Русская идея Бердяева

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История журналистики
  • 1919 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 01.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Русская идея Бердяева
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Духовная жажда русских странников порождает открытие Бога из тьмы. Апокалиптическая настроенность русского человека жаждала завершающих пророчеств, завершающего откровения и новой Церкви, которая воплотила бы в себе идеал соборности и всеединства.
Тема победы вечной жизни над смертью является одной из сюжетообразующих для русского мессианского сознания. Смысл любви в победе над смертью, в воскресении мертвых. Последний догмат имеет для русского христианства намного более конкретное, буквальное, вещественное значение (воскресенье здесь и сейчас, заселение мертвыми земли и освоение космоса), чем для западного. И здесь мы снова приходим к двойственности русского мессианского сознания.
«Русские думали, что Россия – страна совсем особенная, с особенным призванием. Но главным была не сама Россия, а то, что Россия несет миру, прежде всего – братство людей и свобода духа». Россия, по мнению Бердяева, объединяет людей под знамена Св. Духа. Так русская идея конфликтует с русской историей, которая суть история страны империалистической.
В последней главе, закольцовывая композицию, Бердяев подводит итог, пытается заглянуть в будущее и предсказать дальнейшие пути России. Культурный ренессанс начала ХХ века не достиг точки религиозного, духовного ренессанса, для этого «не хватало сильной и сосредоточенной воли, была слишком большая культурная утонченность, были элементы упадочности в настроениях культурного слоя, и этот высший культурный слой был слишком замкнут в себе».
В своем развитии религиозная философия ХХ века прошла комплекс духовных метаний, которые, извратив мессианский характер русской революции, привели к искажению мессианского сознания. Однако идеи марксизма быстро русифицировались и, по мнению Бердяева, «символика революции – условна, ее не нужно понимать слишком буквально. Марксизм был приспособлен к русским условиям и русифицирован. Мессианская идея марксизма, связанная с миссией пролетариата, соединилась и отожествилась с русской мессианской идеей».
Бердяев приходит к выводу, что ход русской истории свидетельствует о существовании русской идеи, которая соответствует мессианскому характеру русского народа. Его двойственность — смирение с одной стороны и бунт с другой — порождает его цельность и делает его наиболее восприимчивым к идее всеединства. «Для Нового Иерусалима необходима коммюнотарность, братство людей, и для этого необходимо еще пережить эпоху Духа Св., в которой будет новое откровение об обществе. В России это подготовлялось», — заключает философ.


Заключение
Центральный вопрос «Русской идеи» «Может ли Россия пойти своим особым путем, не повторяя всех этапов европейской истории?» волновал и до сих пор волнует многих представителей русской интеллигенции. Данное произведение имеет кольцевую композицию: в первой главе излагаются основные идеи, о которых пойдет речь. Это двойственность мессианского сознания русского народа и вытекающее оттуда кажущееся противоречие между бунтом и смирением, равно характерными для русского менталитета; между нелюбовью к власти и имперскими амбициями и др. В главах II, III, IV, V, VI Бердяев анализирует развитие русской философии и исторический путь России в подтверждение высказанным предположениям. В главах VII, VIII, IX, X он раскрывает и уточняет высказанные ранее предположения. В полном соответствии со своей философией русского эсхатологизма и обращенности в будущее, Бердяев уверен в торжестве эпохи Св. Духа.
Хочется отметить, что многие его утверждения в контексте логики исторического развития выглядят спорно. Однако, именно в этом и заключается суть бердяевской диалектики: единство противоположностей, единство смирения и бунта во Христе. Мессианская евхаристия русского народа, его стремление к царству Духа, глубокая религиозность даже в атеистических течениях — все это заключает в себе русскую идею, национальную особенность русского народа. Именно в контексте духовных устремлений постулат «Москва — третий Рим» обретает свою значимость и ценность.
Путь России есть особый путь, не путь востока, по причине глубокой религиозности и не путь запада, по причине отсутствия стремления к буржуазным ценностям материального мира. В развитии современного православия мы можем видеть подтверждение философских взглядов Бердяева и парадигма исторических событий последних десятилетий наглядно демонстрирует нам двойственность русского мессианского сознание и торжество русской идеи.

Библиография
Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. — 542 с.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 6.
Там же. С. 7.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 9.
Там же. С. 14.
Там же. С. 18.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 25.
Там же. С. 28.
Там же. С. 30.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 30.
Там же. С. 32.
Там же. С. 35.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 56.
Там же. С. 65.
Там же. С. 70.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 80.
Там же. С. 85.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 88.
Там же. С. 99.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 118.
Там же. С. 118.
Там же. С. 120.
Там же. С. 125.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 128.
Там же. С. 130.
Там же. С. 133.
Там же. С. 134.
Там же. С. 135.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С.137.
Там же. С. 140.
Там же. С. 143
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 150.
Там же. С. 158.
Там же. С. 167.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 169.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 176.
Там же. С. 170.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 188.
Там же. С. 195.
Там же. С. 219.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. С. 8.









1

Библиография
1.Бердяев, Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. — 542 с.

Вопрос-ответ:

Что такое русская идея, по мнению Бердяева?

По мнению Бердяева, русская идея – это та идея, которая должна отразить уникальный духовный путь и задачи русского народа.

Какие основные идеи и ценности объединяют русский народ, согласно Бердяеву?

Бердяев считает, что русский народ объединяет такие ценности как свобода, братство, общность, самопознание и неповторимость.

Какая роль играет русская идея в истории России?

Русская идея играет важную роль в истории России, она отражает стремление народа к осознанию своего предназначения, своей миссии и созданию новой цивилизации.

Что такое мессианство, согласно Бердяеву?

Мессианство - это концепция стремления русского народа к своей миссии, к достижению высшей цели и созданию нового порядка, основанного на духовных принципах.

Какая идея является сюжетообразующей для русского мессианства?

Одной из сюжетообразующих идей русского мессианства является тема победы вечной жизни над смертью, стремление к обретению духовной свободы и вечности.

Какой главной идеей является "русская идея" Бердяева?

Главной идеей "русской идеи" Бердяева является стремление русского народа к духовности, соборности, всеединству и завершающему откровению.

Какую цель преследует русская идея Бердяева?

Целью русской идеи Бердяева является нахождение пути к завершающему откровению, новой Церкви, которая объединит все народы и сделает возможным победу вечной жизни над смертью.

Чем отличается русская идея от других идей и философских систем?

Русская идея Бердяева отличается своей мессианской направленностью, основанной на вере в завершающее откровение и новую Церковь, которая будет объединять все народы в соборности и всеединстве.