Изучение календарных песен с младшими школьниками в фольклерном кружке

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 6262 страницы
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 27.05.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ МЛАШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Возрастные особенности младших школьников
1.2.Значение фольклора в дополнительном образовании
1.3 Песенный репертуар и требования к его подбору
ГЛАВА 2. КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ В ФОЛЬКЛЕРНОМ КРУЖКЕ «ШКОЛА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»
2.1. Характеристика фольклорного кружка «Школа русского фольклора» для младших школьников
2.2. Методика преподавания календарных песен в фольклорном кружке
2.3. Разработка тематического занятия «Времена года»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Фрагмент для ознакомления

На этом этапе можно использовать следующий игровой прием: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно -ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».
При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал -ре-си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»). Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение - зов детей. Например: «Пе-тя, где ты?» При обучении детей пению необходимо обращать их внимание на темповые и динамические изменения. Например, в песне запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обращает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко».
Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все-таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовершенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее ритме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педагог обращает внимание и на выразительное произнесение отдельных слов в соответствии со смыслом предложения.
На втором этапе продолжается работа по развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты.
На третьем этапе рекомендуется использовать следующие приемы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняющего запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям».
2.3. Разработка тематического занятия «Времена года»

Исключительна роль фольклора в решении задач художественно-эстетического и творческого развития школьников. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это позволяет привить бережное отношение к культурным традициям своего народа. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления учащихся.
Цели занятия:
1. Формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению культуры наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.
2. Художественно-эстетическое  развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
3. Развитие художественно-творческой и исполнительской деятельности школьников. 
Задачи:
1. Формировать представления о фольклоре как источнике народной  мудрости, красоты и жизненной силы.
2.   Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.
3. На фольклорной основе формировать и развивать исполнительно-    творческие навыки и умения каждого ученика.
4. Совершенствовать сферу эмоционально-эстетических чувств,    художественного вкуса, интереса и любви к народному творчеству. 

Часть 1. Настали святки – запевай колядки!
Звучит песня «Здравствуй, гостья, зима».
1-й ведущий: Ну, Коляда, пришёл твой срок, по деревням ходить, да добро людям обещать. А время святок на Руси продолжалось почти 20 дней. Всё это время веселилась деревенская молодёжь – пели песни, да Коляду славили. Одним словом: настали святки – запевай колядки! 
2-й ведущий: Вот и святки пришли, зиму в дом привели,
        В сани коней запрягли, в путь-дорожку вывели.
        Ребят в санки посадили, по колядкам покатили! 
На сцене, на лавке сидят Хозяин с Хозяйкой. Выбегают колядовщики: 
1-й: Здравствуйте Хозяин с хозяйкой! Щедрый вечер! Добрый вечер! 
Все поют: Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
     С Новым годом, со всем родом! Счастья, радости желаем.
     Чтоб здоровы были, чтобы долго жили! 
2-й:  Уродись пшеничка, горох, чечевичка.
На поле – копнами, на столе – пирогами! 
3-й: Пришёл Новый год – выходи народ!
Солнышко встречать, мороз прогонять! 
4-й: Позволь-ка Хозяин коляду рассказать?
Уж как наша Коляда, ни мала, ни велика.
Она в двери не лезет, нам в окошко шлёт,
Через улицу метёт, через тын подаёт…      (все весело смеются) 
Все поют:  Приходила Коляда, накануне рождества!
      Кто даст пирога – тому полон хлев скота.
      Овин с овсом, жеребца с хвостом!
      Кто не даст пирога – тому куричья нога!
      Пест, да лопата. Корова горбата!   (все весело смеются) 
Хозяйка: Ах, как славно колядовщики поют, душу согревают, белый свет потешают. 
Хозяин: А ну спойте-ка ещё разок. Уж больно колядки у вас щедрые. 
5-й: Давайте Хозяина повеличаем? 
Все: Давайте. 
6-й: Желаем, счастья и достатка, уйди горе без остатка! 
Все поют: Мы ходили- походили колядовщики.
     Мы искали - поискали господинов двор.
    Господинов двор на горе высоко
    На горе высоко, в стороне далеко.
    Господинов двор на семи холмах, на пяти столбах.
    А на каждом, на столбе – да по маковке,
    А на каждой маковке – по жемчужинке
    А среди того двора – три терема стоят.
    Три терема стоят златоверхие.
    Во первом терему – красно солнышко,
    Во втором терему – светел месяц,
    А во третьем терему – часты звёздочки… 
1-й: Красно солнце в терему – то хозяин сам. 
2-й: Светел месяц в терему – его хозяюшка. 
3-й: Часты звёздочки – их детушки. 
4-й: Чем вы нас, хозяюшка, одарите? Денег мешок или каши горшок? 
5-й: Кувшин молока или кусок пирога? 
6-й: Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички? 
Все, как бы пугая:  Кто не даст лепёшки – завалим окошки!
             Кто не даст пирога – сведём корову за рога!
             Кто не даст ветчины – мы расколем чугуны!     
             (весело смеются) 
Хозяйка: Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки!
    Спереди пятачок, сзади – крючок
    Посредине спинка, на спинке – щетинка. 
Колядовщики, посоветовавшись, поросёнок. 
Хозяйка: Хорошо, вот новая загадка.
    Не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит. 
Колядовщики: Знаем, знаем петух. 
Хозяйка: Маленький мальчишка, в сером армячишке
    По полям кочует, коноплю ворует,
    По дворам летает, крохи собирает. 
Колядовщики: посоветовавшись, Воробей. 
Хозяйка: Все загадки угадали. 
1-й: Будете нас дарить – будем вас хвалить. 
2-й: А не будете нас дарить – будем вас корить. 
Хозяин: Ну-ка, милые девчушки, не споёте ли частушки?    Частушки.
Коляда, коляда
Во печи стоит еда:
Каша гречневая,
Голова свиная. 
Коляда, коляда.
В небе уж взошла звезда.
К нам катит на святки,
Подпалила пятки. 
Коляда, коляда.
Нам подай пирог сюда.
Сладко закусили.
Хозяев не честили! 
Хозяин и хозяйка: Играли вы на удивленье, заслужили угощенье!   (угощают пирогами, конфетами)
Колядовщики: Спасибо хозяевам за угощение.
          Хозяюшке – кунью шубу,
         Дочерям по веночку златому,
         Сыновьям – по коню вороному. 
Обращаясь к зрителям:  А вы знаете приметы рождества?
                Если праздник будет хлебосольным, то и весь год пройдёт в достатке.
                Если Рождество пройдёт весело – то и весь год пройдёт в радости! 
1-й ведущий: Доброе дело делают колядовщики – желают каждому добра, счастья да удачи. 
2-й ведущий: Значит и нам остаётся пожелать, чтобы впереди весна была тёплой, лето работящим, а осень урожайной.  
Вместе: Одним словом – настали святки – запевай колядки! 
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
(Ноты даны в приложении)

1.Рождество Христово,
Ангел прилетел,
Он летел по небу,
Людям песню пел:
«Вы, люди, ликуйте,
Все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
2.Пастыри в пещеру
Первыми пришли
И Младенца Бога
С Матерью нашли.
Стояли, молились,
Христу поклонились.
“Днесь Христово Рождество!”
3.Все мы согрешили,
Спас, перед Тобой.
Все мы люди грешны,
Ты один Святой.
Прости прегрешенья,
Дай нам оставленье.
“Днесь Христово Рождество!”


Дева-Богородица
(Ноты в приложении)
1.Дева Богородица, Чистая Мария,
Мати Предъизбранная, мира Красота,
Кроткая Владычице, сохрани Россию,
Умоли о грешных нас Господа Христа.
2.Тихо колыбельную над яслями пела
И качала ласково Своего Творца.
Первая в глаза Его кротко посмотрела,
Первая увидела свет Его лица.
3.Первые слова Его в сердце Ты слагала
И улыбку первую видела Его.
С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала.
Умоли о грешных нас Сына Своего!
4.Ты Дитя Небесное к сердцу прижимала -
Перед Ним единая Ты, как снег, чиста.
В Вифлееме Господа в яслях пеленала -
На Голгофе встала Ты у Его креста.
5.О, Пренепорочная, рождшая Мессию,
Истину державшая на Своих руках, -
Умоли же Господа, да спасёт Россию,
И помянет грешных нас в горних Небесах!
В Вифлееме тишина
(Ноты в приложении)
1.В Вифлееме тишина,
Спят луга и спят стада.
Ночь светла как никогда -
В небе яркая звезда
Освещает всё вокруг:
Реки, горы, лес и луг.
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце - Вифлеем.
2.«Чтобы так гореть звезде,
Мы не видели нигде».
Говорили пастухи,
Отдыхая у реки.
Вдруг погас у них костёр -
Ангел крылья распростёр
Припев.
3. «О не бойтесь, пастухи,
Бог сошёл простить грехи.
Он рождён в вертепе ныне» -
И промолвил Ангел Имя.
И запело всё вокруг
Небо, горы, лес и луг.
Припев.
4. Пастухи в вертеп вошли,
Бога в ясельках нашли.
Рядом Дева-Мать сидела,
На Дитя Своё глядела.
И светилось всё вокруг:
Небо, горы, лес и луг.
Припев.
Часть 2. Гуляния на масленой.
(праздник проводов зимы для 1-4 классов) 
Звучит песня «Уж ты, зимушка, зима»
1 ведущий:     Начинаем проводы зимы.
          И согласно праздничной программы
          До ворот проводим зиму мы,
          А весна уже не за горами! 
2 ведущий:    Масленица – самый весёлый , шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. 
3 ведущий:     В масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все масленичные традиции. Так давайте и мы с вами сейчас проводим масленицу, как в старь. 
1 ведущий:     Понедельник – «Встреча»
(С шумом и гамом в зал вносят чучело Масленицы.) 
Девочка:        Наша Масленица годовая,
Она гостьюшка дорогая!
Она пешею к нам не ходит,
Всё на конях разъезжает.
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
 
Мальчик:       Душа ль ты, моя Масленица
Сахарные твои ста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор.
На горах покататься
В блинах поваляться! 
Девочка:        Приезжай честная Масленица,
Широкая боярыня
На семидесяти санях,
На широкой лодочке
В город пировать! 
Звучит песня «Едет Масленица». 
Мальчик:       Здравствуй, дорогая гостья Масленица,
         Авдотьюшка Изотьевна,
         Дуня белая, Дня румяная,
         Коса длинная, трёхаршинная,
         Лента алая, двухполтинная,
         Платок зелёненький, новомодненький,
         Шуба синяя, латки красные,
         Латки частые, головастые. 
Девочка:        Едет Масленица дорогая,
         Наша гостьюшка годовая,
         Да на саночках расписных,
         Да на кониках вороных.
         Живёт Масленица семь деньков,
         Оставайся Масленица семь годков!
Ведущий :    Во встречах и чествованиях Масленицы заканчивался первый день.
Вторник:  «заигрыш».
В этот день начинаются весёлые игры. 
Девочка:         Ай да русская потеха –
         Сколько шума!
         Сколько смеха!
         Принародно, как бывало –
         Зазывает зазывала: 
Мальчик:       Ой, вы, красные девицы!
         Ой, вы, добры молодцы!
         Загадаю я вам загадушки,
         Отгадаете – будет радость вам! 
Загадки о весне (задание для зрителей)  
Мальчик:      Молодцы! Все загадки отгадали.А знаете ли вы пословицы о труде?
       Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы должны её продолжить.
       Ученье свет, а … (неученье – тьма).
       Готовь сани летом, а … (телегу – зимой).
       Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
       Маленькое дело… (лучше большого безделья).
       Чем дальше в лес – тем … (больше дров).
       Не сиди сложа руки – … (не будет и скуки).
       Труд человека кормит, а … (человек портит).
Хорошо мы с вами поиграли, пора и честь знать. 
Ведущий:      Так и заканчивался второй день.
Среда – «лакомка».   
Мальчик:    Как на масленой неделе
       В потолок блины летели.
       Ой блины, блины, блины,
       Блины масленые!
Девочка:     Развожу я огонёк,
       Распалю я уголёк,
       Тесто ложкой наливаю,
       Ты пекись скорей, блинок! 
Звучит песня «Блины».
(Угощают зрителей блинами). 
Ведущий:   Четверг – «разгуляй».  
Мальчик:      Улица мала, да хоровод велик.
         Хоровод велик, поиграть велит.
         Поиграть велит да красным девицам,
         Поплясать велит да добрым молодцам!
         -А мы просо сеяли?
         - Сеяли!
Звучит песня «А мы прососеяли». 
После хоровода выходят ряженые мальчики в девочек, а девочки в мальчиков. Они исполняют частушки. Девочки партию мальчиков, а мальчики за девочек.
Ведущий:  Поиграли мы на славу, завтра к тёще на блины.
      Пятница – «тёщины вечера». 
Девочка:       Пожалуйте гости дорогие!
         Мы вас дожидались.
         Сдобные лепёшки не лезут в окошки,
         А горячие блины в рот захотели.
Звучит песня «Хоровод малёшенек». 
Ведущий:     Суббота – «золовкины посиделки».
В этот день ходят в гости ко всем родственникам. И опять веселье и бесчисленное угощение.
Девочка:     Блины печь дело сложное.
       Растворю я квашонку на донышке,
       Поставлю квашонку на столбушке,
       Будет моя квашонка полным-полна
       Полным-полна с краями ровна.
       Хороша опара уродилась.  Что я делала? 
       -Заводила тесто!
       На плешивого маслом капну,
       По плешивому тестом хлопну,
       Плешь отдеру, да опять наведу.
       Что я делаю? 
       - Печёшь блины!
(Загадки о еде). 
Ведущий:   Воскресенье – «прощёный день».
    Выходят все участники представления.
Девочка:    Наша Масленица дорогая
       Ненадолго к нам пришла.
       Мы дмали – на семь недель,
       Оказалось –  на семь дней!
Мальчик:     Раз, два, три, четыре, пять,
       Будем зиму провожать!
       Раз, два, три,
       Вот весна идёт – смотри!
Девочка:     Весна-красна, проснись со сна!
       А ты, зима – ступай со двора!
Мальчик:     Нам, зима, ты надоела,
        Весь хлеб у нас поела!
Девочка:      Побыла, ты, Масленица у нас в  гостях
       Пора тебе и честь знать!
       Масленицу провожаем
       Весну закликаем.
Мальчик:     Масленица-маслёнка!
       Погулёна-маслёнка!
       Гостьей погостилася,
       С зимушкой простилася!
Девочка:      С крыши капели,
       Грачи прилетели!
       Воробьи чирикают
       Они весну кликают!
Мальчик:    Вот тебе, матушка-весна
       Хлеб да соль!
       Весна-весна, красная,
       Приди весна с радостью!
Девочка:     С великой милостью!
       Со льном высоким,
       С корнем глубоким,
       С хлебом обильным,
       С урожаем богатым!
Мальчик:    На костре сейчас большом
       Чучело зимы сожжём.
       Сразу всем теплее станет
       И зима в пути растает!
Ведущий1:    В народе говорят, какова весна – таков и весь год.
       Как зима не злится, а весне покорится.
       Увидел грача – весну встречай!
Ведущий 2:  Праздник мы завершаем
       Нашим дружным коллетивом.
       В эти дни желаем –
       Всем знакомым, незнакомым,
       Чтобы блин не вышел комом
       Чтоб не вышел комом блин –
       Блин под номером один!
       Чтоб на славу вышел он
       И все прочие в догон! 

А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЕМ
(Ноты даны в приложении)

1.А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем...


Мы давно блинов не ели
(Ноты даны в приложении)
1.Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
2.В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
3.Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
4.Напекла она поесть,
Сотен пят, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Время реформирования общественной жизни связано в нашей стране с самым настоящим фольклорным бумом. Фольклор активно возрождается на досугово-бытовом уровне и прежде всего в традиционных праздниках и обрядах. Успешно работают многочисленные фольклорные коллективы, фольклорные школы, дома и центры фольклора. Культурное наследие изучается в школах и других учебных заведениях. В достаточно широких масштабах готовятся кадры специалистов по фольклору.
Все это, естественно, радует, и вместе с тем где-то и тревожит. При громадном уважении к традиционному народному искусству не стоит забывать, что оно составляет лишь часть культуры. Обращаясь к истории, правомерно заметить, что основной бедой общего процесса развития нашей художественной культуры является неумение разумно сочетать традиционное и инновационное. Едва ли станет полезным, если мы в пылу фольклорного энтузиазма начнем срочно переквалифицировать все наши досуговые центры в фольклорные. Надо, чтобы традиционная художественная культура занимала очень почетное место. Но только свое, никого при этом не оттесняя и не стесняя. Здесь тоже требуется гармония старого и нового. Не зря говорят, что не стоит идти вперед с головой, повернутой назад.
В теоретической и практической деятельности на современном этапе нам нельзя забывать, что самодеятельное творчество в отличие от профессионального искусства интенсивно выходит и должно выходить за рамки чисто эстетических структур. Очень значительная часть его вообще функционирует на границе искусства и неискусства, художественного и нехудожественного.
Трансформация функций народной художественной культуры во многом стимулируется сегодня общим характером проводимого реформирования. Интенсивное развитие национального самосознания и активное возрождение досугово-бытовых традиций вызвали к жизни феномен, который квалифицируется как нью-трайбализм. В городской и сельской среде идет своеобразный возврат к живой незаконсервированной культуре, с ее обычаями, обрядами, праздниками. Возрождающееся на этой основе искусство, непосредственными субъектами которого становятся буквально все, представляет плодотворный поворот к истокам народного творчества, к самодеятельности в подлинном смысле слова. В реальной жизни уже возникло множество совершенно новых организационных форм, явно не укладывающихся в институциональные схемы художественной самодеятельности прошедших времен. Мы имеем в виду домашнее, семейное исполнительство, спонтанно возникающие группы дворового и уличного любительства, импровизированные ансамбли, участвующие в обрядово-праздничных торжествах и другие объединения, которые не ставят перед собой задачи обязательного участия в концертах, смотрах, фестивалях и не хотят идти по пути привычно сценической ориентации. Однако нельзя не отметить, что здесь тоже есть свои трудности. Довольно многое оказалось подзабытым. Заметно поблекла культура исполнения. В аутентичные фольклорные структуры вносятся порой досадные искажения.
Анализ современного состояния художественно-творческой деятельности показывает, что в настоящее время она переживает период кризисного развития и нуждается в серьезных преобразованиях. Новые подходы требуют определенного переосмысления традиционных представлений о природе, назначении и функциях самодеятельного искусства. Необходима обновленная концепция, которая учитывала бы требования времени и содержала целостную совокупность предложений о путях дальнейшего развития народного художественного творчества.
В этих условиях особенно необходимо подкрепление полезных инициатив участников самодеятельности квалифицированной помощью со стороны профессионалов. Спонтанный творческий энтузиазм становится эффективным только тогда, когда он подкрепляется высоким уровнем художественного мастерства.
При разучивании песен, наиболее интересных, простых и доступных детям: игровых, закличек, припевок и т.д. – надо ориентироваться на естественное, речевое интонирование, опираться на разговорное начало, не стремиться «академизировать» исполнение. Важно, чтобы дети старались, не имитируя механически тембр учителя или другого какого-то исполнителя, искать свой голос, свою индивидуальную манеру исполнения.
Когда мы говорим об особой манере исполнения народной песни, то понимаем под этим естественность, стремление к индивидуальному началу, личностное отношение к музыкальному произведению. Именно чувству принадлежит инициатива в познании мира. Поэтому первичным является искренность выраженного чувства. Она делает оправданной и художественной саму манеру исполнения.
Главная задача учителя – разбудить в ребёнке духовную силу и неустанно тренировать певческую волю. Основное препятствие – отсутствие техники. Ребёнок хочет, но не может выразить свои чувства и мысли, т.к. голос и язык его не слушаются, мешают друг другу. Это и есть самое сложное в обучении: процесс превращения техники из «врага» в союзника и помощника творческого действа, а неустанный труд технического совершенствования – в радость преодоления препятствий к достижению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.
Бакланова Т.И. Правовая основа деятельности любительских клубов. М., 1999.
Бахметьева Т.Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. – М.: “Академия развития”. 1997.
Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. – М., 1989. – 198 с.
Борсиева Г.Э. Культурная политика европейских стран: опыт и проблемы: Автореф. дис.канд. филос. наук /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М., 1997. – 25с.
Вавилова Н.И., Грибанова Н.А. Пути активизации инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности. Итоги поисково-апробационной игры / Мин-во культуры Карел. АССР, Центр непрерывного образования кадров при СМ КАССР, Респуб. Курсы повышения квалификации работников культуры и искусства. – Петрозаводск, 1991. – 69с.
Вербов А. Техника постановки голоса. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
Волков И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск. - М., 1987. - С.109 - 115.
Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 232 с.
Гнатюк Н.Л. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.
Гой еси вы добры молодцы. М., Молодая гвардия 1979.
Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.
Донской В.Г. Клуб - центр культурных инноваций. - М.: РИЦ ИСПИ, 2003. – 92 с.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры: Профиздат, 2002. - 287 с.
Земцовский И.И. Из мира устных традиций: заметки впрок: (к 70-летию И.И. Земцовского) / И.И. Земцовский; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т истории искусств. - Санкт-Петербург: РИИИ,2006. – 239 с.
Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Самодеятельность: истоки и перспективы. - М., Искусство, 2006.
Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. тр. / М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Фак. соц.-культур. деятельности; [Науч. ред. А. Д. Жарков, В. М. Чижиков]. - М.: МГУКИ, 2000. - 215 с.
Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 300 с.
Котикова П., Добровольский Б. Песня – душа народа. – М.: “Советский композитор”, 1959.
Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., Высшая школа 1977.
Кравцов Н. И. Славянский фольклор. М., Московский университет 1976.
Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни. М., Высшая школа 1978.
Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / [Кандидаты пед. наук, доценты Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев и др.]; Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
Линклэйтер Кристин. Освобождение голоса. М.: Издательство ГИТИС, 1993.
Лирические народные песни. Л., Советский писатель 1955.
Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев: Музична Украiна, 1998.
Мешко Н.К. Искусство народного пения. М.: НОУ «Луч», 1996.
Национальные праздники в контексте российской культуры // Клио. 2001. № 2 (14).
Неженец Н. И. Половодье песен. М., Знание 1988.
Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 2000.
Основные технологии культурно-досуговой деятельности / [Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина и др.; науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета,2005. – 264 с.
Праздник в контексте российской культуры //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М., 2004. - №2.
Пугачева Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете // Персонал. – 2000. - № 3 (57). – Приложение №6 – 11. – с. 54-56.
Русская историческая песня. Сборник. Л.: Советский писатель, 1990.
Русские народные песни / Сост. Варганова В.В. М.: Правда, 1988.
Русские народные песни. М., Художественная литература 1957.
Русский традиционный костюм. С-П., Искусство 1998.
Русский фольклор. М., Олимп 2001.
Сальцева С.В. Досуговая деятельность и профессиональное становление педагога : учеб. пособие / С.В. Сальцева, А.А. Ярцев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Оренбург. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, ГОУ ВПО "Оренбург. гос. пед. ун-т". - Оренбург : Изд-во ООИПКРО, 2004. - 89 с
Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1997.
Социально-культурные ориентации молодежи и организации ее досуга по месту жительства / [Шарова А.Ф., Барсук В.Л., Волков В.И., Коробейникова Т.А.]. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1997. - 49 с.
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. - [2-е изд.]. - М.: МГУКИ, 2003. – 297 с.
Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов н/Д : Фил. С.-Петерб. гос. акад. культуры, 1997. – 199 с.
Хрестоматия к урокам музыки, 4 класс.
Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., Высшая школа, 1973.
Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. – М.: “Просвещение”, 1993.
Энциклопедия праздников М., АСТ 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ





















Кравченко А.И. Культурология. М., 2000.
Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Самодеятельность: истоки и перспективы. - М., Искусство, 2006.с. 132.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов на Дону: «Учитель», 2000.- С. 5.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов на Дону: «Учитель», 2000. - С. 4.
Психология /Уч. пос., М.: «Проспект», 1998. – С. 229.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: «Политиздат», 1982. – С. 158.
Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. – М.: «Народное образование», 1995. – С. 53.
Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. – М.: «Народное образование», 1995. – С. 5.
Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. / уч. пос. – М.: «Красико-Принт», 2001. – С. 14.
Пути и средства эстетического воспитания. / уч. пос. – М.: «наука», 1989. – С. 96.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: «Политиздат», 1982. – С. 64.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов на Дону: «Учитель», 2000. - С. 9.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: «Политиздат», 1982. – С. 84.












3

1.Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.
2.Бакланова Т.И. Правовая основа деятельности любительских клубов. М., 1999.
3.Бахметьева Т.Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. – М.: “Академия развития”. 1997.
4.Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. – М., 1989. – 198 с.
5.Борсиева Г.Э. Культурная политика европейских стран: опыт и проблемы: Автореф. дис.канд. филос. наук /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М., 1997. – 25с.
6.Вавилова Н.И., Грибанова Н.А. Пути активизации инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности. Итоги поисково-апробационной игры / Мин-во культуры Карел. АССР, Центр непрерывного образования кадров при СМ КАССР, Респуб. Курсы повышения квалификации работников культуры и искусства. – Петрозаводск, 1991. – 69с.
7.Вербов А. Техника постановки голоса. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
8.Волков И.П. Учим творчеству //Педагогический поиск. - М., 1987. - С.109 - 115.
9.Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 232 с.
10.Гнатюк Н.Л. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.
11.Гой еси вы добры молодцы. М., Молодая гвардия 1979.
12.Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.
13.Донской В.Г. Клуб - центр культурных инноваций. - М.: РИЦ ИСПИ, 2003. – 92 с.
14.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры: Профиздат, 2002. - 287 с.
15.Земцовский И.И. Из мира устных традиций: заметки впрок: (к 70-летию И.И. Земцовского) / И.И. Земцовский; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т истории искусств. - Санкт-Петербург: РИИИ,2006. – 239 с.
16.Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Самодеятельность: истоки и перспективы. - М., Искусство, 2006.
17.Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. тр. / М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Фак. соц.-культур. деятельности; [Науч. ред. А. Д. Жарков, В. М. Чижиков]. - М.: МГУКИ, 2000. - 215 с.
18.Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 300 с.
19.Котикова П., Добровольский Б. Песня – душа народа. – М.: “Советский композитор”, 1959.
20.Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., Высшая школа 1977.
21.Кравцов Н. И. Славянский фольклор. М., Московский университет 1976.
22.Круглов Ю. Г. Русские свадебные песни. М., Высшая школа 1978.
23.Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / [Кандидаты пед. наук, доценты Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев и др.]; Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
24.Линклэйтер Кристин. Освобождение голоса. М.: Издательство ГИТИС, 1993.
25.Лирические народные песни. Л., Советский писатель 1955.
26.Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев: Музична Украiна, 1998.
27.Мешко Н.К. Искусство народного пения. М.: НОУ «Луч», 1996.
28.Национальные праздники в контексте российской культуры // Клио. 2001. № 2 (14).
29.Неженец Н. И. Половодье песен. М., Знание 1988.
30.Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
31.Обрядовая поэзия: Книга 2. Семейно-бытовой фольклор / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 1997.
32.Обрядовая поэзия: Книга 3. Причитания / Сост. Круглова Ю.Г. М.: Русская книга, 2000.
33.Основные технологии культурно-досуговой деятельности / [Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина и др.; науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета,2005. – 264 с.
34.Праздник в контексте российской культуры //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М., 2004. - №2.
35.Пугачева Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете // Персонал. – 2000. - № 3 (57). – Приложение №6 – 11. – с. 54-56.
36.Русская историческая песня. Сборник. Л.: Советский писатель, 1990.
37.Русские народные песни / Сост. Варганова В.В. М.: Правда, 1988.
38.Русские народные песни. М., Художественная литература 1957.
39.Русский традиционный костюм. С-П., Искусство 1998.
40.Русский фольклор. М., Олимп 2001.
41.Сальцева С.В. Досуговая деятельность и профессиональное становление педагога : учеб. пособие / С.В. Сальцева, А.А. Ярцев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Оренбург. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, ГОУ ВПО "Оренбург. гос. пед. ун-т". - Оренбург : Изд-во ООИПКРО, 2004. - 89 с
42.Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1997.
43.Социально-культурные ориентации молодежи и организации ее досуга по месту жительства / [Шарова А.Ф., Барсук В.Л., Волков В.И., Коробейникова Т.А.]. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1997. - 49 с.
44.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. - [2-е изд.]. - М.: МГУКИ, 2003. – 297 с.
45.Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов н/Д : Фил. С.-Петерб. гос. акад. культуры, 1997. – 199 с.
46.Хрестоматия к урокам музыки, 4 класс.
47.Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., Высшая школа, 1973.
48.Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. – М.: “Просвещение”, 1993.
49.Энциклопедия праздников М., АСТ 1998.

Вопрос-ответ:

Какие возрастные особенности младших школьников нужно учитывать при преподавании народной музыки?

Возрастные особенности младших школьников, такие как ограниченная концентрация внимания, активность, стремление к активному движению, нужно учитывать при преподавании народной музыки.

Какое значение имеет фольклор в дополнительном образовании младших школьников?

Фольклор играет значительную роль в дополнительном образовании младших школьников, так как через изучение народной музыки они могут познакомиться с историей и культурой своей страны, развить музыкальные способности и эмоциональную сферу, а также научиться сотрудничать и коммуницировать в коллективе.

Какой песенный репертуар подбирается для младших школьников в фольклерном кружке?

При подборе песенного репертуара для младших школьников в фольклерном кружке необходимо учитывать их возрастные особенности, а также выбирать песни, которые будут интересны и понятны детям. Важно, чтобы эти песни отражали разные времена года, праздники и обычаи, чтобы дети могли погрузиться в мир народного фольклора.

Какими особенностями обладает фольклорный кружок "Школа русского фольклора" для младших школьников?

Фольклорный кружок "Школа русского фольклора" для младших школьников отличается тем, что акцент делается на изучении русского народного фольклора. Дети знакомятся с различными календарными песнями, обучаются правильному исполнению, изучают исторический контекст песен, а также получают опыт выступлений на различных музыкальных площадках.

Какими методиками преподавания календарных песен пользуются в фольклерном кружке?

В фольклерном кружке используются различные методики преподавания календарных песен. Одна из них - это работа с текстами песен и их музыкальными аранжировками, а также активное участие детей в исполнении песен с использованием различных инструментов. Также проводятся занятия, на которых дети обсуждают исторический и культурный контекст песен и разбираются в их символике.

Какие возрастные особенности имеют младшие школьники?

Младшие школьники обычно находятся в возрасте от 7 до 11 лет. В этом возрасте дети активно осваивают мир, они интересуются разными предметами и явлениями. Память и логическое мышление развиты недостаточно полно, поэтому обучение должно быть построено на игровой и практической форме. Младший школьник активно развивает свои коммуникативные навыки и способности для совместной деятельности.

Каково значение фольклора в дополнительном образовании младших школьников?

Фольклор играет важную роль в дополнительном образовании младших школьников. Он позволяет детям погрузиться в культуру и традиции своего народа. Изучение календарных песен в фольклорном кружке помогает развить чувство ритма, память и музыкальный слух у детей. Кроме того, фольклорные песни способствуют формированию грамотной речи, развитию воображения и эмоциональной сферы у младших школьников.

Какой песенный репертуар используется при изучении календарных песен с младшими школьниками?

При изучении календарных песен с младшими школьниками в фольклорном кружке используется разнообразный песенный репертуар, связанный с различными праздниками и сезонами года. Важно подбирать песни, которые будут интересны и понятны детям. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей и выбирать песни с простыми мелодиями и текстами.

Чем характеризуется фольклорный кружок "Школа русского фольклора" для младших школьников?

Фольклорный кружок "Школа русского фольклора" для младших школьников представляет собой образовательную программу, основанную на изучении и исполнении русских народных песен и танцев. Кружок позволяет детям погрузиться в культуру своего народа, развить музыкальные и хореографические навыки, а также узнать об истории и традициях русского фольклора.

Для каких возрастных групп подходят календарные песни в фольклорном кружке?

Календарные песни в фольклорном кружке подходят для младших школьников, чей возраст составляет примерно семь-девять лет.

Какое значение имеет изучение фольклора для младших школьников в дополнительном образовании?

Изучение фольклора имеет большое значение для младших школьников в дополнительном образовании. Оно помогает развивать у детей чувство ритма, музыкальный слух, память, воображение, социальные навыки и позволяет погрузиться в культуру предков.