Вам нужна курсовая работа?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние Ордена Тамплиеров на Западную Европу.

  • 38 страниц
  • 17 источников
  • Добавлена 05.10.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава I. Орден Тамплиеров: основные исторические аспекты
§ 1. Институт рыцарства в Европе
§ 2. Орден Тамплиеров: возникновение и специфика
Глава II. Влияние Тамплиеров на развитие Западной Европы
§ 1. Финансовая и экономическая деятельность Тамплиеров
§ 2. Культурное и духовное влияние Тамплиеров
Заключение
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Тот факт, что дороги из Польши в Италию шли через Моравию, Богемию и Австрию, являлся, вероятно, причиной особой заинтересованности тамплиеров в новых землях в Богемии и особенно в Моравии. Правители Силезии, Великой Польши и Померании в эти же годы рассчитывали в свою очередь на связи и влияние тамплиеров для привлечения в свои малонаселенные владения новых умелых колонистов. Более того, иметь на границах своих держав церковные владения было выгодно из-за того, что любая атака на церковную собственность сурово каралась отлучением от церкви и интердиктом, и потому наличие земель тамплиеров на границах могло отпугнуть противников.
Фактически, земли Тамплиеров становятся одними из самых доходных за счет того, что являлись самыми спокойными. Их обходили стороной передряги междоусобных войн и грабительских набегов привлекая туда все больше населения.
Фактически, беспокойное время средневековья не позволяло полноценно развиваться экономике и культуре. Однако, относительно спокойные земли ордена становятся тем местом, где население может проявлять заботу о чем-то кроме сохранения собственной жизни и пропитания.
Третья фаза деятельности ордена уже не была связана с завоеваниями на Святой Земле, которая оказалась уже практически утерянной. Потеряв пункт о пожертвованиях на войну за Гроб Господень орден окончательно обращается к иной форме доходов – развитию своих имений непосредственно на территории Западной Европы. Возобладала стратегия покупки земель, церквей и постройки замков. Основным намерением тамплиеров было создать поместья вблизи тех мест, где у них уже были резиденции. Руководствуясь им, они стали формировать небольшие области. Приведем примеры: недалеко от Вормса тамплиеры приобрели деревню Мюльхайм и основали там же командорство. В Чейковице и Темпльштайне в Моравии они возвели замки, и их командор переехал из Ямолице в Темпельштайн. Другой характерной чертой третьей фазы стало то, что тамплиеры стремились приобретать малонаселенные земли для их последующей колонизации и превращения в свои поместья и вотчины. Так, например, в 1290-е годы они приобрели земли поблизости от Всетина в Моравии и Темпельбурга (Чаплинека) в Великой Польше, чтобы превратить их в свои собственные небольшие области-владения.
Управителями новых владений ордена, становились представители знати, вступившие в орден. Однако, расширение земель ордена приводило к столкновению интересов с местной знатью. Данный факт провоцирует к тому, что тамплиеры укрепили иерархию своих региональных должностных лиц. В начале XIII в. орден располагал лишь одним официальным представителем на всю Центральную Европу. Он назывался preceptor Alemanie  (брат Гебхард в 1227 году) и, после огромных пожертвований на востоке на протяжении 1230-х годов, summus preceptor per Teutoniam, per Boemiam, per Moraviam et per Poloniam (брат Иоанн в 1251 году) и preceptor per Germanium et Slauiam или magister per Alemanniam et Slauiam (брат Ведекинд с 1253 года). Печать последнего, однако, всего лишь титулует его magister Templi Teutonici. Но к 1290-м годам тамплиеры располагали как минимум тремя должностными лицами для Центральной Европы: одним на северо-востоке, в 1291 году preceptor per Poloniam, Sclauiam, Nouam Terram et magister curie Quarczanes (Quartschen - Chwarszczany); одним на юго-востоке, в 1297 году com-mendator provincialis per Bohemiam, Moraviam et Austriam; и одним на Рейне, в 1306 году lant kommenthur der husere umbe den Ryn.
Создавая свои локальные владения или сеньории, тамплиеры Центральной Европы способствовали их экономическому процветанию, создавая безопасные условия существования для населения. Однако, в сравнении с другими орденами они не оказывали покровительства нуждающимся, что рассматривалось как одна из важных задач религиозного ордена. Тамплиеры не создавали больниц, как Госпитальеры, но тем не менее встречались и исключения. В частности, в XIII в. упоминается их госпиталь в Хённингене, хотя в данном случае мог подразумеваться и всего лишь hospitium для гостей. В Гнезно в 1232 году князь Владислав Одонич отдал тамплиерам госпиталь, которые те в скором времени передали ордену Святого гроба Господня.
Таким образом, финансовая и экономическая деятельность Тамплиеров постепенно становится ведущей в ордене и оказывает весьма значительное влияние на развитие Западной Европы. Тамплиерам удалось создать весьма успешную финансовую систему безопасного перевода денежных средств на дальнее расстояния при весьма небезопасных торговых путях и путях для паломников. Тамплиеры весьма успешно охраняли свои расширяющиеся земельные владения, делая их оплотом процветания и благополучия в раздираемой междоусобными войнами Европе. Они же способствовали и развитию культуры Западной Европы.






§ 2. Культурное и духовное влияние Тамплиеров

Деятельность Тамплиеров внесла значительный вклад в развитие культуры Западной Европы в средние века. Как уже было сказано в предыдущем параграфе, ордену успешно удавалось стабилизировать обстановку в раздираемой междоусобными распрями средневековой Европе. Благодаря Тамплиерам более – менее безопасной была обстановка на торговых путях, что весьма способствовало развитию торговли, в том числе и международной. Рост торговли приводил к росту городов, как центру и сосредоточению торговых отношений, а самыми безопасными городами опять же считались те, которые находились на землях Тамплиеров.
В частности, во Франции за два века процветания ордена было построено больше хоть сколько-нибудь значительных сооружений, чем за последующие семь веков. Города растут с поражающей воображение скоростью, а вместе с городами процветает и городская архитектура, которая от деревянной все больше переходит к каменной.
Тамплиеры, являясь крупными землевладельцами и одновременно богатейшим орденом вкладывали весьма весомые средства в строительство. Благодаря им были выстроены многочисленные монументальные сооружения, в том числе готические соборы, аббатства, дома сохранившиеся до наших дней. Соборы и аббатства украшались фресками, изображавшими сцены религиозных сюжетов и сюжетов, связанных с деятельностью Тамплиеров в Палестинских землях.
Деятельность ордена на святой земле способствовала развитию литературы и возникновению многих литературных сюжетов, связанных с деяниями рыцарей. Не менее популярными становятся литературные произведения, где главным героем выступает святой или святая.
Литературные и эпические сочинения также демонстрируют значительную поддержку дела тамплиеров. Так, например, орден послужил исторической основой, на которой развился образ рыцарства святого Грааля из цистерцианского цикла Queste. Тамплиерский идеал буквально пронизывает «Парцифаля» Вольфрама вон Эшенбаха, где образ Gralritterschaft (рыцарства Грааля) создан на основе Templeisen. В своем произведении Nouvelle complainte d’foutre-mer Рютбёф особо подчеркивает верность рыцарей Господних; Ги де Провен, менестрель из северной Франции, также высказывается в том духе, что «moult sont prud hommes les Templiers». В поэме «Зеркало дураков» (Speculum Stultorum) в моменте, когда Брунеллус перечисляет различные религиозные ордена, в первую очередь он вспоминает о тамплиерах. В своем письме к магистру ордена Храма Петр из Клюни заявляет свою бесконечную любовь к ордену и прославляет его за усердную борьбу с сарацинами.
Тамплиеры положительно зарекомендовали себя и среди нехристианских отзывов. Основной причиной этого было бесстрашие и военные подвиги Тамплиеров. Рыцари, попадающие в плен под страхом смерти отказывались отрекаться от Христа и принимать мусульманство. В связи с этим, кроме использования идеального образа тамплиеров в литературных и нравоучительных целях, мы встречаем положительные отзывы о них довольно часто в мусульманских источниках. Хронист Ибн-Алатир оставил свидетельство, что Саладин и все мусульмане относились к слову тамплиеров с большим почтением, хотя и не доверяли другим христианам. То же самое говорят о смелости тамплиеров и христианские проповедники. Стефан де Бурбон немало сообщил о тяжелой жизни братьев-рыцарей в Святой Земле, которым порой не разрешалось пользоваться лошадями из-за всех тех же строгих предписаний, которыми они окружали свою телесную жизнь.
Подобное идеализирование несло ордену как материальную поддержку со стороны аристократии, так и идеологическое одобрение со стороны менестрелей и эпических сказителей Христианского мира. Она также заработала им восхищенный образ в глазах лидеров мусульман, христианских проповедников и хронистов Святой Земли.
Помимо братьев – рыцарей, орден состоял так же из братьев – монахов, которые активно занимались научной деятельностью во славу ордена.
Монашеские ордена средневековья помимо хозяйственной и духовной деятельности так же занимались деятельностью научной, переписывая манускрипты и создавая исторические труды. Орден Тамплиеров не являлся исключением в этом отношении. Результатом стали многочисленные сведения об истории ордена и, крестовых походов и королевских домов.
Появление ордена тамплиеров приносило и еще одну пользу. Поскольку вступление в него давало возможность тем, кто в мирской жизни были грешниками, «безбожными разбойниками, ворами-святотатцами, убийцами, лжесвидетелями и прелюбодеями», обрести спасение, то таким образом достигалась двойная выгода – Иерусалим получал «наиблагочестивейших защитников», а западный мир избавлялся от «жестоких притеснителей». Как видим, в этике крестоносцев тамплиерам вновь отводится центральное место. Один из наиболее известных отрывков речи Папы Урбана II, как она запечатлена у Фульхерия Шартрского, содержит следующий призыв: «Пусть выступят против неверных в бой те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев — христиан... Пусть станут ныне воинами Христовыми те, кто являлся раньше грабителями… Пусть те, кто наносил раньше вред и телу своему и душе, заслужат ныне двойную славу». Великолепие и значимость Иерусалима привлекали каждого. Бернар пишет так: «Слушают острова, и внимают народы дальние. Стекаются они от востока и от запада, словно поток изобильный, несущий славу народам…». Эта идея нашла свое зрительное воплощение в скульптурной композиции, изображающей сцены Вознесения и Миссии апостолов и помещенной на притворе собора в Везле, куда в те времена стекалось издалека множество самых разных людей.
Орден Тамплиеров идеально подходил для роли средства искупления, поскольку, как и в остальных монашеских орденах, возникших в первой половине XII столетия, членами становились зрелые люди, успевшие приобрести богатый жизненный опыт за стенами монастыря. Жан Леклерк, изучая эту особенность цистерцианских общин, сравнивает ее с жизнью бенедиктинских монахов, многие из которых становились послушниками в ранней юности, и не имели достаточного мирского опыта. Леклерк отмечает, что эта разница в психологии принципиальна, поскольку новые ордена старались специально приблизить свои проповеди и сочинения к мирскому опыту «грешников» с тем, чтобы привлечь их внимание и в дальнейшем обратить на путь истинный. Именно поэтому в подобных орденах происходил двусторонний процесс – с одной стороны миряне, попадая в монастырь, испытывали влияние монашеской жизни и среды, а с другой – приносили внутрь самого монастыря часть своего мирского опыта. В случае с орденом Храма, однако, добродетели, проповедуемые рыцарем-тамплиером, целиком представляли собой идеал рыцарского поведения с точки зрения церкви в XII веке.
Таким образом, Тамплиеры, будучи рыцарским орденом, внесли вклад в развитие Западной Европы не только как воины, но так же в экономическом и культурном плане. Своей деятельностью они способствовали экономической стабильности, которая, в свою очередь, делала возможной развитие культуры и духовности населения. Тамплиеры создают не только успешную банковскую систему, но так же способствуют возникновению многих шедевров романской и готической архитектуры, средневековой литературы, исторических произведений и формированию идеала рыцаря, как основы всей культуры средневековья.



Заключение        
В эпоху средневековья церковь стремилась поставить себя выше светских властей, мотивируя это тем, что представители Бога на земле имеют преимущество. В связи с этим, чтобы поддержать свои притязания более понятными основной массе христианского населения методами – то есть силовыми – церковь стремилась создать собственную армию, которой становятся рыцарские ордена, организованные по принципу монастырей, но ставившие своей основной задачей не молитвы, а военную подготовку, с целью защиты интересов церкви.
Одним из самых могущественных рыцарских орденов на территории Западной Европы с становится орден Тамплиеров. Тамплиеры занимались не только исключительно делами военными и духовными, чем в значительный мере отличались от прочих и благодаря чему внесли значительный вклад в развитие средневековой Европы в целом.
Уже через десять лет после своего официального образования Тамплиеры занимаются не только охраной паломников и войной. Папская булла «Omne Datum Optimum», данная папой  Иннокентием II второму Великому Магистру Ордена Роберу де Краону 29 марта 1139 освободила тамплиеров от всякой церковной власти, кроме власти Папы, разрешила принимать в свои ряды отлучённых от церкви и запретила приходским священникам взимать с Тамплиеров десятину и налагать (даже под видом покаяния) на них денежные штрафы, что привлекало в ряды ордена множество приверженцев
Исследование периодов появления, активной деятельности и упадка ордена тамплиеров в Западной Европе проливает некоторый свет на пути и способы, с помощью которых военно-монашеский орден с центром в Иерусалиме первоначально добывал ресурсы в Европе для поддержки Святой Земли, а затем стал создавать небольшие владения ради выгоды своих знатных предводителей. Стоит отметить три главные характерные черты деятельности тамплиеров:
1) транспортировка пожертвованных mobilia в Святую Землю;
2) использование пожертвованных immobilia для поддержки Святой Земли и
3) сознательная попытка создания локальных владений, сеньорий, но уже не ради блага Святой Земли, а для сыновей местных правящих родов, знати и горожан, становившихся тамплиерами.
Все названные черты справедливы для истории тамплиеров в Центральной Европе.
Период процветания ордена становится и периодом стабилизации экономического и социального развития Западной Европы.  Финансовая и экономическая деятельность Тамплиеров постепенно становится ведущей в ордене и оказывает весьма значительное влияние на развитие Западной Европы. Тамплиерам удалось создать весьма успешную финансовую систему безопасного перевода денежных средств на дальнее расстояния при весьма небезопасных торговых путях и путях для паломников. Тамплиеры весьма успешно охраняли свои расширяющиеся земельные владения, делая их оплотом процветания и благополучия в раздираемой междоусобными войнами Европе. Они же способствовали и развитию культуры Западной Европы.
Благодаря им были выстроены многочисленные монументальные сооружения, в том числе готические соборы, аббатства, дома сохранившиеся до наших дней. Соборы и аббатства украшались фресками, изображавшими сцены религиозных сюжетов и сюжетов, связанных с деятельностью Тамплиеров в Палестинских землях. Деятельность ордена на святой земле способствовала развитию литературы и возникновению многих литературных сюжетов, связанных с деяниями рыцарей, формирующими саму основу рыцарской культуры.


Список источников и литературы


Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. - М.: Росспен, 2000.
Барбер М. Орден тамплиеров в социальном контексте//http://www.templarhistory.ru/
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука,1984.
Заборов М. А. Папство и крестовые походы. - М.: Наука, 1959.
Заборовский Э. Тайны процесса тамплиеров: двенадцать сбежавших храмовников//http://www.templarhistory.ru/
История Западной Европы в ранее средневековье. Сборник документов.- Казань, 2002.
Мелори, Т. Смерть Артура./ пер. с англ. А. Ефремова. – М.: «Терра», 1996.
Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. / ред. Д. Урнова. – М.: Наука, 1963.
Мельникова Е.А. Меч и лира. – М.: Наука, 1987.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М.: Наука, 1987.
Райли-Смита Д. Были ли Тамплиеры виновны?//http://www.templarhistory.ru/
Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. -СПб.: Азбука - классика, 2005.
Сказкина С.Л. Хрестоматия по истории средних веков в 3-х томах. - М.: Наука, 1998. Т.2.
Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М.: Дашков и К, 1995.
Филипп, Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. / ред. Т.Кейн. – СПб.: 2001.
Фрейл Б. Шинонский список: папское прощение последнему тамплиеру, магистру Жаку де Моле//http://www.templarhistory.ru/
Фори А. Система управления в ордене тамплиеров в  XIII-XIV веке//http://www.templarhistory.ru/Forey_Templar_personnel_and_government_v1/



Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. - М.: Росспен, 2000. с. 148.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука,1984. с. 87.
Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. -СПб.: Азбука - классика, 2005. с. 98.
Мельникова Е.А. Меч и лира. – М.: Наука, 1987. с. 126.
История Западной Европы в ранее средневековье. Сборник документов.- Казань, 2002. с. 79.
Райли-Смита Д. Были ли Тамплиеры виновны?//http://www.templarhistory.ru/
Фори А. Система управления в ордене тамплиеров в  XIII-XIV веке//http://www.templarhistory.ru/Forey_Templar_personnel_and_government_v1/
Заборов М. А. Папство и крестовые походы. - М.: Наука, 1959. с.76.
Райли-Смита Д. Были ли Тамплиеры виновны?//http://www.templarhistory.ru/
Фрейл Б. Шинонский список: папское прощение последнему тамплиеру, магистру Жаку де Моле//http://www.templarhistory.ru/
Фори А. Система управления в ордене тамплиеров в  XIII-XIV веке//http://www.templarhistory.ru/Forey_Templar_personnel_and_government_v1/
Фрейл Б. Шинонский список: папское прощение последнему тамплиеру, магистру Жаку де Моле//http://www.templarhistory.ru/
Райли-Смита Д. Были ли Тамплиеры виновны?//http://www.templarhistory.ru/
Фори А. Система управления в ордене тамплиеров в  XIII-XIV веке//http://www.templarhistory.ru/Forey_Templar_personnel_and_government_v1/
Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. -СПб.: Азбука - классика, 2005. с.184.
Райли-Смита Д. Были ли Тамплиеры виновны?//http://www.templarhistory.ru/
Фори А. Система управления в ордене тамплиеров в  XIII-XIV веке//http://www.templarhistory.ru/Forey_Templar_personnel_and_government_v1/
Заборов М. А. Папство и крестовые походы. - М.: Наука, 1959. с.131.
Райли-Смита Д. Были ли Тамплиеры виновны?//http://www.templarhistory.ru/
Фори А. Система управления в ордене тамплиеров в  XIII-XIV веке//http://www.templarhistory.ru/Forey_Templar_personnel_and_government_v1/
Заборов М. А. Папство и крестовые походы. - М.: Наука, 1959. с.98.
Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. -СПб.: Азбука - классика, 2005. с.61.
Барбер М. Орден тамплиеров в социальном контексте//http://www.templarhistory.ru/












37

Список источников и литературы


1.Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. - М.: Росспен, 2000.
2.Барбер М. Орден тамплиеров в социальном контексте//http://www.templarhistory.ru/
3.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука,1984.
4.Заборов М. А. Папство и крестовые походы. - М.: Наука, 1959.
5.Заборовский Э. Тайны процесса тамплиеров: двенадцать сбежавших храмовников//http://www.templarhistory.ru/
6.История Западной Европы в ранее средневековье. Сборник документов.- Казань, 2002.
7.Мелори, Т. Смерть Артура./ пер. с англ. А. Ефремова. – М.: «Терра», 1996.
8.Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. / ред. Д. Урнова. – М.: Наука, 1963.
9.Мельникова Е.А. Меч и лира. – М.: Наука, 1987.
10.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М.: Наука, 1987.
11.Райли-Смита Д. Были ли Тамплиеры виновны?//http://www.templarhistory.ru/
12.Руа Ж.Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. -СПб.: Азбука - классика, 2005.
13.Сказкина С.Л. Хрестоматия по истории средних веков в 3-х томах. - М.: Наука, 1998. Т.2.
14.Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М.: Дашков и К, 1995.
15.Филипп, Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. / ред. Т.Кейн. – СПб.: 2001.
16.Фрейл Б. Шинонский список: папское прощение последнему тамплиеру, магистру Жаку де Моле//http://www.templarhistory.ru/
17.Фори А. Система управления в ордене тамплиеров в XIII-XIV веке//http://www.templarhistory.ru/Forey_Templar_personnel_and_government_v1/

Узнать стоимость работы