основные методы изучения психики ребенка: эксперимент, наблюдение.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 1616 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.04.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Эксперимент
2. Наблюдение
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.
Перейдем теперь к описанию этапов научного наблюдения. Традиционно выделяют следующие этапы:
Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?);
Выбор объекта исследования (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?);
Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?);
Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследования обнаруживает себя наиболее отчетливо?);
Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать?);
Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?);
Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;
Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявление организационных недоработок;
Исправление программы наблюдения;
Этап проведения наблюдения;
Обработка и интерпретация полученной информации.
Процедура регистрации результатов.
Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов:
Использование системы признаков. При этом заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них и насколько часто проявились в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений.
Применение системы категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять в нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя.
Дело в том, что совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически возможные все теоретически возможные проявления изучаемого процесса.
Шкала рейтинга, (от англ. «оценка», «порядок», «классификация). При этом способе регистрации результатов внимание наблюдателя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.
Заключение


Эксперимент и наблюдение являются ведущими методами научного познания, в том числе и психологических исследований. Эксперимент направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Научный эксперимент характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных условий, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. Эффективность научного наблюдения зависит от наблюдательности –– способности подмечать существенные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Однако этого недостаточно. Необходимо уметь вести научное наблюдение. Научное наблюдение приобретает повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдения не изменился.
В отличие от наблюдения, эксперимент –– активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода – «Почему это происходит?».
Психологическое исследование обычно не обходится без применения методов эксперимента и наблюдения, но и не ограничивается использованием только этих методов. Изучение психических явлений требует применения целого комплекса методов познания.
Литература

Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, БАХРАХ-М, 2000. – 248 с.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. – 432 с.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М.: Изд-во Политической литературы, 1986. – 590 с.
Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики. – М.: Феникс, 1996. – 544 с.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М.: Изд-во Политической литературы, 1986. – 590 с.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, БАХРАХ-М, 2000. – 248 с.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики. – М.: Феникс, 1996. – 544 с.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, БАХРАХ-М, 2000. – 248 с.
Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. – 432 с.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1999. – 320 с.









16

1.Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
2.Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, БАХРАХ-М, 2000. – 248 с.
3.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
4.Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. – 432 с.
5.Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
6.Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
7.Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М.: Изд-во Политической литературы, 1986. – 590 с.
8.Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики. – М.: Феникс, 1996. – 544 с.