Деятельность государственных органов по совершенствованию системы образования ( на примере Москвы)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Прогнозирование и планирование
  • 2828 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 30.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
2.2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.3. ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛАВА 2. ПРИМЕР РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЗЕРО ДОЛГОЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. РАБОТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЗЕРО ДОЛГОЕ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2008 ГОД
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БОР ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ С ДОУ МО ОЗЕРО ДОЛГОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Применение индикативного управления результатами позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств. Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования, обусловливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Использование системы инструментов позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие образования.
Нормативно-подушевое финансирование
Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно к потребителю образовательной услуги по принципу "деньги следуют за учащимся".
Необходимость перехода к нормативно-подушевому финансированию неоднократно декларировалась, в том числе в Концепции модернизации российского образования. Между тем в системе общего образования этот инструмент в настоящее время отрабатывается только в нескольких субъектах Российской Федерации (Самарская область, Чувашская Республика, Ярославская область и др.). В трех субъектах Российской Федерации в 2002-2004 гг. в 6 вузах проводится эксперимент по финансированию образовательных учреждений высшего профессионального образования на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО); с 2003 г. 18 вузов из других субъектов Федерации участвуют в данном эксперименте в имитационном режиме путем предоставления информации для оценки последствий их финансового состояния при переходе на новый механизм бюджетного финансирования высших учебных заведений. Проблемы перехода на нормативно-подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений. Разработка соответствующих нормативных правовых актов и их принятие, а также проводимая реформа бюджетного сектора должны способствовать решению данного вопроса. Введение в современных условиях механизма нормативно-подушевого финансирования позволит повысить эффективность использования совокупных ресурсов образовательных учреждений и системы образования в целом.
Механизмы финансирования высшего профессионального образования при переходе к двухуровневому высшему образованию
При переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования в бакалавриате в рамках применения нормативно-подушевого механизма бюджетного финансирования целесообразно апробировать следующую дифференциацию норматива бюджетного финансирования:
- по результатам ЕГЭ, международных, всероссийских, региональных олимпиад и конкурсов;
- по направлениям подготовки;
- с учетом региональной специфики.
Дифференциация норматива по результатам ЕГЭ - это введение системы финансирования, которая базируется на использовании государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Применение данного финансового инструмента целесообразно на первом уровне высшего образования - в бакалавриате. На уровне магистратуры дифференциация бюджетного норматива финансирования должна производиться только по направлениям подготовки с учетом региональной специфики. Более высокие значения нормативов должны устанавливаться для обучения по направлениям (или, в ряде случаев, при сохранении специальностей подготовки - по специальностям), имеющим объективно более высокую стоимость подготовки (технически сложные, творческие, медицинские и т.п.), а также для магистратуры по сравнению с бакалавриатом.
По уровням высшего образования будет различаться применение и других инструментов финансирования. Так, использование образовательного кредита должно получить большее распространение в магистратуре, в бакалавриате, напротив, более широко может применяться такой механизм, как финансирование подготовки кадров для государственных и муниципальных нужд на основе субвенций и субсидий. С целью обеспечения доступности высшего профессионального образования для отдельных категорий граждан (граждане, отслужившие в Вооруженных Силах России положенный срок по контракту, инвалиды, другие категории граждан, имеющие установленные законом льготы при поступлении в вузы) предполагается установление для них повышенных нормативов финансирования. При этом целесообразно сокращение числа льготных категорий, повышение обоснованности в предоставлении льгот. Кроме того, для граждан, отслуживших в Вооруженных Силах Российской Федерации положенный срок по контракту, необходимо обеспечить финансирование прохождения ими программ довузовской подготовки за счет бюджетных средств.
Финансирование на основе среднесрочных программ
Еще одним инструментом бюджетного финансирования должно стать финансирование развития системы образования на основе среднесрочных программ. Финансирование образовательных учреждений на основе среднесрочных программ должно обеспечить также благоприятные условия для реализации крупных проектов развития учебно-научной деятельности образовательных учреждений, их социально-культурной инфраструктуры.
Реализуя принципы программно-целевого подхода, среднесрочные программы должны ориентироваться на четко поставленные цели и описанные результаты. Исходя из указанных ориентиров, должна разрабатываться Федеральная целевая программа развития образования на период 2006-2010 гг.
Финансирование научных исследований в высшей школе Необходимость обеспечения, в том числе и за счет финансовых механизмов, интеграции науки и образования, задача повышения эффективности использования ресурсов в интегрированной научно-образовательной сфере требует корректировки принципов финансирования научных исследований в высшей школе. В частности, следует обеспечить перераспределение средств в пользу финансирования научных исследований на грантовой основе, развивать конкурсные методы финансирования НИР с предоставлением права участия в конкурсах научным и образовательным организациям вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

2.3. Формирование кадрового потенциала
В условиях развития экономики знаний необходимо создать условия для формирования национальной инновационной системы, способной обеспечить интеграцию сферы образования, науки и экономики.
Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
- разработка проектов, связанных с развитием различных технологий, предприятий, секторов и отраслей экономики;
- проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера; - разработка образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебный процесс.
Приоритетными задачами обеспечения инновационного характера развития образования становятся создание и поддержка образовательных программ, включающих в себя все указанные выше характеристики.
На всех уровнях образования инновационный характер образования должен обеспечиваться внедрением новых образовательных технологий, развитием интерактивных форм обучения, широким использованием проектных методов, тренажеров, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ. Общей для всей системы профессионального образования задачей в рамках комплекса мероприятий по повышению качества должны стать разработка с участием работодателей и общественности и внедрение современных методов рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.
В настоящее время формально различные типы учреждений профессионального образования реализуют зачастую одинаковый набор образовательных программ. Таким образом, происходит размывание структуры профессионального образования. Вместе с тем из-за утраты тесной связи с предприятиями и организациями и старения материально-технической базы самих учреждений, они зачастую не способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для современной экономики и социальной сферы. Кроме того, система профессионального образования обременена социальными обязательствами. В учреждениях концентрируется значительная часть проблемной молодежи, в силу чего решение социальных задач нередко доминирует над задачей подготовки кадров высокой квалификации. Большинство работодателей отмечает резкий дефицит кадров по рабочим профессиям. Вместе с тем от 15% до 30% выпускников не находят работы по профилю подготовки. В целях обеспечения современного качества подготовки кадров в системе профессионального образования следует:
1. Создать условия для продуктивного взаимодействия предприятий и образовательных учреждений по организации и управлению учебным процессом, построенным на современной технологической базе. Для этого необходимо: - провести научно-исследовательские работы по анализу практики предоставления преференций для работодателей и иных возможных механизмов привлечения инвестиций в системы образования;
- сформировать механизмы, стимулирующие работодателей инвестировать в образовательные учреждения, обеспечивающие интеграцию производства и образования; - обеспечить распространение позитивного опыта участия работодателей в финансировании и управлении учреждениями профессионального образования. 2. Разграничить механизмы социальной поддержки обучающихся, предоставления общего образования и организации профессиональной подготовки. Для этого необходимо:
- разработать нормативные документы, обеспечивающие оказание адресной социальной помощи обучающимся в учреждениях профессионального образования; - разработать и внедрить механизмы раздельного финансирования общеобразовательных программ и программ профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования;
- отработать модели реализации профессиональной подготовки на старшей ступени образования.
3. Создать организационные и правовые условия для интеграции образовательных программ и включения их в систему непрерывного профессионального образования.
Для этого необходимо:
- разработать интегрированный перечень и единые стандарты профессий и специальностей;
- разработать модульную структуру программ подготовки по профессиям и специальностям; - разработать, апробировать и распространить практику модульной подготовки в учреждениях профессионального образования.
Проведение данных мероприятий позволит повысить качество профессионального образования, обеспечить доступность качественного общего образования, повысить инвестиционную привлекательность сферы образования.
Заключение
В данной работе было проведено изучение деятельности государственных органов по совершенствованию системы образования.
Внутриотраслевой, замкнутый характер образовательной политики в ряде случаев привел не только к межведомственной рассогласованности по различным вопросам проводимых реформ, но и к противодействию различных общественных групп процессу модернизации образования. Фактически не получили развития механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов.
Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую систему: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.
Для того чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности. Основными элементами этой инфраструктуры являются: программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, построенные на принципах модульности, а также реализующие их организации и учреждения различных форм собственности; общественно-профессиональные организации, деятельность которых направлена на формирование адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также оценку (аттестацию и аккредитацию) качества образовательных программ; единая система зачетных единиц, построенная на основе современной информационной инфраструктуры учета, хранения и накопления данных о результатах образования и подготовки.
Переход к двухуровневой системе высшего образования требует разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его профессиональную направленность. Поскольку перед системой высшего профессионального образования сегодня встают задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство, введение двух уровней образования позволит осуществлять экспорт образовательных услуг.
Список использованной литературы
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: 2005. – 260 с.
Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики. М.: Высшая школа,2006. – 304с.
Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование в экономике. М.: Интерпресссервис, 2006. – 480с.
Конева М. И., Ященко В. А. Современный экономический анализ и прогнозирование. К.: МАУП, 2008. — 416 с.
Кузык Б.Н. Прогнозирование и планирование в экономике. М., 2006. – 386с.
Медков В.М. Демография. М.: Инфра-М, 2008. – 544с.
Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. М.: Юнити, 2006. – 223с.
Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование. М.: Современная школа, 2007. – 481с.
Тихомиров Н. Демография. Методы анализа и прогнозирования. М.: Экзамен, 2007. – 254с.
Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. М.: Экономика, 2008. – 427с.


Медков В.М. Демография. М.: Инфра-М, 2008. – 116с.

Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование. М.: Современная школа, 2007. – 68с.
Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование. М.: Современная школа, 2007. – 73с.
Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. М.: Экономика, 2008. – 41с.












2


Список литературы

1.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., 2001
2.Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, М., 2006
3.Дошкольное образование России в документах и материалах, М., 2003
4.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001
5.Козлова С.А. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты, консультации, мониторинг. Издательство: «Сфера», 2008
6.Козлова С.А. Программа приобщения ребенка к социальному миру "Я - человек". Мой организм. Методические рекомендации. Издательство: «Владос», 2007
7.Майер А.А. Программа развития ДОУ. Издательство: «Сфера», 2008
8. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления. // «Финансы». 2001. - № 3. – с. 11
9.Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием, М., 2004
10.Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство: «Владос», 2002
11.Пронина Л.И. О разграничении налоговых полномочий и увеличении доходов местных бюджетов. // «Финансы». – 2001 г. - № 5. с. 30
12.Телепнев С.А. Финансы местного самоуправления. // «Финансы». – 2000 г. – №2. –с.8

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют государственные органы в совершенствовании системы образования?

Государственные органы выполняют функции организации управления образованием на муниципальном уровне, развития дошкольного образования и обеспечения качественного образования в рамках закона об образовании.

Как организовано управление образованием на уровне субъектов РФ и муниципальных образований?

Управление образованием на уровне субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется через специальные государственные структуры - органы управления образованием. Они определяют и реализуют политику в области образования, контролируют и поддерживают функционирование образовательных учреждений.

Каким образом осуществляется управление развитием дошкольного образования на муниципальном уровне?

Управление развитием дошкольного образования на муниципальном уровне осуществляется через муниципальные органы управления образованием. Они разрабатывают стратегии и программы развития дошкольного образования, организуют работу дошкольных учреждений, обеспечивают их материально-техническую базу и контролируют качество предоставляемых услуг.

В чем заключается сущность закона об образовании?

Закон об образовании является основным правовым актом, который определяет порядок и принципы организации и функционирования системы образования. Он устанавливает права, обязанности и ответственность всех участников образовательного процесса - учеников, родителей, педагогов и государственных органов.

Какую работу выполняет муниципальное образование Озеро Долгое в сфере образования?

Муниципальное образование Озеро Долгое осуществляет организацию и управление образовательными учреждениями, контролирует качество образовательных услуг, разрабатывает и реализует программы развития образования на своей территории.

Каким образом государственные органы совершенствуют систему образования в Москве?

Вопрос слишком широкий для развернутого ответа. Государственные органы в Москве совершенствуют систему образования через внедрение новых образовательных программ, модернизацию учебных заведений, повышение качества образования и так далее.

Как организуется управление образованием на муниципальном уровне в Москве?

Управление образованием на муниципальном уровне в Москве осуществляется через систему муниципальных органов управления образованием. Эти органы разрабатывают и внедряют образовательную политику, контролируют деятельность учебных заведений, обеспечивают доступность образования и т.д.

Как муниципальное образование Озеро Долгое в Москве работает в сфере образования?

Муниципальное образование Озеро Долгое в Москве активно работает в сфере образования, предоставляя качественное детское дошкольное образование, модернизируя детские сады, создавая комфортные условия для развития детей, поддерживая педагогических работников и так далее.

Какое значение имеет Закон об образовании в совершенствовании системы образования в Москве?

Закон об образовании имеет большое значение в совершенствовании системы образования в Москве. Он устанавливает основные принципы и правила организации образовательного процесса, определяет стандарты качества образования, регулирует финансирование образования и т.д.