Разработка электронного справочника по истории математики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Microsoft Access
  • 3535 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Основная часть
1.1 История математики
1.2 Интерфейс пользователя
2.Описание создания справочника
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Одним из первых связанных с Александрией ученых был Евклид, который является одним из самых уважаемых и влиятельных математиков всех времен.
Одним из самых великих математиков, живущих в эпоху эллинизма и всего древнего мира был Архимед (287–212) из Сиракуз, где он являлся советником царя Гиерона по различным вопросам. Архимед был одним из немногих ученых античности, которых мы знаем очень хорошо и не только по имени: сохранились некоторые сведения о его жизни. Известно, что Архимед был убит, во время взятия Сиракузы римлянами, при осаде которых некоторые технические находки Архимеда были использованы для обороны города. Но вообще существует несколько версий его гибели. По одной из версий он был убит в разгар боя, когда сидел на крыльце, размышляя над чертежами, это время пробегавший мимо воин наступил на чертёж, Архимед соскочил с крыльца, набросился на римлянина и тут же поплатился за это – он был хладнокровно убит мечом.
По другой версии к Архимеду подошёл солдат и объявил, что его зовёт Марцелл. Но Архимед настойчиво просил его подождать одну минуту, чтобы задача, которой он занимался, не осталась нерешённой, итог был тот же. А по ещё одной версии Архимед сам отправился к Марцеллу, чтобы отнести ему свои приборы для измерения величины Солнца. Но по дороге его ноша привлекла внимание римских солдат. Они почему-то решили, что учёный несёт в ларце золото и, недолго думая, перерезали ему горло 
Вообще Архимед был очень склонен к практическому применению своих изобретений, хотя это казалось не совсем обычным, если учесть то, с каким презрением к этому относились современники учёного из школы Платона. Однако объяснение нам дает сообщение Плутарха (в жизнеописании Марцелла) , которое часто цитируется, а именно: «Хотя его изобретения помогли Архимеду получить репутацию сверхчеловеческой проницательности, он не снизошел до того, чтобы оставить хоть какое-то писанное сочинение по таким вопросам, а, считая низким и недостойным делом механику и искусство любого рода, если оно имеет целью пользу и выгоду, все свои честолюбивые притязания он основывал на тех умозрениях, красота и тонкость которых не запятнаны какой-либо примесью обычных житейских нужд».
Математика в течение тысячелетий вплоть до современности очень тесно связана с астрономией. Запросы сельского хозяйства, и в большой мере мореплавания позволили астрономии занять первое место в науке Востока и эллинистической науке. Ход развития этой науки в большой степени определил и ход развития математики. Астрономия во многом способствовала развитию вычислительной математики, а иногда и математических сущностей, то же самое можно сказать и об астрономии: её прогресс во многом зависел от того, как сильна была доступная литература из области математики. Солнечная система устроена так, что достаточно простыми математическими методами можно получить грандиозные результаты, но в то же время оно достаточно сложно для того, чтобы стимулировать совершенствование этих методов а также самих астрономических теорий. На Востоке в эпоху, непосредственно предшествующую эллинистической, добились значительного продвижения в вычислительной астрономии, особенно в Месопотамии в позднеассирийскую и персидскую эпоху. Здесь постоянно проводившиеся в течение долгого времени наблюдения предоставили возможность отлично разобраться во многих эфемеридах. Например, движение Луны для ученых древнего мира было одной из самых трудных и увлекательных астрономических задач как в древности, так и в восемнадцатом веке, и вавилонские астрономы много времени и сил положили на его исследование. Они сталкивались с множеством трудностей, так как для изучения нужны были специальные приборы, а развитие технологий того времени не позволяло их создать, поэтому в основном выдвигались какие-либо гипотезы, которые сложно было в то время и доказать и опровергнуть. Ученые античного времени действительно искали истин, стараясь понять великую книгу Природы, но обладая весьма слабыми техническими возможностями. Античная наука и культура представляют собой в истории человечества удивительное явление. Астрономы древней Греции могли предсказывать на целый ряд лет вперед моменты наступления солнечных и лунных затмений с точностью до нескольких дней, вычислять заранее положения планет на небе с точностью до 20- 30 минут дуги и т. д. Но вместе с тем их основные теоретические схемы были все же далекими от картины реальных движений Солнца, Луны и планет в пространстве. Они опирались на ложные принципы, вытекающие из непосредственного ощущения неподвижности Земли, из общепринятых тогда философских воззрений Платона и Аристотеля, из религиозных верований.
Установление связей между греческой и вавилонской наукой в эпоху Селевкидов многое дало и в вычислительной, и в теоретической астрономии, и там, где наука Вавилона продолжала следовать древней календарной традиции, греческая наука смогла добиться некоторых из своих наиболее великих открытий.
1.2 Интерфейс пользователя
При запуске справочника автоматически открывается «Главная форма» (Рисунок 6), содержащая в себе:
название университета;
название справочника;
мя исполнителя;
нопка «Далее».

Рисунок 6. «Главная форма»
При нажатии кнопки «Далее» открывается форма «Предметы», представленная на рисунке 7. Она содержит таблицу с перечнем классов и предметов. Также указывается автор учебника, по которому составлена программа и количество учебных часов в неделю.

Рисунок 7. Форма «Предметы»
Нужный предмет и класс выбираются либо клавишами «вверх»/ «вниз» на клавиатуре, либо кнопкой мыши, либо с помощью соответствующих кнопок внизу формы, указывающих номер записи в таблице.
При очередном нажатии на кнопку «Далее» появляется окно со списком тем для выбранного в предыдущей форме класса и предмета – форма «Список тем» (Рисунок 8). Над таблицей отображаются класс, предмет и авторучебника, которые были выбраны в таблице предыдущей формы. Тема предмета выбирается аналогично, как и в предыдущей форме.

Рисунок 8. Форма «Список тем»
При нажатии на кнопку «Показать историческую справку» открывается последняя форма «Историческая справка» (Рисунок 9).

Рисунок 9. Форма «Историческая справка»
В верхнем поле формы отображается название темы, выбранной в предыдущей форме. В нижнем поле отображается исторический очерк или справка по этой теме.
Описание создания справочника
В основе справочника заложены две таблицы: «Предметы» и Темы». Таблица «Предметы» содержит следующий список полей:
- код (тип данных – счетчик);
- класс (числовой тип данных);
- предмет (текстовый тип данных);
- автор учебника (текстовый тип данных);
- количество часов в неделю (числовой тип данных).
Первое поле «Код» создаётся автоматически в качестве ключевого поля, остальные полы заполняются вручную. Поля «Класс» и «Количество часов в неделю» заданы как целочисленный тип данных – это свойство задаётся в размере поля при изменении таблицы в режиме конструктора.
Таблица предметы содержит следующие поля:
код (тип данных – счетчик);
тема (текстовый тип данных);
историческая справка (тип данных – поле MEMO);
связь (числовой тип данных).
В этой таблице поле «Код» также задаётся автоматически и является ключевым полем, но стоит отметить, что оно никаким образом не связано с одноименным полем в таблице «Предметы» - это два никак не связанных друг с другом счетчика. Поля «Тема» и «Историческая справка» и «Связь» заполняются пользователем. Причём поле «Связь» является связующим с полем «Код» таблицы «Предметы»: темы, относящиеся к одному и тому же классу должны иметь одинаковое значение поля «Связь», и это значение должно совпадать с номером ключевого поля в таблице «Предметы».
Такой вид связи таблиц в любой базе данных имеет условное название «один ко многим». Более наглядно её можно увидеть, выбрав пункт контекстного меню базы «Схема данных» - после этого Microsoft Access отобразит связи графически, как на рисунке 10.

Рисунок 10. Графическое отображение схемы данных
Главная форма создавалась с помощью конструктора, в ней использовались стандартные объекты – надписи и кнопка для перехода к следующей форме.
Для создания формы «Предметы» сначала была создана подчиненная форма с помощью мастера на основе таблицы «Предметы» . Для вывода на экран использованы все поля, кроме ключевого. Затем эта подчинённая форма была добавлена в форму «Предметы» в режиме конструктора. На этой форме также есть кнопка «Далее», предназначенная для вывода следующей формы – для этого в обработчике событий для этой кнопки прописана команда:
DoCmd.OpenForm ("Список тем")
Для того чтобы сформировать список тем для определённого класса и предмета потребовалось создать специальный запрос. Этот запрос выбирает такие темы из таблицы «Темы», у которых значение поля «Связь» равно значению поля «Код» таблицы «Предметы». Запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 11.

Рисунок 11. Запрос «Темы запрос» в режиме конструктора
В строке «Условия отбора» столбца «Код» прописано выражение: [Forms]![Предметы]![подчиненная форма Предметы1].[Form]![Код]. Это означает что данные берутся из открытой формы «Предметы», и название предмета выбирается из той строки, в которой находится текстовый курсор.
Для отображения формы «Список тем» используются также данные из формы «Предметы» - это название предмета, класс и автор учебника, по которому составлена программа. Для этого в свойствах поля в строке данные прописывается:
=Формы!Предметы![подчиненная форма Предметы1].Form!Предмет;
=Формы!Предметы![подчиненная форма Предметы1].Form!Класс;
=Формы!Предметы![подчиненная форма Предметы1].Form![Автор учебника], соответственно для каждого из перечисленных полей.
Форма «Историческая справка» создана в режиме конструктора и содержит два поля: «Тема» и сама «Историческая справка», данные для которых берутся из запроса «Историческая справка» . Этот запрос в качестве источника данных использует таблицу «Темы» и открытую форму «Список тем». Структура запроса показана на рисунке 12.

Рисунок 12. Запрос «Историческая справка»
Чтобы на экран выводилась только одна нужная нам позиция, в условии отбора поля «Тема» прописывается выражение:
[Forms]![Список тем]![Темы Запрос].[Form]![Тема]

Заключение
В результате проделанной работы был создан программный продукт, облегчающий работу учителя и позволяющий сделать урок более интересным и познавательным. В ходе работы было замечено, что для некоторых тем довольно трудно было найти какой-либо исторический очерк – для тем, обладающих некоторой спецификой. Возможно, что о некоторых интересных историко-математических фактах мы уже никогда не узнаем, так как их доказательства найти очень сложно.
Поэтому для некоторых тем исторический очерк можно заменить чем-то другим, например, начать урок в игровой форме вместо обычного изложения темы. Также можно впоследствии расширить возможности справочника – например, добавить модуль, в котором можно будет вносить номера задач, которые планируется выполнить в течение урока или в качестве домашнего задания.
Вообще, возможности компьютеров недостаточно используются преподавателями в современных школах: видимо, сказывается привычка –ведь персональные компьютеры получили широкое распространение не так давно. Но в будущем, я думаю, ситуация будет меняться к лучшему и использование подобных программных продуктов станет нормой. Список использованной литературы
Стройк. Д. Я. Краткий очерк истории математики. - М.: Наука, 1984.
Юшкевич А. П. История математики с древнейших времен до начала Нового времени. - М.: Наука, 1970.
http://ru.wikipedia.org/
Программа по математике для общеобразовательных учреждений. Москва “Просвещение”
Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1959
Юшкевич А.П. История математики в средние века. М., 1961
Даан-Дальмедико А. Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М., 1986
Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. М., 1989
Математический энциклопедический словарь. Москва, 1988г.
Березкина Э.И. Математика древнего Китая. Москва: Наука, 1980. 312 с.
http://www.reshebnik.ru/history/
http://www.sch57.msk.ru/collect/smogl.htm
http://www.mathematik.boom.ru/HISTORY/hist.html
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/
MATEMATIKI_ISTORIYA.html
http://www.math.ru/history/








2

Список использованной литературы
1.Стройк. Д. Я. Краткий очерк истории математики. - М.: Наука, 1984.
2.Юшкевич А. П. История математики с древнейших времен до начала Нового времени. - М.: Наука, 1970.
3.http://ru.wikipedia.org/
4.Программа по математике для общеобразовательных учреждений. Москва “Просвещение”
5.Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1959
6.Юшкевич А.П. История математики в средние века. М., 1961
7.Даан-Дальмедико А. Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М., 1986
8.Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. М., 1989
9.Математический энциклопедический словарь. Москва, 1988г.
10. Березкина Э.И. Математика древнего Китая. Москва: Наука, 1980. 312 с.
11. http://www.reshebnik.ru/history/
12. http://www.sch57.msk.ru/collect/smogl.htm
13.http://www.mathematik.boom.ru/HISTORY/hist.html
14.http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/
MATEMATIKI_ISTORIYA.html
16.http://www.math.ru/history/

Вопрос-ответ:

Кто был одним из первых ученых связанных с Александрией?

Евклид был одним из первых ученых связанных с Александрией.

Кто был одним из самых влиятельных математиков древнего мира?

Евклид был одним из самых влиятельных математиков древнего мира.

Кто был советником царя Гиерона в Сиракузах?

Архимед был советником царя Гиерона в Сиракузах.

Какими вопросами занимался Архимед в Сиракузах?

Архимед занимался различными вопросами в Сиракузах.

Кто был одним из величайших математиков эпохи эллинизма?

Архимед был одним из величайших математиков эпохи эллинизма и всего древнего мира.

Кто был одним из первых связанных с Александрией ученых?

Евклид был одним из первых связанных с Александрией ученых.

Кто является одним из самых уважаемых и влиятельных математиков всех времен?

Евклид является одним из самых уважаемых и влиятельных математиков всех времен.

Кто был советником царя Гиерона по различным вопросам?

Архимед был советником царя Гиерона по различным вопросам.

Какой из математиков был одним из самых великих в эпоху эллинизма и всего древнего мира?

Архимед был одним из самых великих математиков в эпоху эллинизма и всего древнего мира.