Разработка программы повышения эффективности деятельности организации ( на материалах ОАО "НТК Интурист").

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: АХД предприятия
  • 9696 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 10.06.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1.Теоретические основы эффективности деятельности организации
1.1.Экономическая эффективность: сущность и критерии оценки
1.2.Услуги питания: их особенности и экономическая результативность
1.3.Система показателей оценки эффективности деятельности предприятия
Глава 2.Исследование экономической эффективности деятельности ОАО «НТК Интурист»
2.1.Ресурсная база деятельности ОАО «НТК Интурист» и тенденции ее изменения
2.2.Результаты деятельности ОАО «НТК Интурист» и факторы их изменения
2.3.Динамика показателей эффективности деятельности ОАО «НТК Интурист»
Глава 3.Программа повышения эффективности деятельности
3.1.Повышение результатов деятельности ОАО «НТК Интурист»
3.2.Оптимизация ресурсов и затрат предприятия
3.3.Совершенствование организации деятельности и повышение производительности труда
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Расширение производства за счет капитализации прибыли достигается созданием объединений, холдинговых компаний через слияния и поглощения. В результате слияний происходит повышение эффективности производства, поскольку они сопровождаются ликвидацией параллельных административных, научно-исследовательских и организационных структур.

Оптимизация ресурсов и затрат предприятия
Каждое предприятие обязательно сталкивается с вопросами оптимизации затрат и ресурсов предприятия, независимо от того, каков профиль деятельности предприятия.
В том случае, когда сумма издержек, то есть, фактически, условно-постоянных и условно-переменных затрат, равна сумме, вырученной в результате продажи товаров, работ и услуг, предприятие находится в точке безубыточности. Это означает, что деятельность не убыточная и, в то же врем, не приносит никакой прибыли. Конечно, данное состояние в практическом плане достаточно бессмысленное, потому что в данном случае предприятие только лишь окупает себя и не приносит никакой прибыли. В то же время, подобная ситуация очень нестабильна.
Важно, чтобы у предприятия была какая-то, пусть даже небольшая, прибыль. Необходимость этого обусловлена несколькими причинами. Во-первых, если взять определенный небольшой период времени, то гарантировать сбалансированную работу предприятия в данном временном отрезке невозможно, потому что иногда возникают ситуации, когда предприятие несет непредвиденные расходы и в связи с этим возникает необходимость привлечение денежных средств для их покрытия. Во-вторых, фирму ожидает банкротство в том случае, если ее положение находится в состоянии точки безубыточности, потому что расходы имеют тенденцию к росту и превышению доходов. В-третьих, для того, чтобы компания продуктивно развивалась, необходимо наличие источников прибыли и свободные средства. В-четвертых, акционеры компании и учредители должны получать дивиденды, которые выплачиваются из чистой прибыли. Кроме того, достаточно трудно заключать новые договоры, вести партнерские отношения и так далее с отрицательным сальдо счета прибылей и убытков.
Фактически, для того, чтобы оптимально использовать свои ресурсы, качественно необходимо работать с дебиторской задолженностью – то есть следить за своевременным возвратом средств. Если фактически ситуация такова, что дебиторская задолженность предприятия велика и не имеет тенденции к снижению, необходимо принимать соответствующие меры, чтобы выйти из критической ситуации.
Для того, чтобы предприятие не оказалось на грани кризиса, необходимо учитывать появление непредвиденных ситуаций, а для этого планировать доходы и расходы предприятия. Чаще всего годовая смета увязывается с решением тех программ (как краткосрочных, так и долгосрочных), которые вытекают из поставленных целей и задач, решаемых в данный период времени. При изучении бухгалтерского баланса предприятия (за определенные отчетные периоды, то есть за год, девять месяцев, полугодие, квартал) можно сделать определенные выводы о том, какова была фактическая работа и сравнить ее со сметой (то есть с установленным бюджетом). Совершенно ясно, что помесячный анализ дает более полную картину. В самом деле, при сверке только четыре раза в год намного сложнее исправить положение, чем делая это двенадцать раз. Наиболее предпочтительным является вариант, при котором итоги подводят в конце каждой недели.
Для того, чтобы наиболее оптимально составить смету организации, необходимо учитывать абсолютно все возможные затраты, среди которых обязательно должны быть:
- затраты на оплату расходных материалов, сырья, БМП;
- затраты на поддержание в должном состоянии оборудования и на закупку нового;
- затраты на содержание в должном состоянии транспортных средств, зданий и сооружений;
- затраты на заработную плату работникам;
- иные затраты.
Кроме того, предприятие обязательно должно учитывать такой аспект, как неучтенные или непредвиденные расходы и запланировать на них приблизительно 10-15% планируемых в год затрат.
Среди непредвиденных затрат могут быть абсолютно любые ситуации, например, инфляционные ожидания, рост цен, фактическая инфляция, изменения в законодательстве (например, повышение налоговой ставки) и так далее. Оптимально разработанная смета представляет собой определенную страховку от непредвиденных ситуаций и служит установлению определенной стабильности в работе даже в том случае, если приходится ее по каким-то причинам корректировать в дальнейшем.
Для того, чтобы оптимально составить смету на период, необходимо придерживаться определенной последовательности. Так, составление сметы предполагает наличие следующих этапов:
Изначально необходимо определить цели и задачи, которые установлены на период планирование. Обязательным условием является увязка целей и задач с долгосрочными программами развития предприятия.
Вторым этапом является анализ принятых на себя обязательств с учетом потребностей в сотрудниках, материальных ресурсах, рабочих системах и средствах обработки информации, услугах других организаций и так далее.
Затем необходимо собрать необходимые исходные данные и систематизировать накопленную ранее информацию с учетом прошлого опыта.
Анализ отличий бюджета прошлого года от целей и задач настоящего периода и принятие решения о номенклатуре позиций, включаемых в смету и значений цифровых показателей.
Анализ и редактирование подготовленного проекта сметы с учетом проверки его реальности, сезонных колебаний предложения и спроса, срока оформления соответствующих документов и продвижения финансовых средств, соответствия принятым в организации требованиям и действующему законодательству.
На следующем этапе руководство должно утвердить окончательный вариант сметы.
Необходимо исполнение бюджета и контроль над возможными отклонениями или нарушениями. При этом необходимо точно соблюдать несколько правил: обеспечивать сохранность первичных документов, безналичных средств, бухгалтерского учета и отчетности и так далее.
Если выполнять все задачи, описанные выше, то вполне возможно снизить себестоимость продукции и минимизировать затраты.

Рисунок 3.1 Структурно-логическая модель себестоимости продукции
Кроме указанного способа для оптимизации затрат можно использовать и иные. Так, еще одним важным источником снижения себестоимости готовой продукции может служить анализ хозяйственной деятельности организации по временным промежуткам с целью поиска резервов увеличения производительности труда путем:
- создание системы мотивации и стимулирования сотрудников (материального и нематериального);
- повышение квалификации работников;
- создание рационального штатного расписания, организационной структуры и системы управления;
- создание более совершенных технологий, которые используются в производстве продукции.
Кроме того, оптимизации затрат способствует и снижение и даже исключение ненужных расходов на предприятии. Стремление руководства минимизировать расходы не означает ущемлять интересы компании только лишь с тем, чтобы избежать затрат. Решение этой задачи возможно только в том случае, когда предприятие справляется с задачей оптимизации соотношения доходов и расходов предприятия.
Решение такой задачи может быть произведено в различных направлениях. Например, возможно прямое снижение издержек производства, которое можно достигнуть с помощью привлечения собственных ресурсов (например, сокращение управленческих расходов и штатов, снижение материальных затрат, повышение производительности труда и так далее).
Кроме того, важно снижать издержки производства, главным образом за счет увеличения объема производимой продукции. В данном случае используется так называемый эффект масштаба. Следует отметить, что снизить затраты можно и с помощью проведения тщательно проработанных маркетинговых исследований для того, чтобы стимулировать объемы закупок постоянных клиентов и привлечения новых клиентов. Еще одним важным шагом на пути решения проблемы оптимизации является введение в организации жесткой финансовой дисциплины – это означает, что решение о том, расходовать средства или нет, принимается одним лицом или несколькими ответственными лицами. Перечень указанных лиц должен быть четко оговорен приказом руководителя компании.
Для успешной деятельности компании необходимо сразу учитывать эксплуатационные расходы и необходимые капитальные вложения. Прежде чем предприятие начинает свою деятельность, как правило, выбирают такой вариант затрат, который требует наименьших капитальных вложений. Как правило, руководство предприятия стремится принимать наиболее простые и дешевые технические решения при разработке стоимости проекта, строительства зданий, сооружений и так далее. При этом чаще всего руководство рассматривает эти затраты в краткосрочной перспективе, не заглядывая в долгосрочную. В таком случае уровень эксплуатационных расходов может значительно превысить минимизированные изначально первоначальные затраты.
Такая ситуация достаточно часто встречается в сфере малого и среднего бизнеса. Важной ошибкой здесь является то, что мало принимается во внимание тот факт, что капитальные вложения — это разовое явление, хоть и финансово крупное, а эксплуатационные расходы — существенно меньшие, но повторяющиеся из года в год на протяжении многих лет. Предприниматель в данном случае обязательно должен принимать во внимание требуемые в дальнейшем эксплуатационные затраты, то есть принимать сбалансированный подход. Это означает, что необходимо рассматривать капитальные вложения в совокупности с дальнейшими эксплуатационными расходами с тем, чтобы застраховать свою компанию от непомерно высокого бремени последних.
Совершенствование организации деятельности и повышение производительности труда
Результирующим показателем работы предприятия является производительность труда, изменение которой выражает эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии. В данном показателе отражены недостатки работы, а также ее положительные составляющие.
Основными задачами развития ОАО «НТК Интурист» на среднесрочную перспективу являются:
- Максимальное расширение ассортимента, в том числе за счет вхождения в ассортиментную линейку конкурентов;
- Приведение структуры продуктового портфеля в соответствие с изменением структуры спроса;
-Автоматизация работы с клиентами (турфирмами и сетевыми образованиями, через WEB on-line сервисы);
-Использование технологий массового туризма на субмассовых сегментах;
-Разработка и продвижение на рынке тур продукта, рассчитанного на целевые группы потребителей: спортивный, событийный туризм, детский отдых и др;
-Усиление продвижения продукта через собственные каналы дистрибуции «ВАО Интурист» («Интурист Магазин Путешествий», «Департамент корпоративного туризма»);
-Приоритетное развитие выезда в страны с собственными гостиничными объектами «ВАО Интурист»: Чехия, Италия;
- Вхождение в ТОП-5 крупнейших выездных туроператоров России;
Дальнейшее развитие функциональной, организационной и продуктовой структур «НТК Интурист», позволяющее:
- контролировать весь процесс создания и предоставления услуг;
- обеспечивать высокое качество сервиса;
- глобально поддерживать бренд «Интурист» на туристическом рынке;
- нивелировать риски, связанные с кризисами в отрасли;
- обеспечить единые стандарты корпоративного управления и корпоративной отчетности;
- создать единую технологическую и информационную платформу;
- обеспечить эффект масштаба бизнеса (централизованные закупки ресурсов);
- оптимизировать расходы на АУП, внедрить стандартные процедуры по ключевым бизнес процессам и ввести KPI для каждого подразделения.
Фактически производительность труда характеризует, какова эффективность затрат труда в материальном производстве. Производительность труда определяется количеством продукции, которая производится в единицу времени или наоборот, затратами труда на единицу продукции. Различают показатель производительности живого труда и производительность труда общественного. Первый показатель определяется, исходя из затрат рабочего времени в данном производстве, а второй – исходя из затрат живого и общественного труда. С научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом растет оснащенность работника различными более совершенными средствами, в связи с чем доля затрат общественного труда увеличивается.
Сущность и тенденция заключается в том, что абсолютная величина затрат труда на единицу продукции снижается, причем как живого, так и общественного. В этом состоит суть увеличения производительности общественного труда. Показатель производительности труда можно охарактеризовать двумя параметрами:
выработкой продукции в единицу времени (прямой показатель);
трудоемкостью изготовления продукции (обратный показатель).

Указанные показатели могут быть представлены в виде формул:
b = B/T, t= Т/В, (4)
где b — выработка продукции в единицу времени;
t — трудоемкость изготовления продукции;
В — объем произведенной продукции, в рублях;
Т — затраты живого труда на производство продукции, в рублях.
Наиболее универсальным и распространенным показателем производительности труда является выработка продукции. Выработка может измеряться в натуральном выражении, а также в показателях нормированного рабочего времени. Это зависит от того, в каких единицах измеряется объем продукции. Специалисты отмечают, что производительность труда наиболее наглядно характеризует показатель, исчисленный в натуральном выражении. К таким единицам измерения относятся метры, штуки, тонны и так далее. В том случае, если предприятие занимается выпуском сразу нескольких наименований товаров, то применяется шкала условных единиц. Если предприятие выпускает разнородную продукцию, то используется денежный измеритель. В том случае, когда используется нормированное рабочее время, определение выработки происходит в нормо-часах, особенно на отдельно взятых рабочих местах, а также в цехах, на участках, в бригадах.
В отличие от выработки продукции, обратный показатель трудоемкости продукции является выражением затрат рабочего времени на производство единицы продукции. Данный показатель выявляет затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Данный показатель обладает большим количеством преимуществ по сравнению с показателем выработки, например, он позволяет сделать увязку измерения производительности труда и выявлением резервов ее роста. Трудоемкость может быть различная, это зависит от тех трудовых затрат, которые в нее входят. Так, трудоемкость может быть:
1. технологическая (при этом она включает затраты основных работников, работников с повременной и сдельной оплатой труда);
2. обслуживания производства (она включает затраты труда вспомогательных рабочих);
3. производственную трудоемкость (включает затраты труда всех рабочих – и основных, и вспомогательных);
4. трудоемкость управления производством;
5. полная производительность (включает затраты труда всего персонала).
Неотъемлемой частью расчетной работы на каждом предприятии является поиск возможностей увеличения производительности труда, а также планирование организационно-технических мероприятий, связанных с реализацией возможностей увеличения производительности труда, а кроме того, внедрение указанных мероприятий. В данном случае в качестве резервов, или возможностей, роста производительности труда можно рассматривать те неиспользованные возможности применения живого и овеществленного труда, которые существуют на предприятии.
В России имеются определенные теоретические разработки в отношении вопроса использования резервов для повышения производительности труда, а именно:
1. Повышение технического уровня производства:
механизация и автоматизация производства;
внедрение новых видов оборудования;
внедрение новых технологических процессов;
улучшение конструктивных свойств изделий;
повышение качества сырья и новых конструктивных материалов.
2. Улучшение организации производства и труда:
повышение норм и зон обслуживания;
уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы;
упрощение структуры управления;
механизация учетных и вычислительных работ;
изменение рабочего периода;
повышение уровня специализации производства.
Изменение внешних, природных условий:
изменение горногеологических условий добычи угля, нефти, руд, торфа;
изменение содержания полезных веществ.
Структурные изменения в производстве:
изменение удельных весов отдельных видов продукции;
изменение трудоемкости производственной программы;
изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
изменение удельного веса новой продукции.
В настоящее время в практике деятельности предприятий существуют определенные формулы для расчета прироста производительности.
Так, для того, чтобы рассчитать, каким образом увеличится производительность труда с увеличением объема производства и изменением численности работников, используют следующую формулу:
(5)
где ∆В — процент прироста выпускаемой продукции на предприятии в данный период;
∆Рn — процент уменьшения численности работников предприятия;
По следующей формуле можно определить изменение производительности труда работников, произошедшее от увеличения удельного веса кооперированных поставок:
(6)
где dk1, dk0 - удельный вес кооперативных поставок и валовой продукции предприятия соответственно в базисном и планируемом периодах, %.
Если рост произошел в связи с тем, что фонд рабочего времени использовался более продуктивно, то используют следующую формулу:
(7)
где Фэ1, Фэ0 эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего соответственно в базисном и планируемом периодах, чел.-час.
Необходимо отметить, что существует определенная зависимость между показателем предельной производительности труда и факторами производства и наличного рынка труда. Прежде чем определить, какое количество работников следует нанимать на предприятие, необходимо решить вопрос оплаты труда, то есть цену спроса на труд. Как и для любого другого фактора производства, для труда цена спроса зависит от его предельной производительности - в данном случае от предельной производительности труда.
Под предельной производительностью труда подразумевают тот объем прироста выпуска продукции, который вызван использованием дополнительной единицы труда при прочих равных условиях. Это означает, что предприятие постоянно должно стремиться к оптимизации всех ресурсов и должно либо привлекать дополнительных работников, либо убирать рабочие места с тем, чтобы достичь уровня предельной производительности. В данном случае речь идет именно о сохранении предприятия на плаву, о его возможности чувствовать себя комфортно в конкурентной среде.
При этом, соответственно, может возникнуть проблема избытка рабочей силы, то есть безработицы и неполной занятости. Таким образом, вопросы рационализации использования рабочей силы являются актуальными не только для каждого конкретного предприятия, но и для государственного аппарата в целом. В данном случае государственные органы должны заботиться о социальной защите тех граждан, которые временно оказались без работы. В настоящее время, в сложных экономических условиях необходимо использовать целый комплекс показателей для того, чтобы измерить экономический эффект. В настоящее время наиболее часто используют такие показатели, как прибыль, уровень материальных и трудовых затрат на единицу выпущенной продукции, а также себестоимость продукции и так далее. Чаще всего критерием для оценки эффективности является рост производительности труда и экономия общественного труда.
Для того, чтобы определить прирост продукции, который получился в результате увеличения производительности труда, необходимо использовать следующую формулу:
(8)
где r — темпы прироста численности работающих; b — темпы прироста производства продукции.
В качестве показателей, характеризующих общий объем эффективности производства, относят: фондоемкость Фе, трудоемкость Те, капиталоемкость Ке.
Для раскрытия величины применения производственных фондов предприятия используют показатель фондоемкости, который рассчитывают следующим образом:
(9)
Если рассматривать обратное соотношение указанных величин, можно получить показатель фондоотдачи:
(10)
Очень важное место занимает показатель использования капитальных вложений. Наиболее часто используемым на практике является показатель капиталоемкости продукции:
(11)
Обратное соотношение характеризует показатель капиталоотдачи:
(12)
Показатель трудоемкости показывает величину живого труда, затраченного на единицу продукции. Данный показатель определяется как соотношение величины трудовых затрат к полному объему произведенной продукции:
(13)
Показатель производительности труда можно определить, использовав обратное отношение этих величин:
(14)
Итак, из параграфа можно сделать вывод о том, что основными задачами развития ОАО «НТК Интурист» на среднесрочную перспективу являются такие задачи. Как максимальное расширение ассортимента, в том числе за счет вхождения в ассортиментную линейку конкурентов, приведение структуры продуктового портфеля в соответствие с изменением структуры спроса, автоматизация работы с клиентами (турфирмами и сетевыми образованиями, через WEB on-line сервисы), использование технологий массового туризма на субмассовых сегментах, разработка и продвижение на рынке тур продукта, рассчитанного на целевые группы потребителей: спортивный, событийный туризм, детский отдых и так далее, усиление продвижения продукта через собственные каналы дистрибуции «ВАО Интурист» («Интурист Магазин Путешествий», «Департамент корпоративного туризма»), приоритетное развитие выезда в страны с собственными гостиничными объектами «ВАО Интурист»: Чехия, Италия, вхождение в ТОП-5 крупнейших выездных туроператоров России и так далее.

Заключение
Проведенный анализ позволил обосновать ряд выводов и рекомендаций. Прежде всего следует отметить, что экономическая эффективность как одна из важнейших категорий является величиной относительной и обязательно зависит от того, какие оценки и какие критерии применяются при ее определении. Чаще всего эффективность характеризует, насколько правильно производитель распорядился ресурсами и высокий уровень эффективности демонстрирует ситуацию, когда правильно решается проблема удовлетворения неограниченных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, экономическая эффективность может представлять собой как абсолютную, так и относительную величину.
В качестве критерия экономической эффективности используют рост производительности общественного труда и конкретные показатели экономической деятельности, которые дают характеристику различным направлениям и моментам производственной деятельности (например, фондоемкость единицы продукции, производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов, рентабельность производства, коэффициент использования полезного фонда рабочего времени, фондоотдача активной части основных фондов, коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов, рентабельность оборотных средств, рентабельность капитальных вложений и так далее).
Система предприятий общественного питания, несомненно, отражает уровень экономической развитости той или иной страны, поскольку является частью ее инфраструктурного комплекса. Но данные параметры являются взаимозависимыми, то есть уровень экономического развития накладывает в свою очередь отпечаток и на инфраструктурное развитие предприятий общественного питания, так как его прямым отражением является уровень доходов населения.
Специфика каждого отдельно взятого типа предприятия обусловлена определенными критериями, среди которых ассортимент реализуемой продукции, уровень обслуживания, номенклатура услуг и некоторые другие.
Разделяют услуги питания, предоставляемые закусочной, столовой, кафе, баром и рестораном.
Помимо своих прямых обязанностей, то есть организации услуг непосредственно питания, предприятия питания могут оказывать клиентам дополнительные услуги, среди которых: организация мероприятий, торжеств, продажа некоторых товаров и так далее.
Предприятия общественного питания выполняют важную экономико-социальную функцию в обществе – они удовлетворяют потребности граждан.
Эта функция реализуется путем организации товарооборота общественного питания. Товарооборот общественного питания является частью розничного товарооборота страны и играет большое значение для ее экономического развития и для благосостояния ее народа.
Анализ деятельности предприятий питания необходим для того, чтобы выявлять резервы для изменения ситуации в лучшую сторону, то есть для улучшения качества предоставляемых услуг и устранения недостатков в работе персонала.
Экономическая результативность предприятия общественного питания зависит от множества параметров. Наиболее важное значение имеет увеличение товарооборота на предприятии.
Для того, чтобы дать характеристику товарообороту торгового предприятия, необходимо рассчитать некоторые показатели.
Существует определенная система экономических показателей, которые также служат для того, чтобы определить, эффективно работает предприятие или нет. Эти показатели основываются на некоторых основных, базисных положениях
В современных условиях развития рынка рентабельность капитала является характеристикой минимальной нормы прибыльности капитальных вложений. Она представляет собой более стабильный показатель, чем рентабельность продукции.
Для того, чтобы выяснить, с какой интенсивностью затраченные на проект средства окупаются, используют показатель, который называется период возврата капитальных вложений, иными словами - срок окупаемости. Он показывает период времени, который необходим для того, чтобы прибыль, которую предприятие получит, достигла величины вложений.
Для того, чтобы охарактеризовать совокупную стоимость проекта, увязанную с источниками финансирования, используют показатель максимального денежного оттока - это наибольшее отрицательное значение чистой стоимости, которую рассчитывают нарастающим итогом.
Точка безубыточности дает характеристику тому объему производимой продукции, которая необходима для того, чтобы деятельность предприятия не приносила убытков, но и не приносила прибыли. Суть состоит в том, что данный показатель описывает ситуацию равенства прибыли и издержек.
Ресурсная база каждого предприятия включает определенные элементы. Для рассматриваемого предприятия этими элементами являются:
Более 6 тыс. поставщиков в России и за рубежом;
Собственный парк туристских автобусов;
Собственные программные продукты управления продажами;
Собственные гиды-переводчики по сопровождению иностранных клиентов.
Необходимо отметить, что именно такой перечень основных ресурсов предприятия обусловлен спецификой его деятельности. В самом деле, при отсутствии собственного парка автобусов, предназначенных для туристских перевозок, программных продуктов управления продажами туристских услуг, поставщиков в России и за рубежом, а также гидов, деятельность компании ОАО НТК «Интурист» была бы очень сильно затруднена.
Показатели эффективности деятельности конкретного предприятия наглядно показывают, какова степень зависимости данного предприятия от источников финансирования, а также определяют ликвидность предприятия и его платежеспособность.
Основными показателями, которые характеризуют структуру стоимости, являются:
1. Долевое соотношение различных элементов стоимости предприятия, а именно капитализированной прибыли, акционерного капитала и эмиссионного дохода. Если у собственного капитала начинается рост за счет капитализированной прибыли, это означает, что финансовая независимость капитала увеличивается.
2. Изучение соотношения общей суммы задолженности
к собственному капиталу показывает, каково соотношение собственных и заемных (внешних) источников финансирования. Как правило, предприятия стремятся к тому, чтобы сумма задолженности не превышала размер собственного капитала. Особенную важность представляет изучение в задолженности доли краткосрочных обязательств и задолженности по выплате заработной платы, налогов и так далее.
3. Исследовать, в какой степени происходит инвестирование за счет именно собственных средств, позволяет соотношение собственного капитала и реального основного капитала.
4. Чтобы понять, в какой степени происходит инвестирование за счет долгосрочных кредитов, необходимо рассмотреть отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу. Естественно, в данном случае предприятие обязано рассматривать, какова разница между получаемой прибылью и выплачиваемыми по кредиту процентами – если вся прибыль уходит на выплату процентов по кредиту, то кредитование не имеет никакого смысла и предприятие находится либо в состоянии точки безубыточности, либо просто нерентабельно.
Перед предприятием встает задача, каким образом оптимизировать эти два процесса – снижение цены и дифференциация продукта. В некоторых случаях можно использовать путь снижения издержек, что приведет к снижению цены. В иных случаях предприятие может предложить клиенту иные услуги, более высокого уровня, качества и так далее.
В настоящее время у предприятий наблюдается стремление увеличить объем продаж не вообще, а ориентируясь на специальные рыночные сегменты, или – на универсализацию традиционных услуг.
Важно отметить, что в последние десятилетия наблюдается общая тенденция, которая заключается в том, что все предприятия стремятся к расширению своей деятельности и производственной дифференциации. Под производственной дифференциацией понимается выпуск различных видов данного продукта.
В настоящее время предприятия используют различные стратегии дифференциации. Первый способ связан с тем, что компания начинает выпускать товары, производство которых технологически связано с изготовлением ее традиционных продуктов. Причем для сбыта этих товаров необходимо привлекать новых покупателей. Например, предприятие может увеличить свою доходность, реализуя дополнительные услуги. Выгодность данного направления состоит в том, что можно увеличить объем продаж при небольших дополнительных затратах.
Углубление дифференциации ведет к исчезновению различий в предлагаемых товарах. Покупатели рассматривают производимую продукцию как схожую и не являющуюся взаимозаменяемой.
Конкурентные преимущества реализуются не только в снижении издержек и дифференциации производства, но и в дальнейшем усилении своих позиций на рынке. В недалеком прошлом производители стремились иметь в своем владении и контролировать значительную долю ресурсов, которые им были необходимы. В современных условиях не все ресурсы могут эффективно использоваться в рамках отдельного предприятия. Поэтому получила широкое развитие межфирменная кооперация, основанная на связях между экономически и территориально обособленными предприятиями по поводу взаимных поставок специализированной продукции в рамках общей производственной программы.
Расширение производства за счет капитализации прибыли достигается созданием объединений, холдинговых компаний через слияния и поглощения. В результате слияний происходит повышение эффективности производства, поскольку они сопровождаются ликвидацией параллельных административных, научно-исследовательских и организационных структур.
Практическая реализация сделанных выводов и рекомендаций позволит повысить экономическую эффективность деятельности ОАО НТК «Интурист».

Список литературы

Федеральный закон №197-ФЗ от 30.12.2001 «Трудовой Кодекс РФ»
Федеральный Закон №132-ФЗ от 24 ноября 1996 г «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»
Постановление Правительства РФ №1036 от 15.08.1997 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»
Постановление ГОССТАНДАРТА РФ № 200 от 05.04.95 «Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95»
Постановление ГОССТАНДАРТА РФ № 198 от 05.04.95 «Общественное питание. Классификация предприятий. ГОСТ Р 50762-95»
«Туристские услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690-2000» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16 ноября 2000 года №295-ст);
ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения;
ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.
Письмо Роскомторга от 15 июля 1996 года №1-806/32-9 «О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания»
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. / Грищенко О.В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
Анализ финансовой отчетности. (Учебное пособие) Донцова Л.В, Никифорова Н.А. (2004, 2-е изд., 336с.)
Анализ финансовой отчетности. (Учебное пособие) Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. (2006, 2-е изд., 408с.)
Анализ финансовой отчетности. (Учебное пособие) Ронова Г.Н. (МФПА, 2003, 156с.)
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. / Макарьева В.И. - М.: Налоговый вестник, 2003 г.
Ассоциация гидов-переводчиков заключила соглашение с ведущими туроператорами по въездному туризму / 28.8.2009 // Режим работы: http://www.intourist.ru/?action=news_view&id=851
Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. -М.: Финансы и статистика, 1997.
Балабанов И.Г. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансирование и статистика, 1994.
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирования хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., М.: "Финансы и статистика", 2000. – 208 с.
Бухгалтерский баланс ОАО НТК «Интурист» на 31 декабря 2008 года.
Ведомости, «Падение рынка составит 40%», — Александр Арутюнов, президент компании «Интурист» / 20.4.2009 / Режим доступа: http://www.intourist.ru/?action=dialog_view&id=816
Воронов К., Максимов О. Финансовый анализ. Некоторые положения методики. // ITeam - технологии корпоративного управления: [http://www.iteam.ru/publications/finances/section_30/article_817/, 02.07.2003]
Годовой отчет ОАО НТК «Интурист» за 2008 год
Гостиничные услуги. Документальное оформление, бухгалтерский учет и налогообложение. Эксмо, 2005. – 192 с.
Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В. и др. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн. ООО "Интерпрессервис", УП "Экоперспектива", 2001. – 576 с.
Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В. и др. анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/Под общ. ред. Ермолович Л.Л. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 580 с.
Журавлев В. В., Савруков Н. Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций. - СПб.: Политехника, 2001. - 127 с.
Земитан Г. Методы прогнозирования финансового состояния организации. // ITeam - технологии корпоративного управления: [http://www.iteam.ru/articles.php?pid=7&tid=2&sid=30&id=408, 19.02.2003]
Информационный меморандум ОАО НТК «Интурист» от апреля 2007 года.
Информационный справочник «Финансовый анализ». Режим доступа: http://financial-analysis.ru/methodses/metIANPV.html
Керимов В.Э., Роженецкий О.А. Анализ соотношения ''затраты — объем — прибыль''. // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2000.
Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Финансовый менеджмент. - №2. - 2001.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ТК Велби, 2002. – 424 с.
Отчет о прибылях и убытках ОАО НТК «Интурист» на 31 декабря 2008 года
Официальный сайт ОАО НТК «Интурист». Режим доступа: http://www.intourist.ru
Официальный сайт «Интуравтосервис». Режим доступа: http://www.intouravtoservice.spb.ru/about
Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. / Г.В. Савицкая. — 8-е изд.,перераб. — М.: Новое знание, 2003. — 640 с. — (Серия: Экономическое образование).
Савчук В.П. Финансовая диагностика и мониторинг деятельности предприятия: практические подходы и технологии. – Киев, 2004.
Санникова И.Н., Стась В.Н., Эргардт О.И.. Комплексный экономический анализ. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003
Словарь экономических терминов. Режим доступа: http://www.bank24.ru/info/glossary/
Стоун Д. Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс.
Финансовый анализ на предприятии. // Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства : [ http://www.dist-cons.ru/modules/fap/index.html], 1.03.2003
Финансовый анализ предприятия. (Учебное пособие) Лиференко Г.Н. (2005, 160с.)
Финансовый анализ. (Учебник) Ионова А.Ф, Селезнева Н.Н. (2006, 624с.)
Финансовый анализ. (Учебное пособие) Под ред. Новашиной Т.С. (МФПА, 2005, 192 с.)
Финансовый анализ. Управление финансами. (Учебное пособие) Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. (2006, 2-е изд., 639с.)
Финансовый анализ: методы и процедуры. Ковалев В.В. (2002, 560с.)
Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. Учебное пособие. М.: КноРус, 2010 - с. 437

Словарь экономических терминов. Режим доступа: http://www.bank24.ru/info/glossary/
Экономика предприятия: учебное пособие /А.И.Ильин, В.И.Станкевич, Л.А. Лобан и др.; под общ. ред. А.И.Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Новое знание, 2008. – С. 665
Финансовый анализ на предприятии. // Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства : [ http://www.dist-cons.ru/modules/fap/index.html], 1.03.2003
Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. / Г.В. Савицкая. — 8-е изд.,перераб. — М.: Новое знание, 2003, С. 67
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ
Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., ст. 17.2.
Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»
Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. Учебное пособие. М.: КноРус, 2010 - с. 75
Работа автора
Информационный справочник «Финансовый анализ». Режим доступа: http://financial-analysis.ru/methodses/metIANPV.html
Информационный справочник «Финансовый анализ». Режим доступа: http://financial-analysis.ru/methodses/metIANPV.html
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 2002, С. 34
Официальный сайт ОАО НТК «Интурист». Режим доступа: http://www.intourist.ru
Официальный сайт «Интуравтосервис». Режим доступа: http://www.intouravtoservice.spb.ru/about
Информационный меморандум ОАО НТК «Интурист» от апреля 2007 года.
Ассоциация гидов-переводчиков заключила соглашение с ведущими туроператорами по въездному туризму / 28.8.2009 // Режим работы: http://www.intourist.ru/?action=news_view&id=851
Ассоциация гидов-переводчиков заключила соглашение с ведущими туроператорами по въездному туризму / 28.8.2009 // Режим работы: http://www.intourist.ru/?action=news_view&id=851
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 2002, С. 56
Годовой отчет ОАО НТК «Интурист» за 2008 год
Бухгалтерский баланс ОАО НТК «Интурист» на 31 декабря 2008 года.
Отчет о прибылях и убытках ОАО НТК «Интурист» на 31 декабря 2008 года
Годовой отчет ОАО НТК «Интурист» за 2008 год

Ведомости, «Падение рынка составит 40%», — Александр Арутюнов, президент компании «Интурист» / 20.4.2009 / Режим доступа: http://www.intourist.ru/?action=dialog_view&id=816
Финансовый анализ. Управление финансами. (Учебное пособие) Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф., С. 23
Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Финансовый менеджмент. - №2. – 2001, С. 89
Савчук В.П. Финансовая диагностика и мониторинг деятельности предприятия: практические подходы и технологии. – Киев, 2004, С. 39
Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007, С. 92
Годовой отчет ОАО НТК «Интурист» за 2008 год












2



Контрагенты (поставщики, подрядчики, партнеры)

Потребители, покупатели, клиенты

Участники

Отношения

Внутренняя среда

Внешняя среда

Бизнес – среда предприятия

Государство

Социальное окружение

Участники

Отношения

Руководство

Сотрудники

Собственники

Себестоимость продукции

Материальные затраты

Заработная плата

Амортизация

Прочие расходы

Материалоемкость продукции

Цены на сырье и материалы

Трудоемкость продукции

Количество амортизируемого имущества

Уровень оплаты труда

Его стоимость

Нормы амортизации

Список литературы

1.Федеральный закон №197-ФЗ от 30.12.2001 «Трудовой Кодекс РФ»
2.Постановление Правительства РФ №1036 от 15.08.1997 «Об ут-верждении Правил оказания услуг общественного питания»
3.Постановление ГОССТАНДАРТА РФ № 200 от 05.04.95 «Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95»
4.Постановление ГОССТАНДАРТА РФ № 198 от 05.04.95 «Обще-ственное питание. Классификация предприятий. ГОСТ Р 50762-95»
5.Письмо Роскомторга от 15 июля 1996 года №1-806/32-9 «О дей-ствующей нормативной документации для предприятий общест-венного питания»
6.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. / Грищенко О.В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
7.Анализ финансовой отчетности. (Учебное пособие) Донцова Л.В, Никифорова Н.А. (2004, 2-е изд., 336с.)
8.Анализ финансовой отчетности. (Учебное пособие) Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. (2006, 2-е изд., 408с.)
9.Анализ финансовой отчетности. (Учебное пособие) Ронова Г.Н. (МФПА, 2003, 156с.)
10.Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. / Макарьева В.И. - М.: Налоговый вестник, 2003 г.
11.Ассоциация гидов-переводчиков заключила соглашение с веду-щими туроператорами по въездному туризму / 28.8.2009 // Режим работы: http://www.intourist.ru/?action=news_view&id=851
12.Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной дея¬тельности. -М.: Финансы и статистика, 1997.
13.Балабанов И.Г. Анализ и планирование финансов хозяйствующе-го субъекта. - М.: Финансирование и статистика, 1994.
14.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирования хозяйст-вующего субъекта. – 2-е изд., М.: "Финансы и статистика", 2000. – 208 с.
15.Бухгалтерский баланс ОАО НТК «Интурист» на 31 декабря 2008 года.
16.Ведомости, «Падение рынка составит 40%», — Александр Ару-тюнов, президент компании «Интурист» / 20.4.2009 / Режим дос-тупа: http://www.intourist.ru/?action=dialog_view&id=816
17.Воронов К., Максимов О. Финансовый анализ. Некоторые поло-жения методики. // ITeam - технологии корпоративного управле-ния: [http://www.iteam.ru/publications/finances/section_30/article_817/, 02.07.2003]
18.Годовой отчет ОАО НТК «Интурист» за 2008 год
19.Гостиничные услуги. Документальное оформление, бухгалтер-ский учет и налогообложение. Эксмо, 2005. – 192 с.
20. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В. и др. Анализ хозяйст-венной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн. ООО "Интерпрессервис", УП "Экопер-спектива", 2001. – 576 с.
21.Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В. и др. анализ хозяйст-венной деятельности предприятия: Учеб. пособие/Под общ. ред. Ермолович Л.Л. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 580 с.
22.Журавлев В. В., Савруков Н. Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций. - СПб.: Политехни-ка, 2001. - 127 с.
23.Земитан Г. Методы прогнозирования финансового состояния ор-ганизации. // ITeam - технологии корпоративного управления: [http://www.iteam.ru/articles.php?pid=7&tid=2&sid=30&id=408, 19.02.2003]
24.Информационный меморандум ОАО НТК «Интурист» от апреля 2007 года.
25.Информационный справочник «Финансовый анализ». Режим доступа: http://financial-analysis.ru/methodses/metIANPV.html
26.Керимов В.Э., Роженецкий О.А. Анализ соотношения ''затраты — объем — прибыль''. // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2000.
27.Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Финансовый менеджмент. - №2. - 2001.
28.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ТК Велби, 2002. – 424 с.
29.Отчет о прибылях и убытках ОАО НТК «Интурист» на 31 декаб-ря 2008 года
30.Официальный сайт ОАО НТК «Интурист». Режим доступа: http://www.intourist.ru
31.Официальный сайт «Интуравтосервис». Режим доступа: http://www.intouravtoservice.spb.ru/about
32.Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
33.Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. / Г.В. Савицкая. — 8-е изд.,перераб. — М.: Новое знание, 2003. — 640 с. — (Серия: Экономическое образование).
34.Савчук В.П. Финансовая диагностика и мониторинг деятельности предприятия: практические подходы и технологии. – Киев, 2004.
35.Санникова И.Н., Стась В.Н., Эргардт О.И.. Комплексный эконо-мический анализ. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003
36.Словарь экономических терминов. Режим доступа: http://www.bank24.ru/info/glossary/
37.Стоун Д. Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс.
38.Финансовый анализ на предприятии. // Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства : [ http://www.dist-cons.ru/modules/fap/index.html], 1.03.2003
39.Финансовый анализ предприятия. (Учебное пособие) Лиференко Г.Н. (2005, 160с.)
40.Финансовый анализ. (Учебник) Ионова А.Ф, Селезнева Н.Н. (2006, 624с.)
41.Финансовый анализ. (Учебное пособие) Под ред. Новашиной Т.С. (МФПА, 2005, 192 с.)
42.Финансовый анализ. Управление финансами. (Учебное пособие) Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. (2006, 2-е изд., 639с.)
43.Финансовый анализ: методы и процедуры. Ковалев В.В. (2002, 560с.)

Вопрос-ответ:

Что такое экономическая эффективность и как она определяется?

Экономическая эффективность означает достижение наилучшего сочетания затрат и результатов в деятельности организации. Она определяется путем сравнения полученных результатов с затратами, которые необходимо было сделать для их достижения.

В чем особенности услуг питания и как оценивается их экономическая результативность?

Услуги питания отличаются от производства товаров тем, что они нематериальны, немодульны и необратимы. Оценка экономической результативности услуг питания осуществляется на основе анализа объема продаж, себестоимости, прибыли, а также качества и удовлетворенности потребителей.

Каким образом осуществляется оценка эффективности деятельности организации?

Оценка эффективности деятельности организации осуществляется посредством системы показателей. Она включает в себя различные экономические, финансовые, социальные и организационные показатели, которые отражают результаты работы и способствуют принятию управленческих решений.

Какова ресурсная база деятельности ОАО НТК Интурист?

Ресурсная база деятельности ОАО НТК Интурист включает в себя различные материальные и нематериальные ресурсы. К ним относятся транспортные средства, гостиничные комплексы, информационные технологии, кадровый потенциал, финансовые ресурсы и другие.

Какие существуют критерии оценки экономической эффективности?

Существует несколько критериев оценки экономической эффективности, включая рентабельность, прибыльность, экономию затрат, индекс эффективности и другие. Каждый из них позволяет оценить эффективность деятельности организации с разных точек зрения и принять соответствующие управленческие решения.

Какие критерии используются для оценки экономической эффективности деятельности организации?

Для оценки экономической эффективности деятельности организации используются различные критерии, которые включают в себя: прибыльность, рентабельность, доходность, оборачиваемость капитала, соотношение затрат и результатов и другие.

Какие особенности имеют услуги питания с точки зрения экономической результативности?

Услуги питания имеют свои особенности с точки зрения экономической результативности. Они требуют высокой логистической организации, постоянного контроля качества продуктов, соблюдения санитарных норм и правил. Эффективность услуг питания оценивается по показателям выручки, себестоимости, прибыльности и удовлетворенности клиентов.

Какие показатели используются для оценки эффективности деятельности предприятия?

Для оценки эффективности деятельности предприятия используются различные показатели, включающие в себя финансовые показатели (прибыль, рентабельность, оборачиваемость активов), операционные показатели (удельные показатели производительности, снижение затрат) и маркетинговые показатели (доля рынка, удовлетворенность клиентов).