Сравнительный анализ государственной службы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное право
  • 9090 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 01.06.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общие положения государственной службы
1.1. История развития государственной службы России.
1.2.Принципы государственной службы
1.3. Понятие и классификация государственных служащих. Виды государственных должностей
1.4. Прохождение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих

Глава 2 Особенности государственной службы в странах Европы (на примере Франции и Великобритании).
2.1. Особенности государственной службы во Франции
2.2.Особенности государственной службы Великобритании

Глава 3. Оценка современного положения и в сравнительный анализ государственной службы России и стран Европы.
3.1. Современное положение и перспективы развития государственной службы России
3.2. Сравнительный анализ положения государственных служащих России и зарубежных стран

Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

от 6 февраля 2004 г.) “О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации”; приказы МВД РФ: от 30 сентября 1999 г. № 750 (ред. от 2 декабря 2004 г.) “Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел”; от 21 августа 2003 г. № 666 (ред. от 15 ноября 2005 г.) “Об учреждении премии МВД России” и ряд других. Прохождение службы в органах прокуратуры регулируют: постановления Правительства Российской Федерации: от 27 декабря 2004 г. № 850 “О порядке обеспечения прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения”11; от 27 января 2005 г. № 42 “Об увеличении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации”12 и другие.
В связи этим становится очевидной необходимость систематизации действующего законодательства, в отношении правоохранительной службы. Принятие федерального закона “О правоохранительной службе Российской Федерации” должно стать одним из важных шагов в данном направлении. Проект этого закона уже внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Этот включает 14 глав, объединяющих 109 статей. В нём отражены вопросы, касающиеся определения основных терминов и общих положений; должностей правоохранительной службы, правового положения (статус) служащего, вопросы правоотношений на правоохранительной службе, а также порядка прохождения правоохранительной службы. Кроме того, в законопроекте определён порядок присвоения специальных званий или классных чинов, порядок исчисления служебного времени и времени отдыха, дисциплинарные положения, а также вопросы о государственных гарантиях и компенсациях, о порядке прекращения службы, финансирование и организация правоохранительной службы.
Данный законопроект близок по своей структуре к федеральному закону № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, однако есть и ряд отличий. В частности, вопрос об оплате труда, положения о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о правоохранительной службе не выделяются в отдельные главы. Вместо глав о служебном контракте и оснований и последствий его прекращения (соответственно гл. 5, 6 федерального закона № 79-ФЗ) гл. 4 проекта регулирует возникновение и изменение правоотношений на правоохранительной службе. Одним из важных моментов, нашедших разрешение в проекте закона, является конкретизация самого понятия “правоохранительная служба”.
В федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. с изменениями от 11 ноября 2003 г. “О системе государственной службы Российской Федерации” под правоохранительной службой понимается особый вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина с присвоением специальных званий и классных чинов правоохранительной службы.
Как справедливо отмечают авторы Комментария к федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ с изменениями от 11 ноября 2003 г. “О системе государственной службы Российской Федерации” и федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, ключевым при определении понятия “правоохранительная служба” является понятие “правоохрана” или “правоохранительная деятельность”. Под “правоохранительной деятельностью” в теории права и государства принято понимать одну из форм осуществления функций государства посредством оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите субъективных прав участников правоотношений и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Результатом правоохранительной деятельности является издание правоприменительных актов, служащих целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановлению нарушенных прав, привлечению к юридической ответственности лица, совершившего противоправное деяние.
В ч. 1 ст. 4 проекта федерального закона “О правоохранительной службе Российской Федерации”  правоохранительная служба определена как “вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины правоохранительной службы”. Данная формулировка полностью соответствует положению ст. 7 федерального закона № 58-ФЗ.
Часть 2 ст. 4 проекта конкретизирует виды государственных органов, в которых может осуществляться правоохранительная служба: в органах, ведающих вопросами внутренних дел, в том числе миграции, а также контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, фельдъегерской связи, таможенного дела, исполнения наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных решений и актов других органов, государственного пожарного надзора. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 4 перечень государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, устанавливается не федеральным законом, а Указом Президента Российской Федерации.
Следует отметить, что проект конкретизирует систему принципов государственной службы применительно к службе в правоохранительных органах, включая в их число:
1) обязательность соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
2) главенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;
3) единство организации правоохранительной службы в правоохранительных органах;
4) единоначалие и субординация (подчиненность) на правоохранительной службе;
5) взаимосвязь правоохранительной службы с иными видами государственной службы и муниципальной службой;
6) государственная защита служащего правоохранительной службы;
7) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к правоохранительной службе;
8) соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на правоохранительной службе социальным гарантиям служащего (ст. 5 проекта).
В целом в российском законодательстве о государственной службе и ее отдельных видах общее количество принципов государственной службы совпадает, их восемь. Однако их видовой перечень и содержание различаются применительно к гражданской и правоохранительной службам. В частности, для правоохранительной службы характерно преобладание единства, единоначалия и субординации, при реализации принципа равного доступа на государственную правоохранительную службу акцент сделан на необходимость профессионального отбора претендентов на должности правоохранительной службы. В системе принципов правоохранительной службы отсутствует принцип открытости и информированности. Это отнюдь не означает, что принцип гласности в работе правоохранительных органов полностью исключается. И в системе органов внутренних дел, органов прокуратуры, в системе учреждений юстиции и т.д. существуют пресс-службы, которые обеспечивают взаимодействие перечисленных органов со средствами массовой информации, осуществляют публикацию материалов о деятельности правоохранительных органов. Были учреждены специальные издания, в которых публикуются решения высших судебных инстанций страны (например, “Вестник Конституционного Суда Российской Федерации”), издаются периодические издания, в которых обсуждаются теоретические и практические проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов (в частности, журналы “Российская юстиция”, “Законность”). В связи с развитием информационных технологий, широким использованием сети Интернет были созданы официальные сайты высших судебных инстанций страны, прокуратуры, федеральных министерств и ведомств, которые содержат информацию о принимаемых правоохранительными органами решениях, об их составе и структуре, о деятельности, обязательную информацию о контактах (адреса, адреса электронной почты и телефоны). Хотя зачастую не всегда публикуемая информация позволяет судить об эффективности и результативности работы соответствующего органа. Например, на сайте Конституционного Суда Российской Федерации опубликована информация о количестве ежегодно поступающих и рассматриваемых обращений граждан, органов государственной власти; о количестве рассматриваемых дел, что позволяет судить о результатах его работы. Еще несколько лет назад Министерство юстиции Российской Федерации на своем официальном сайте приводило данные проводимых его органами проверок состояния конституционной законности по федеральным округам и субъектам федерации, что позволяло судить и об эффективности работы самих органов юстиции, и о “качестве” законотворческой деятельности в целом по Российской Федерации, в отдельных федеральных округах и субъектах Российской Федерации, и о тех мерах, которые принимаются для устранения выявленных нарушений. Однако в последние годы данная информация перестала публиковаться на сайте.
Вместе с тем, далеко не все положения законопроекта являются идеальными и не нуждаются в доработке, безусловно, предстоит большая работа над проектом в рамках существующей законодательной процедуры. Хотелось бы только выразить надежду на то, что законопроект обретет законченную форму не в следующей пятилетке или десятилетии, а в ближайшее время. И второе пожелание законодателю, сохранить или усилить определенный законопроектом уровень социальной защищенности государственных служащих правоохранительной службы.


3.2. Сравнительный анализ положения государственных служащих России и зарубежных стран

Различия в подходах к вопросу организации государственной службы Росси и зарубежных стран, в частности Великобритании и Франции, усматриваются уже на стадии определения понятий и принципов государственной службы
В зарубежных странах нет однозначного определения термину государственный служащий, однако исследователи сходятся во мнении, что существуют некие определяющие понятия, которые характерны для государственного служащего большинства стран. К ним можно отнести физическое лицо:
являющееся гражданином данного государства;
занимающее должность в государственном аппарате;
наделенное государственно-властными полномочиями в компетенции своей должности;
выполняющее функции государства, поэтому действующее от имени государства;
действующее на возмездной основе, т. е. профессионально, получающее основной источник дохода от деятельности на государственной службе;
6) действия которого обеспечиваются государственным принуждением.
На пример, в законодательно-нормативных актах Великобритании отсутствует четкое понятие «государственный служащий» хотя и выделяется двойственность смысла этого понятия на основе анализа нормативных актов. В узком смысле под служащим понимается лицо, являющееся служащим административного органа государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственного гражданских служащих, т. е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования и т. п. Не существует строгого определения понятия госслужащего и во Франции. Разделы 2, 3, 4 Общего Устава Государственной службы Франции упоминают в качестве характеристики госслужащего: назначение на постоянную должность, оплачиваемую государственным бюджетом; присвоение определенного чина в соответствии с табелем о рангах Центральной, Территориальной или Больничной Государственной Службы.
Верховный Суд Европейского сообщества при определении понятия госслужащего также отдал предпочтение такому критерию, как выполнение функций государственной власти. В своей деятельности госслужащие подчиняются определенному юридическому режиму, своду специфических прав и обязанностей. При получении депутатского мандата чиновник обязан оставить государственную службу.
Фундаментом стабильно функционирующей государственной службы является законодательное закрепление статуса государственного служащего и последующее его неуклонное соблюдение. Государственная служба в целом обладает повышенной степенью консерватизма, стабильности - по сравнению, например, с предпринимательской деятельностью.
Как в России, так и за рубежом руководство государственными служащими осуществляется на основе официально разработанной кадровой политики. В последние годы под влиянием мировых интеграционных процессов, она стала более универсальной по своему содержанию, принципам и методам, по крайней мере, для европейских государств.
Так, постоянная комиссия ЕС, занимающаяся региональными и местными административными органами, приняла Декларацию основных принципов игровой политики, которая является ориентиром в работе со всеми категориями государственных служащих. В Декларации изложены права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, ответственность региональных и местных органов управления за ее организацию.
Основные обязанности госслужащих. Главная обязанность любого служащего - служение государству. Кроме того, в Декларации зафиксированы другие обязанности госслужащих:
При исполнении своих обязанностей государственные служащие должны руководствоваться интересами данного регионального или местного органа управления.
Служащий должен воздерживаться от действий или поведения, которые не совместимы с его должностью.
Служащий не должен раскрывать связанные с его работой конфиденциальные данные.
Служащий несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, за исключением распоряжений, явно противоречащих закону. Ответственность не снимается, если задача делегируется им своему подчиненному.
Служащий не может заниматься деятельностью, не совместимой с его должностью. Служащим запрещено заниматься какой-либо профессиональной деятельностью, кроме основной, за исключением научно- преподавательской деятельности в университетах.
Служащий, в компетенцию которого попадает дело, в котором он лично заинтересован, должен проинформировать об этом соответствующий орган.
С целью гарантий выполнения служащими своих обязанностей Уставы государственной служб зарубежных стран предусматривают ряд дисциплинарных мер: порицание, предупреждение, понижение в чине, уменьшение жалования, увольнение. Данные дисциплинарные меры накладываются руководителем, как правило, после консультации со специальными комиссиями. Наказанный служащий может с целью защиты подать жалобу в административный суд, в высший суд государственной службы и т. д.
Во многих европейских странах, права государственных служащих, по сравнению с работниками частного сектора несколько ущемлены. Это выражается в ограничении выражения государственными служащими своих политических пристрастий и необходимости проявления лояльности по отношению к проводимой политике государства.
В вопросах подготовки кадров для государственно службы России и зарубежных стран имеется много общего. Более молодая, Российская система государственной службы частично заимствовала механизмы кадровой политики у европейских стран.
Основу таких механизмов должны составить современные кадровые технологии, такие как: назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса; содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе; формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы; оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена; ротация служащих и другие.
Исследуя международный опыт подготовки кадров для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреплен в соответствующих правовых документах. Обязательным условием для поступления на государственную службу является наличие базового образования и специальной профильной подготовки. Кроме того, для повышения профессиональных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить стажировки и т.д.
К концу прошлого века во многих развитых европейских были созданы специальные программы подготовки кадров для государственной службы, которые укладываются в единый стандарт, получивший название МРА - Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных странах, имеются существенные отличия, позволяющие говорить о нескольких различных подходах к подготовке государственных служащих.
В целом можно говорить о двух основных западноевропейских подходах к подготовке специалистов для государственной службы - англо-саксонском и французском.
Особенность англосаксонской системы состоит в том, что в Великобритании традиционно уделяется довольно большое внимание подготовке кадров, причём речь идёт не только об обучении молодых специалистов, но и о продолжении процесса обучения на всём протяжении карьеры государственного служащего. Постоянное поведение различных мастер - классов и обучающих программ с чиновниками всех классов позволяет говорить о высоком уровне профессиональной компетенции госслужащих Великобритании. Что касается системы отбора, то необходимо отметить, что квалификационный экзамен ориентирован на программу лучших учебных заведений Великобритании.
Особенность французского подхода состоит в том, что государственное управление преподается в учебных заведениях как раздел политических и административных наук. В системе подготовки по государственному управлению во Франции преобладают два типа учебных заведений: институты политических исследований и университеты.
Подготовка государственных служащих для органов государственного управления, которая во Франции носит название профессиональной постоянной подготовки, состоит из профессиональной начальной подготовки госслужащих и повышения квалификации, которое организуется на протяжении всей их карьеры.
Различные министерства организуют конкурсы прямого набора в корпус государственных служащих. Это французская специфика, отличающая данную модель от британской.
Российская модель подготовки кадров для государственной службы вобрала в себя элементы обеих систем. В результате основы государственной службы преподаются в высших учебных заведениях в рамках программ административно-правовых наук, а отбор на государственную службу осуществляется с применением схожих с европейскими цензов и принципов.
Несомненно, общим элементом построения государственной службы в России и за рубежом является принцип равенства возможностей для поступления на государственную службу, обучения и продвижения по службе.
Россия, как и многие зарубежные страны, подтверждает этот принцип, как в своих конституциях, так и в конкретных законах и нормативных актах.
К примеру, в Великобритании все пригодные для службы люди пользуются равными возможностями набора, найма, профессиональной подготовки и продвижения на гражданской службе на основе их способностей, квалификации и пригодности для работы. Явная и скрытая дискриминация запрещается. То же относится и к найму инвалидов. Государственные служащие, которые считают, что подвергаются дискриминации, имеют право воспользоваться процедурой подачи жалобы, согласно соответствующему закону, и могут непосредственно обратиться в административный суд, профессиональную комиссию по мерам защиты от незаконной дискриминации.
Отбор и пополнение штатов на государственной службе обычно определяются характером и уровнем той работы, которую предстоит исполнять; требуемыми способностями, квалификацией и опытом работы, потенциалом, продемонстрированным кандидатом, и необходимостью примерить между собой принцип отбора по деловым качествам и принципом равного подхода. Процедура найма может включать:
основанный на заранее обусловленных критериях окончательный список допущенных к конкурсу;
письменный экзамен;
конкурсное собеседование, психологический тест;
рассмотрение дипломов или иных документов и т. д.
Принцип конкурсного отбора является основным во французской государственной службе, но не единственным. Внеконкурсные процедуры набора персонала включают следующие: использование списков пригодности, проведение профессиональных экзаменов, и даже произвольный отбор. Есть перечень высших должностей, назначение на которые производится по решению правительства. В сущности это так называемые политические должности - генеральный секретарь правительства, директор центральной администрации, префект, посол и т.д. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться правительством с согласия суда.
Необходимо отметить, что в целом на развитие государственной службы России и зарубежных стран оказывают колоссальное влияние глобальные интеграционные процессы. Приведение законодательства большинства европейских стран в соответствие со стандартами европейского союза и постепенный переход многих социальных многих областей жизни в сферу частного капитала свидетельствует о явности этих процессов. Сравнительно «молодая» Российской системы государственной службы вобрала в себя многие позитивные черты европейских систем государственной службы.
Заключение
Анализ правовых основ институтов государственной службы Российской Федерации, а также Франции и Великобритании, показывает, что в современных условиях требуется принципиально новый подход к организации и функционированию государственной службы, что требует, в свою очередь, глубокого осмысления происходящих как в обществе, так и в самой государственной службе процессов. Речь идет не о создании наскоро сконструированных и неэффективно работающих моделей государственной службы, а о формировании эффективно действующего государственно-правового института.
Данный вывод вытекает из происходящих глубоких преобразований в российском обществе, и, прежде всего из продолжения процесса реформирования административных основ государственного устройства.
В результате процессов «суверенизации» субъектов Российской Федерации перераспределение государственной собственности возникло множество различных центров власти. Важно подчинить их единой государственной воле на основе единой государственной службы Российской Федерации. Она призвана разрешать объективно возникающие при этом противоречия между политическим многообразием и центробежными тенденциями, с одной стороны, и целостностью государственной власти, - с другой.
Государственная служба, и это неоднократно подчеркивалось в данной работе, органически связана с осуществлением государственной власти. Однако не всегда эта связь осознается, что ведет к выхолащиванию сущности государственной службы, к сведению ее к одному из видов трудовой, деятельности, к описанию ее в терминах трудового законодательства. Государственная служба есть, прежде всего, служение государству в целом, а это означает всемерное развитие публично-правового характера государственной службы, отражение и закрепление публично-правовой природы и сущности в ее правовых институтах.
В работе делается попытка осмыслить в новых условиях понятия «государственная служба», и «государственный служащий».
Конечно, в рамках данного исследования невозможно охватить все аспекты данной проблемы, много осталось вне поля зрения. Требует дополнительного и самостоятельного исследования, в частности, такие проблемы, как конкретизация особенностей тех или иных групп государственных должностей, правовое определение процедур прохождения государственной службы, определение критериев оценки эффективности работы государственных служащих и ряд других вопросов.
Много внимания было уделено освещению общих принципов государственной службы, а также рассмотрению особенностей нормативно-правового регулирования государственной службы, видов и классификации государственных должностей.
Единство государственной службы Российской Федерации обеспечивает гарантии прав и свобод граждан, эффективную защиту их интересов; гарантии социальной защиты государственных служащих; строгий контроль за уровнем профессионализма; безусловного исполнения ими Конституции и других законов; применение эффективных мер по предотвращению коррупции в федеральных органах и органах субъектов Федерации.
Единство и целостность государственной службы базируется на конституционных нормах, определяющих место, роль, основные принципы государственной службы в государстве.
В качестве примера развития государственной службы в Европе в исследовании были рассмотрены особенности государственной службы Франции и Великобритании.
Организация государственной службы во Франции представляет собой сложную бюрократическую систему.
Были рассмотрены основы законодательства госслужбы Франции. Установлено, что основными актами, регулирующими систему государственной службы, являются Законы 1946, 1959, 1983, 1984, 1986 гг., особые и специальные статуты. Отдельное место занимают Конституция 1958 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.
Выяснено, что госслужащий – понятие более широкое, чем чиновник. Отличие чиновника от других категорий госслужащих в том, что чиновник закреплен на службе на всю профессиональную жизнь.
В работе обозначены все этапы прохождения службы, включающие конкурсный отбор, непосредственное прохождение карьеры и прекращение полномочий.
Дана характеристика правового положения французских чиновников. Достаточно подробно освещены права, обязанности госслужащих, установлены критерии их ответственности.
Проанализировав систему государственной службы во Франции, можно сделать вывод, что французская госслужба представляет собой всесторонне регламентированную, продуманную, высокоцентрализованную административную систему. «Есть определенный резон для российского стремления к этому идеалу».
Однако, с другой стороны суть французской государственной службы схожа с российской – это закрытая и подробно регламентированная система администрирования с чертами иерархичности, кастовости и верноподданности государству.
В качестве Другова примера развития государственной службы в Европе были рассмотрены особенности развития и реформирования государственной службы Великобритании.
В Великобритании в отличие от других стран институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно – в 70-е года нашего столетия после проведения реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших политических и административных руководителей, административной группы и группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены.
В результате сравнения особенностей государственной службы России Франции и Великобритании можно сделать вывод о том, что подробное нормативно-правовое регулирование и разграничение функциональных обязанностей, наряду с эффективной системой подготовки и отбора кадров является залогом надлежащего функционирования аппарата государственной службы. Вместе с тем, рассмотрение особенностей развития госслужб европейских стран показало, что процесс их развития, совершенствования и реформирования продолжается постоянно и связанно это, прежде всего с изменяющимися потребностями общество.
Учитывая многообразие проявлений государственной службы и необходимость полноты правового регулирования, можно утверждать, что придется создавать систему законодательных и иных видов нормативных правовых актов, которые включают в себя статутные, структурные и процессуальные аспекты. Конечно, базовым в такой системе должен быть федеральный закон Российской Федерации о государственной службе, призванный по-новому решить вопросы, связанные со статусом должностей в государственном аппарате, способами их замещения (конкурс, выборы, контракт и т.д.), оценкой профессиональной пригодности, порядком прохождения, перемещения и продвижения, стимулированием, ответственностью и другие.
Очевидно, что в одном Законе нельзя урегулировать все относящееся к государственной службе вопросы. В этой связи определённый интерес представляет проект закона о правоохранительных органах, который был рассмотрен в работе в качестве примера дальнейшего развития нормативно-правового регулирования государственной службы. Принятие данного закона позволило бы решить многие противоречия в нормативно-правовом регулировании правоохранительных органов.
Правовая упорядоченность всех специализированных государственных служб станет гарантией защиты общества, граждан от произвола, злоупотреблений, коррупции.
Современная жизнь выдвигает высокие требования к государственным служащим в смысле их общекультурной, научной и профессиональной подготовки, личностных качеств. Многим уже стало ясно, что для управления общественными процессами необходимо знание - специальное, глубокое, комплексное. Государственных служащих придется готовить по особой системе и методике, причем всю жизнь. Примером эффективного построения систем подготовки и повышения профессиональной квалификации могут служить действующие во Франции и Великобритании системы, рассмотренные в работе.
Государственная власть, государственная служба, государственный аппарат логически связанные между собой понятия. В условиях продолжения процессов построения современного правового государства, функционирование государственного аппарата зачастую не соответствует новым реалиям, но перестройка его должна начинаться не с очередной реорганизации системы органов законодательной, исполнительной, судебной власти, а с реформирования государственной службы в целом.
Становление российской государственности сопровождается реформированием государственной службы. Это два взаимосвязанных процесса. От того, кем принимаются управленческие решения, как они реализуются и в чьих интересах зависит укрепление государства, и, наоборот, от того, какие цели стоят перед органами государственной власти, какие принципы и полномочия закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность, зависит содержание и направление реформирования государственной службы.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Российская газета. 2004. 3 августа.
О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. 1 июня.

Научные труды, учебники, нкиги периодические издания:

Aлeхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 2005.
C3 РФ. 2003. № 22. Ст.2063.
Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М.: изд-во РАГС, 2002.
Баглай M.B. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для вузов. Изд. третье, измененное и дополненное. М.: Норма, 2001.
Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М.: Бек, 2007.
Богдановская И.Ю. Административное право зарубежных стран. Учебник, / Под ред.: Козырин А.Н., Штатина М.А.: М. 2003.
Богдановская И.Ю. Административное право зарубежных стран. Учебник, / Данилов С.Ю., Зеленцов А.Б., Козырин А.Н., Никеров Г.И., Райтемайер К., Сажина В.В., Шайх К., Штатина М.А., Под ред.: Козырин А.Н., Штатина М.А.: М. 2005.
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000.
Вопросы управления для руководителей органов исполнительной власти, 2006 г. №5
Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982.
Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2006
Государственная гражданская служба. Учебник, 2-е изд. доп. и перераб. Под ред. В. Г. Игнатова. Д: Издат. центр `МарТ`` 2005г.
Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.
Государственная служба в зарубежных странах. Сборник. – Уфа: РИО БАГСУ, 1995.
Государственная служба в странах основных правовых систем (2008). Под ред. Демина А.А. М. Книгодел 2008г.
Государственная служба, №4, 2005 г.
Государственная служба. `Учебное пособие. Ч.1. Рец. - д-р юрид. наук, профессор Каминский М.К., д-р эконом. наук, профессор Осипов А.К., д-р экономич. наук, профессор Шишкин М.И.` Ижевск, ИД Удмуртский университет 2008г.
Государственная служба: организация, кадры, управление. : Сб. статей: В надзаг.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. -- М.: Изд-во РАГС 2001г.
Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука., 1998
Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Учебное пособие. под ред. Соколова В.М., Турчина А.И. М. Статут 2006г.
Демин А.А. Государственная служба (2007) Учебное пособие. М. Книгодел 2007г.
Кабашов С.Ю. Государственная служба в РФ. Учебное пособие М. Флинта 2009г.
Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / Мишин А.А.; Редкол.: Авакьян С.А., Андреева Г.Н., Барабашев А.Г., Баренбойм П.Д., Богданова Н.А., Васильева Т.А., Кашкин С.Ю., Кутафин О.Е., Лафитский В.И., Лейст О.Э., Мау В.А., Мишин А.А., Мишина Е.А., Сироткина З.И., Туманов В.А., Штатина М.А.. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, М. 2005.
Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах.- М.: Изд-во РАГС 2003г
Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: Отечественный и зарубежный опыт. М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия) 2002г.
Послание Президента Российской Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 21 января 2009 г.
Практика государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999.
Саламатин Е.Ю. Международный опыт правового регулирования государственной гражданской службы: актуальные вопросы для российских реформ//Международное публичное и частное право-2006-№5
Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7.
Тимошенко И.Г. Государственная служба Великобритании // Государственная служба в зарубежных странах. Сборник обзоров законодательства. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1996.
Управление государственной службой. Буравлев Ю.М. М., 2004
Франция. Подготовка высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993.
-Халиков М.И., Галиуллин Т.Т. Зарубежный опыт государственной службы: учеб. пособие. – Уфа: БАГСУ, 2007.
Халипов М.Ю..,Халипова В.Ф.,Исаев Е.В.,Михайлов И.А Власть В.А., Политика, Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник. Серия:Gaudeamus Академический проект 2006г.


Послание Президента Российской Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 21 января 2009 г.
Демин А.А. Государственная служба (2007) Учебное пособие. М. Книгодел 2007г. С. 14
Архипова Т.Г., «История государственной службы России XVIII-XX века» - М.:1999 – С. 65.
Там же С. - .67
Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих/ А.Ф. Ноздрачев.- М.: «Статут», 1999.- С.37
Там же – С. 38.
О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. 1 июня.
Aлeхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 2005. С. 56.

Государственная гражданская служба. Учебник, 2-е изд. доп. и перераб. Под ред. В. Г. Игнатова. Д: Издат. центр `МарТ`` 2005г.

Халипов В.Ф Власть, Политика, Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник, Исаев И.А., Михайлов В.А., Серия:Gaudeamus Академический проект 2006. - С. 123.

Кабашов С.Ю. Государственная служба в РФ. Учебное пособие М. Флинта 2009. С. 133

Халипов В.Ф., Власть, Политика, Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник, Исаев И.А.,Михайлов В.А., Серия:Gaudeamus Академический проект 2006. - С.42
Там же С. 43
Там же С. 44.
Государственная гражданская служба.: Учебник, 2-е изд. доп. и перераб.. Под ред. В. Г. Игнатова. - М.: `ИКЦ `МарТ`, Ростов Издат. центр `МарТ`` 2005 -. С. 95
Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М.: Бек, 2007. - С. 87.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М.: изд-во РАГС, 2002.- С.55-56.
Государственная служба в странах основных правовых систем (2008). Под ред. Демина А.А. - М. Книгодел 2008. - С. 23
Там же - С. 33
Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Учебное пособие. под ред. Соколова В.М., Турчина А.И. - М. Статут 2006. - С. 43
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации: от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Российская газета. № 14 3 августа 2004.

Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Учебное пособие. под ред. Соколова В.М., Турчина А.И. - М. Статут 2006. - С. 46
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Российская газета № 14. от 3 августа. 2004..

Буравлев Ю.М., Управление государственной службой. М., 2004 - С. 59
Государственная гражданская служба; Учебник, 2-е изд. доп. и перераб. /Под ред. Игнатова В. Г., - Издат. центр `МарТ Ростов н/Д: 2005г. - С. 256
Франция. Конституция и законодательные акты. – М., - с.24
Практика государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. - С. 39.

Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000, с.212-213
Государственная служба и государственные служащие во Франции. – М.: Посольство Франции в Москве: Министерство иностранных дел, 1994, с 85-88
Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994. - С.154.
Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000, с.214
Практика государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. - С.36.
Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.
Франция. Подготовка высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993. С.193.
Государственная служба в зарубежных странах. Сборник обзоров законодательства. М., 1996, с.118-119
Там же – С. 193-194
Богдановская И.Ю. Административное право зарубежных стран. Учебник, / Под ред.: Козырин А.Н., Штатина М.А.: М. 2003. – С. 233.
Государственная служба в зарубежных странах. Сборник обзоров законодательства. - М., 1996, - С. 118
Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000, - С. 220.
Там же – С. 234.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / Мишин А.А.; Редкол.: Авакьян С.А., Андреева Г.Н., Барабашев А.Г., Баренбойм П.Д., Богданова Н.А., Васильева Т.А., Кашкин С.Ю., Кутафин О.Е., Лафитский В.И., Лейст О.Э., Мау В.А., Мишин А.А., Мишина Е.А., Сироткина З.И., Туманов В.А., Штатина М.А.. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, - С. 238
Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах. - М.: Изд-во РАГС 2003г. – С. 94.
Государственная гражданская служба: Учебник, 2-е изд. доп. и перераб. /Под ред. Игнатова В. Г.. - М.: `ИКЦ `МарТ`, Ростов н/Д 2005г. – С. 65.
Гражданская служба основных капиталистических стран. - М. Наука., 1998.- С. 79.

Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах. - М.: Изд-во РАГС 2003г. – С. 94.
Там же – С. 120
Государственная гражданская служба. : Учебник, 2-е изд. доп. и перераб. /Под ред. В. Г. Игнатова. -- М.: `ИКЦ `МарТ`, Ростов н/Д: Издат. центр `МарТ`` 2005г. – С. 65.
Халиков М.И., Галиуллин Т.Т. Зарубежный опыт государственной службы: учеб. пособие. – Уфа: БАГСУ, 2007. – С. 62.
Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7. С. 65.
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000. - С. 166.
Государственная служба. `Учебное пособие. Ч.1. Рец. - д-р юрид. наук, профессор Каминский М.К., д-р эконом. наук, профессор Осипов А.К., д-р экономич. наук, профессор Шишкин М.И.` Ижевск, ИД Удмуртский университет 2008. –С. 72.
Вопросы управления для руководителей органов исполнительной власти, 2006 . №5 – С. 87.

Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: Отечественный и зарубежный опыт. М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия) 2002. - С. 31
Баглай M.B. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для вузов. Изд. третье, измененное и дополненное. М.: Норма, 2001. С.20
Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. –М.: Дело, 2000. – С. 79.
Туманов Э.В., Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Юркомпани, 2009 – С. 65.
.
Там же - С. 122.
Бакун В М Административно-правовой статус служащих правоохранительных органов, автореф. дисс. канд. юр. наук. М. 2004. – С. 26.


Нарутто СВ. Федерализм и единство государственно-правовой системы. — Хабаровск, 2005. – С. 89.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. - 9-е изд., перераб. и доп. Серия `Классический университетский учебник` М. Зерцало 2009г. – С. 332.

Там же – С. 333.
Демин А. А. Государственная служба (2009) Учебное пособие. Учебное пособие М. Книгодел 2009г. - С. 80


Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах.- М.: Изд-во РАГС, 2004 – С. 133.
Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – С. 111
Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах. - М.: Изд-во РАГС 2003 – С. 111
Там же - С. 112.
Государственная служба в странах основных правовых систем (2008). Под ред. Демина А.А., - М. Книгодел 2008. – С. 455.
Саламатин Е.Ю. Международный опыт правового регулирования государственной гражданской службы: актуальные вопросы для российских реформ//Международное публичное и частное право-2006-№5 - С. 62-63.
Там же С. 64.
Государственная служба, №4, 2005.
Государственная служба в зарубежных странах. Сборник. – Уфа: РИО БАГСУ, 1995. – С. 48.
Халиков М.И., Галиуллин Т.Т. Зарубежный опыт государственной службы: учеб. пособие. – Уфа: БАГСУ, 2007. – С 46-47.
Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах.- М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 75-76.
Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000, с.225












2

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2.О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Российская газета. 2004. 3 августа.
3.О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. 1 июня.

Научные труды, учебники, нкиги периодические издания:

4.Aлeхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 2005.
5.C3 РФ. 2003. № 22. Ст.2063.
6.Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.
7. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М.: изд-во РАГС, 2002.
8. Баглай M.B. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для вузов. Изд. третье, измененное и дополненное. М.: Норма, 2001.
9. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М.: Бек, 2007.
10. Богдановская И.Ю. Административное право зарубежных стран. Учебник, / Под ред.: Козырин А.Н., Штатина М.А.: М. 2003.
11.Богдановская И.Ю. Административное право зарубежных стран. Учебник, / Данилов С.Ю., Зеленцов А.Б., Козырин А.Н., Никеров Г.И., Райтемайер К., Сажина В.В., Шайх К., Штатина М.А., Под ред.: Козырин А.Н., Штатина М.А.: М. 2005.
12.Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000.
13. Вопросы управления для руководителей органов исполнительной власти, 2006 г. №5
14.Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982.
15.Гимаев И.Р. Государственная гражданская служба Российской Федерации в условиях административной реформы. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2006
16.Государственная гражданская служба. Учебник, 2-е изд. доп. и перераб. Под ред. В. Г. Игнатова. Д: Издат. центр `МарТ`` 2005г.
17.Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.
18.Государственная служба в зарубежных странах. Сборник. – Уфа: РИО БАГСУ, 1995.
19.Государственная служба в странах основных правовых систем (2008). Под ред. Демина А.А. М. Книгодел 2008г.
20. Государственная служба, №4, 2005 г.
21.Государственная служба. `Учебное пособие. Ч.1. Рец. - д-р юрид. наук, профессор Каминский М.К., д-р эконом. наук, профессор Осипов А.К., д-р экономич. наук, профессор Шишкин М.И.` Ижевск, ИД Удмуртский университет 2008г.
22.Государственная служба: организация, кадры, управление. : Сб. статей: В надзаг.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. -- М.: Изд-во РАГС 2001г.
23. Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука., 1998
24.Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Учебное пособие. под ред. Соколова В.М., Турчина А.И. М. Статут 2006г.
25.Демин А.А. Государственная служба (2007) Учебное пособие. М. Книгодел 2007г.
26.Кабашов С.Ю. Государственная служба в РФ. Учебное пособие М. Флинта 2009г.
27.Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.
28.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / Мишин А.А.; Редкол.: Авакьян С.А., Андреева Г.Н., Барабашев А.Г., Баренбойм П.Д., Богданова Н.А., Васильева Т.А., Кашкин С.Ю., Кутафин О.Е., Лафитский В.И., Лейст О.Э., Мау В.А., Мишин А.А., Мишина Е.А., Сироткина З.И., Туманов В.А., Штатина М.А.. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, М. 2005.
29.Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах.- М.: Изд-во РАГС 2003г
30.Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: Отечественный и зарубежный опыт. М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия) 2002г.
31.Послание Президента Российской Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 21 января 2009 г.
32. Практика государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999.
33. Саламатин Е.Ю. Международный опыт правового регулирования государственной гражданской службы: актуальные вопросы для российских реформ//Международное публичное и частное право-2006-№5
34.Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7.
35.Тимошенко И.Г. Государственная служба Великобритании // Государственная служба в зарубежных странах. Сборник обзоров законодательства. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1996.
36.Управление государственной службой. Буравлев Ю.М. М., 2004
37.Франция. Подготовка высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993.
38.-Халиков М.И., Галиуллин Т.Т. Зарубежный опыт государственной службы: учеб. пособие. – Уфа: БАГСУ, 2007.
39. Халипов М.Ю..,Халипова В.Ф.,Исаев Е.В.,Михайлов И.А Власть В.А., Политика, Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник. Серия:Gaudeamus Академический проект 2006г.


Вопрос-ответ:

Какие есть принципы государственной службы?

Принципы государственной службы включают принципы политической нейтральности, профессионализма, сочетания прав и обязанностей, ответственности и т.д.

Какие виды государственных должностей существуют?

Существуют различные виды государственных должностей, такие как руководитель, специалист, контролер, секретарь и др., каждая из которых имеет свои особенности и требования к знаниям и навыкам.

Какие права и обязанности имеют государственные служащие?

Государственные служащие имеют право на защиту своих трудовых прав и интересов, на получение информации, на участие в управлении и решении вопросов, касающихся их деятельности. Они также несут обязанности выполнять свои должностные обязанности в соответствии с законодательством и правилами, следовать этическим и профессиональным нормам и т.д.

Какие особенности государственной службы можно выделить во Франции?

Во Франции государственная служба имеет свои особенности, такие как высокий уровень профессионализма, жесткие критерии отбора, регулярная система оценки качества работы, строгие правила поведения и этики, а также гарантии социальной защиты для служащих.

Какие особенности государственной службы можно выделить в Великобритании?

В Великобритании государственная служба также имеет свои особенности, такие как независимость служащих от политических влияний, система гибких карьерных возможностей, акцент на обучение и развитие, стремление к повышению эффективности и т.д.

Какие принципы лежат в основе государственной службы?

Основными принципами государственной службы являются принципы профессионализма, непрерывности, независимости, ответственности, равенства и др. Профессионализм означает, что государственные служащие должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения своих обязанностей. Непрерывность предполагает, что государственная служба должна работать без перерывов и обеспечивать стабильность власти. Независимость означает, что государственные служащие должны быть независимы от политических партий и других внешних влияний. Ответственность подразумевает, что государственные служащие несут ответственность за свои действия и решения. Равенство означает, что все государственные служащие должны быть равны перед законом и иметь равные возможности на работе.