Методы профессионального отбора.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология труда
  • 1717 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 22.11.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность профессионального отбора
Глава 2. Методы профессионального психологического отбора
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Деятельность специалиста по профотбору имеет особый этический аспект – в процессе психологического обследования вскрываются некоторые внутренние качества испытуемого, которые он, может быть, не склонен был афишировать. Кроме того, результаты обследования сказываются определённым образом на профессиональной и социальной перспективе кандидата. В связи с этим, к личности самого специалиста по профотбору должны предъявляться высокие требования. Как и врач, осуществляющий клиническое обследование и лечение пациентов, он обязан следовать законам профессиональной этики, не допускающей возможности нанесения ущерба испытуемому и разглашения сведений, полученных в результате психологического обследования. Психолог должен информировать испытуемых о целях и задачах своей работы, порядке использования получаемых данных.
При вынесении заключения необходимо подчеркивать узкоспециальную направленность оценки профессиональной пригодности (только для конкретной специальности, только при ограниченных сроках подготовки и т.п.). Отрицательное заключение не должно рассматриваться как приговор о полной профессиональной непригодности, как общая негативная оценка индивида, не допускается расширительная трактовка вынесенного заключения и распространение его на другие профессии. Кроме того, следует учитывать не абсолютный, а вероятностный характер прогноза профессиональной пригодности. Он имеет вполне определённые границы точности и предусматривает определённый процент ошибок.
Заключение
Профессиональный отбор – комплекс мероприятий, направленных на выделение лиц, которые по своим психологическим и физиологическим качествам, состоянию здоровья и физического развития, уровню базового образования наиболее пригодны к обучению и последующей трудовой деятельности по конкретной профессии (специальности).
Реализовать процедуру профотбора силами только психологов невозможно. Требуется участие медиков, физиологов, специалистов в области профессионального образования. Сам же профотбор включает медицинский, физиологический, образовательный (педагогический) и психологический аспекты. В рамках психологии труда рассматриваются проблемы именно психологического профотбора.
Сущность профессионального психологического отбора состоит в определении степени пригодности кандидатов к тому или иному виду профессиональной деятельности на основании научно обоснованных норм и критериев оценки уровня образования, индивидуально-психологических, психофизиологических качеств и социально-психологических свойств личности, рассматриваемых как её профессионально важные качества.
Психологические свойства человека могут являться профессионально важными качествами, обусловливающими успешность его профессиональной деятельности. Это, в первую очередь, относится к тем категориям специалистов, деятельность которых сопровождается высоким нервно-психическим напряжением, гиподинамией, нарушением естественного режима сна – бодрствования, повышенными требованиями к анализаторным системам, возможностью возникновения стрессовых ситуаций и т.п.
Отличие профессионального психологического отбора кадров от традиционной процедуры найма рабочей силы состоит в использовании тестов – специального инструмента измерения индивидуальных особенностей людей, применении специальных статистически обоснованных алгоритмов принятия решения о профессиональной пригодности, позволяющих получить вероятностную прогнозируемую оценку успешности предстоящей деятельности конкретного кандидата.
С практической стороны проблема профессионального психологического отбора сводится к двум основным аспектам: определению требований, предъявляемых к человеку той или иной деятельностью, и к оценке уровня развития его профессионально важных качеств и способностей, позволяющих успешно осуществлять эту деятельность.
Возможность проведения профессионального психологического отбора в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми. Основным принципом и конечной целью профессионального психологического отбора является ранняя диагностика способностей и предоставление каждой личности возможностей для их оптимального проявления, развития и экономически целесообразного использования с учётом сформировавшейся мотивации (склонности) к той или иной деятельности, а также задач, стоящих перед обществом в целом.
При определении профессиональной пригодности методы и методики социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования обычно применяются в следующей последовательности:
1) анализ документов;
2) психологическое и психофизиологическое обследование (и наблюдение);
3) беседа (и наблюдение).
Список используемой литературы
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 582 с.
Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.
Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.: ил.
Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2006. – 479 с.: ил.
Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – С. 269.
Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – С. 269 – 270.
Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – С. 270.
Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – С. 450.
Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – С. 270 – 271.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – С. 96.
Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – С. 271 – 272.
Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – С. 272 – 273.
Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 9.
Там же. – С. 9.
Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 10.
Там же. – С. 10.
Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 10 – 11.
Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 11 – 12.
Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 12 – 13.
Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 13.












17

Список используемой литературы
1.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
2.Медведев Д.С. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 582 с.
3.Психология труда, под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.
4.Психология, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.: ил.
5.Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2006. – 479 с.: ил.

Вопрос-ответ:

Какова сущность профессионального отбора?

Сущность профессионального отбора заключается в определении подходящих кандидатов на вакансию на основе их профессиональных навыков, знаний и личностных характеристик.

Какие методы используются в профессиональном психологическом отборе?

В профессиональном психологическом отборе используются различные методы, такие как тестирование, собеседования, наблюдение, анализ резюме и рекомендации предыдущих работодателей.

Какие этические аспекты существуют в деятельности специалиста по профессиональному отбору?

В деятельности специалиста по профессиональному отбору существуют этические аспекты, такие как обеспечение конфиденциальности результатов обследования и соблюдение принципов справедливости и без пристрастия в процессе отбора.

Как результаты профессионального отбора влияют на профессиональную и социальную перспективу кандидата?

Результаты профессионального отбора могут влиять на профессиональную и социальную перспективу кандидата, так как они могут стать основой для принятия решения о приеме на работу или отказе от него, а также они могут оказать влияние на дальнейшее развитие карьеры и социальное положение кандидата.

Какие внутренние качества испытуемого могут быть обнаружены в процессе психологического обследования?

В процессе психологического обследования могут быть обнаружены такие внутренние качества испытуемого, как характерные черты личности, мотивация, эмоциональная устойчивость, коммуникативные навыки и другие психологические особенности, которые могут быть важными для определения его пригодности для конкретной должности.

Какова сущность профессионального отбора?

Сущность профессионального отбора заключается в выборе наиболее подходящих кандидатов для выполнения конкретной профессиональной работы.

Какие методы применяются в профессиональном психологическом отборе?

В профессиональном психологическом отборе применяются различные методы, такие как тестирование, беседы, анализ резюме и рекомендаций, а также наблюдение за поведением кандидатов.

Какие этические аспекты должен учитывать специалист по профотбору?

Специалист по профотбору должен учитывать этические аспекты, такие как конфиденциальность информации о кандидатах, справедливость и объективность в процессе оценки и отбора, а также защиту прав и достоинства каждого кандидата.

Как результаты профессионального отбора влияют на профессиональную и социальную перспективу кандидата?

Результаты профессионального отбора могут оказать влияние на профессиональную и социальную перспективу кандидата, так как они могут определять его пригодность для конкретной работы и влиять на решение работодателя о приеме кандидата на работу.

Какие внутренние качества могут быть раскрыты в процессе психологического обследования?

В процессе психологического обследования могут быть раскрыты такие внутренние качества испытуемого, как личностные особенности, мотивация, коммуникативные навыки, способности и умения, а также степень соответствия кандидата требованиям конкретной профессии.

Какие методы используются в профессиональном отборе?

В профессиональном отборе используются различные методы, включая тесты, интервью, анализ резюме и рекомендаций, наблюдение за поведением кандидата, проведение специальных экзаменов и т.д.