Государственные займы как инструмент привлечения инвестиций в российскую экономику

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 4040 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Государственные займы: понятие, виды, классификация
1.1. Понятие государственного займа
1.2. Типология государственных займов
2. Законодательное регулирование государственного заимствования как инструмента привлечения инвестиций в экономику РФ
3. Анализ использования государственного займа как инструмента привлечения инвестиций в российскую экономику
3.1. Инвестиционная политика Российской Федерации в период 2006-2009 г.г.
3.2. Анализ состояния государственных заимствований Российской Федерации
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Основными причинами, определившими данную тенденцию, стали опережающая динамика роста реального объема ВВП, досрочное погашение задолженности перед кредиторами Парижского клуба и укрепление курса национальной валюты по отношению к доллару США;
- по относительному показателю внешнего долга корпоративного сектора (банковская система и нефинансовые предприятия (без участия в капитале) к экспорту товаров и услуг Российской Федерацией превышен критический уровень показателя в 60 %, что объясняется значительно опережающей динамикой наращивания этой задолженности.
По причине существования определенных рисков для долговой устойчивости представляется также очень важным уделять серьезное внимание регулированию и контролю обязательств субъектов Российской Федерации.
Определенная работа в сфере мониторинга субнациональных заимствований ведется Минфином России. В настоящее время действует порядок передачи Минфину России информации о долговых обязательствах, отражаемых в государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах, предусматривающий представление ее в электронном виде.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ государственным долгом субъекта Российской Федерации являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями гарантии (поручительства) по обязательствам третьих лиц.
Это определение заметно противоречит и международной практике, и стандартам, и экономическому смыслу обязательств, включаемому в понятие долга. Речь здесь идет о смешении в одном понятии долговых и условных обязательств, а также о неполноте этого понятия.
Ни данные Минфина России, ни данные Банка России не учитывают условные обязательства. В настоящее время можно отметить существование ряда проблем, существенно затрудняющих осуществление контроля в области непредвиденных долговых обязательств. В первую очередь следует упомянуть несовершенство законодательной базы по вопросам непредвиденного долга. В законодательстве нашей страны понятие «непредвиденный долг» не определено. Отсюда вытекает вторая трудность, которая заключается в существовании законодательных ограничений в области контроля за «непредвиденным долгом», так как соответствующая нормативная база не учитывает всех его видов.
В Российской Федерации в настоящее время производится расчет отдельных категорий явных непредвиденных долговых обязательств. В первую очередь это касается обязательств Российской Федерации по предоставленным ею государственным гарантиям, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации включены в понятие «государственный долг Российской Федерации». Поэтому при составлении проекта бюджета на следующий год рассчитываются затраты по правительственным гарантиям. Кроме того, прогнозируются возможные расходы, связанные с изменениями валютных курсов. Соответствующая информация содержится в пояснительных записках к проекту бюджета и приложениях к законопроекту о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, ожидаемые расходы по явным категориям непредвиденного долга могут быть выявлены в федеральном бюджете.
Опыт показывает, что многие страны проводят оценку потенциально возможного увеличения объемов государственного долга за счет непредвиденного долга. В российских условиях это понятие включает в себя, в том числе корпоративную и частную задолженность.
Рост объемов корпоративной задолженности, в том числе и на внешнем рынке, в будущем может привести к ситуации, когда государство будет вынуждено урегулировать ее путем переоформления в государственный долг. Это объясняется рядом причин, таких как поддержание фондового рынка, кредитного рейтинга Российской Федерации, сохранение доли собственности государства в капитале корпораций и т. д.
Достигнутые к началу 2006 года значения показателей долговой устойчивости, рассчитанные в соответствии с международной методикой, позволили России «войти» в группу стран с низким уровнем задолженности (отношения приведенной стоимости внешнего долга страны к объемам ВВП и экспорта составили 33,6 % и 100,5 %, соответственно) несмотря на резкий рост внешних заимствований, предпринятый негосударственным сектором экономики.
Для оценки выполнения данных задач Минфином России были использованы показатели дюрации и объема рыночной части внутреннего долга.
Решение данных задач могли бы дополнительно охарактеризовать такие показатели как изменение приведенной стоимости долга в результате проведенных операций (как оценка реструктуризации по срокам и видам заимствований); средняя стоимость обслуживания долга; уровень процентных ставок по рыночным займам; уровень процентных ставок по субфедеральным и рыночным займам.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в объеме государственного внешнего долга Правительства Российской Федерации учитываются только обязательства по номинальной стоимости. Он не отражает ни общий объем задолженности по внешним долговым обязательствам, ни их текущую рыночную стоимость.
Вместе с тем в соответствии с международной методологией целесообразно рассчитывать, анализировать и публиковать данные, отражающие реальную текущую стоимость долга, рассчитанную как приведенная стоимость всех финансовых потоков по долговым обязательствам.
Чистая приведенная стоимость долга - это сумма всех будущих обязательств по обслуживанию существующего долга (погашения основной суммы и процентов), дисконтированных по рыночной процентной ставке. Всегда, когда процентная ставка по займу ниже, чем рыночная ставка, чистая приведенная стоимость долга получается ниже, чем его номинальная стоимость, с разницей, обуславливающей дотационный элемент (дисконтирование).
Например, при проведении операций по досрочному погашению задолженности перед Парижским клубом кредиторов средняя цена выкупа долга варьировалась от 102,5 % до 109,4 % от номинала.
При этом приведенная стоимость долгового требования равна сумме приведенных стоимостей всех платежей основного долга и процентов по этому долговому требованию, рассчитанных по состоянию на 20 августа 2006 года, с использованием фактора дисконтирования, равного для каждой даты платежа сумме следующих двух величин:
- значение доходности по заимствованиям в данной валюте на соответствующий срок, определенное по кривой доходности шестимесячных свопов по состоянию на 15 июня 2006 года;
- 70 базисных пунктов.
Коэффициенты, которые должны применяться к долговым требованиям стран-кредиторов в целях определения цен их выкупа, были рассчитаны на основе вышеуказанной методологии.
Методология расчетов приведенной стоимости, включая как определение фактора дисконтирования (в части определения доходности), так и корректирующей величины 0,7 % (70 базисных пунктов), была результатом переговорного процесса.
Данные о суммах такого долга и о фактических выплатах в его погашение приведены в таблице.
Таблица
Суммы государственного долга РФ на конец 2008 г.
Страна-кредитор Код валюты Наименование валюты Номинал основного долга, подлежащего досрочному погашению Сумма фактического погашения по ценам, определенным в многостороннем протоколе Сумма превышения над суммой номинала долга (гр. 5 - гр. 4) Средняя цена выкупа, %(гр. 5/гр. 4*100) 1 2 3 4 5 6 7 Великобри-тания 826 Фунты стерлин-гов 276576683,88 292971824,93 16395141,05 105,928 США 840 Доллары США 139037782,77 142445334,96 3407552,19 102,451 Германия 978 Евро 502979022,07 8144008181,66 641029159,59 108,544 Нидерланды 978 Евро 272176041,63 296512744,11 24336702,48 108,942 Франция 978 Евро 287227982,91 1408277915,03 121049932,12 109,404
Таким образом, приведенная стоимость долга может существенно отличаться от номинальной суммы долга и, соответственно, влиять на долговые коэффициенты.
Рыночная стоимость государственных ценных бумаг, обращающихся на рынке, определяется их котировками. В период переговорного процесса о досрочном погашении долга Российской Федерации Парижскому клубу кредиторов котировки внешних рыночных долговых обязательств Российской Федерации, а именно еврооблигаций «Россия-28», «Россия-18», «Россия-30», находились на уровне 170 %, 138 % и 106 %, соответственно. Именно эти показатели принимаются во внимание при решении вопросов о досрочном выкупе обязательств либо проведении иных операций.
Вместе с тем метод приведенной стоимости используется Минфином России исключительно при проведении операций по реструктуризации и досрочному погашению долговых обязательств и не используется для расчета приведенной стоимости как внешнего, так и внутреннего долга, а также для анализа его состояния.

Заключение

Таким образом, государственное заимствование – это процесс передачи в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в том же размере с уплатой установленного процента за сумму займа. Цель государственного заимствования заключается в том, что они применяются для долгового финансирования деятельности государства. Совершать государственное заимствование может уполномоченный, согласно действующего законодательства, государственный орган:
федеральное правительство,
региональные администрации,
местные органы власти.
К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
В зависимости от того, в какой валюте выражены те или иные государственные заимствования, они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние – в рублях. Осуществлять внешние заимствования от имени Российской Федерации может Правительство либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Субъекты федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние займы.
Государственные займы являются формой привлечения на ограниченный срок денежных средств для нужд государства.
Главной особенностью государственных займов является то, что государство берет на себя обязательства по истечении срока займа возвратить заимодавцам сумму займа в полном объеме плюс уплатить определенный проценты за пользование денежными средствами.
На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления.


Список литературы

Закон РФ "О федеральном бюджете на 2005 год"
Закон РФ "О федеральном бюджете на 2006 год"
Закон РФ "О федеральном бюджете на 2007 год"
Закон РФ "О федеральном бюджете на 2008 год"
Анисимов С.А. «Анализ структурных изменений в макроэкономике и бюджетных показателей» // Финансы. №8, 2008.
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Г.Б.Поляка- М.: Юнити, 2005.
Глазьев С. «Социально-экономический смысл бюджета 2008» // Российский экономический журнал.№5, № 6, 2008.
Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 2005-2007 гг.» // «Вопросы экономики» №2, 2008
Кудрин А.Л. «Федеральный бюджет – важный инструмент реализации государственной политики» // Финансы, №1, 2008.
Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2007.
Макроэкономика / Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2008.
Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. – М.: ДНЛО и СЕРВИС, 2006.
Финансы. Учебное пособие /Под ред. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
Финансовая стабилизация в России / Под ред. Волошина С.В. - М.: «Прогресс- Академия», 2006.
Финансы: Учебник для вузов/ Под.ред.проф.М.В.Романовского и др, - М.: Юрайт-М, 2007
http://www.budgetrf.ru официальный сайт федерального бюджета РФ.
http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.
http://cbr.ru официальный сайт ЦБ РФ.












ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Долговая политика государства на 2008 г.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2006-2008 гг., млрд. рублей.
 
2006 год
2007 год
2008 год
Всего за 3 года

Внутренние источники финансирования
171,72
200,684
231,463
603,873

Привлечение
291,19
350,952
404,256
1 046,406

Погашение
119,472
150,268
172,793
442,533

в том числе

Государственные ценные бумаги
169,757
200,023
233,243
603,023

Привлечение
238,198
289,952
340,256
868,406

Погашение
68,441
89,929
107,013
265,383

Поступления от приватизации федерального имущества и земельных участков
39,000
49,000
52,000
140,000

Сальдо по государственным запасам
5,000
4,000
4,000
13,000

Поступления, млрд. рублей
14,000
12,000
12,000
38,000

Расходы, млрд. рублей
9,000
8,000
8,000
25,000

Прочее погашение (компенсация сбережений, погашение векселей Минфина)
40,647
48,600
56,100
145,347

Исполнение государственных гарантий
1,384
3,739
1,680
6,803

Внешние источники финансирования
-229,066
-301,206
-269,300
-799,572

Привлечение
30,269
21,614
12,550
64,433

Погашение
259,335
322,820
281,850
864,005

в том числе

Кредиты международных финансовых организаций
5,389
-2,389
-10,139
-7,139

Привлечение
26,110
19,771
12,141
58,022

Погашение
20,721
22,160
22,280
65,161

Кредиты правительств иностранных государств
-98,719
-103,814
-133,382
-335,915

Привлечение
4,159
1,843
0,409
6,411

Погашение
102,878
105,657
133,791
342,326

Государственные ценные бумаги
-76,930
-100,953
-100,120
-278,003

Продолжение приложения 2

Привлечение
0,000
0,000
0,000
0,000

Погашение
- 76,930
100,953
100,120
, 278,003

Прочее погашение (платежи по кредитам Банка России)
46,240
71,500
0,000
117,740

Исполнение государственных
12,566
22,550
25,659
60,775

ИТОГО источники
-57,340
-100 ,5 22
-37 , 837
-195,699

Привлечение
321,467
372,566
416,806
1 110,839

Погашение
- 378,807
473,088
454,643
1 306,538

Использование средств Стабилизационного фонда
57,340
100,522
37,837
195,699



Государственный долг Российской Федерации, % к ВВП,


Структура государственного долга Российской Федерации (на конец периода).



Продолжение приложения 2
Государственный внутренний долг Российской Федерации, млрд. рублей.


Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, млрд. рублей.

Государственный внешний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, млрд. рублей.





Продолжение приложения 2
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, млрд, рублей.


Объем ежегодного погашения (потенциального объема привлечения) государственных долговых обязательств и объем ежегодного поступления пенсионных накоплении, млрд. рублей.

Приложение 3
Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат

Наименование фактора Описание фактора 1. Объективные   1.1.   Природно-климатические условия Богатые природные ресурсы 1.2. Географическое положение Наличие границ с развитыми регионами России и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами России и иностранными государствами 1.3. Состояние окружающей среды Постоянно поддерживается на благоприятном уровне 2. Субъективные   2.1. Научный потенциал Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал 2.2. Экономическое положение Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса 2.3. Законодательная и нормативная база Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными проектами 2.4. Строительная база Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности  строительных организаций и предприятий 2.5. Фактор риска Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности 2.6. Трудовые ресурсы Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; высококвалифицированный кадровый потенциал 2.7. Социальная инфраструктура Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы ; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфрастуктур (транспортная, связи и т.д.)


Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. – М.: ДНЛО и СЕРВИС, 2006. с. 107
Финансы: Учебник для вузов/ Под.ред.проф.М.В.Романовского и др, - М.: Юрайт-М, 2007 с. 121
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Г.Б.Поляка- М.: Юнити, 2005. с. 94
Анисимов С.А. «Анализ структурных изменений в макроэкономике и бюджетных показателей» // Финансы. №8, 2008. с. 21
Источник: http://cbr.ru официальный сайт ЦБ РФ.
Источник: http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.
Источник: http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.












2

1.Закон РФ "О федеральном бюджете на 2005 год"
2.Закон РФ "О федеральном бюджете на 2006 год"
3.Закон РФ "О федеральном бюджете на 2007 год"
4.Закон РФ "О федеральном бюджете на 2008 год"
5.Анисимов С.А. «Анализ структурных изменений в макроэкономике и бюджетных показателей» // Финансы. №8, 2008.
6.Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Г.Б.Поляка- М.: Юнити, 2005.
7.Глазьев С. «Социально-экономический смысл бюджета 2008» // Российский экономический журнал.№5, № 6, 2008.
8.Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 2005-2007 гг.» // «Вопросы экономики» №2, 2008
9.Кудрин А.Л. «Федеральный бюджет – важный инструмент реализации государственной политики» // Финансы, №1, 2008.
10.Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2007.
11.Макроэкономика / Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2008.
12.Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. – М.: ДНЛО и СЕРВИС, 2006.
13.Финансы. Учебное пособие /Под ред. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
14.Финансовая стабилизация в России / Под ред. Волошина С.В. - М.: «Прогресс- Академия», 2006.
15.Финансы: Учебник для вузов/ Под.ред.проф.М.В.Романовского и др, - М.: Юрайт-М, 2007
16.http://www.budgetrf.ru официальный сайт федерального бюджета РФ.
17.http://www.info.debt.ru/ официальный сайт по внешнему долгу России.
18. http://cbr.ru официальный сайт ЦБ РФ.

Вопрос-ответ:

Что такое государственные займы?

Государственные займы - это инструмент привлечения инвестиций в российскую экономику, при котором государство занимает деньги у инвесторов или кредитных организаций на определенные условия, выплачивая проценты по ним.

Какие бывают типы государственных займов?

Государственные займы могут быть разделены на две категории: внутренние и внешние. Внутренние займы - это займы, привлекаемые в рамках государства, у населения или внутренних инвесторов. Внешние же займы - это займы, привлекаемые у иностранных инвесторов или других государств.

Как государственные займы регулируются законодательством РФ?

Государственные займы в России регулируются законодательными актами, такими как Федеральный закон "О государственном внутреннем заимствовании", Федеральный закон "О внешнем государственном заимствовании" и другими соответствующими нормативными актами.

Как государственные займы помогают привлечь инвестиции в российскую экономику?

Государственные займы позволяют государству привлекать дополнительные средства на развитие экономики. Инвесторы и кредитные организации, выдающие займы, получают проценты за предоставление своих средств, а государство получает дополнительные инвестиции для реализации важных проектов и программ.

Какой опыт использования государственных займов в России?

В России государственные займы применяются уже длительное время. Они являются важным инструментом для привлечения инвестиций в российскую экономику. Благодаря использованию государственных займов, государство может привлекать дополнительные средства для развития стратегических отраслей и проектов, а инвесторы получают возможность заработать на инвестициях в развитие экономики страны.

Что такое государственные займы?

Государственные займы - это инструмент привлечения инвестиций в экономику, когда государство занимает деньги у физических лиц, юридических лиц или других государств на определенных условиях.

Какие виды государственных займов существуют?

Существуют два основных вида государственных займов: внутренние и внешние. Внутренние займы выпускаются на внутреннем рынке и приобретаются отечественными инвесторами, а внешние займы получаются от иностранных инвесторов или других государств.

Как классифицируются государственные займы?

Государственные займы могут быть классифицированы по различным критериям, включая сроки погашения, процентные ставки, валюту, в которой выпускаются займы, и др.

Какое законодательное регулирование существует для государственных займов как инструмента привлечения инвестиций в экономику РФ?

Законодательное регулирование государственного заимствования включает Федеральный закон "О государственном заимствовании", Положение о порядке проведения операций по государственному заимствованию, а также другие нормативные акты, которые определяют правила проведения операций по выпуску и размещению государственных займов.