Реферат-рецензия на книгу А.С. Лаппо-Данилевского «Методология истории»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Библиотековедение
  • 1414 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 05.05.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Индивидуализирующий метод исторической интерпретации А.С. Лаппо-Данилевский представлял как истолкование индивидуальных черт и особенностей источника: его основой является анализ личности автора источника. При этом под «личностью» А.С. Лаппо-Данилевский понимал как отдельного человека, так и «коллективное лицо». Путь постижения индивидуальности автора источника он видел как в изучении фактов его биографии, так и в исследовании самого источника с целью почерпнуть информацию о его авторе. В ходе индивидуальной интерпретации, по мнению А.С. Лаппо-Данилевского, историку необходимо постоянно соотносить индивидуальность источника с состоянием культуры той эпохи, к которой он относится.
Задачей исторической критики А.С. Лаппо-Данилевский считал установление научно-исторической ценности источников. Он выделял два вида критики — критику, устанавливающую научно-историческую ценность источника как факта, и критику, устанавливающую ценность источника как показания о факте.
Согласно автору «Методологии истории», критика источника как факта включала в себя прежде всего установление «действительности» источника, т.е. того, что он не является подделкой. Действительные источники А.С. Лаппо-Данилевский подразделил на подлинные (когда историческая действительность соответствовала представлениям об источнике как факте) и неподлинные (когда источник оказывался фактом, расходящимся с первоначальным представлением о нем). В качестве основных критериев установления действительности и подлинности источника в изложении А.С. Лаппо-Данилевского выступали принципы соответствия источника данному состоянию культуры и индивидуальности автора. Ученый настаивал на комбинировании этих принципов в ходе критики источника. Он подчеркивал, что принцип культурного соответствия не вполне применим к творениям гениальных индивидуальностей, которые, как правило, опережали свое время.
Заключение
«Методология истории» - работа, намного опередившая свое время. Это относится далеко не столько к теории источниковедения, о чем сказано уже давно, в том числе и его учеником С.Н. Валком. Этот труд стал подлинным прорывом в области методологии исторической науки. Многие положения, выдвинутые А.С. Лаппо-Данилевским, до сих пор остаются актуальными для современных ученых-историков. Лекционный курс ученого стал наиболее полным и концептуально завершенным явлением в этой области.
Весь материал книги очень ценен для современных исследователей. К сожалению, та часть труда, которая посвящена проблемам исторического построения, до сих пор недостаточно исследована. С другой стороны, теоретическая и источниковедческая части работы тщательно разработаны. Методология источниковедения воспринимается как логически вполне завершенная концепция, в свете которой исторические источники рассматриваются в качестве явления своего времени, выступают как самодостаточная ценность. В рамках методологии источниковедения совокупность источников воссоздается как культурное явления, информационный ресурс которого открыт и исследовательски обоснован. Подобные положения вновь появятся в работах представителей школы «Анналов», спустя несколько десятков лет после выхода в свет «Методологии истории».
Работа российского историка дала мощный толчок развитию методологии истории и источниковедению как самостоятельному направлению. По ряду причин, прежде всего политических, он не получил должного развития. В наши дни незаслуженно забытый труд вновь находится в центре внимания исследователей.
Список литературы
Валк С.Н. Рец. на: Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920 // РИЖ. 1922. Кн. 8. С. 244-258.
Клибанов И.А. А.С. Лаппо-Данилевский – историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып.II. СПб., 1913.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Ч.1. СПб., 1910
Малинов А.В. Погодин С.Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб., 2001
Малинов А.В., Погодин С.Н. Социология в творчестве А.С. Лаппо-Данилевского // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.II, №4.
Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. С. 174.
Малинов А.В. Погодин С.Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб., 2001. С. 9; Клибанов И.А. А.С. Лаппо-Данилевский – историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990. С. 248-249.
Малинов А.В., Погодин С.Н. Социология в творчестве А.С. Лаппо-Данилевского // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.II, №4. С. 37.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып.II. СПб., 1913. С. 348.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Пг., 1923. Вып. 1. С. 6.
Там же. С. 16.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Ч.1. СПб., 1910. С. 69-111.
Там же. С. 31.
Там же. С. 94-163.
Там же. С. 128-129.
Там же. С. 128-135.
Там же. С. 244.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып.II. СПб., 1913. С. 322.
Там же. С. 329-331.
Там же. С. 338-342.
Там же. С. 347.
Там же. С. 357-358.
Там же. С. 375.
Там же. С. 409.
Там же. С. 411-414.
Там же. С. 424-429.
Там же. С. 437-442.
Там же. С. 443-444.
Там же. С. 464.
Там же. С. 493-505.
Там же. С. 521.
Там же. С. 524.
Там же. С. 531.
Там же. С. 555-558.
Валк С.Н. Рец. на: Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920 // РИЖ. 1922. Кн. 8. С. 244-258.
Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. С. 174.












13


1.Валк С.Н. Рец. на: Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920 // РИЖ. 1922. Кн. 8. С. 244-258.
2.Клибанов И.А. А.С. Лаппо-Данилевский – историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990.
3.Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып.II. СПб., 1913.
4.Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Ч.1. СПб., 1910
5.Малинов А.В. Погодин С.Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб., 2001
6.Малинов А.В., Погодин С.Н. Социология в творчестве А.С. Лаппо-Данилевского // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.II, №4.
7.Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. С. 174.

Вопрос-ответ:

В чем состоит методология исторической интерпретации А.С. Лаппо-Данилевского?

Методология исторической интерпретации А.С. Лаппо-Данилевского основывается на индивидуализирующем методе. Он предполагает анализ личности автора источника и изучение его индивидуальных черт и особенностей.

Какие понятия включает в себя методология исторической интерпретации А.С. Лаппо-Данилевского?

В рамках методологии исторической интерпретации А.С. Лаппо-Данилевский включает понятия индивидуализирующего метода исторической интерпретации, пути постижения индивидуальности автора источника и анализа личности автора источника.

Какие основные принципы лежат в основе методологии исторической интерпретации А.С. Лаппо-Данилевского?

Основными принципами методологии исторической интерпретации А.С. Лаппо-Данилевского являются изучение индивидуальных черт и особенностей автора источника, пути постижения его индивидуальности и анализ личности автора источника.

Что подразумевается под понятием "индивидуализирующий метод исторической интерпретации" по А.С. Лаппо-Данилевскому?

Под индивидуализирующим методом исторической интерпретации по А.С. Лаппо-Данилевскому понимается анализ личности автора источника и выявление его индивидуальных черт и особенностей, как отдельного человека, так и коллективного лица.

Каков путь постижения индивидуальности автора источника по методологии А.С. Лаппо-Данилевского?

Путь постижения индивидуальности автора источника по методологии А.С. Лаппо-Данилевского заключается в изучении фактов, связанных с жизнью и деятельностью автора, его мотивацией и характером, их анализе и последующем выявлении его индивидуальных черт и особенностей.

Какой методологией А.С. Лаппо Данилевский руководствуется при исторической интерпретации?

А.С. Лаппо Данилевский руководствуется индивидуализирующим методом исторической интерпретации, основанном на анализе личности автора источника.

Какие особенности источника обращает внимание А.С. Лаппо Данилевский при использовании индивидуализирующего метода?

При использовании индивидуализирующего метода, А.С. Лаппо Данилевский обращает внимание на индивидуальные черты и особенности автора источника, считая их ключевыми для исторической интерпретации.

Каким могут быть источники, которые подвергаются анализу по индивидуализирующему методу?

Источники, подвергаемые анализу по индивидуализирующему методу, могут быть как созданы отдельным человеком, так и коллективным лицом.

Чему А.С. Лаппо Данилевский приравнивает путь постижения индивидуальности автора источника?

А.С. Лаппо Данилевский приравнивает путь постижения индивидуальности автора источника к изучению фактов, связанных с этим источником.

Какие идеи лежат в основе методологии истории А.С. Лаппо Данилевского?

Основными идеями методологии истории А.С. Лаппо Данилевского являются использование индивидуализирующего метода исторической интерпретации, анализ личности автора источника и связанных с ним фактов.

Какая основная идея книги "Методология истории" А.С. Лаппо-Данилевского?

Основная идея книги заключается в представлении индивидуализирующего метода исторической интерпретации, который базируется на анализе личности автора источника.

Каким образом А.С. Лаппо-Данилевский понимал индивидуальные черты автора источника?

А.С. Лаппо-Данилевский считал, что индивидуальные черты автора источника можно постичь через изучение фактов и анализ его личности, при этом личностью понимались как отдельные люди, так и коллективные лица.