Региональные налоги и их применение на примере СПб

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 107 107 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 22.11.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Теоретические основы налогообложения в РФ
1.1 Понятие, функции и сущность налогов
1.2 Виды налогов и их характеристика
1.3 Роль налогов в регулировании социально-экономических процессов
2 Региональные налоги
2.1 Региональные налоги: виды и характеристика
2.2 Роль региональных налогов в экономическом развитии субъектов РФ
3 Региональные налоги как инструмент управления экономикой региона на примере Санкт-Петербурга
3.1 Социально-экономическая характеристика
3.2 Анализ региональных налогов на примере Санкт-Петербурга
3.3 Проблемы и перспективы региональной налоговой политики
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Федеральным законом N 137-ФЗ введен девятый пункт, устанавливающий обязанность органов и организаций, осуществляющих аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации и о лишении аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации или лишения аккредитации.

3 Региональные налоги как инструмент управления экономикой региона на примере Санкт-Петербурга
3.1 Социально-экономическая характеристика

Индекс промышленного производства (ИПП) за 2010 год составил 108,9% (79,9% - за 2009 год).

Рис. 3.1 – Индекс промышленного производства в 2009 – 2010 годах, в % к соответствующему периоду 2009 года
В обрабатывающих производствах, на долю которых приходится 92% общего объема отгруженной промышленной продукции, индекс промышлен-ного производства составил 110,1%.
Рост производства обеспечен за счет значительного увеличения объемов изготовления продукции следующих видов деятельности.
Наиболее значительно вырос выпуск транспортных средств и оборудования (ИПП – 242,9% к 2009 году), в первую очередь, за счет роста в 3,3 раза производства легковых автомобилей (в частности, продукции компаний ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», ООО «Джи Эм Авто», ООО «Тойота Мотор Мэнуфэкчуринг Россия»).
ИПП в металлургии и производстве готовых метал-лических изделий в 2010 году составил 126,3% по сравнению с уровнем предыдущего года. В этом секторе в 1,5 раза возросли объемы изготовления стальных труб (в том числе за счет продукции ЗАО «Ижорский трубный завод»), на 31% – стального проката (в т.ч. за счет продукции Обособленного подразделения ЛПЦ № 3 ОАО «Северсталь»).
На 24,0% выросли объемы продукции химических производств, что во многом связано с увеличением в 1,6 раза выпуска медикаментов (в том числе за счет продукции ЗАО «Вертекс»). Рост производства обеспечен также и по другим видам деятельности этого сектора.
Существенное увеличение выпуска изделий достигнуто по всем видам деятельности в производстве прочих неметалл-лических минеральных продуктов.
В частности, в 1,7 раза выросло производство кирпича, на 29% - строительного гипса, на 25% - битуминозных смесей (в том числе за счет продукции ООО «АБЗ-ВАД», ОАО «АБЗ-1»). При этом в целом по отрасли объем производства превысил уровень 2009 года на 20,1%.
Положительное влияние на индекс промышленного производ-ства также оказало увеличение выпуска продукции в производстве электрооборудования, электрон-ного и оптического оборудования (ИПП – 111,8%) и производстве машин и оборудования (ИПП – 102,8%).
Итоги работы предприятий в производстве электрооборудова-ния, электронного и оптического оборудования во многом определены ростом производства электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов (в 3,8 раза), офисного оборудования и вычислительной техники (в 1,6 раза), изолированных проводов и кабелей (на 34%), средств измерений, контроля, управления и испытаний (на 26%), электри-ческой распределительной и регулирующей аппаратуры (на 11%), электродвигателей, генерато-ров и трансформаторов (на 10%).
В производстве машин и оборудования существенно вырос выпуск машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства (в 2,4 раза), подъемно-транспортного обору-дования (на 29%), машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (на 14%).
Сдерживающее влияние на общие результаты работы обрабатывающих производств в 2010 году оказало, в первую очередь, снижение объемов производства по виду деятель-ности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака».
Общее сокращение выпуска продукции отрасли (ИПП – 98,6%) связано со значительным снижением выпуска пива (на 29%).
В то же время по сравнению с уровнем 2009 года возросли объемы производства фруктовых и овощных соков (в 1,9 раза), виноградного вина (131%), переработки консервирования рыбо- и морепродуктов (114%), выпуска безалкогольных напитков (110%), сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения (108%), продуктов мукомольно-крупяной промышленности (105%), табачных изделий (102%).
В целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности на 2% сократилось производство бумаги и картона, на 11% - поли-графическая деятельность, на 12% - объем издания книг. В целом по этому виду деятельности индекс промышленного производства составил 89,1%.
За 2010 год по виду деятельности «Обрабатывающие производства» отгружено продукции на сумму 1 343,3 млрд. рублей, что на 24,1% превысило уровень 2009 года.
В структуре отгруженных товаров 23,3% занимает продукция машиностроения: транспортные средства, машины и различные виды оборудования, 15,8% – пищевые продукты, напитки и табак, 8,0% – продукция металлургии и готовые металлические изделия.
По сравнению с 2009 годом общая сумма отгруженной продукции обрабатывающих производств увеличилась на 260,9 млрд. рублей. Рост объемов наблюдался по всем основным видам экономической деятельности.

Рис. 3.2 – Структура отгруженных товаров по видам деятельности в 2010 году, в % от общего объема


Рис. 3.3 – Динамика индекса промышленного производства и динамика объема отгруженных товаров по основным видам деятельности обрабатывающего комплекса в 2010 году, в % к предыдущему году
Индекс цен производителей продукции обрабатывающих производств в декабре 2010 года составил 107,4% к декабрю 2009 года.
Наиболее высокий рост цен отмечен в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (111,6%), целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (110,3%), производ-стве машин и оборудования (110,0%), производстве электро-оборудования, электронного и оптического оборудования (109,4%).
В производстве пищевых продуктов, напитков и табака цены выросли на 5,5%.
Общая сумма прибыли, полученной в обрабатывающем комплексе Санкт-Петербурга Общая сумма прибыли, полученной в обрабатывающем комплексе Санкт-Петербурга за одиннадцать месяцев 2010 года, на 30,1% превысила уровень аналогичного периода 2009 года и составила 208,2 млрд. рублей.
Среди основных видов деятельности значительный объем прибыли получен в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (38,0 млрд. рублей), машино-строительном комплексе (19,1 млрд. рублей), металлурги-ческом производстве и производстве готовых металлических изделий (7,9 млрд. рублей), химическом производстве (5,8 млрд. рублей).
Размер допущенного убытка в обрабатывающих производствах по сравнению с январем-ноябрем 2009 года сократился на 15,3% - до 19,2 млрд. рублей. При этом в целлюлозно-бумажном производ-стве, издательской и полиграф-ической деятельности объем убытка снизился в 2,8 раза, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – в 1,8 раза, в машиностроительном комплексе – на 9,5%.
В итоге в январе-ноябре 2010 года объем сальдированной прибыли в обрабатывающих производствах составил 189,0 млрд. рублей, что на 37,6% превысило уровень предыдущего года.
По состоянию на 01.01.2011 в обрабатывающих производствах Санкт-Петербурга о наличии просроченной задолженности по заработной плате заявили три организации.
Общая сумма задолженности составила 14,3 млн. рублей, в том числе: в обработке древесины и производстве изделий из дерева – 4,9 млн. рублей (ЗАО «Траст-лес Кириши»), в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – 0,7 млн. рублей (ЗАО «Новые технологии – ГЭМ»), в производстве машин и оборудования – 8,7 млн. рублей (ОАО «Кронштадтский морской Ордена Ленина завод»). Несвоевременность выплат работникам связана с отсутствием у организаций собственных средств.
По сравнению с данными на 01.12.2010 общий объем задолженности организаций перед работниками сократился в 2,3 раза.
Инвестиции в основной капитал. В январе-сентябре 2010 года объем инвестиций в основной капитал составил 225,8 млрд. рублей или 108,1% к аналогичному периоду прошлого года.

Рис. 3.4 – Динамика инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в январе – сентябре 2007 – 2010 гг.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в январе-ноябре составил 213,4 млрд. руб.
Иностранные инвестиции.

Рис. 3.5 – Динамика иностранных инвестиций в январе – сентябре 2007 – 2010 гг.
По итогам января-сентября 2010 года объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Санкт-Петербурга, составил 3,7 млрд. долларов США (122,3% по сравнению с январем – сентябрем 2009 года). Наибольший объем иностранных инвестиций был направлен в обрабатывающие производства (91,4% полученного объема).



Рис. 3.6 – Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности
Наибольшие объемы иностранных инвестиций поступили в ОАО «Газпром Нефть», ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», ОАО «Силовые машины», ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», ООО «Строительная компания Бриз».

3.2 Анализ региональных налогов на примере Санкт-Петербурга

Транспортный налог в Санкт-Петербурге введен в действие законом Санкт-Петербурга.
Налоговые ставки установлены настоящим Законом в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
Таблица 3.1
Ставки по транспортному налогу в Санкт-Петербурге
Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка в руб. Для юр. лиц Для физ. лиц Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

15
35
50
75
150

15
21
30
45
90 Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

10
20
25

6
12
15 Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
50
100
50
100 Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
25
40
50
65
85
15
40
50
65
85 Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 15 15 Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
25
50
15
50 Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 70 л.с. (свыше 51,48 кВт) включительно
свыше 70 л.с. до 100 л.с.

25
50

10
30 Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

100
200

100
200 Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
25
50
25
50 Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 125 125 Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 100 100 Другие водные и воздушные транспортные средства, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 200 200 Самолеты, имеющие реактивные двигатели
(с каждого килограмма силы тяги) 100 100 Другие водные и воздушные транспортные средства, не
имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200 200
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в бюджет автономного округа.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода (первый квартал, второй квартал, третий квартал).
Налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают:
авансовые платежи по налогу - в сроки подачи налоговых расчетов;
сумму налога по истечении налогового периода - в сроки подачи налоговой декларации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают авансовые платежи в размере 100 процентов суммы налога, причитающегося к уплате, равными долями в сроки не позднее 15 сентября и 15 ноября года текущего налогового периода.
Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
По истечении налогового периода в срок до 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговым органом производится перерасчет суммы налога в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в срок не позднее 15 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на игорный бизнес в Санкт-Петербурге установлен законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 года №623-94 «О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 16 февраля 2011 года), в соответствии с которым ставка налога составляет 125000 рублей на одну кассу тотализатора и 125000 рублей на одну кассу букмекерской конторы.
Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 №684-96 «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 16.07.2010) с учетом положений Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 №81-11 «О налоговых льготах» (в ред. от 06.12.2010).
В соответствии с данным законом налогоплательщиком по налогу на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Не являются объектами налогообложения:
земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
имущество федеральных органов власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, используемое для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества. Учитывается по его остаточной стоимости. Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации, - по инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения об инвентаризационной стоимости необходимо сообщать в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) объектов в налоговый орган по местонахождению объектов.
Налоговая база определяется отдельно по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также по каждому объекту недвижимого имущества, находящегося вне его местонахождения.
Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах Российской Федерации, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Необходимо учитывать тот факт, что с января 2011 г. и до 2025 г. налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений в строительство, реконструкцию или модернизацию отдельных объектов (судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома).
Налоговая ставка по налогу на имущество организаций в Санкт-Петербурге составляет 2,2%.
Проведем сравнение применяемых налоговых ставок и условий по региональным налогам в Санкт-Петербурге с соответствующими ставками других регионов Северо-Западного Федерального округа: Архангельской областью и Республикой Калерия.
Прежде всего рассмотрим налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Архангельской области (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Архангельской области
Ставка налога Срок уплаты налога Нормативный акт Транспортный налог ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства
- налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, не позднее 1 ноября года, следующим за истекшим налоговым периодом
- налогоплательщиками, являющимися организациями, - не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября текущего налогового периода в видеавансовых платежей, а по окончании налогового периода - не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Закон Архангельской области от 1 октября 2002 г. N 112-16-ОЗ "О транспортном налоге" Налог на имущество организаций 2,2% Уплата налога на имущество организаций по итогам налогового периода производится не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Уплата авансовых платежей налога по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев производится не позднее соответственно 5 мая, 5 августа и 5 ноября текущего налогового периода. Закон Архангельской области от 14 ноября 2003 г. N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Архангельской области" Налог на игорный бизнес - за одну кассу тотализатора - 50000 руб.;
- за одну кассу букмекерской конторы - 30000 руб. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим Закон Архангельской области от 10 ноября 2005 г. N 104-6-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес"
Таким образом, можно отметить, что наблюдается совпадение ставок по налогу на имущество организаций (2,2% - максимально допустимая налоговая ставка в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ), по налогу на игорный бизнес налоговое бремя значительно выше в Санкт-Петербурге, чем в Архангельской области.
Рассматривая региональное законодательство Республики Карелия, необходимо отметить, что ставки налогов на игорный бизнес и налога на имущество организаций в целом совпадают со ставками, принятыми законодательством Санкт-Петербурга.
Ставки по налогу на игорный бизнес введены Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК (с последующими изменениями и дополнениями).
Ставки по налогу на имущество организаций введены Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК и являются дифференцированными для различных категорий организаций, однако для большинства организаций, не подпадающих ни под одну из установленных льготных категорий, ставка налога составляет 2,2%, как и в Санкт-Петербурге и Архангельской области.
Ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК и являются дифференцированными для различных категорий транспортных средств и их мощности.
В целом необходимо отметить, что региональное законодательство рассмотренных субъектов федерации в области налогообложения в целом соответствует требованиям Налогового кодекса РФ, принятые ставки не превышают установленных федеральным законодательством.

3.3 Проблемы и перспективы региональной налоговой политики

При формировании налоговой политики органы власти субъектов Федерации сталкиваются с рядом проблем, среди которых следует особо выделить ограниченный инструментарий региональной налоговой политики, определение категорий налогоплательщиков или видов экономической деятельности, предоставление налоговых льгот для которых будет иметь экономический и социальный эффект. Приоритетным направлением региональной налоговой политики на современном этапе является регулирование, которое предполагает воздействие на уровень налоговой нагрузки, разработку механизмов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
В основу базовых требований к региональной налоговой политике логично рассматривать характеристики региона как административно-территориального образования, а именно: административные границы территории, наличие административной власти, формирование региональной политики. Налоговая политика, формируемая в федеративном государстве, находится в сложной иерархической соподчиненности с другими направлениями общегосударственной и региональной экономической политики.
Проведенный анализ инструментов региональной налоговой политики показал следующее. В налоговых органах Российской Федерации, включая территориальные структуры, разрабатывается и внедряется в практику методология планирования налоговых поступлений, основанная на оценке налогового потенциала. Следует отметить, что администрацией Санкт-Петербурга признается важность показателя налогового потенциала для экономического и социального развития региона.
Такие факторы как отсутствие единой методики оценки налогового потенциала региона, наличие вертикально интегрированных структур и активное использование толлинговых схем, вызывающие несоответствие налогового потенциала объему налоговых поступлений от организаций региона в бюджетную систему РФ, события на мировых финансовых рынках и обусловленные им кризисные явления в экономике России в значительной степени снижают достоверность прогнозов, базирующихся на показателе налогового потенциала, в связи с существенным снижением сальдированного финансового результата и соответствующим снижением налоговых поступлений.
Принятие управленческих решений в части предоставления налоговых льгот и преференций для предприятий и организаций Санкт-Петербурга не имеет научного обоснования. Вместе с тем необходимо отметить, что принципиальным направлением при формировании налоговой политики как части экономической политики области является восстановление и укрепление отраслей рыночной специализации региона, которые определяются на основе коэффициента локализации.
Стимулирующие инструменты региональной налоговой политики рекомендовано применять именно к составляющим основу экономики региона видам экономической деятельности, что позволит получить экономический и социальный эффект.
Для разработки концепции региональной налоговой политики можно представить следующий алгоритм ее формирования с учетом требований системного подхода:
постановка целей;
качественная и количественная оценка параметров системы;
разработка модели принятия решения;
оптимизация системы;
решение проблемы управления.
На первом этапе налоговая политика региона анализируется ретроспективно и перспективно для четкой локализации проблем. На втором этапе осуществляется формулировка комплекса целей. Далее конечная цель структурируется, расчленяется на подцели, строится дерево целей. Построение дерева целей позволяет определить полный комплекс целей и подцелей, сумма которых соответствует формулируемой задаче.
Функциональные цели первого уровня, соответствуют трем основным функциям налогов: фискальной, регулирующей и контрольной. На основе дерева целей выявляются мероприятия, необходимые для реализации конечной цели. В результате можно представить модель управления налогообложением в регионе (рис. 3.7), которая с позиций системного подхода может рассматриваться как один из компонентов более сложной системы управления налогообложением в государстве. Все цели построенного дерева учитывают региональную специфику и имеют реальное содержание.
Разработанная модель состоит из блоков управляющей (I) и управляемой (II) систем. Управляющая система формирует цель (блок 1) и задачи (подцели) (блок 2). Принцип управления отражается в анализе изменения состояний. Общая оценка экономических и социальных показателей производится в блоке 5, информация с которого передается лицу, принимающему решение (ЛПР) (блок 6). Основным результатом деятельности ЛПР является сопоставление текущего состояния параметров системы с эталонными для данного региона значениями и выработка типа управления и управляющего воздействия.

Рис. 3.7 – Модель управления налогообложением в регионе
Для управления налогообложением в регионе и формирования и реализации региональной налоговой политики представляется рациональным использовать показатели, представленные в табл. 3.3.
Очевидными преимуществами для налогоплательщиков являются возможность накопления средств на приобретение оборудования для основного производства при одновременной защите средств от инфляции; снижение рисков, связанных с налоговым контролем в связи с мероприятиями по оптимизации налогообложения и достижению уровней рентабельности и налоговой нагрузки ниже рекомендованных ФНС России; сокращение трудовых и материальных затрат на организацию и ведение раздельного учета прибыли, полученной в ходе реализации инвестпроекта.
Таблица 3.3
Показатели текущего социально-экономического положения региона
экономические показатели социальные показатели уровень валового регионального продукта среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности поступление налогов и сборов в бюджетную систему задолженность по платежам в бюджет просроченная задолженность по заработной плате степень зависимости бюджета области от финансовой помощи показатель налоговой нагрузки на экономику региона в целом и по отраслям денежные доходы на душу населения объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования потребительские расходы на душу населения доля инвестиций в ВРП численность населения с доходами ниже прожиточного минимума численность малых предприятий (МП) соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения доля продукции МП в общем объеме ВРП индекс физического объема производства по видам экономической деятельности уровень зарегистрированной безработицы уровень рентабельности
Дифференциация налоговых ставок по налогу на имущество (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Схема применения дифференцированных ставок налога на имущество организаций
Первоначальная стоимость имущества, руб. Ставка налога, % Срок действия льготы до 5 000 000 0,1 1 год от 5 000 000 до 10 000 000 0,6 2 года свыше 10 000 000 1,1 3 года
Новация предлагаемой схемы заключается в следующем:
дифференциация ставок по налогу на имущество организаций преследует две цели: во-первых, поддержка отраслей специализации региона, во-вторых, создание условий для режима льготного налогообложения имущества субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне;
одновременно используются два уровня дифференциации: по стоимости имущества и по сроку действия льготы. Для старопромышленных регионов, к которым относится Санкт-Петербург, это является оправданным, так как позволить использовать льготы по налогу на имущество не только крупным инвесторам, но и субъектами малого и среднего бизнеса, иным налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную, инновационную деятельность, а также деятельность, связанную с реализацией национальных проектов.
Оптимизация ставок транспортного налога позволит максимально проявить его стимулирующую функцию. Для реализации этого инструмента нами рекомендуется скорректировать применение налоговых ставок по грузовым автомобилям, используемым в производстве (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Схема оптимизации ставок транспортного налога
Мощность двигателя Ставка налога, руб. Срок действия льготы Грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с 10 - свыше 100 до 150 л.с. 16 - свыше 150 до 200 л.с. 10 1 год свыше 200 до 250 л.с. 13 2 года свыше 250 л.с. 17 3 года
Нами предлагаются следующие новации:
оптимизация ставок транспортного налога по двум уровням: по мощности транспортного средства и по сроку применения льготной шкалы;
оптимизация суммы транспортного налога, который заключается в установлении дополнительных условий и ограничений для применения льготной шкалы и повышенных ставок налога в случае несвоевременной постановки на учет в ГИБДД приобретенных транспортных средств.
Указанные мероприятия предлагаются для следующих категорий налогоплательщиков:
для отраслей рыночной специализации региона;
для видов экономической деятельности, имеющих наивысшую рейтинговую оценку;
для субъектов малого предпринимательства;
для организаций, осуществляющих научно-исследовательские, конструкторские работы независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при условии, что указанные виды работ составляют не менее 70% в общей сумме доходов организации, полученных в налоговом (отчетном) периоде;
для налогоплательщиков, реализующих национальные проекты на территории региона.

Заключение

Согласно п.3 ст.12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
С учетом изложенного региональный налог обязателен к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Региональный налог должен соответствовать положениям части второй НК РФ. С учетом ст.17 НК РФ должны быть определены:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Часть вторая НК РФ содержит разд.IX "Региональные налоги и сборы", в котором гл.28 посвящена транспортному налогу, гл.29 - налогу на игорный бизнес, гл.30 - налогу на имущество организаций.
Основные элементы налогообложения установлены непосредственно гл.28 "Транспортный налог" и гл.30 "Налог на имущество организаций" НК РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы налогов, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, - это формы отчетности по налогу, порядок и сроки уплаты налога, налоговая ставка в пределах, установленных НК РФ.
Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 №84-ФЗ) // Российская газета, №148 – 149, 06.08.1998.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть втору Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3027.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.
Федеральный закон Российской Федерации от 11.11.2003 №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ) // Парламентская газета, №212, 15.11.2003.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 №65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения» (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.12.2006 №180н) // Российская газета, №114, 31.05.2006.
Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.03.2004 №САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» // Российская газета, №66, 01.04.2004.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" // Российская газета, №247, 26.12.1996.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Собрание законодательства РФ, 15.04.1996, №16, ст. 1909.
Решение ВАС РФ от 31 мая 2009 г. N 3894/06 и Постановление Президиума ВАС РФ от 14 ноября 2009 г. N 11253/06.
Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг." // http://www.president.kremlin.ru.
Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры // Налоги (журнал), 2008, №3.
Балабин В. Разрешение споров о применении налоговых льгот. Конституционные принципы. Динамика законодательства. Практика ВАС РФ // Хозяйство и право. 2008. N 3, 4.
Братцев Д., Мельникова Н. К вопросу об экономической природе налогового регулирования // "Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях". - 2003. - N 1. - С. 28.
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая. Разделы I - VII. Главы 1 - 20. М.: Экзамен, 2005. С. 2.
Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг." // http://www.nalogoved.ru.
Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993.
Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой и второй / Под ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 32.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. Б.Н. Топорнина, Г.А. Гаджиева, Р.Ф. Захаровой. М.: Юрист, 2005. С. 56 - 63.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, часть первая (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. / Сост. и авт. комментария С.Д. Шаталов. М.: МЦФЭР, 2002. С. 32 - 34.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 5.
Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) / Под ред. Г.В. Петровой. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 3 - 5.
Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. N 4.
Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 26.
Лушникова М.В. Правовые основы налоговой системы: Теория и практика: Учебн. пособие. Ярославль, 2000. С. 7.
Мякинина Л.Н. Общие вопросы исчисления налога на имущество организаций // Налоги (газета), 2007, №22.
Назаров В.Н. О противоречиях в правовой позиции Конституционного Суда РФ в спорах о налоговых льготах // Налоги (журнал), 2008, №3.
Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998. С. 81.
Налоговая система России: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2006. С. 17
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 680 с.
Пепеляев С.Г. Налоговый кодекс и налоговая практика // Закон. 1998. N 11, 12. С. 44.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 2004. С. 112.
Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003. С. 115.
Сасов К.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по налогообложению / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 100.
Свистунов А.А. Проблемы построения налоговой политики государства в процессе эволюции принципов налогообложения // История государства и права, 2006, №8.
Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.
Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 5.
Федеральные налоги и сборы с организаций / Под ред. Павловой Л.П., Гончаренко Л.И. М.: Статус-Кво 97, 2007.
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996. С. 178
Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе // Финансовое право, 2007, №6.
Ялбулганов А.А. Плата за землю: механизм правового регулирования // Финансовое право. 2008. N 4.
Налоговая система России: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2006. С. 17
Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры // Налоги (журнал), 2008, №3.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 680 с.
Федеральные налоги и сборы с организаций / Под ред. Павловой Л.П., Гончаренко Л.И. М.: Статус-Кво 97, 2007.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть втору Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3027.
Федеральный закон Российской Федерации от 11.11.2003 №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ) // Парламентская газета, №212, 15.11.2003.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 №65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения» (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.12.2006 №180н) // Российская газета, №114, 31.05.2006.
Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.03.2004 №САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» // Российская газета, №66, 01.04.2004.
Братцев Д., Мельникова Н. К вопросу об экономической природе налогового регулирования // "Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях". - 2003. - N 1. - С. 28.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998. С. 81.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 №84-ФЗ) // Российская газета, №148 – 149, 06.08.1998.
Пепеляев С.Г. Налоговый кодекс и налоговая практика // Закон. 1998. N 11, 12. С. 44.
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996. С. 178; Лушникова М.В. Правовые основы налоговой системы: Теория и практика: Учебн. пособие. Ярославль, 2000. С. 7.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" // Российская газета, №247, 26.12.1996.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Собрание законодательства РФ, 15.04.1996, №16, ст. 1909.
Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.
Мякинина Л.Н. Общие вопросы исчисления налога на имущество организаций // Налоги (газета), 2007, №22.
Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 26.
Ялбулганов А.А. Плата за землю: механизм правового регулирования // Финансовое право. 2008. N 4.
Балабин В. Разрешение споров о применении налоговых льгот. Конституционные принципы. Динамика законодательства. Практика ВАС РФ // Хозяйство и право. 2008. N 3, 4.
Решение ВАС РФ от 31 мая 2009 г. N 3894/06 и Постановление Президиума ВАС РФ от 14 ноября 2009 г. N 11253/06.
Сасов К.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по налогообложению / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 100.
Назаров В.Н. О противоречиях в правовой позиции Конституционного Суда РФ в спорах о налоговых льготах // Налоги (журнал), 2008, №3.
Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2006. С. 26.
Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 5.
Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.
Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. N 4.
Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг." // http://www.nalogoved.ru.
Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе // Финансовое право, 2007, №6.
Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003. С. 115.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 2004. С. 112.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 5.
Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) / Под ред. Г.В. Петровой. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 3 - 5.
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая. Разделы I - VII. Главы 1 - 20. М.: Экзамен, 2005. С. 2.
Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) / Под ред. Г.В. Петровой. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 10.
Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой и второй / Под ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 32.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 12.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, часть первая (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. / Сост. и авт. комментария С.Д. Шаталов. М.: МЦФЭР, 2002. С. 32 - 34.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. Б.Н. Топорнина, Г.А. Гаджиева, Р.Ф. Захаровой. М.: Юрист, 2005. С. 56 - 63.
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. Б.Н. Топорнина, Г.А. Гаджиева, Р.Ф. Захаровой. М.: Юрист, 2005. С. 56.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть втору Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3027.
Федеральный закон Российской Федерации от 11.11.2003 №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ) // Парламентская газета, №212, 15.11.2003.
Исаков Н.В. Правовая политика как средство формирования и регулирования финансового механизма // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Материалы международной научно-практической конференции (24 - 25 апреля 2003 г.). Часть II / Под ред. Е.В. Покачаловой и О.Ю. Бакаевой. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2003. С. 18.
Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №268-ФЗ) // Российская газета, №165, 29.07.2006.
Richard M., Bird and Milka Casanegra de Jantsher. Improving Tax Administration In Developing Countries. Washington: International monetari fund, 1992. P. 403.
Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение". М., 2005. С. 33; Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Издательство "Юрлитинформ", 2006. С. 180 и др.
Приказ МНС России от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/290 "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" // Учет. Налоги. Право. Официальные документы от 27 апреля 2004 г. N 16.
Орлов М.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования налогового контроля // Вестник Российской правовой академии. 2005. N 3. С. 24.
Брызгалин А. Правовые вопросы налогового администрирования в 2007 году (Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования") // Хозяйство и право. 2007. N 3. С. 5.
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 88.
Гриценко В.В. Теория российского налогового права: современные проблемы / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005. С. 40.
Кучерявенко Н.П. Принуждение в налоговом праве // Современное состояние и перспективы развития финансового права: Тезисы международной научно-практической конференции (23 - 24 ноября 2007 г.) / Научно-исследовательский институт финансового права. Киев: Укртехнопринт, 2007. С. 129.
Рыбакова С.В. Кредитные организации как участники налоговых правоотношений // Современные проблемы юридической науки: Сборник научных трудов сотрудников Института права / Отв. ред. В.М. Пучнин. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. С. 165 - 169.
Черник И.Д. Об изменениях правового регулирования статуса банков в налоговых правоотношениях с 2007 года // Налоговый вестник. 2006. N 11. С. 111 - 114; Чернова Ю.В. О налоговых аспектах стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года // Налоговый вестник. 2006. N 6. С. 100 - 112; Чернова Ю.В. О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций // Налоговый вестник. 2006. N 1. С. 115 - 125.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: БЕК, 1997. С. 241 (автор главы - Н.И. Химичева).
Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М.: НОРМА, 2000. С. 119.
Петрова Г.В. Финансовое право: Учеб. М.: ТК Велби, 2008. С. 133 - 134.
Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 136 - 137.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 5211.
Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 188 - 189 (автор главы - С.Г. Пепеляев).
Чернова Ю.В. О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций // Налоговый вестник. 2006. N 1. С. 115 - 116.
Рыбакова С.В. Участие кредитных организаций в процессе налогового администрирования: вопросы теории // Банковское право, 2008, №2.
Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля // Административное и муниципальное право, 2008, №8.









102


2

-формирование бюджетных доходов;
- повышение конкурентоспособности и рост деловой активности субъектов экономики;
- обеспечение эффективности налогового контроля

1.

Управление налогообложением в регионе

3

Блок обработки данных

6

ЛПР:
выбор оптимальной стратегии и типа управления


7

Методы управления:
-экономический
-административный

4

Активный банк данных

5.

Общая оценка показателей региона как результата налоговой политики региона

I

II

8

Показатели текущего состояния системы

9

Экономические

10

Социальные

11

Анализ изменений параметров системы под воздействием налогового механизма

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 №84-ФЗ) // Российская газета, №148 – 149, 06.08.1998.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
5.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть втору Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3027.
6.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.
7.Федеральный закон Российской Федерации от 11.11.2003 №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ) // Парламентская газета, №212, 15.11.2003.
8.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 №65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения» (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.12.2006 №180н) // Российская газета, №114, 31.05.2006.
9.Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.03.2004 №САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» // Российская газета, №66, 01.04.2004.
10.Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" // Российская газета, №247, 26.12.1996.
11.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Собрание законодательства РФ, 15.04.1996, №16, ст. 1909.
12.Решение ВАС РФ от 31 мая 2009 г. N 3894/06 и Постановление Президиума ВАС РФ от 14 ноября 2009 г. N 11253/06.
13.Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг." // http://www.president.kremlin.ru.
14.Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры // Налоги (журнал), 2008, №3.
15.Балабин В. Разрешение споров о применении налоговых льгот. Конституционные принципы. Динамика законодательства. Практика ВАС РФ // Хозяйство и право. 2008. N 3, 4.
16.Братцев Д., Мельникова Н. К вопросу об экономической природе налогового регулирования // "Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях". - 2003. - N 1. - С. 28.
17.Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая. Разделы I - VII. Главы 1 - 20. М.: Экзамен, 2005. С. 2.
18.Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг." // http://www.nalogoved.ru.
19.Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993.
20.Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой и второй / Под ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 32.
21.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. Б.Н. Топорнина, Г.А. Гаджиева, Р.Ф. Захаровой. М.: Юрист, 2005. С. 56 - 63.
22.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, часть первая (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. / Сост. и авт. комментария С.Д. Шаталов. М.: МЦФЭР, 2002. С. 32 - 34.
23.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 5.
24.Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) / Под ред. Г.В. Петровой. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 3 - 5.
25.Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. N 4.
26.Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 26.
27.Лушникова М.В. Правовые основы налоговой системы: Теория и практика: Учебн. пособие. Ярославль, 2000. С. 7.
28.Мякинина Л.Н. Общие вопросы исчисления налога на имущество организаций // Налоги (газета), 2007, №22.
29.Назаров В.Н. О противоречиях в правовой позиции Конституционного Суда РФ в спорах о налоговых льготах // Налоги (журнал), 2008, №3.
30.Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998. С. 81.
31.Налоговая система России: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2006. С. 17
32.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 680 с.
33.Пепеляев С.Г. Налоговый кодекс и налоговая практика // Закон. 1998. N 11, 12. С. 44.
34.Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 2004. С. 112.
35.Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003. С. 115.
36.Сасов К.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по налогообложению / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 100.
37.Свистунов А.А. Проблемы построения налоговой политики государства в процессе эволюции принципов налогообложения // История государства и права, 2006, №8.
38.Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.
39.Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 5.
40.Федеральные налоги и сборы с организаций / Под ред. Павловой Л.П., Гончаренко Л.И. М.: Статус-Кво 97, 2007.
41.Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996. С. 178
42.Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе // Финансовое право, 2007, №6.
43.Ялбулганов А.А. Плата за землю: механизм правового регулирования // Финансовое право. 2008. N 4.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют налоги в экономике РФ?

Налоги выполняют несколько основных функций в экономике РФ. Во-первых, они являются источником доходов государства, который позволяет финансировать различные социальные программы и меры поддержки экономики. Во-вторых, налоги используются как инструмент регулирования экономических процессов, позволяющий влиять на распределение доходов и стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности. Также налоги выполняют функцию социальной справедливости, обеспечивая более равное распределение доходов и облагая более состоятельных граждан выше.

Каковы основные виды налогов в России?

В России существуют различные виды налогов, которые можно разделить на несколько основных групп. Во-первых, это федеральные налоги, которые включают НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие. Во-вторых, это региональные налоги, которые варьируются в зависимости от региона и могут включать налог на имущество, транспортный налог и т. д. Третья группа - местные налоги, которые взимаются муниципалитетами и могут включать налог на землю, на капитальные вложения и др. Кроме того, существуют и другие налоги, например, акцизы, которые взимаются с определенных видов товаров и услуг.

Какие виды региональных налогов существуют?

Существуют различные виды региональных налогов, которые варьируются в зависимости от региона. Некоторые из них включают налог на имущество организаций, налог на землю, налог на транспортные средства, налог с продаж и др. Эти налоги взимаются региональными органами власти и являются важным источником доходов для бюджета региона. Они позволяют финансировать социальные программы и обеспечивать развитие региональной инфраструктуры.

Какие функции выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько функций. Во-первых, они являются источником доходов для государства, который используется для финансирования различных общественных нужд. Во-вторых, налоги используются как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Они могут стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности. Наконец, налоги также выполняют средство распределения доходов в обществе.

Какие виды налогов существуют в России?

В России существует несколько видов налогов. К основным видам можно отнести налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и землю, а также ряд региональных и локальных налогов. Каждый вид налога имеет свои особенности и правила их начисления и уплаты.

Какую роль играют налоги в регулировании социально-экономических процессов?

Налоги играют важную роль в регулировании социально-экономических процессов. С помощью налогов можно стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности. Например, снижение налоговой ставки на предоставление жилья может способствовать развитию строительной отрасли. Также налоги используются для распределения доходов в обществе: более высокие налоговые ставки могут быть установлены для богатых слоев населения, что позволяет снизить неравенство в обществе.

Какие региональные налоги существуют в России?

В России существуют различные региональные налоги. К ним относятся налог на имущество организаций, на землю, на транспортные средства и другие. Региональные налоги предназначены для финансирования бюджетов субъектов РФ и используются для развития региональной инфраструктуры и социальных программ.

Что такое региональные налоги?

Региональные налоги - это налоги, которые устанавливаются и взимаются на уровне субъектов Российской Федерации (регионов), то есть на территории конкретного региона. Они не являются федеральными или местными налогами, а представляют собой отдельную группу налогов, которые взимаются у налогоплательщиков субъектов РФ на основании соответствующих законов региона.

Какие виды региональных налогов существуют и как они характеризуются?

Существует несколько видов региональных налогов, включая налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций, налог на игорный бизнес и другие. Характеристикой региональных налогов является то, что они устанавливаются и взимаются на уровне субъектов РФ, и ставки и правила их исчисления могут отличаться в разных регионах. Также они направляются на финансирование бюджетов регионов и осуществление социально-экономического развития территории.

Какова роль региональных налогов в экономическом развитии субъектов РФ?

Региональные налоги играют важную роль в экономическом развитии субъектов РФ. Они позволяют регионам получать дополнительные финансовые ресурсы для реализации социальных программ, развития инфраструктуры, поддержки малого и среднего бизнеса и других приоритетных направлений. Также региональные налоги способствуют формированию конкурентных условий на рынке, привлечению инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата.

Как региональные налоги использовались в Санкт-Петербурге для управления экономикой региона?

В Санкт-Петербурге региональные налоги использовались как инструмент управления экономикой региона. Например, введение высокой ставки налога на имущество организаций для крупных предприятий позволило привлечь дополнительные доходы в бюджет и направить их на развитие инфраструктуры и социальные программы. Также в городе действует налог на прибыль организаций, который стимулирует предпринимательскую активность и развитие бизнеса в регионе.