Роль государства в развитии конкуренции на товарных рынках.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2929 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.09.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
1.1 Конкуренция на товарных рынках и ее основные виды
1.2 Исследование конкуренции в экономической науке
2 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕГО МОДЕЛИ
2.1 Несовершенная конкуренция на товарных рынках и ее основные характеристики
2.2 Сравнение рынка совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках
2.3 Сравнение моделей несовершенной конкуренции
2.3.1 Краткая характеристика конкуренции монополий
2.3.2 Характеристика конкуренции олигополий
2.3.3 Сравнение моделей
3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1 Место конкуренции в современных рыночных условиях
3.2 Государственная поддержка конкуренции на товарных рынках в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Рыночная экономика не способна устранить монополизацию. Не может она создать совершенную конкуренцию как антипод монополизма. Тем не менее рыночная экономика способна: противостоять крайним проявлениям монополизма и обеспечивать демонополизацию, создавать некое равновесие, баланс между неизбежным уровнем монополизации и необходимым уровнем конкуренции. Итак, конкуренция продолжает оставаться важнейшей составной частью рыночной системы. Этому способствуют следующие моменты:
1. Конкуренция является главным, коренным свойством системы, а монополизация выступает как тенденция.
2. Исключительную гибкость рыночной системе придает мелкое и среднее предпринимательство.
3. Определенную роль оказывает государственная политика поддержания конкуренции, малого и среднего бизнеса.
4. Конкуренцию стимулирует интенсивный процесс интернационализации экономики.
В настоящее время развитие конкуренции обусловлено и связано с переходом к рынку и отказом от государственного диктата:
осуществляется реформирование отраслевой структуры;
создаются условия для поддержания новых форм и методов хозяйствования;
проводятся мероприятия по ограничению монополистической деятельности;
формируются механизмы, ориентирующие производителей на производство конкурентоспособной продукции;
поддерживаются формы воздействия на потребителей в виде ассоциаций потребителей;
совершенствуется антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование экономики.
Далее будут рассмотрены основные характеристики поддержки конкуренции в российской экономике.

Государственная поддержка конкуренции на товарных рынках в России

В условиях современных рыночных отношений необходимо поддержание конкурентных преимуществ компаний и создание нормальных условий для свободной добросовестной конкуренции.
В современной России действуют Агентства по развитию предпринимательства, которые созданы с целью повышения эффективности реализации государственной политики по поддержке предпринимательства в России. С момента своего создания Агентства участвуют в реализации программ поддержки предпринимательства, осуществляемых Правительством. В Агентстве можно получить информацию о льготах и преимуществах, предоставляемых предприятиям страны, порядке их получения, в том числе о программах обучения, проводимых для малых предприятий бесплатно, источниках и процедурах получения финансовой поддержки.
Сотрудники Агентства проводят консультирование и по другим вопросам, возникающим у предпринимателей, готовят и предоставляют предпринимателям необходимый информационный и справочный материал. Желающие начать свой бизнес могут получить информацию об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Согласно закону в поддержку малого бизнеса в России от 06.06.2007 года, категория предприятия будет определяться по двум критериям - численности работников и выручке. Микропредприятиями будут называться фирмы с числом сотрудников не более 15 человек, на малых предприятиях должно трудиться от 16 до 100 человек, а к средним предприятиям относятся компании с численностью занятых работников до 250 человек. Кроме того, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается определенная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и балансовая стоимость активов.
Исследование существующих подходов к оценке и управлению конкурентоспособностью предприятия целесообразно осуществлять в три этапа:
Первым этапом является анализ категории конкуренции и изучение теории конкуренции как основы разработки системы обеспечения конкурентоспособности (уровень теоретического осмысления);
Второй этап – анализ категории конкурентоспособности и исследование методов разработки эффективных конкурентных стратегий (уровень стратегического управления предприятием и принятия долгосрочных решений);
Третий этап – анализ методов оценки конкурентоспособности различных объектов (уровень текущего или оперативного управления и принятия краткосрочных решений).
Разработка и внедрение системы управления конкурентоспособностью предприятия предполагает решение следующих задач:
выделение в зависимости от горизонта планирования и управления трех уровней обеспечения конкурентоспособности: оперативного, тактического и стратегического;
формирование для каждого уровня управления единичных и комплексных оценочных показателей конкурентоспособности (при этом комплексным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне может выступать конкурентоспособность продукции (работ или услуг); на тактическом уровне должна использоваться система комплексных показателей финансово-экономического положения; на стратегическом уровне целесообразно привлечь систему показателей характеристик инвестиционной привлекательности предприятия);
определение для каждого уровня и соответствующих бизнес-процессов состава задач по управлению конкурентоспособностью предприятия (т.е. поддержанию в рамках допустимых значений соответствующих комплексных, частных и единичных показателей конкурентоспособности);
формирование функциональной структуры системы управления конкурентоспособностью предприятия;
разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью;
создание адекватной информационной базы поддержки принятия решений по управлению конкурентоспособностью предприятия.
Как показывает практика, все выделенные уровни управления конкурентоспособностью предприятия высоко интегрированы между собой как во временном, так и в функциональном аспекте.
В настоящее время представляет интерес исследования всех трех уровней управления конкурентоспособностью предприятия как единой системы. С этой целью важно изучить взаимодействие уровней управления и определить совокупность методов оценки конкурентоспособности продукции, финансово-экономического, организационного, материально-технического состояния предприятия и его инвестиционной привлекательности как для каждого из уровней, так и в целом для всей системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Современная конкуренция обладает рядом признаков:
Первым признаком является определяющая роль рыночных начал и рыночных сопоставлений в развитии конкуренции. Вместе с тем влияние рыночных начал на состояние современной конкуренции нельзя недооценивать.
Рыночные начала имеют всеобщий характер в современной экономике. Это значит, что рынок является, во-первых, сферой конфликтного столкновения интересов конкурирующих субъектов бизнеса, и, Во-вторых, основной сферой их столкновения. Именно рынок выступает в современной системе бизнеса как своего рода главная арена конкурентного соперничества, а рыночные сопоставления достижений субъектов бизнеса – как центральный фокус конкуренции.
Превращение рынка в главную арену конкурентной борьбы субъектов бизнеса означает, что другие сферы столкновения их интересов имеют в современных условиях производный характер. Например, соперничество сотрудников компании за возможность осуществления более быстрого карьерного роста, либо столкновения ответственных руководителей данной компании, направленные на лоббирование тех или иных бизнес-идей, либо борьба претендентов за место в топ менеджменте этой компании, либо, наконец, борьба учредителей компании за обладание контрольным пакетом акций имеет производный характер по отношению к действиям компании на рынке. Обретение и сохранение данным субъектом предпринимательского бизнеса конкурентных преимуществ, либо, наоборот, конкурентных недостатков по сравнению с соперниками, его успехи или неудачи на рынке имеют решающее значение для оценки степени значимости и перспективности внутрифирменного соперничества.
Вторым признаком современной конкуренции является ее много уровневый характер. Под уровнем конкуренции следует понимать степень влияния субъектов предпринимательского бизнеса на свое непосредственное окружение и все современное общество в целом.
Третьим признаком современной конкуренции является сочетание многообразия и открытости конкурентных полей в условиях насыщенного и дифференцированного рынка.
Четвертым признаком современной конкуренции является преобладание взаимной выгоды в ходе коммуникаций субъектов предпринимательского бизнеса с частью внешнего окружения.
Пятым признаком современной конкуренции является наличие у всех субъектов предпринимательского бизнеса в момент вступления их в прямую и условно прямую конкуренцию абсолютного и относительного делового суверенитета.
Итак, рыночная экономика организована таким образом, что во внимание принимаются интересы всех без исключения субъектов бизнеса, в том числе и неудачливых конкурентов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе необходимо изучить особенности изучить особенности роли государства в развитии конкуренции на товарных рынках.
С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но неизменно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ (назовем их конкурентными преимуществами) над другими.
Так, было выяснено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция, как определили, представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее эффективных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
В рыночной экономике конкуренция возникает естественным образом благодаря свободе создания предприятий и производств, выбора производственной программы, продвижения на любой рынок.
Как выяснили, в процессе написания работы, различают следующие виды конкуренции:
совершенная конкуренция;
несовершенная конкуренция и т.д.
К основным моделям несовершенной конкуренции, как выяснили, относят монополистическую конкуренцию и олигополию.
Олигополия, как выяснили, представляет собой рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен.
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары, более того, монополистическая конкуренция − наиболее распространенный тип рынка в современной экономике. Он совмещает в себе монополистические и конкурентные моменты.
В условиях современных рыночных отношений необходимо поддержание конкурентной среды для нормального функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:
Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Дополнительная литература:
Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия», 2010.- 453 с.
Гальперин М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика, Том 2.- М.: «Астра», 2009.- 536 с.
Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. .-СПб.: Альянс, 1992.-337 с.
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. - М: «Питер», 2009.-349 с.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. — М., 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с.
Морозова И.А. Конкуренция на российском рынке.- М.: «Слово-МБ», 2011.-172 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: АСТ, 2010.- 512 с.
Улимцев С.С. Экономическая теория. Книга 1.-СПб.: «СПб», 2010.-399 с.
Харламов М.Д. Основы экономической теории.- М.: Глобус, 2011. - 369 с.
Юдкин А.Д. Экономическая теория.- М.: «Фиона», 2011.-487 с.

Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М. Проспект-М, 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с., с. 230
Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М. Проспект-М, 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с., с. 234
Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580
Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:
1.Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
2.Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580
3.Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
4.Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
5.Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Дополнительная литература:
1.Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия», 2010.- 453 с.
2.Гальперин М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика, Том 2.- М.: «Астра», 2009.- 536 с.
3.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. .-СПб.: Альянс, 1992.-337 с.
4.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. - М: «Питер», 2009.-349 с.
5.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. — М., 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с.
6.Морозова И.А. Конкуренция на российском рынке.- М.: «Слово-МБ», 2011.-172 с.
7.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: АСТ, 2010.- 512 с.
8.Улимцев С.С. Экономическая теория. Книга 1.-СПб.: «СПб», 2010.-399 с.
9.Харламов М.Д. Основы экономической теории.- М.: Глобус, 2011. - 369 с.
10.Юдкин А.Д. Экономическая теория.- М.: «Фиона», 2011.-487 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет конкуренция на товарных рынках?

Конкуренция на товарных рынках является важным фактором, способствующим развитию экономики. Она стимулирует предприятия к постоянному совершенствованию качества и цены своих товаров, а также к инновационной деятельности. Конкуренция на товарных рынках способствует снижению цен и улучшению качества товаров, что благотворно сказывается на интересах потребителей и общем благосостоянии общества.

Какие виды конкуренции существуют на товарных рынках?

На товарных рынках существуют три основных вида конкуренции: совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция и монополия. В совершенной конкуренции на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей, продукты являются однородными, и каждый продавец не может влиять на цены. В несовершенной конкуренции на рынке существует небольшое количество продавцов, и каждый из них имеет некоторое влияние на цены. Монополия характеризуется присутствием только одного продавца на рынке.

В чем состоит роль государства в развитии конкуренции на товарных рынках?

Государство играет важную роль в развитии конкуренции на товарных рынках. Во-первых, оно должно создавать благоприятные условия для развития конкуренции, предотвращая монополизацию рынков и поддерживая свободу предпринимательства. Во-вторых, государство должно осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и бороться с недобросовестной конкуренцией. Кроме того, государство должно проводить антикризисную политику, направленную на поддержку конкурентоспособности отечественных предприятий.

Каким образом изучается конкуренция на товарных рынках в экономической науке?

Конкуренция на товарных рынках изучается в экономической науке с помощью различных моделей и теорий. Одна из основных моделей - модель несовершенной конкуренции, которая описывает ситуацию, когда на рынке существуют несколько продавцов, влияющих на цены. В экономической науке также изучаются и другие аспекты конкуренции, такие как стратегии конкуренции, взаимодействие между продавцами и потребителями, анализ рыночной концентрации и др.

Какие виды конкуренции существуют на товарных рынках?

На товарных рынках существуют два основных вида конкуренции: совершенная и несовершенная конкуренция.

Что изучается в экономической науке в области конкуренции на товарных рынках?

В экономической науке изучается влияние конкуренции на цены, объемы продаж, качество товаров, инновации и эффективность рынка в целом.

Чем отличается рынок несовершенной конкуренции от рынка совершенной конкуренции?

На рынке совершенной конкуренции множество поставщиков конкурирует за продажу однородного товара, в то время как на рынке несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность влиять на цены и могут продавать дифференцированные товары.

Какие характеристики присущи несовершенной конкуренции на товарных рынках?

Основные характеристики несовершенной конкуренции на товарных рынках - наличие немногих фирм, дифференциация товаров, возможность влиять на цены и ограничение входа новых фирм на рынок.

В чем заключается сравнение моделей несовершенной конкуренции на товарных рынках?

Сравнение моделей несовершенной конкуренции на товарных рынках заключается в анализе различных подходов к описанию взаимодействий фирм и потребителей, учете эластичности спроса, наличии или отсутствии барьеров на вход на рынок, и других факторов, влияющих на степень конкуренции.

Какова роль государства в развитии конкуренции на товарных рынках?

Государство играет важную роль в развитии конкуренции на товарных рынках. Оно осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, создает правовую базу для стимулирования конкуренции, регулирует доступ к рынку и защищает права потребителей. Также государство может проводить антимонопольные реформы и создавать конкурентные условия для предпринимателей.

Какие основные виды конкуренции на товарных рынках?

Основные виды конкуренции на товарных рынках: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. В случае совершенной конкуренции на рынке действует множество небольших продавцов и покупателей, которые не имеют возможности влиять на цены. В монополистической конкуренции наличествует некоторый монополистический элемент, а олигополия характеризуется наличием нескольких крупных продавцов.