. Л. 96; Д.232. Л.94.
Ф.16. Оп.12. Д.252. Л.11.
2 Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО)
Ф. 4. – Уральский областной комитет партии
Оп. 3. Д. 25. Л. 70.
Оп. 6. Д. 75. Л. 1; Оп. 6. Д.465. Л.97-98; Ф.233
Оп.8. Д.666. Л.33; Оп.8. Д.652. Л.12; Ф.4. Оп.8. Д.35. Л.30.
Оп.9. Д.206. Л.12; Оп.П. Д.266. Л.10; Оп.9. Д.1065. Л.126; Оп.9.Д.Ю.65.









Литература

1 Алексеев А.Н. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Учебное пособие для студентов педагогических институтов // А.Н. Алексеев, Н.П.Щербов. М., 1992. – С.115, 116.
2 Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Учебное пособие для студентов // И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – С.226.
3 Архив / Музей истории УрГПУ [Электронный документ]. – Екатеринбург, 2009. Доступ из локальной сети. Фонд Музей Урала. (Дата обращения 13.02.2010).
4 Бахтина И.Л. Школы крестьянской молодежи на Урале / Проблемы социально-экономического и гуманитарного развития Урала // И.Л.Бахтина. – Екатеринбург, 2005. – С.5-8, 34-38.
5 Бахтина И.Л. Состояние народного образования и подготовка учительских кадров в начале XX века / Очерки истории Уральского государственного педагогического университета // И.Л.Бахтина, К.В.Кузьмин. – Екатеринбург, 2001. – С.11.
6 Бахтина И.Л. Повышение общеобразовательного уровня населения и становление высшего образования в Уральском регионе в первые десятилетия Советской власти (1917-1941 годы) / История развития системы образования на Урале // И.Л.Бахтина, М.В.Попов, Э.Е.Протасова. – Екатеринбург, 2004. – С.252.
7 Бахтина И.Л. Образование и наука на Урале / И.Л.Бахтина // Известия Уральского отделения Российской Академии образования. – 2007, № 3. – С.124.
8 Васильковская Е.И. Важнейший этап становления советской школы (1930-1935 годы) / Образование в современном мире // Е.И.Васильковская. – Саратов, 2006. – С.7, 21.
9 Васильковская Е.И. Власть и формирование советской модели школьной системы / Начало 1930 – начало 1950 годов //Автореф. канд. ист. наук. Саратов, 2006. – С.19.
10 Волков С.М. Развитие материальной базы общеобразовательной школы и подготовка учительских кадров на Урале / Автореф. канд. ист. наук. Пермь, 1986. – С.5.
11 Галигузов И.Ф. Образование / Народы Южного Урала: История и культура // И.Ф.Галигузов. – Магнитогорск, 2000. – С.376-398.
12 Государственный архив / Проект Ахей //под редакцией Е.Ю.Баранова [Электронный ресурс]. - 2008. – С.6,8. URL.http://www.proekt/axei.ru (дата обращения: 13.02.2010).
13 Гришанов П.В.Школьный всеобуч на Урале в условиях строительства социализма: 1926-1937 годы / П.В. Гришанов. – Челябинск, 1982. – С.18.
14 Гришанов В.П. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по укреплению финансово-материальной базы общеобразовательной школы в 1926-1941 годах / В.П.Гришанов. Свердловск, 1976. – С.149.
15 Гришанов В.П. Деятельность партийных организаций Урала и Западной Сибири по развитию народного образования и культуры / В.П.Гришанов. Свердловск, 1982. – С.34.
16 Дубинин А.Н. Формирование системы народного образования на Урале. 1917-1941 годы / Историографический анализ // Дисс. канд. ист. наук. Екатеринбург, 1996. – С.14.
17 Журавлев А.М. Сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 годах / Дисс. канд. ист. наук. Иваново, 2008. С.12.
18 История Урала / Пособие для студентов, учителей и самообразования // Под редакцией И.С. Капцуговича. – Пермь, 1977. – Том 2. – С.245, 241-270.
19 Клушина Е.В. Формирование системы Российского школьного образования в 1920-1930-е годы / Е.В. Клушина. – СевКавГТУ, 2007. – Гуманитарные науки. - № 5. – С.3.
20 Константинов Н.А. История педагогики / Учебник для студентов вузов // Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф.Шабаева. – М., 1992. – С.347.
21 Ладейщиков А. Развитие литературы на Урале: 1917-1947 годы / А.Ладейщиков // Уральский современник. – 1947, № 11. – С.29. Архив электронной библиотеки.
22 Никитин М.И. Борьба коммунистической партии Советского Союза за дальнейшее развитие народного образования во второй пятилетке (1933-1937 годы.). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук. М.: 1954. С.6, 9.
23 О задачах деревенской молодежи. Сб. статей / Л.Д. Троцкий. – М., 1924.
24 О молодежи. Сб. статей, докладов, речей / С.М. Киров. – 1969. – С.190.
25 Оренбургская коммуна, 1930. 22 апр.; Уральский рабочий. 1930. 6 апр..
26 Орлова М. Уральский государственный педагогический университет: история одного успеха / М. Орлова. – Образование и наука. -2005, № 4. – С.34.
27 Очерки школьной жизни. Сб. статей / Б. Анин, Р.Г. Лемберг. – М., 1980.
28 Плотников И. Е. Как ликвидировали кулачество на Урале//Отечественная история. - 1993, № 4. С. 162.
29 Попов М.В. Государство и начальное образование в уральской деревне в 1920-1941 годы / М.В.Попов, Э.Е.Протасова, И.Л.Бахтина, Т.Г.Мосунова. – Уральский государственный педагогический университет, 2009. – С.29, 36, 143, 146.
30 Попов В.Ф. История Урала / Период социализма // В.Ф.Попов, И.Ф. Плотников, П.Н. Тарасенко, А.Н.Фадеев. – Пермь, 1977. – С.246, 244-259.
31 Просвещение на Урале. [Электронный ресурс] – 1933, № 1. С.56. URL. http://biblio.narod.ru (дата обращения: 13.02.2010).
32 Просвещение на Урале. [Электронный ресурс] – 1929, № 2. С. 6. URL. http://biblio.narod.ru (дата обращения: 13.02.2010).
33 Просвещение на Урале. [Электронный ресурс]. - 1929, № 1. С.56. URL. http://biblio.narod.ru (дата обращения: 13.02.2010).
34 Статьи и речи о народном образовании. Сб. статей / А.С. Бубнов, Н.И. Бухарин, М.И. Калинин. – Саратов, 1990.
35 Уральский исторический вестник / Культурная революция на Урале. – 2002, № 7. –С.11.
36 Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне / Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. Ш. Фицпатрик. – М., 2001. – С.252.
37 Хрестоматия по истории Курганской области (1917-1945 годов) / Курган, 1997. – С.319.
38 Чуваров Г.И. Вклад ученых Урала в науку / Научные статьи // Г.И. Чуваров, А.Н. Пятницкий. – Пермь, 1977. – С.4-9, 34, 46, 255.
39 Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции / 1920-1937 годы // В.Г. Чуфаров. – Свердловск, 1970. С.123.



Вопрос-ответ:

Как проходила подготовка учительских кадров на Урале в 1930-е годы?

В 1930-е годы на Урале подготовка учительских кадров проводилась через создание учительских институтов и педагогических факультетов при университетах. Будущие учителя проходили специальное образование, которое включало как теоретические занятия, так и практическую работу в школах.

Какой была кадровая политика государства в сфере школьного образования в 1930-е годы?

Государство проводило активную кадровую политику в сфере школьного образования в 1930-е годы. Основной задачей было обеспечить качественное образование для всех граждан, поэтому производилась подготовка учительских кадров, открывались новые учебные заведения и модернизировалась система школьного образования.

Как формировались учительские кадры в тридцатые годы на Урале?

Учительские кадры в тридцатые годы на Урале формировались через создание учительских институтов и педагогических факультетов при университетах. Будущие учителя получали специальное образование, проходили практику в школах и подготавливались к работе с учащимися разных возрастных групп.

Какое значение имело школьное образование на Урале в 1930-е годы?

Школьное образование на Урале в 1930-е годы имело большое значение, так как являлось основой для формирования образованного и квалифицированного трудового коллектива. Оно позволяло детям получить знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития и успешного трудоустройства.

Как происходило формирование кадрового состава учителей в городах и селах Урала?

В городах и селах Урала формирование кадрового состава учителей происходило через подготовку учительских кадров в областных учительских институтах и педагогических факультетах. Выпускники этих учебных заведений затем назначались на работу в школы городов и сел Урала, где они осуществляли образовательный процесс и воспитание детей.

Как проходила подготовка учительских кадров на Урале в 1930-е годы?

В 1930-е годы на Урале подготовка учительских кадров проходила в специальных педагогических училищах.

Какое школьное образование было в Советской России в 1930-е годы?

В 1930-е годы в Советской России была осуществлена всеобщая школьная обязательность, школы стали бесплатными, а учебные программы стали более современными и социалистическими.

Какая кадровая политика была в государстве в сфере школьного образования в 1930-е годы?

В 1930-е годы государство активно занималось формированием и подготовкой учительских кадров для развития школьной системы. Были открыты педагогические училища и университеты, проводились массовые наборы студентов на педагогические специальности.

Как формировались учительские кадры в системе школьного образования на Урале в 1930-е годы?

В 1930-е годы на Урале учителя готовились в педагогических училищах, где им предоставлялись знания и навыки, необходимые для работы в школах. После окончания училища выпускники получали дипломы и отправлялись работать в различные учебные заведения.