Конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 2323 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1.Современные подходы к проблеме конструктивной деятельности в психолого-педагогической литературе
2.Развитие конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
3.Особенности развития конструктивной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
4.Содержание и организация работы по развитию развития конструктивной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Движения детей были мало координированными, неточными, многие из них плохо удерживали предметы, часто действовали одной рукой. Некоторые испытуемые были не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных испытуемых отмечалась недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаружилось также нарушение словесной регуляции действий, что проявлялось в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции.[8, 132]
Полученные данные показывают, что при интеллектуальной недостаточности в младшем дошкольном возрасте ярко проявляется качественное своеобразие в протекании всех психических процессов и функций, что требует своевременной коррекционной поддержки ребенка с первых лет его жизни.

Содержание и организация работы по развитию развития конструктивной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Основной формой организации адаптивного обучения являются индивидуальные и подгрупповые занятия, которые строятся, исходя из особенностей восприятия ребёнка и определенных навыков.
В процессе работы используются
реабилитационные методики: обучение альтернативной коммуникации, фоноритмика, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, игротерапия, элементы эрготерапии,
технологии: использование карточек, пиктограмм, технологических карт, программного обеспечения «Видимая речь».
Для обеспечения гармонического развития в дошкольном возрасте ребенку необходимо прежде всего освоить вербальные, образно-жестовые (образно-двигательные) и образно-графические виды знака. Именно поэтому для социализации и овладения специфически человеческими способами умственной деятельности важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т. е. символико-моделирующие виды деятельности, которые основаны на определенном виде знака (алфавите кодирования) и механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. [26, 10]
При организации игр у детей с особенностями психофизического развития особую трудность вызывает педагогическое руководство их общением. Дети, как правило, не умеют играть не только совместно, но и с трудом играют рядом. В играх проявляется беспомощность детей, неумение вступать в контакт друг с другом. Часто встречаются проявления агрессивности по отношению друг другу, неосознанное желание нанести вред товарищу по игре: отнять игрушку, сломать постройку и т.д. Это в одинаковой мере относится как к детям 3—4 лет, так и к более старшим 5-6—летним дошкольникам. В этих условиях перед воспитателем, прежде всего, стоит задача организации играющего коллектива детей посредством воспитания у них привычки доброжелательного и сочувственного отношения к тому, что делают сверстники по игре.
В дошкольном возрасте ребенок с особенностями психофизического развития незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат его неправильного воспитания. Иногда выраженное речевое недоразвитие является единственным симптомом, который настораживает, вызывает тревогу у окружающих. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Дети с особенностями психофизического развития не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь товарищу.
Особое значение для развития личности ребенка, имеет игра, которая способствует усвоению элементарных нравственных качеств, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре. В настоящее время нами проводится экспериментальное исследование, в ходе которого будут выбраны наиболее эффективные приемы и методы игровых занятий.[9, 188]
Психолого-педагогические исследования в области специальной дошкольной педагогики и психологии показывают, что у детей с интеллектуальной недостаточностью ролевая игра не приобретает статус ведущей деятельности и не оказывает присущего ей в норме влияния на психическое развитие ребенка. В настоящее время существуют исследования характера и содержания игровых действий умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста (Э. Кулеша, Н.Д. Соколова), особенностей театрализованной игры (Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова). Рассматриваются вопросы знаково-символического развития этой категории детей в ходе овладения ролевой игрой (Н.А. Борисова, О.П. Гаврилушкина, М.А. Егорова). В существующих программах воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью обучение игре является центральным разделом. Однако специальных работ, посвященных изучению роли как «конституирующего момента» игры, а также базового компонента игры – ролевого поведения до сих пор не проводилось. Потребность педагогической практики в совершенствовании методики обучения сюжетно-ролевой игре делает необходимым целенаправленное, детальное изучение ролевого поведения умственно отсталых дошкольников и поиск эффективных путей его формирования.
Кооперативные умения формируются в ходе специальных игр-ритуалов, в процессе которых дети осваивают одновременно-параллельные, чередующиеся и совместно-разделенные действия, основанные на соблюдении правил очередности. Эти игры способствуют развитию внимания и чувствительности к сверстнику, его действиям и репликам, формированию коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
Таким образом, применение разработанного коррекционно-развивающего комплекса по формированию ролевого поведения дает дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью возможность овладеть механизмом сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности и служит повышению качества всей коррекционной психолого-педагогической работы с детьми данной категории.


Заключение

В настоящее время, интегрированное воспитание и обучение становится ведущим направлением в развитии специального образования. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка. Особое внимание уделяется интеграции детей раннего дошкольного возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В качестве перспективных направлений развития системы специального образования можно назвать следующие:
Создание службы педагогического патронажа для детей раннего возраста.
Расширение информационно-консультационных служб.
Использование в общественной практике альтернативных средств коммуникации.
Оптимизация содержания образования (в том числе построенного на предметно-комплексной основе, а также исходя из субъекта обучения).
Индивидуализация учебных программ, соответствующих образовательным стандартам.
Совершенствование системы контроля и оценивания деятельности, учащихся с особенностями психофизического развития.
Компьютерная поддержка учебно-методических комплексов.
Обеспечение многоуровневого обучения при более широкой внешней и внутренней дифференциации.

Список использованной литературы

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г. – 388с.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982. – 348с.
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001. – 268с.
Александров В.Б. Основания гуманитарного познания //ХI Международная конференция "Логика, методология, философия науки. В 3-х ч. - Ч.III. - Москва-Обнинск, 1995. - 176 с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1997. – 344с.
Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб, 2001. – 403 с.
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. – 312с.
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М.: Просвещение, 1991 – 95c.
Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. - М. 1998. – 286с.
Давидчук А.И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976. – 79с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001. – 314с.
Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159с.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М., 1999 – 240c.
Прикот О.С. Методологические основания педагогической системологии. Дисс. …д.п.н. – СПб., 1997. – 303 с.
Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. - М.: Межд. педагог. академия, 2005. – 402 с.
Ширяева Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей (старшая группа) // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 10. - С.28-32.








2

1."Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г. – 388с.
2.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982. – 348с.
3.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001. – 268с.
4.Александров В.Б. Основания гуманитарного познания //ХI Международная конференция "Логика, методология, философия науки. В 3-х ч. - Ч.III. - Москва-Обнинск, 1995. - 176 с.
5.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1997. – 344с.
6.Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб, 2001. – 403 с.
7.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
8.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
9.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. – 312с.
10.Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М.: Просвещение, 1991 – 95c.
11.Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. - М. 1998. – 286с.
12.Давидчук А.И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976. – 79с.
13.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001. – 314с.
14.Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159с.
15.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М., 1999 – 240c.
16.Прикот О.С. Методологические основания педагогической системологии. Дисс. …д.п.н. – СПб., 1997. – 303 с.
17.Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. - М.: Межд. педагог. академия, 2005. – 402 с.
18.Ширяева Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей (старшая группа) // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 10. - С.28-32.

Вопрос-ответ:

Какие подходы к проблеме конструктивной деятельности описываются в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе описываются различные подходы к проблеме конструктивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Некоторые авторы рассматривают конструктивную деятельность как основу развития ребенка, признавая важность игрового и творческого процесса. Другие акцентируют внимание на необходимости систематического обучения и развития конструктивной деятельности в целях помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в освоении новых знаний и навыков.

Как развивается конструктивная деятельность у детей дошкольного возраста?

Конструктивная деятельность у детей дошкольного возраста развивается постепенно. Вначале дети начинают интересоваться различными объектами и материалами, которые могут использовать для создания конструкций. Постепенно они учатся строить простые сооружения, а затем переходят к более сложным конструкциям. В процессе развития конструктивной деятельности, дети учатся планировать и организовывать свою работу, совершенствуют моторику, пространственное мышление и творческое мышление.

Какие особенности развития конструктивной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью могут быть определенные особенности в развитии конструктивной деятельности. Они могут испытывать трудности в планировании и организации работы, испытывать сложности в совершенствовании моторики и координации движений. Также у них может быть замедленное развитие пространственного и творческого мышления. Важно принимать во внимание эти особенности при организации работы по развитию конструктивной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Какие современные подходы к проблеме конструктивной деятельности описаны в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе описаны различные современные подходы к проблеме конструктивной деятельности. Один из них основывается на использовании специальных развивающих материалов, которые способствуют развитию моторики и координации движений у детей. Другой подход предлагает активное включение родителей в развитие конструктивной деятельности ребенка, совместное строительство и игры с конструкторами. Еще один подход предлагает использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие конструктивной мышленности.

Каковы особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста?

Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста заключаются в их потребности в активной физической деятельности и экспериментировании с различными материалами. В этом возрасте дети начинают интересоваться строительством и созданием разных конструкций. Они учатся соединять разные детали, развивают моторику и координацию движений. Важно создать условия для развития конструктивной деятельности у детей, предоставив им доступ к конструкторам, играм со строительными элементами и разными материалами для творчества.

Какова организация работы по развитию конструктивной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

Организация работы по развитию конструктивной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью требует особого подхода. Важно адаптировать задания и материалы под возможности и способности каждого ребенка. Можно использовать специализированные конструкторы, которые помогут развивать моторику и познавательные процессы у детей. Также важно учить детей работать вместе, совместно строить и создавать конструкции, чтобы развивать коммуникативные навыки и социальные взаимодействия.

Какие подходы к проблеме конструктивной деятельности описываются в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе приводятся различные подходы к проблеме конструктивной деятельности. Одни авторы отмечают значимость организованной инструктивной деятельности, другие выделяют принципы развивающего обучения, третьи акцентируют внимание на важности эмоциональной составляющей при проведении конструктивных занятий. Общей идеей является формирование у детей умения мыслить конструктивно и творчески, развивать мелкую моторику и пространственное мышление.

Как развивается конструктивная деятельность у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте развитие конструктивной деятельности происходит поэтапно. Сначала дети познают окружающий мир, учатся различать формы и цвета, ощущать материалы и их свойства. Затем они начинают соединять элементы и создавать простейшие конструкции. Постепенно, с опытом и навыками, дети становятся способными создавать более сложные и устойчивые по своей форме и функции конструкции.

Какие особенности развития конструктивной деятельности наблюдаются у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью часто наблюдаются особенности в развитии конструктивной деятельности. Они могут испытывать трудности в понимании инструкций, сложности с соединением и сборкой элементов, а также ограниченное пространственное мышление. Неразвитые моторные навыки и низкая активность иногда могут стать преградой для успешного развития конструктивной деятельности.

Как организовать работу по развитию конструктивной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

Организация работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода. Важно создать стимулирующую обстановку, использовать наглядные пособия, а также обеспечить индивидуальную поддержку и помощь ребенку. Занятия должны быть структурированными и пошаговыми, с учетом особенностей каждого ребенка. К тому же, важно обеспечить позитивную обратную связь и поощрение для мотивации и поддержки интереса к конструктивной деятельности.