Нервно - психическая устойчивость у людей с различными социально - демографическими характеристиками

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дифференциальная психология
  • 3232 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.05.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретический анализ основных понятий исследования
1.1 Психические состояния.
1.2 Стресс и его основные характеристики
1.3 Нервно-психическая устойчивость
Выводы по главе 1
Глава 2. Методы и схема эмпирического исследования
2.1 Описание эмпирического исследования
2.2 Особенности проведения исследования
2.3 Характеристика эмпирической выборки
2.4 Диагностический аппарат исследования
Выводы по главе 2
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования данных
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Данные результаты свидетельствуют о предположительно большом уровне нервно-психической устойчивости. С одной стороны молодые представители эмпирической выборки обладают еще «не расшатанной» нервной системой. Способной обеспечивать нервно-психическую устойчивость личности, а с другой стороны более пожилой возраст может сочетаться с нервно-психической устойчивостью как чертой профессиональной деформации личности.
Следующим моментом будут рассмотрены жилищные условия обследуемых. Результаты по данному вопросу социально-демографического опросника представлены на рисунке №3.

Рис.3 Жилищные условия обследуемых эмпирической выборки











Анализируя полученные результаты, можно отметить, что большинство обследуемых проживают в отдельной квартире — 81% всех обследуемых. А оставшиеся делятся на тех, кто проживает в коммунальной комнате с малым или средним количеством соседей. Исходя из этого можно предположить. Что нормальные жилищно-бытовые условия формируют предрасположенность у нервно-психической устойчивости обследуемых.
При этом, дополнительным фактором является тот факт, что практически все обследуемые (за исключением трех человек, что составляет 15% эмпирической выборки, которые всего один раз меняли место жительства) не меняли место жительство. Стабильность жилищных условий обуславливает формирование нервно-психической устойчивости личности.
Следующим моментом рассмотрим семейное положение обследуемых, как фактор влияющий на формирование нервно-психической устойчивости. На рисунке №4 отражается семейное положение обследуемых эмпирической выборки.

Рис.4 Семейное положение обследующих эмпирической выборки












Анализируя полученную диаграмму, можно отметить, что большинство обследуемых состоит в гражданском или официальном браке — 67% обследуемых всей выборки. 22% составляет разведенные и 11% холостые. При этом у большинства обследуемых — 90% всей выборки — данный брак первый и единственный и лишь у 10% обследуемых повторный. Большинство семей имеют одного ребенка.
Говоря о детско-родительских отношениях в семьях, можно констатировать положительную эмоциональную обстановку. А ответах некоторых обследуемых фигурирует динамичность в отношениях с детьми.
В целом, анализируя ответы по разделу семейные отношения, можно сделать вывод о том, что положительная обстановка в детско-родительских отношениях, наличие семьи у обследуемых может являться детерминирующим фактором для формирования нервно-психической устойчивости.
Следующий раздел социально-демографического опросника — бытовые зависимости. Необходимо изначально отметить, что именно данный раздел являлся для обследуемых наиболее сложным. Ряд обследуемых пропускали вопросы, касаемые алкоголизма и наркомании. Поэтому можно сделать вывод о том, что данный раздел заполнялся неискренне, не дает целостной информации и может являться источником заведомо ложной информации.
Следующим моментом рассмотрим результаты по методике «Прогноз», представленные на рисунке №5.

Рис. 5 Результаты по методике «Прогноз»












Анализируя полученные данные необходимо отметить, что результаты по методике «Прогноз» диагностировали у большинства обследуемых данной эмпирической выборки низкий уровень нервно-психической устойчивости — 45% процентов всей эмпирической выборки, что означает подверженность обследуемых стрессовым ситуациям.
35% обследуемых демонстрируют высокий уровень нервно-психической устойчивости. Данные обследуемые более адаптированы, проявляют большую устойчивость и меньший риск дезадаптации в стрессе.
Необходимо отметить, что данная методика содержит также проверку искренности ответов обследуемых. Если по соответствующей шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть. В данном случае средний показатель по всей выборке по шкале искренности равен 10,4, что свидетельствует о неискренности ответов и соответственно является поводом для того, чтобы считать результаты по данному обследованию недостоверными.
Вероятно, поводом для этого послужил социально-демографический опросник, а именно его 3 шкала — бытовые зависимости. т. к. опросник предлагался первым, то это вероятно и повлияло на диагностическое обследование при помощи методики «Прогноз».
Итак, соотнося данные методики «Прогноз» и социально-демографического опросника, можно отметить следующее.
Обследуемые с высокими показателями по методике «Прогноз», иллюстрирующими высокий уровень нервно-психической устойчивости, работают в сфере «человек-человек» (грузчики, фотограф, кладовщик), а также «человек-техника» (водители и инженеры). Также необходимо отметить, что для обследуемых с высоким уровнем нервно-психической устойчивости характерен более молодой возраст ( в основном 25-30 лет). Что касаемо семейной жизни, то здесь вопрос требует более тщательной проработки, т.к среди обследуемых с высоким уровнем НПУ есть холостые и женатые/замужние. Поэтому для изучения данного фактора необходимо дополнительное рассмотрение отношений внутри семейных пар. Но наблюдается взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости и пола - среди обладателей высокого уровня данного показателя только одна представительница женского пола.
Среди обладателей низкого уровня НПУ наблюдается всего двое мужчин, один из который является холостым, а другой в разводе. В остальном данную группу составляют представительницы женского пола, находящиеся в браке.
Исходя из своеобразности полученных данных корреляционный анализ был проведен между возрастом и уровнем НПУ. Он показал тесную корреляционную связь между данными показателями: чем выше возраст обследуемого, тем ниже уровень нервно-психической устойчивости (r=0,424 при p=0,024).

Выводы по главе 3

В ходе анализа данных, полученных при помощи социально-демографического опросника были получены результаты, являющиеся в целом положительной характеристикой социально-демографического положения обследуемых данной эмпирической выборки, что в свою очередь формирующие предположение о высоком уровне нервно-психической устойчивости в данной эмпирической выборке.
Необходимо отметить негативное отношение и нежелание обследуемых работать по третьему пункту данного опросника — бытовые зависимости.
Наиболее распространенным уровнем ПНУ в данной выборке является низкий уровень. Но при этом соотношение между высоким и низким уровнем характеризуется 45% к 35%.
Выявлена положительная корреляционная связь между возрастом и НПУ.
Данное обследование можно считать пилотажным и требующим дополнительных исследований.
Гипотеза исследования частично нашла свое подтверждение.
Заключение
Нервно-психическая устойчивость является одним из важнейших показателей многих профессий. Под данным понятие понимается способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.
Нервно-психическая устойчивость проявляется в:
отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;
натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;
умении сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям;
неподатливости к психологическому давлению со стороны третьих лиц;
умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.
В современных условиях деятельности успех выполняемой работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.
Представленные в настоящем исследовании теоретические и практические материалы свидетельствуют о том, что проблема нервно-психической устойчивости личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной, но пока еще нуждается в серьезных и разносторонних исследованиях. В рамках данного исследования была предпринята попытка отыскать детерминанты данного состояния среди социально-демографических характеристик человека.
Гипотеза данного исследования, заключающаяся в том, что существует детерминация нервно-психической устойчивости в зависимости от социально-демографических характеристик подтвердилась частично, что связано с необходимостью проведения более детального исследования.
В целом, необходимо отметь, что оценка нервно-психической устойчивости человека необходима для раннего выявления типа нервной системы и подбора адекватной профориентации, корректировки возбуждения и тренировки уравновешенности. Это достаточно важный, но еще не полностью исследованный момент, который, исходя из запросов современной жизни. Необходимо раскрывать и исследовать.
Список литературы
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : Изд-во КазГУ, 1987.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989, 270 с.
Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЭР, 2000 - 352с.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, 263 с.
Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,1983.
Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. /под ред. О.В. Овчинниковой. – М., 1976.
Газенко О.Г. Словарь физиологических терминов – М: Наука, 1987, -448 с.
Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //Психические состояния /Под ред. А.А.Крылова.-Л., 1981 (Экспериментальная и прикладная психология. Вып.10).
Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический Журнал.-1992.-том 13.-№ 3.-с.24-41.
Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психо-физиологическая проблема //Психологический журнал.1981.Т.2 N 5.С.35-42.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб: Речь, 2005. – 400 с.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 – 64 с.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.  Л.: Наука, 1970. 178 с.
Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности. //Автореф. канд. дис. М., 1993.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. C.672.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб: Питер Ком, 1998. – 688 с.
Седерберг У. Нейрофизиологические аспекты стресса // Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 116-128
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.123 с.
Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.-Горький, 1975.
Стресс жизни Сборник./ Составители Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО Лейла, 1994-384 с.
Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. //Диссерт. в виде научн. докл. на соиск. уч. степ. докт. пс. н. СПб., 1996.
Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.












2













1.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : Изд-во КазГУ, 1987.
2.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989, 270 с.
3.Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЭР, 2000 - 352с.
4.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, 263 с.
5.Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,1983.
6.Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. /под ред. О.В. Овчинниковой. – М., 1976.
7.Газенко О.Г. Словарь физиологических терминов – М: Наука, 1987, -448 с.
8.Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //Психические состояния /Под ред. А.А.Крылова.-Л., 1981 (Экспериментальная и прикладная психология. Вып.10).
9.Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический Журнал.-1992.-том 13.-№ 3.-с.24-41.
10.Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
11.Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психо-физиологическая проблема //Психологический журнал.1981.Т.2 N 5.С.35-42.
12.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб: Речь, 2005. – 400 с.
13.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
14.Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 – 64 с.
15.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
16.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.
Л.: Наука, 1970. 178 с.
17.Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности. //Автореф. канд. дис. М., 1993.
18.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. C.672.
19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб: Питер Ком, 1998. – 688 с.
20.Седерберг У. Нейрофизиологические аспекты стресса // Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 116-128
21.Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.123 с.
22.Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.-Горький, 1975.
23.Стресс жизни Сборник./ Составители Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО Лейла, 1994-384 с.
24.Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. //Диссерт. в виде научн. докл. на соиск. уч. степ. докт. пс. н. СПб., 1996.
25.Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

Вопрос-ответ:

Какие понятия анализируются в первой главе статьи?

В первой главе статьи проанализированы понятия психических состояний, стресса и нервно-психической устойчивости.

Что включает в себя психическое состояние?

Психическое состояние включает в себя различные аспекты внутреннего мира человека - эмоции, настроение, мысли и поведение.

Какие характеристики имеет стресс?

Стресс может характеризоваться физиологическими проявлениями (увеличение пульса, повышение давления), психологическим дискомфортом и повышенной эмоциональной напряженностью.

Что такое нервно-психическая устойчивость?

Нервно-психическая устойчивость - это способность человека справляться с жизненными трудностями, стрессовыми ситуациями и сохранять эмоциональное равновесие.

Какие методы используются в эмпирическом исследовании?

В эмпирическом исследовании используются методы наблюдения, анкетирования и статистического анализа данных.

Что такое нервно-психическая устойчивость?

Нервно-психическая устойчивость - это способность человека справляться с эмоциональным дискомфортом, стрессом и трудностями в жизни, сохраняя при этом психическое равновесие и продуктивность.

Какие психические состояния существуют?

Существует множество психических состояний, таких как радость, грусть, страх, гнев и другие. Они могут меняться в зависимости от ситуации и внешних факторов.

Что такое стресс?

Стресс - это реакция организма на внешние или внутренние раздражители, которая сопровождается физиологическими и психическими изменениями. Он может иметь негативное влияние на здоровье и общее самочувствие человека.

Какие основные характеристики стресса?

Основные характеристики стресса включают физиологическую активацию, эмоциональное напряжение, когнитивные изменения и поведенческие реакции. Каждый человек может реагировать на стресс по-разному, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и ситуации.

Какие группы людей исследуются в данном исследовании?

В данном исследовании исследуются люди с различными социально-демографическими характеристиками, такими как возраст, пол, образование, социальный статус и другие. Исследование позволяет выявить возможные различия в нервно-психической устойчивости у разных групп людей.

Какие понятия исследования рассматривает глава 1?

Глава 1 исследует понятия психических состояний, стресса и нервно-психической устойчивости.

Что такое стресс и какие основные его характеристики?

Стресс – это состояние дезадаптации организма к требованиям внешней среды. Основные характеристики стресса – это физиологические реакции (повышенное артериальное давление, учащенное сердцебиение), изменение эмоционального состояния и поведения (раздражительность, агрессия), а также нарушение работы организма (бессонница, головные боли).