Вам нужна курсовая работа?
Интересует Деловой этикет?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Различие организационных культур в зависимости от отраслевой принадлежности фирмы.

  • 31 страница
  • 14 источников
  • Добавлена 14.04.2009
480 руб. 1 600 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1 Сущность организационной культуры
1.1 Основные понятия организационной культуры
1.2 Основные типы организационной культуры
1.3 Особенности развития организационной культуры в России и за рубежом
2 Исследование типов организационной культуры предприятий
2.1 Общая характеристика исследуемых организаций города Новосибирска
2.2 Анализ типов организационных культур
2.3 Выводы по результатам анализа организационной культуры предприятий
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Руководство деятельностью организации осуществляет генеральный директор. Управление организацией является централизованным, так как генеральный директор имеет необходимые полномочия для принятия важнейших решений. Благодаря этому не происходит дублирования работ, а при возникновении определенных проблем в процессе деятельности большинство решений принимается генеральным директором. В его подчинении непосредственно находится заместитель генерального директора.
В организации сформировано 4 отдела: бухгалтерский отдел (главный бухгалтер и 2 специалиста), отдел кадров (начальник отдела кадров и менеджер по работе с персоналом), отдел иностранного туризма и путешествий (9 менеджеров), отдел экскурсий (5 менеджеров и 3 экскурсовода).
Третье предприятие – ООО «Титан», созданное в 2005 году в городе Новосибирске. Полное наименование организации: общество с ограниченной ответственностью «Титан». Место нахождения: Российская Федерация, город Новосибирск, улица Станционная, дом 41.
ООО «Титан» занимается покупкой и продажей изделий из металла (уголки, арматура, швеллера, листы и т.д.) Предприятие на данный момент состоит из двадцати одного сотрудника, работающих по графику 5/2. В организации существует 4 крупных отдела (отдел по работе с персоналом, финансовый отдел, отдел по производству, отдел по охране), есть собственный юрист, занимающийся правовыми вопросами, секретарь, ведущий делопроизводство, системный администратор, следящий за функционированием компьютерной техники, а также технический работник, занимающийся уборкой помещений. Возглавляет руководство организации генеральный директор, который делегирует часть своих полномочий заместителю по финансам и производству. В ООО «Титан» действуют следующие виды локальных актов: приказы, распоряжения, правила, инструкции и другие акты. Финансирование деятельности ООО «Титан» осуществляется за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что все три организации относятся к различным отраслям экономики (предприятие сферы услуг, производства, посредническое предприятие). Перейдем теперь к рассмотрению организационной культуры каждого из предприятий.

2.2 Анализ типов организационных культур

Для оценки организационной культуры ООО «Энергопроммонтаж», ООО «Виза Арт», ООО «Титан» использован способ, который был предложен зарубежными исследователями К. Камероном и Р. Куинном. Данный способ наиболее эффективен в том случае, если предлагается определить тип организационной культуры предприятия с помощью опроса сотрудников.
За основу была взята типология зарубежных ученых Дила и Кеннеди, которые выделяют четыре отраслевые культуры:
- культура торговли;
- спекулятивная культура;
- административная культура;
- инвестиционная культура.
Метод предполагает ответы на шесть блоков вопросов с 4 альтернативными ответами. Необходимо распределить баллы 100 балловой оценки между 4 альтернативами в таком состоянии, которое в наибольшей степени соответствует состоянию корпоративной культуры предприятий. Наибольшее количество баллов отдается той альтернативе, которая более других соответствует изучаемой организации.
Сотрудникам организаций было предложено ответить на данные вопросы, заполнив таблицу. В таблице изучалось состояние корпоративной культуры на данный момент («теперь»).
Был проведен анализ состояния организационной культуры трех предприятий. Для этого проводилось анкетирование сотрудников предприятия, в результате были выявлены средние значения по каждому предприятию.
Отметим, что предприятие 1 – это ООО «Энергопроммонтаж», предприятие 2 – ООО «Виза Арт», предприятие 3 – ООО «Титан». Вопросы варианта А характеризуют спекулятивную организационную культуру. Вариант B – инвестиционная организационная культура, C – культура торговли, D – административная организационная культура предприятия.
Рассмотрим варианты ответов сотрудников предприятий, представленные в таблице 1, характеризующие состояние корпоративной культуры рассмотренных организаций в настоящее время.




Таблица 1
Оценка текущего состояния организационной культуры предприятий
1 Общие характеристики Предприятия 1 2 3 A Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего. 10 20 60 B Организация очень динамична и проникнута предпринимательством, люди готовы жертвовать и идти на риск. 5 10 10 C Организация ориентирована на результат и строго контролируется. Люди ориентированы на соперничество и достижение определенной цели. 5 60 20 D Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. 80 10 10 Всего 100 100 100 2 Общий стиль лидерства в организации 1 2 3 A Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить 10 20 70 B Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску 10 5 20 C Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат 10 70 5 D Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности 70 5 5 Всего 100 100 100



Продолжение таблицы 1
3 Управление наемными работниками 1 2 3 A Стиль менеджмента характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений 10 20 50 B Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самолюбия 20 10 20 C Стиль менеджмента организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений 10 60 20 D Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях 60 10 10 Всего 100 100 100 4 Связующая сущность организации 1 2 3 A Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязанности в организации находятся на высоком уровне 30 20 80 B Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах 10 20 10 C Организацию связывает воедино акцент на достижение цели и выполнении задачи. Общепринятые темы – агрессивность и победа 10 40 5 D Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации 50 20 5 Всего 100 100 100





Окончание таблицы 1
5 Стратегические цели 1 2 3 A Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и участие 20 20 50 B Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание новых возможностей 5 10 20 C Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке 5 50 10 D Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций 70 20 20 Всего 100 100 100 6 Критерии успеха 1 2 3 A Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных работников делом и заботой о людях 20 10 60 B Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер или новатор 10 10 20 C Организация определяет успех на базе побед на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – конкурентное лидерство на рынке 10 70 10 D Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют надежная постановка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты 60 10 10 Всего 100 100 100
Составим рабочий бланк для оценки организационной культуры трех предприятий в настоящее время.


Таблица 2
Бланк оценки типа организационной культуры в настоящее время
Варианты ответов Предприятия 1 2 3 1А 10 20 60 2А 10 20 70 3А 10 20 50 4А 30 20 80 5А 20 20 50 6А 20 10 60 Среднее значение 17 18 62 1B 5 10 10 2B 10 5 20 3B 20 10 20 4B 10 20 10 5B 5 10 20 6B 10 10 20 Среднее значение 10 11 17 1С 5 60 20 2С 10 70 5 3С 10 60 20 4С 10 40 5 5С 5 50 10 6С 10 70 10 Среднее значение 8 58 12 1D 80 10 10 2D 70 5 5 3D 60 10 10 4D 50 20 5 5D 70 20 20 6D 60 10 10 Среднее значение 65 13 10
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время во всех трех организациях существуют различные типы организационной культуры. Более подробные выводы по анализу организационной культуры приведем далее.

2.3 Выводы по результатам анализа организационной культуры предприятий

Для того, чтобы более наглядно представить различия в типах организационных культур ООО «Энергопроммонтаж», ООО «Виза Арт» и ООО «Титан», построим диаграмму. На рисунке 1 изображены типы организационных культур трех предприятий. При этом ось 1 – это спекулятивная культура, ось 2 – инвестиционная культура, ось 3 – культура торговли, ось 4 – административная культура.













Рисунок 1 – Текущее состояние организационной культуры предприятий

Организационная культура ООО «Энергопроммонтаж» представлена административным типом организационной культуры. Административная культура характеризуется низкой степенью риска и медленной обратной связью. Она характерна для крупных фирм, для системы страхования. Сотрудники таких организаций очень осторожны, педантичны, умеют хорошо приспосабливаться к изменениям. Существует иерархия в организации, но нет прямой связи между деятельностью и вознаграждением.
Организационная культура ООО «Виза Арт» представлена культурой торговли. Культура торговли предполагает небольшой риск и быструю обратную связь. Приветствуется командная работа, быстрое коллегиальное принятие решений, сотрудники стремятся показывать высокие результаты. Однако, в организациях данного типа очень высокая текучесть кадров, из-за которой очень часто все приходится буквально начинать заново.
Организационная культура ООО «Титан» представлена спекулятивным типом организационной культуры. Спекулятивная культура существует в организациях, занимающихся ценными бумагами, валютными операциями. Такая культура очень часто встречается в организациях, которые занимаются модой, рекламой, финансированием. От сотрудника требуется твердость, агрессивность, умение вступать в соревнования и выигрывать.
Таким образом, можно сделать вывод, что тип организационной культуры предприятия в какой-то мере зависит от сферы деятельности предприятия, от отраслевой принадлежности фирмы. Благодаря проведенному исследованию удалось выявить различия в типах организационных культур трех предприятий города Новосибирска, действующих в различных отраслях экономики.
Заключение

После тщательного рассмотрения понятия «организационная культура» и его особенностей использования в различных организациях, можно сделать вывод о том, что данный фактор оказывает непосредственное влияние на все сферы деятельности организации. Итогом данной работы являются следующие выполненные задачи.
Во-первых, выявлено, что организационная культура представляет собой совокупность господствующих в организации ценностных установок, норм и правил поведения, традиций и образа мышления, определяющих смысл и характер поведения сотрудников организации независимо от занимаемого ими места в иерархической структуре. Организационная культура является одним из наиболее эффективных методов управления поведением персонала, позволяющим организации быть конкурентоспособной в современных рыночных условиях.
Определено, что существует несколько типов организационной культуры в зависимости от следующих критериев: от способа утверждения авторитета, от способа подчинения членов организации и утверждении внутреннего контроля, в зависимости от морально-психологического климата, а также от отраслевой принадлежности. Каждый из данных типов организационной культуры характеризует определенные особенности различных организаций.
Отметим, что организационная культура во многом зависит от страны, в которой существует предприятие. Помимо того, что в каждой конкретной организации существуют собственные правила поведения, нормы, ценности, символы, особый язык и система коммуникаций, свои особенности организационной культуре добавляет и определенная страна.
Во-вторых, была дана общая характеристика трем предприятиям города Новосибирска: монтажному предприятию ООО «Энергопроммонтаж»; ООО «Виза Арт» – организации, предоставляющей услуги в сфере туризма; ООО «Титан» – предприятию, которое занимается покупкой и продажей изделий из металла. Отметим, что все три организации относятся к различным отраслям экономики (предприятие сферы услуг, производства, посредническое предприятие). Был проведен анализ типа организационной культуры всех трех предприятий.
В-третьих, выявлено, что все три предприятия обладают различными типами организационной культуры. Организационная культура ООО «Энергопроммонтаж» представлена административным типом организационной культуры; культура ООО «Виза Арт» – культурой торговли; организационная культура ООО «Титан» – спекулятивным типом организационной культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что тип организационной культуры предприятия зависит от сферы деятельности предприятия, от отраслевой принадлежности фирмы. Благодаря проведенному исследованию удалось выявить различия в типах организационных культур трех предприятий города Новосибирска, действующих в различных отраслях экономики.
Таким образом, главная цель работы, которая заключалась в анализе феномена организационной культуры и рассмотрении ее различия в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, была достигнута.
Список использованных источников

1. Авдеев, В.В. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статиcтика, 2006. – 315 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 554 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
4. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебник / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.
5. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR [Текст] / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. – М.: ИКЦ «Март», 2003. – 416 с.
6. Кузнецов, И.Н. Корпоративная культура [Текст] / И.Н. Кузнецов. – Мн.: Мисанта, 2006. – 304 с.
7. Льюис, Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе [Текст]: учебник / Р.Д. Льюис. – М.: Дело, 1999. – 440с.
8. Мазур, И.И. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Высшая школа, 2003. – 1077 с.
9. Маслов, В.И. Корпоративная культура в современном менеджменте [Текст] / В.И. Маслов // Финансовый бизнес. – 2006. – № 5. – С. 31–38.
10. Оглоблин, В. Организационная культура предприятия: проблемы формирования и развития [Текст] / В. Оглоблин // Управление персоналом. – 2004. – № 16. – С. 21– 26
11. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Персикова– М.: Логос, 2006. – 224 с.
12. Сухорукова, М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры [Текст] / М. Сухорукова // Управление персоналом. – 2000. – № 11. – С. 39–44.
13. Управление организацией [Текст]: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с.
14. Юрасов, И. Корпоративная культура на местах [Текст] / И. Юрасов // Управление персоналом. – 2006. – № 5. – С. 51–54

Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 165
Маслов В. И. Корпоративная культура в современном менеджменте // Финансовый бизнес. – 2006. – № 5. – С. 31

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. - М.: Логос, 2006. - С. 86
Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR. – М.: ИКЦ «Март», 2003. – С. 308
Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 206

Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR. – М.: ИКЦ «Март», 2003. – C. 388
Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2006. – С. 122

Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. – 2000. – № 11. – С. 40

Оглоблин В. Организационная культура предприятия: проблемы формирования и развития // Управление персоналом. – 2004. – № 16. – С. 22

Юрасов И. Корпоративная культура на местах // Управление персоналом. – 2006. – № 5. – С. 5
Мазур И. И. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 359
Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М.: Дело, 1999. – С. 12
Маслов В. И. Корпоративная культура в современном менеджменте // Финансовый бизнес. – 2006. – № 5. – С. 32

Маслов В. И. Корпоративная культура в современном менеджменте // Финансовый бизнес. – 2006. – № 5. – С. 32













11

Список использованных источников

1. Авдеев, В.В. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статиcтика, 2006. – 315 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 554 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
4. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебник / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.
5. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR [Текст] / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. – М.: ИКЦ «Март», 2003. – 416 с.
6. Кузнецов, И.Н. Корпоративная культура [Текст] / И.Н. Кузнецов. – Мн.: Мисанта, 2006. – 304 с.
7. Льюис, Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе [Текст]: учебник / Р.Д. Льюис. – М.: Дело, 1999. – 440с.
8. Мазур, И.И. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Высшая школа, 2003. – 1077 с.
9. Маслов, В.И. Корпоративная культура в современном менеджменте [Текст] / В.И. Маслов // Финансовый бизнес. – 2006. – № 5. – С. 31–38.
10. Оглоблин, В. Организационная культура предприятия: проблемы формирования и развития [Текст] / В. Оглоблин // Управление персоналом. – 2004. – № 16. – С. 21– 26
11. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная куль¬тура [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Персикова– М.: Логос, 2006. – 224 с.
12. Сухорукова, М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры [Текст] / М. Сухорукова // Управление персоналом. – 2000. – № 11. – С. 39–44.
13. Управление организацией [Текст]: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с.
14. Юрасов, И. Корпоративная культура на местах [Текст] / И. Юрасов // Управление персоналом. – 2006. – № 5. – С. 51–54

У нас вы можете заказать