Роль частных заводов в распространении фарфора и художественного стекла в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музееведение
  • 2424 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 01.07.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Роль частных заводов в распространении фарфора и художественного стекла в России
Содержание
Введение
Стекло.
Возникновение стекольных заводов в России в 17 -18 веках.
Мальцовские заводы.
Бахметьевский завод
Фарфор
Русский фарфор
Фарфор завода Гарднера
Кузнецовский фарфор
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1.
Стекло заводов Мальцевых
Приложение 2
Стекло Бахметьевского завода
Приложение 3
Фарфор завода Гарднера
Приложение 4
Фарфор Товарищества Кузнецовых

Фрагмент для ознакомления

На заводе был создал подлинный шедевр – чернильница "Мужик, везущий на тачке связку дров". Национальные традиции завода иллюстрируют фигура уличного борца и лихая традиционная пляска крестьян и крестьянок. Отдельные скульптуры отражают быт и труд русского человека: "Крестьянин, отбивающий косу", "Крестьянин, закусывающий в пути", "Продавец овощей" и др. жанровые сценки.
Особенно ярко зазвучала русская тема в серии фигур "Волшебный фонарь". События 1812 года вызвали подъем патриотических чувств народа, сыгравшего огромную роль в освобождении родины от врага. Это пробудило интерес к народу, и в 1817 году К. А. Зеленцов опубликовал серию брошюр под названием "Волшебный фонарь" с гравюрами, изображающими русские народные типы: селян, горожан, ремесленников, торговцев. По этим рисункам завод выполнил серию скульптур "Волшебный фонарь.
Большое воздействие на характер продукции завода оказало прогрессивно-демократическое направление в живописи, школа передвижников, затрагивающая актуальные социальные темы. На заводе выполнялись скульптурные композиции в духе передвижников.
В 1857 году художник В. Г. Перов выставил картину "Прием станового на следствии", изобличающую взяточничество царских чиновников. Эта тема полужили источником для создания талантливыми мастерами завода интересной сатирической композиции "Суд станового", рисующей картину осуждения обманутого бедняка становым, подкупленным купцом. Выразительно выполнена фигура грозного надменно чванливого станового, вершащего "правый суд". Основной "закон", которым он руководствуется - кулек с припасами у его кресла - дар купца. Бедняк стоит, понурив голову, и ему остается покориться несправедливости.
В этом же духе правдиво отражен один из пороков русской жизни 19 века - алкоголизм. Скульптурная композиция "Женщина, поднимающая пьяного мужа" и скульптурная группа "Трое пьяных", пляшущих под звуки гармошки.
В 1892 году завод Гарднера был продан фирме Товарищества Кузнецовых. Новые владельцы еще долго сохраняли традиции и даже продолжали ставить марку гарднеровского завода. В коллекции Русского музея преобладают в основном истинные произведения производства Франца Гарднера.

Кузнецовский фарфор

В среде специалистов считается, что больше всех преуспели в фарфоровом и фаянсовом производстве в период последней трети XIX века промышленники Кузнецовы. Они начали дело с кустарной фарфоровой фабрики в Гжели в деревне Ново-Харитоново в 1810 году. Но Кузнецовы во второй половине 19 века превратили свои предприятия в крупнейшие на русском и мировом рынке поставщики фарфора, фаянса и майолики и других видов керамических изделий. Во 2-й половине 19 века они владели 18-ю предприятиями в России, причем не менее 10 предприятий превратились в дальнейшем в крупные керамические заведения. Это говорит о серьезной постановке технологических задач на предприятиях Кузнецовых.
Кузнецовские заводы принадлежали потомкам основателя династии - Якова Васильевича Кузнецова. Первый завод Я. Кузнецова был построен в деревне Ново-Хариотново, его сын Терентий построил завод в Дулево Владимирской губернии. В 1851 году Т. Кузнецов арендовал завод Сафонова в деревне Короткой. Был период, когда наследники Я. Кузнецова разделили заводы, но в 1889 году М.С. Кузнецов организовал промышленное товарищество, в которое входило 8 крупнейших керамических заводов. Продукция заводов Кузнецовых высоко ценилась по качеству, о чем говорят награды, которые получали их изделия на международных выставках.
  К концу 19 века продукция товарищества Кузнецовых продавалась уже на рынках Персии, Турции, Китая и Афганистана.
Сейчас известно, что фарфор кузнецовских заводов обладал высокими техническими качествами, на его предприятиях организованы был прекрасно технологический процесс, причем организация процесса обеспечивала выпуск одновременный выпуск изделий и дешевых и дорогих. Росписи фарфора кузнецовского производства очень разноплановы.
Для расширения круга покупателей на заводах изготовляли посуду с несложными росписями в виде цветков и веточек. С конца 19 века фарфор заводов Кузнецовых стал считаться собирателями фарфора изделиями дурного вкуса, поэтому Кузнецовский фарфор почти никто не коллекционировал. Различие в декоративности фарфоровых изделий очень хорошо видно на представленных в приложениях 3 и 4 фотографиях образцов предметов этих частных фабрик.
Сравнение двух предприятий по производству фарфора показало, что, несмотря на то, что завод Гарднера был поглощен более активным владельцем фарфоровых заводов, но его достижения были сохранены на заводах товарищества Кузнецовых. На заводах Кузнецова практически не производили продукцию по индивидуальным заказам, на них не было развито производство посуды с ручной авторской росписью. Заводы Кузнецова, можно сказать, оказались более приспособленными к социальным переменам в обществе и поэтому могли и развивать технологии и выпускать продукцию, удовлетворяющую требования почти всех слоев населения.







Заключение

В России в 18-19 веках получили распространения предметы из стекла и фарфора. Технология производства в России была быстро освоена российскими специалистами с помощью мастеров, приглашенных из Европы по указаниям и Петра Великого и других правителей. В России сформировался круг специалистов предпринимателей, которые сумели организовать производство стеклянных и фарфоровых изделий на базе имеющихся в России минеральных материалов. Кроме частных предприятий существовали императорские казенные заводы. До наших дней сохранился в Петербурге Императорский фарфоровый завод, а императорский хрустальный завод прекратил свое существование в 90-х годах 20 века по экологическим причинам. На заводе не была организована очистка стоков свинцовых отходов в водные бассейны, а также отсутствовала достаточная очистка выделений в воздушную атмосферу. Хрустальный завод находился практически в центре города, что не позволило провести реальную реорганизацию производства.
Из Мальцовских заводов сохранились сейчас завод в Гусе-Хрустальном и Дятьковский хрустальный завод. О частных заводов, производящих ранее фарфор, сейчас многие переориентированы на производство технической керамики и дешевой посуды. Производства художественных произведений из фарфора с авторской ручной росписью сейчас существуют. В первую очередь это императорский фарфоровый завод, кроме этого на ряде небольших заводов также организовывают мастерские по производству изделий с авторской росписью, которые чаще всего делают реплики с ранее известных работ.

Список используемой литературы
1. Ашарина Н.А. Русское стекло 17- начала 20 века. М.: Искусство, 1998.- 286 с.
2. Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М.: «Изобразительное искусство» 1978.- 326 с.
3. Качалов Н.Н. Стекло. М.: Искусство-Химия, 1959 г.
4. Безбородов М.А., Шур М.Ф. Передовые стекольные заводы в первой половине 18 века. – журн. «Стекло и керамика», 1951, № 12.
5. Немчинова Д.И. Художественное стекло Дятьковского завода. СПб.: Искусство России. 2009.- 265 с.
6. Фарфор в России 18-20 веков. Завод Гарднера. Palace Editions, СПб. -2003.- 244 с.
7. Попов В.А. Русский фарфор. Художник РСФСР, 1980. – 316 с.









Приложение 1.
Стекло заводов Мальцевых

Стекло зеленое, выдувание, роспись золотом и цветными эмалями.


Колокольчик


Кубки, гравированное стекло 18 в.
Приложение 2
Стекло Бахметьевского завода

Фужер с крышкой и двойной стакан мастера Вершинина, Бахметевский завод, конец 18 века


Изделия из цветного стекла с рисунком и с применением шлифовки.







Приложение 3
Фарфор завода Гарднера

На отдыхе Две фигуры

Перерыв на обед

Приложение 4
Фарфор Товарищества Кузнецовых
Барышня
Кружка «Напейся, но не облейся»
Горчичница Молочник Блюдце

Супница Соусник
Вазочка
Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М.: «Изобразительное искусство» 1978.- С.12.
Качалов Н.Н. Стекло. М.: Искусство-Химия, 1959 г.- C. 35-70.
Немчинова Д.И. Художественное стекло Дятьковского завода. СПб.: Искусство России. 2009.- С.18-35.

Качалов Н.Н. Стекло. М.: Искусство-Химия, 1959 г. С. 74.
Немчинова Д.И. Художественное стекло Дятьковского завода. СПб.: Искусство России. 2009.- С.178.
Безбородов М.А., Шур М.Ф. Передовые стекольные заводы в первой половине 18 века. – Журн. «Стекло и керамика», 1951, № 12.
Августинник А.И. Керамика . Л. : Химия., 1975 . – С. 25-40.
Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М.: «Изобразительное искусство» 1978.- С.105-110.

Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М.: «Изобразительное искусство» 1978.- С.280.
Фарфор в России 18-20 веков. Завод Гарднера. Palace Editions, СПб. -2003.- 244 с.

Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М.: «Изобразительное искусство» 1978.- С.110.

Попов В.А. Русский фарфор. Художник РСФСР, 1980. – С. 236-254.












3

Список используемой литературы
1. Ашарина Н.А. Русское стекло 17- начала 20 века. М.: Искусство, 1998.- 286 с.
2. Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М.: «Изобразительное искусство» 1978.- 326 с.
3. Качалов Н.Н. Стекло. М.: Искусство-Химия, 1959 г.
4. Безбородов М.А., Шур М.Ф. Передовые стекольные заводы в первой половине 18 века. – журн. «Стекло и керамика», 1951, № 12.
5. Немчинова Д.И. Художественное стекло Дятьковского завода. СПб.: Искусство России. 2009.- 265 с.
6. Фарфор в России 18-20 веков. Завод Гарднера. Palace Editions, СПб. -2003.- 244 с.
7. Попов В.А. Русский фарфор. Художник РСФСР, 1980. – 316 с.

Вопрос-ответ:

Какова роль частных заводов в распространении фарфора и художественного стекла в России?

Частные заводы играют важную роль в распространении фарфора и художественного стекла в России. Они выпускают разнообразные изделия высокого качества, которые пользуются популярностью среди покупателей и коллекционеров. Благодаря частным заводам, фарфор и стекло становятся доступными для широкой аудитории.

Какие стекольные заводы появились в России в 17-18 веках?

В 17-18 веках в России появились Мальцовские заводы и Бахметьевский завод. Эти заводы специализировались на производстве художественного стекла и выпускали широкий ассортимент изделий, включая роскошные стеклянные изделия для российского двора.

Какой фарфор был произведен на заводе Гарднера?

Завод Гарднера производил русский фарфор, известный своей высокой художественной ценностью и качеством. Он выпускал разнообразные изделия, включая фарфоровые статуэтки, сервизы, фарфоровые фигурки и другие предметы интерьера. Фарфор Гарднера был популярен в России и за её пределами.

Как выглядит стекло, произведенное на Мальцевских заводах?

Мальцевские заводы выпускали качественное и изящное стекло. Их изделия отличались тонкостью и прозрачностью, а также разнообразием декоративных элементов, включая резьбу, гравировку и покрытие золотом. Стекло Мальцевских заводов часто имело элегантные формы и использовалось как предметы интерьера или украшения.

Какие виды фарфора производил Кузнецовский завод?

Кузнецовский завод производил различные виды фарфора, включая столовый фарфор, декоративные фигуры, вазы, тарелки и другие изделия. Фарфор с завода Кузнецова отличался высоким качеством и неповторимым дизайном. Он использовался как украшение для дома и подарки.

Какие роли выполняли частные заводы в распространении фарфора и художественного стекла в России?

Частные заводы играли ключевую роль в распространении фарфора и художественного стекла в России. Они были основными производителями и поставщиками этих изделий на рынок. Благодаря ним, фарфор и стекло стали доступнее и популярнее среди населения. Кроме того, частные заводы внесли значительный вклад в развитие российской промышленности и искусства.

Когда появились первые стекольные заводы в России и какими их основателями стали?

Первые стекольные заводы в России возникли в 17-18 веках. Основателями одного из первых заводов, Мальцовских заводов, была семья Мальцевых. Они стали известными и успешными производителями стекла, которые поставляли свою продукцию как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Существовали ли в России частные заводы, специализирующиеся на производстве фарфора?

Да, в России существовали частные заводы, специализирующиеся на производстве фарфора. Один из таких заводов был завод Гарднера, который производил высококачественный русский фарфор. Его изделия были популярны и востребованы как внутри страны, так и за её пределами.

Какие заводы считались важными производителями стекла и фарфора в России?

Важными производителями стекла в России были Мальцовские заводы и Бахметьевский завод. Они выпускали высококачественное и разнообразное стекло, которое находило своих покупателей не только в России, но и за рубежом. В области производства фарфора одним из важных заводов был завод Гарднера, который славился своим русским фарфором.