Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Работа МДОУ с детьми неблагополучных семей

  • 40 страниц
  • 21 источник
  • Добавлена 15.10.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1 глава. Теоретические основы педагогической деятельности с детьми из неблагополучных семей
1.1 Отражение проблемы неблагополучия в семейных отношениях в педагогической литературе
1.2 Особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
1.3 Педагогические факторы решения проблем детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
Вывод по первой главе
2 глава. Опытно-экспериментальное исследование по изучению социализации детей дошкольного возраста из неблагополучных семей в МДОУ
2.1 Организация и содержание констатирующего этапа эксперимента
2.2 Программа педагогического воздействия на уровень социализации и развития личностных качеств детей из неблагополучных семей
2.3 Динамика и результаты воспитательной работы в дошкольном учреждении в группе детей из неблагополучных семей
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение………………………………………………………………..41
Фрагмент для ознакомления

Яркие краски лета – это свидетельство хорошего эмоционального настроя в семейных отношениях. На всех рисунках и взрослые, и дети смеются – это также говорит о семейном комфорте и благополучии. Четкие контуры и линии свидетельствуют о положении ребенка в семье: здесь им уютно, они чувствуют себя защищено. При беседе с детьми выяснилось, что в семье перестали родители ругаться, стали больше внимания уделять детям. Однако в контрольной группе осталось ещё 10 семей с низким уровнем детско-родительских отношений: на рисунках детей из этих семей нарисованы не все члены семьи: в беседе выяснилось, что дети не нарисовали старших братьев и сестер (4 человека) и отца(6 человек), так как боятся, что они увидят рисунок и им не понравится, как они их изобразили. Там, где оставалось пространство на листе, дети заштриховали сильным нажимом карандаша. У некоторых детей все части человека были оторваны друг от друга, то есть рисовались отдельно, а потом были соединены линиями – это наличии конфликтности между ребенком и взрослыми, о преобладании чувства страха и тревоги в семье и детском саду. Деформация рисунка или слишком преувеличенное внимание к отдельным деталям лица свидетельствует о сохранении тревожности и враждебности в семейных взаимоотношениях.
Сопоставим полученные результаты до эксперимента и после:
Таблица 3
Результаты теста «Кинетический рисунок семьи» (КРС) в экспериментальной группе до и после эксперимента
Уровень детско-родительских отношений До эксперимента После эксперимента Высокий уровень 2 10% 8 40% Средний уровень 5 25% 6 30% Низкий уровень 13 65% 6 30%
Отразим это графически:

Диаграмма 5. – Уровень детско-родительских отношений до и после эксперимента в экспериментальной группе
Таблица 4
Результаты теста «Кинетический рисунок семьи» (КРС) в контрольной группе до и после эксперимента
Уровень детско-родительских отношений До эксперимента После эксперимента Высокий уровень 3 15% 7 35% Средний уровень 3 15% 3 15% Низкий уровень 14 70% 10 50%
Отразим это графически:

Диаграмма 6. – Уровень детско-родительских отношений до и после эксперимента в контрольной группе
Данные исследования после проведенного педагогического эксперимента свидетельствует, что реализация программы «Самочувствие» дала определенные результаты деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми из неблагополучных семей: в экспериментальной группе у 8 детей наблюдается высокий уровень детско-родительский отношений, что составляет на 30% выше при первичной диагностике, низкий уровень детско-родительских отношений уменьшился на 35%, это связано с тем, что шесть семей изменили свой статус в лучшую сторону: они стали «социально-адаптированными».
В контрольной группе, где эксперимента не было, только в трех семьях улучшились детско-родительские отношения. Следовательно, систематическая работа детского сада по психологическому и педагогическому воздействию на детей и их родителей помогает корректировать взаимоотношения детей и родителей в семье.
Таким образом, работа социального педагога по решению проблемы социализации детей из неблагополучных семей была результативной. Это, прежде всего, выразилось в желании родителей сотрудничать с педагогами и использовать их рекомендации-пожелания. Межличностные отношения между детьми в детском саду изменились: это и поведение детей, умение общаться с ровесниками и педагогами, успешное усвоение программного материала, желание участвовать в игре и выполнять правила игры. Вся деятельность социального педагога была направлена на помощь и коррекцию семейных отношений и на создание условий для развития личностных качеств каждого ребенка через игровые ситуации и моделирование.


Выводы по второй главе

Таким образом, 1. Исследование развития детей из неблагополучных семей показало, что на изменение коммуникативных навыков и социализацию детей из неблагополучных детей влияют игры с ровесниками и использование инновационных методов и форм при работе в группе и с родителями.
2. Наблюдения за поведением детей в игровых и социально-психологических ситуациях определили, что дети из неблагополучных семей нуждаются в корректировке личностных качеств. Они часто бывают «взрывными» или наоборот, «тихими», быстро реагируют на замечания, не умеют общаться с ровесниками.
3. Экспериментальные исследования в детском саду дали возможность запланировать игровые ситуации, основанные на реальных травмирующих событиях. Ребёнок получает в игре возможность рассказать о своих проблемах, снять напряжение и смоделировать тактику поведения, что приводит к снижению тревожности и чувства страха, как в семье, так и в детском коллективе. Подобные игры и методики рекомендованы авторами: Лебедевой Н.Н., Лендрет Г.А., Костиной Л.М. [12, с. 190].
4. Деятельность социального педагога была направлена на своевременное выявление неблагополучных семей, на определение степени социальной опасности семьи для ребенка, на знание психологического статуса семьи, социальных контактов внутри семьи. Полученная информация помогла социальному педагогу проанализировать полученную информацию и скорректировать групповую и индивидуальную работу с родителями и детьми.
5. Сравнение полученных результатов до эксперимента и после позволяет увидеть, что индивидуальная коррекционная деятельность социального педагога дошкольного образовательного учреждения с группой детей и группой родителей неблагополучных семей дала положительные результаты. У шести детей из неблагополучных семей сформировались коммуникативные навыки, они стали более спокойными в отношении к ровесникам: с удовольствием принимают участие в командных играх и играх с правилами. Изменились в лучшую сторону и отношение родителей к детскому саду: многие родители почувствовали доверие к методам и приемам в воспитательном процессе, которые используют воспитатели учреждения, сами стали охотно участвовать в проведении мероприятий. Родители уверены, что совместная деятельность с воспитателями детского сада поможет усовершенствовать семейные отношения.
Заключение

В проделанной работе были изучены вопросы семейного воспитания, причины появления неблагополучных семей и проблемы воспитания в дошкольных образовательных учреждениях детей из этих семей. Было определено, что понятие «неблагополучная семья» многими психологами и педагогами трактуется по-разному, но единство мнений в том, что это семьи, где нарушается структура и обесцениваются семейные функции и обязанности, где воспитательный процесс имеет нарушения, а в результате этого появляются педагогически запущенные дети. Неблагополучные семьи создают для детей серьезные психологические травмы, что проявляется у детей дошкольного возраста при общении с ровесниками.
В работе было отмечено, что всех детей из неблагополучных семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся дети, которые чувствуют себя некомфортно в семье и нуждаются в постоянной защите их прав и свобод. Вторая группа детей характеризуется тем, что у них нарушены контакты с семьей, которые потеряны при разных факторах. Для всех этих детей характерны общие проблемы: критические ситуации в семье, конфликтные отношения родителей, отражающие на взаимоотношениях с детьми, высокий уровень тревожности и страха перед родителями и различными совершенными поступками, это появление чувства неполноценности и ненужности в семье, это отсутствие культурных и моральных ценностей.
В период дошкольного возраста развитие личностных качеств в процессе социализации ребенка в обществе стоит на первом месте, и, соответственно, он зависит от детско-родительских отношений. Если эти взаимоотношения нарушены, то возникает кризисные или неблагополучные семьи. Этот процесс связан с психологическим климатом семьи, её материальным положением, культурным уровнем, с методами и приемами, которые родители и воспитатели используют в совместном педагогическом процессе.
Для экспериментального исследования неблагополучия семьи были использованы методики: тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столина, методика Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи». Изучение семей и наблюдение за деятельностью детей во время занятий и игр позволили определить типологию неблагополучных семей. Полученные данные определили программу коррекции детей из неблагополучных семей. В экспериментальной работе принимали участие 40 семей. Педагогический эксперимент, то есть реализация программы «Самочувствие», дала определенные результаты деятельности социального педагога детского сада с детьми из неблагополучных семей: в экспериментальной группе процент благоприятных, комфортных детско-родительских отношений увеличился на 30%, так как 6 семей из статуса «неблагополучные» перешли в статус «социально ориентированные». В контрольной группе произошли незначительные изменения. Этот фактор свидетельствует о том, что целенаправленная работа социального педагога и воспитателей дошкольного учреждения на ситуацию успеха каждого ребенка может привести к положительным результатам и изменить социальный статус детей в семье. Успешная деятельность социального педагога способствует формированию и развитию личностных качеств каждого ребенка, позволяет детям использовать внутренние силы, энергию и способности. Таким образом, цель, задачи и гипотеза исследования достигли своего результата.


Список использованной литературы

1. Бернс Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. - М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатора / М.И. Буянов. – М., 2008. – 273с.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416с.
5. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьёй / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 205с.
6. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Семейная психология и семейная терапия, 2001. - №1
7. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие ребёнка-дошкольника / А.В. Запорожец, Я. Неврович, А.Д. Кошелёва. - М., 2001. – С.200.
8. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 77с.
9. Костина Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии / Дошкольное воспитание, 2003. - № 10.
10. Котова Е. О профилактике детской тревожности / Дошкольное воспитание, 2002. - №4. – С.85.
11. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг / Н.В. Клюева. – Ярославль, 2001.
12. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой деятельности / Н.Н. Лебедева. - М., 2007. – 190с..
13. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. - М., 2000. – 278с.
15. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А.Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая Университетская библиотека).
16. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Поддубная Т. Н, А.О. Поддубный; науч.ред. Р.М. Чумичева.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 370с.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 736с.
18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 512с.
19. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Г. Шмелев. – М., Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 2006. – 544с.
20. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие / Т.И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005. – 328с.
21. Юдина И.Ю. Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада / И.Ю. Юдина. – М.: МПГУ, 2010. – 118с.

Приложение 1

Анкета «Изучение семьи»
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия
3. Профессия родителей, их общественная деятельность.
4. Культурный уровень родителей:
- библиотечный фонд семьи;
- совместное чтение книг;
- газеты, журналы семьи;
- посещение театров, выставок, концертов;
5. Общая семейная атмосфера:
- доброжелательная, - неустойчивая, - равнодушная,
- недоброжелательная.
6. Кто из родителей занимается воспитанием ребенка?
7. Развитие каких качеств в воспитательном процессе ставят родители на первое место?
8. Предмет основной заботы родителей:
- здоровье детей; - развитие умственных способностей;
- нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
- сверхопекающее; - заботливое; - равнодушное.
10. Система воспитательных воздействий:
- единство требований в воспитательном процессе;
- возникновение конфликтов в процессе воспитания;
- отсутствие системы в воспитании.
11. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- знание педагогических принципов и желание их пополнять;
- ограниченность знаний, пренебрежение советов специалистов;
- низкий уровень знаний и нежелание размышлять над проблемами
воспитания.
12. Контроль за поведением и деятельностью ребенка:
- систематический; - временный; - отсутствие контроля.
13. Взаимодействие семьи с детским садом:
- систематическое; - эпизодическое; - отсутствие взаимодействия.
Приложение 2

Статистические данные по социальному паспорту МДОУ детского сада № 20 детей старшего дошкольного возраста
Информационный раздел Информационные показатели 1 группа
(эксп.) 2 группа
(конт.) Состав семей по объему - полные семьи
- многодетные семьи
- неполные семьи, из них:
- матери-одиночки
- один из родителей неродной
Всего семей 8
6
7
2
5
20 7
4
9
2
4
20 Материальное положение - высокий доход (доход выше прожиточного минимума)
- средний доход
- низкий доход (доход ниже прожиточного минимума) 2

8
10 2

7
11 Социальный статус родителей - служащие
- рабочие
- предприниматели
- безработные
- домохозяйки
Всего родителей 2
14
3
6
3
28 3
14
3
3
4
27 Образовательный уровень родителей - высшее образование
- среднее специальное
- среднее 5
14
9 6
14
7 Возрастной диапазон родителей - 18-24 года
- 25-30 лет
- 31-35 лет 4
14
10 3
16
8
Приложение 3

Таблица симптомокомплексов Кинетического рисунка семьи
Компоненты КРС Симптомы Балл 1. Благоприятная семейная обстановка 1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
3. Изображение всех членов семьи
4. Отсутствие изолированных членов семьи
5. Отсутствие штриховки
6. Хорошее качество линии 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе
9. Подчеркивание отдельных деталей 0,2

0,1
0,2
0,2

0,1
0,1
0,2
0,1

0,1 2. Тревожность 1. Штриховка
2. Линия основания - пол
3. Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
5. Стирание
6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей
8. Двойные или прерывистые линии
9. Подчеркивание отдельных деталей
10. Другие возможные признаки 0,1,2
3
0,1
0,1
0,1
0,1, 2
0,1
0,1
0,1
0,1 3. Конфликтность в семье 1. Барьеры между фигурами
2. Стирание отдельных фигур
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
4. Выделение отдельных фигур
5. Изоляция отдельных фигур
6. Неадекватная величина отдельных фигур
7. Несоответствие вербального описания и рисунка
8. Преобладание вещей
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
10. Член семьи, стоящий за спиной
11. Другие возможные признаки 0,1
0,1,2
0,1,2

0,2
0,2
0,2

0,2

0,1
0,1

0,2
0,1 4. Эмоциональное напряжение (чувство неполноценности) 1. Автор рисунка непропорционально маленький
2. Расположение фигур на нижней части листа
3. Линия слабая, прерывистая
4. Изоляция автора от других
5. Маленькие фигуры
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
7. Отсутствие автора
8. Автор стоит спиной
9. Другие возможные признаки 0,2

0,2

0,1
0,2
0,1
0,1

0,1
0,2
0,1 5. Враждебность в семейных отношениях 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
2. Агрессивная позиция фигуры
3. Зачеркнутая фигура
4. Деформированная фигура
5. Обратный профиль
6. Руки раскинуты в стороны
7. Пальцы длинные, подчеркнутые
8. Другие возможные признаки 0,2

0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1 Приложение 4

Игры для проведения программы «Самочувствие» в МДОУ (старшая группа), направленные на успешную социализацию детей из неблагополучных семей.
1. Игра «Разрывание бумаги»
Данная игра способствует снижению напряжения, даёт ребёнку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей. Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог или родитель может, не объясняя правил, просто предложить ребёнку рвать бумагу. Затем он сам берёт газету и начинает её рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребёнку, что размер кусочков не важен. Если ребёнок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог или родитель может стать спиной к детям, делая вид, что не замечает их. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, взрослый предлагает ребёнку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно так же прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх. В этой игре важно, чтобы приняли участие родители, так как чаще всего они являются источником повышения уровня тревожности у ребёнка.
2. Игра «Представь, что ты можешь?»
Упражнение используется с целью выработки у ребёнка уверенности в своих силах. Ребёнку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребёнка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог или родитель просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. В воображаемой игровой ситуации ребёнок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причём в данном случае для ребёнка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.
3. «Игра с глиной (тестом, пластилином)»
Пластичность теста, глины или пластилина позволяет детям выразить значимые для него темы, сохраняя достаточно высокую степень контроля над материалом. Процесс работы с материалом, и все те изменения, которые он претерпевает, является весьма ёмкими метафорами, психологической трансформации. Сочетание теста, глины или пластилина с другим изобразительным материалом дает дополнительные экспрессивные возможности.
Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек, позволяющих отразить разнообразные эмоционально-значимые темы, скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, формочки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).
Вначале ребёнку даётся возможность изучить свойства, предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом педагог может также поиграть с материалом. Как правило, вначале ребёнок некоторое время играет с материалом и предметами, затем он переходит к основному этапу работы – созданию определённых образов. Работа ребёнка с материалом индивидуальна, поэтому педагогу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.
Существует два основных способа работы детей с материалом:
- Создание единичных символических образов.
- Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры. Ребёнок может в любой момент сломать фигуру или изображение, которое его беспокоит.
Данная игра позволяет ребёнку снизить уровень тревожности и страха над чем-либо или кем-либо, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение [10, с. 85].
4. Игра «Волшебный ковёр»
Игра направлена на снятие у ребёнка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности и страха.
Для проведения игры необходимо иметь маленький лёгкий коврик, который ребёнок мог бы легко перемещать, но в то же время мог уместиться на нём сидя или лёжа. Психолог или педагог предлагает коврик ребёнку и говорит, что это не простой коврик, а волшебный, и в данный момент, он превратится в дом (больницу, садик, кроватку - в зависимости от проблемы ребёнка). Затем взрослый предлагает поиграть на этом коврике, и сам включается в игру, беря на себя какую-нибудь роль в зависимости от проблемы ребёнка.
5. Игра «Сочинение историй с помощью предметов»
Эта игра позволяет ребёнку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.
Для проведения игры понадобятся 5 или 6 предметов (это могут быть игрушки). Разные предметы кладут перед каждым ребёнком и объясняют, что ему нужно придумать о них историю, причём история должна быть интересной и должна чему-то учить. После этого ребёнок выбирает предмет и придумывает о нём историю. Во время рассказывания, взрослый может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребёнок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем взрослый пересказывает историю, придуманную ребёнком.
Основная цель сочинения ребёнка и его пересказа взрослым заключается в представлении ребёнку возможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий. Эта игра даёт достаточно большой психологический эффект, так как ребёнок без каких- либо эмоциональных затруднений рассказывает о своих проблемах, о том, что происходит в его жизни.
6. Игра «Стройка»
Данная игра помогает детям проявлять свои эмоции, используя вербальные и невербальные способы.
Для проведения игры необходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Педагог объясняет детям, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню). Но прежде, чем положить кубик, детям нужно рассказать, что их раздражает больше всего. Только после этого они могут положить свои кубик. Затем педагог делает тоже самое. В следующий раз детям можно предложить рассказать, что им больше всего нравится, затем – что их веселит, от чего им грустно, чего они боятся и так далее. Тематика может повторяться. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют детям больше рассказывать о своих проблемах.
7. Игра «Пещера для знакомств».
Для игры понадобятся покрывала светлые или простыни (в два раза меньше, чем детей). Если детей нечётное количество, то к игре подключается психолог или педагог. Покрывала раскладывают на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно спрятаться под покрывало, причём, в одной «пещере» не может быть больше 2 человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают суетиться, объяснить, что спешить не надо. Под покрывалом за время короткой беседы дети должны «познакомиться». Затем снова звучит музыка, и они выходят из «пещеры». Игра повторяется.
8. Игра «Фотоальбом»
Методика этой игры позволяет не травмирующим для ребёнка образом выяснить его чувства по отношению к определённым событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства. Для проведения игры нужно, чтобы родители принесли семейные фотографии, можно те фотографии, где ребёнок общается с детьми. Фотографии раскладывают на полу, чтобы все они были видны. Затем ребёнку задаются вопросы, касающиеся изображённых на фотографиях людей. Выявляются фотографии, которые не нравятся ребенку, люди, с кем он любит общаться, или с кем он не хочет общаться. Педагог просит сделать так, как бы понравилось ребёнку (Разрисовать фотографию, вырезать тех, кто не нравится, или приклеить тех, кто нравится). Эту игру проводят несколько раз в течение всего периода коррекционной терапии. Из фотографий, «сделанных» ребёнком нужно сделать отдельный фотоальбом, который можно после показать родителям. Если у ребёнка чувство страха возникло из-за ситуации в семье, то в ходе игры выясняется, кого в семье он побаивается, или в какой жизненной ситуации, запечатлённой на фотографии, он испугался чего-то.
9. Игра «Спрятанные проблемы»
Эта игра помогает детям, скрывающим свои страхи и переживания, проявить их, снизить уровень тревожности и страха. Для игры требуется пустая коробка, фломастеры, бумага. В крышке коробки прорезается дырка. Затем ребёнку предлагается нарисовать то, что его тревожит, чего он боится, рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», то есть спрятать проблему. Если ребёнок не может нарисовать, то он должен рассказать педагогу, дунуть на листочек, «вложить» проблему на лист бумаги и спрятать в «ящик». После того, как все дети спрячут «проблемы», педагог спрашивает их о том, что они сделали бы с этим ящиком (сожгли, выбросили, порвали).
10. Игра «Бесилки»
Игра помогает детям выплеснуть энергию. Включается музыка, дети танцуют, прыгают. Выключается музыка – дети замирают. Снова включается. Повторение зависит от степени возбуждённости детей. Такая игра позволяет не только снизить уровень тревожности, ощущение страха, но и даёт возможность сформировать навыки самоконтроля и установить границы поведения.
Постепенно от игры к игре ребенок разобьет «стены своей внутренней тюрьмы» и выйдет навстречу к людям и миру. Он это может сделать только сам, как цыпленок, разбивающий свою скорлупу, но без помощи взрослых ему не обойтись.
11. В коррекции тревожности и страха в семейных отношениях и в отношениях с ровесниками неоценимая роль принадлежит рисованию. Психолог Елена Евсеева предлагает для снятия состояния тревоги и страха ребенка необычное рисование: для этого занятия понадобится бумага, краски, ластики, зубные щетки, палочки.
• Рисуем пальчиками (гуашь) – «Солнышко на травке», «Рассыпались куклины бусы», «Кто здесь ходил?», «Нарядим елочку», «Разноцветный дождик», «Соберем урожай», «Лето, лето», «Желтые цыплятки», «В подарок – цветы», «Красна рябина».
• Рисуем «рукой – печатью» - «Цветная радуга», «Мышатки потеряли перчатки», «Театр теней».
• Ластик или картошка – печатка – для детей 4-5 лет можно предложить рисунки стрекоз, бабочек, звезд, цветов, ягод, грибов; для детей 5-6 лет – печатки с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, круг.
• Рисуем бинтом или поролоном – таким способом можно нарисовать что-нибудь воздушное, пушистое, невесомое, например, пушистых утят, солнечных зайчиков, снежные сугробы.
• Рисуем по трафарету – необходимо изготовить трафарет: контуры животных, птиц, бабочек, машин, цветов. Ребенок накладывает контур, обводит, а потом красками или фломастерами раскрашивает.
• Веселые брызги – суть этой техники – разбрызгивание капель с помощью зубной щетки и палочек, - можно нарисовать «Салют», «Зимнее небо», «Золотая осень».
• Рисуем кляксами – игры с кляксами способствуют развитию глазомера, координации и силы движений, фантазии и воображение.
• Рисуем по сырому – для этого необходима влажная салфетка, кисточка, акварельные мелки, стакан с водой. Темы для рисования можно предложить разные, главное, не забывать о возрастных особенностях: «Мишки на опушке», «Праздник», «Морские медузы», «Птички в феврале».










46

Список использованной литературы

1. Бернс Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. - М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатора / М.И. Буянов. – М., 2008. – 273с.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416с.
5. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьёй / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 205с.
6. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Семейная психология и семейная терапия, 2001. - №1
7. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие ребёнка-дошкольника / А.В. Запорожец, Я. Неврович, А.Д. Кошелёва. - М., 2001. – С.200.
8. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 77с.
9. Костина Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии / Дошкольное воспитание, 2003. - № 10.
10. Котова Е. О профилактике детской тревожности / Дошкольное воспитание, 2002. - №4. – С.85.
11. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг / Н.В. Клюева. – Ярославль, 2001.
12. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой деятельности / Н.Н. Лебедева. - М., 2007. – 190с..
13. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. - М., 2000. – 278с.
15. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А.Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая Университетская библиотека).
16. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Поддубная Т. Н, А.О. Поддубный; науч.ред. Р.М. Чумичева.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 370с.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 736с.
18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 512с.
19. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Г. Шмелев. – М., Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 2006. – 544с.
20. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие / Т.И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005. – 328с.
21. Юдина И.Ю. Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада / И.Ю. Юдина. – М.: МПГУ, 2010. – 118с.

У нас вы можете заказать