Социальные факторы формирования индивидуальных различий.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дифференциальная психология
  • 1717 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.11.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Социальная психология развития личности 4
2. Социальная психология и рассовые различия 10
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

Показательным в этом смысле является факт, выявленный Аткинсоном относительно одного из японских меньшинств – буракуми.
В Японии в течение многих веков буракуми были париями и могли заниматься только самой непрестижной и малооплачиваемой работой. В конце XIX в. они были официально уравнены в правах с остальными группами населения, но отношение окружающих к ним мало изменилось. Соответственно, сохранилось и отставание в уровне интеллекта. Однако, когда буракуми эмигрировали в США, их дети уже не отличались по интеллекту от других японских детей. В США буракуми не являются стигматизированной группой (группой, имеющей печать неполноценности), окружающие относятся к ним так же, как и к другим японцам, и следствием этого является выравнивание уровня интеллектуального развития.
Такие данные позволяют предположить, что расовые различия в интеллекте – это различия, которые в большинстве случаев оказываются следствием социальных причин: низкого социально-экономического уровня, многолетних ограничений в правах, сказывающихся в ценностях одной из рас, предрассудков и предубеждений окружающих.
Для проверки этого предположения проводились исследования Мерсером.
Группы белых и чернокожих испытуемых были уравнены по большому количеству показателей: по социально-экономическому статусу, по составу семьи, по особенностям отношений в семье, по духовным ценностям родителей, в частности, по отношению родителей к образованию. Расовых различий по интеллекту в таких случаях не обнаруживалось.
Определяющая роль условий развития для достижения того или иного уровня интеллекта была получена при исследовании приемных детей. В психологической литературе С.Сканом и Р.Веинбергом описаны случаи, когда белые родители, имеющие средний и высокий социально-экономический уровень, усыновляли чернокожих детей в первые месяцы их жизни. К моменту поступления в школу интеллект этих детей был выше среднего уровня и значительно превышал интеллект детей из черных семей, живущих в этом же регионе. Этот факт является прекрасной демонстрацией того, что цвет кожи определяет уровень развития лишь постольку, поскольку он связан с социально-экономическим уровнем семей, в которых растут дети. Когда ребенок попадает в благоприятные условия развития, его интеллект повышается независимо от того, к какой расе он принадлежит.
К таким же выводам пришел и К.Ейферф, сравнивший интеллект у внебрачных детей, чьими матерями были немки, а отцами – американские солдаты (и белые и чернокожие), служившие в Германии после Второй мировой войны. И белые, и чернокожие дети выросли в Германии, воспитывались примерно в одинаковых условиях и не различались по уровню интеллекта.
Показательным является также то, что по мере изживания расовых предрассудков уменьшаются и расовые различия в интеллекте. Чернокожие дети становятся более похожими по уровню развития своих математических и вербальных способностей на белых детей. Эта тенденция прослеживается у Джонс Л.В. (Jones L.V.) на протяжении последних тридцати лет и наблюдается у детей разных возрастов – с первого по двенадцатый класс школы.
Рассматривавшиеся до сих пор факты демонстрируют, что расовые различия в интеллекте имеют тесную связь с различиями в социальных условиях развития. Следующий пример показывает, что социальные условия могут оказывать свое влияние не только непосредственно, но и через другие психологические характеристики.
При проведении одного из экспериментов, в котором определялся интеллект, было набрано две группы испытуемых – белые и чернокожие дети. Обе группы были разделены пополам. Одной половине детей говорили, что если они будут правильно отвечать, то в награду за это получат в конце эксперимента игрушку. Другой половине детей (контрольной группе) награду не обещали. После проведения теста интеллекта оказалось, что чернокожие дети, которым была обещана награда, выполнили тест значительно лучше, чем чернокожие дети, которым ничего за правильные ответы не давали. Различие между этими группами составило 13 баллов. У белых детей различий между двумя группами не было, т.е. мотивация выполнения теста не менялась в зависимости от того, дадут за это награду или нет.
Результаты этого теста показывают, что белые дети в ситуации, требующей интеллектуальной деятельности, оказываются более мотивированными, чем чернокожие. Эта мотивация, с одной стороны, является следствием социальных условий развития (в частности, высокой ценой образования, которая в семьях белых детей значительно выше, чем в семьях чернокожих детей). С другой стороны, низкий уровень мотивации может снижать уровень интеллекта: если ребенок не испытает интереса к интеллектуальным занятиям и ему нужна дополнительная мотивация для того, чтобы работать в полную силу, то, по всей вероятности, он к этим интеллектуальным занятиям не будет особенно стремиться, не будет их добровольно выбирать. И это, рано или поздно, скажется на уровне его интеллекта.
Подводя итог описанным здесь результатам разных исследований, можно с уверенностью сказать, что социальные влияния имеют чрезвычайное значение для формирования расовых различий по интеллекту. Противоположная гипотеза – о биологической детерминированности расовых различий в уровне интеллекта – на сегодняшний день достоверных подтверждений не имеет. Для примера приведем одну работу, в которой проверялась гипотеза о генетической обусловленности расовых различий.
Если на расовые различия в интеллекте влияют именно генетические различия между расами, то можно ожидать, что количество белых предков должно сказываться на уровне интеллекта представителей негроидной расы. Чем больше было белых предков (чем больше "белых” генов), тем выше должен быть интеллект. При проверке этого предположения С.Скарром результат получился отрицательным: уровень интеллекта не зависел от количества белых предков.
Тем не менее, не исключено, что биологические предпосылки расовых различий все-таки оказывают воздействие на интеллект, но проявляется это влияние не в уровневых показателях, а в соотношении разных видов способностей. В пользу этого свидетельствуют некоторые экспериментальные данные.
При сопоставлении успешности выполнения разных тестов белыми и чернокожими детьми из семей со средним социально-экономическим статусом в исследовании Е.Ситкеем и С.Майерсом оказалось, что дети, принадлежащие к разным расам, успешны в разных видах деятельности. Белые дети особенно хорошо выполняли вербальные задания и были более успешными при описании и запоминании картинок, а чернокожие дети превосходили белых по решению пространственных задач, объему памяти и скорости восприятия.


Список литературы
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2001
Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999. - 36 с.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. - 127с.

16

Список литературы
1.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
2.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2001
3.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2001
4.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
5.Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на формирование индивидуальных различий?

Формирование индивидуальных различий зависит от множества факторов, включая генетические, биологические, социальные и культурные. Социальные факторы, такие как социальная среда, социальный статус, образование и взаимодействие с другими людьми, играют важную роль в формировании личности.

Как социальная психология развития личности влияет на индивидуальные различия?

Социальная психология развития личности исследует, как социальные факторы влияют на развитие и формирование индивидуальных различий. Она изучает, как социальные интеракции, групповая динамика, социальные роли и ожидания влияют на развитие личности и формирование индивидуальных характеристик.

Как социальная психология связана с рассовыми различиями?

Социальная психология исследует, как социальные факторы влияют на рассовые различия и взаимодействие между различными расовыми группами. Она изучает, как стереотипы, предубеждения, дискриминация и социальные нормы могут влиять на поведение и взаимодействие между людьми из разных расовых групп.

Какие факты свидетельствуют о влиянии социальных факторов на индивидуальные различия?

Один из показательных фактов в этом смысле является факт, выявленный Аткинсоном относительно японского меньшинства буракуми. В Японии буракуми в течение многих веков были париями и имели доступ только к самой непрестижной и низкооплачиваемой работе. Однако в конце XIX века им были признаны равные права с остальными группами населения, что существенно повлияло на их индивидуальные различия и возможности.

В чем заключается влияние социальной среды на формирование индивидуальных различий?

Социальная среда, в которой мы живем, играет значительную роль в формировании наших индивидуальных различий. Взаимодействие с другими людьми, социальный статус, доступ к образованию и ресурсам, социальные нормы и ожидания влияют на наше поведение, ценности, убеждения и развитие личности. Это объясняет, почему люди, выросшие в разных социальных средах, могут иметь разные индивидуальные характеристики и предпочтения.

Какие социальные факторы влияют на формирование индивидуальных различий?

Социальные факторы, такие как семья, образование, среда обитания и культура, могут влиять на формирование индивидуальных различий у людей. Семейное окружение, например, имеет большое значение для развития личности и формирования ценностей и убеждений. Образование также играет важную роль в определении социального статуса и возможностей для достижения успеха. Кроме того, среда обитания и культурные нормы могут также оказывать влияние на формирование индивидуальных различий в поведении и отношении к другим людям.

Как социальная психология развития личности влияет на формирование индивидуальных различий?

Социальная психология развития личности изучает влияние социальной среды на формирование индивидуальных различий. Она рассматривает, как социальные факторы, такие как семья, школа и общественные группы, влияют на развитие личности и формирование ее особенностей. Социальные взаимодействия и отношения играют важную роль в этом процессе, так как они влияют на самосознание, самооценку и самопредставление человека. Исследования в этой области помогают лучше понять, какие факторы способствуют формированию индивидуальных различий.

Влияют ли рассовые различия на социальную психологию развития личности?

Да, рассовые различия могут влиять на социальную психологию развития личности. Они могут оказывать влияние на восприятие себя и других людей, формирование стереотипов и предрассудков, а также на отношения и взаимодействия в обществе. Расовая идентичность и принадлежность к определенной расовой группе могут влиять на самооценку, самоопределение и социальную адаптацию. Таким образом, изучение рассовых различий является важной частью социальной психологии развития личности.

Какие факторы влияют на формирование индивидуальных различий?

Формирование индивидуальных различий зависит от множества социальных факторов. К ним можно отнести семейное воспитание, образование, социальный статус, культурные особенности и другие. Все эти факторы влияют на формирование личности и определяют ее индивидуальные особенности.

Как социальная психология развития личности связана с индивидуальными различиями?

Социальная психология развития личности изучает влияние социальной среды на процесс формирования личности человека. Она исследует, как социальные факторы, такие как семья, школа, общество, могут повлиять на развитие индивидуальных особенностей личности. В результате этого влияния у каждого человека могут возникать индивидуальные различия в уровне социальной компетентности, самооценке, эмоциональной стабильности и других аспектах личности.