Правоспособность государственного унитарного предприятия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоведение
  • 2020 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 30.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Теоретический аспект создания ГУПов
1.1.История возникновения государственного унитарного предприятия
1.2.Понятие и общая характеристика правового положения ГУПов
1.3.Порядок создания и порядок ликвидации ГУП
Глава 2.Особенности государственных унитарных предприятий
2.1.ГУП на праве хозяйственного ведения
2.2.ГУП на праве оперативного управления
2.3.Распоряжение имуществом ГУПов
2.4.Государственный контроль за деятельностью ГУПов
2.5. Некоторые проблемы судебной практики с участием ГУПов
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Органами государства и местного самоуправления применяются предусмотренные законодательством и вырабатываемые практикой разнообразные формы и методы, которые отчетливо подразделяются на две группы.
Первую составляют те из них, которые распространяются только на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данных форм и методов состоит в том, что они отражают субординационный характер взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских организаций — с другой, не возникает. Все зависит от инициативности, предпринимательской смекалки обеих сторон: у одной — от умения управлять, у другой — от умения хозяйствовать. Прямая обязанность государства, подчеркнул Президент РФ в Послании 2002г., — эффективно управлять государственной собственностью, что, однако, удается далеко не всегда. Например, из почти 10 тыс. унитарных предприятий по-настоящему эффективно работают только считанные единицы. В 2001г. около 400 государственных унитарных предприятий находились в процессе банкротства.
Федеральный закон от 14 ноября 2002г. «О государственных и унитарных муниципальных предприятиях» заметно расширил права собственников в отношении унитарных предприятий, предоставил им новые более широкие возможности в целях более эффективной деятельности этих предприятий.
Ахиллесовой пятой процесса обеспечения эффективности государственной собственности в современной России (как и раньше в СССР) является вопрос оптимального соотношения прав собственника и прав предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Упомянутый Федеральный закон позволил продвинуться значительно вперед в понимании и решении данного вопроса. Правительство РФ исходя из Федерального закона приняло важное постановление от 30 декабря 2002 г. № 940 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». Им определены с наделением необходимыми полномочиями два управляющих субъекта, которым осуществляют права собственника этого имущества.
А. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляют в отношении их утверждение бухгалтерской отчетности, согласование создания филиалов и представительств, решений о совершении крупных сделок, сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств и др.
Б. Министерство имущественных отношений РФ в отношении всех государственных унитарных предприятий осуществляет утверждение аудитора, согласование сделок с недвижимым имуществом, решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях и т. д.
Контрольные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления исходят из Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка (п. «в» ст. 71 и п. «б» ч. 1 ст. 72). Конкретные контрольные полномочия тех или иных государственных органов, органов местного самоуправления определяются в законах и положениях о статусе соответствующих органов.

2.5. Некоторые проблемы судебной практики с участием ГУПов

При разрешении споров, связанных с осуществлением государственными и муниципальными предприятиями права хозяйственного ведения или оперативного управления, следует учитывать установленные ст. 295 и 296 ГК ограничения прав предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом. В частности, подлежат рассмотрению судами споры по искам о признании недействительными решений собрания акционеров, правления и иных органов акционерного общества, нарушающих права акционеров, предусмотренные законодательством (п. 8 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
При разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 8 декабря 1994г. созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Сделки, совершенные такими предприятиями без согласия собственника после 7 декабря 1994г. и направленные на отчуждение недвижимого имущества или распоряжение им иным способом, являются ничтожными (ст. 168 ГК).
Органы, уполномоченные собственником управлять государственной или муниципальной собственностью, вправе обращаться в суды с исками о признании таких сделок недействительными или о применении последствий недействительности ничтожных сделок (ст. 12 ГК) (п. 8 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Заключение
В результате проведенной в постсоциалистических странах приватизации коренным образом изменилась структура собственности: преобладающей стала частная собственность в корпоративной и индивидуальной форме, а также смешанная государственно-частная собственность на приватизированных предприятиях.
Опыт рыночных преобразований показал, что смена формы собственности не влечет за собой автоматическое повышение эффективности хозяйствования. Все большую роль играет создание конкурентной среды и достижение макроэкономической стабилизации, что ведет к установлению жестких бюджетных ограничений.
С переходом к рыночным отношениям государственные и приватизированные предприятия проводят реструктуризацию, т.е. комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности и экономической эффективности.
В экономике сохраняется довольно крупный государственный сектор, представленный прежде всего предприятиями естественных монополий. Государство постепенно начинает проявлять себя эффективным собственником принадлежащего ему имущества. С этой целью происходит адаптация государственных предприятий к рыночным условиям хозяйствования.
В последние несколько лет появилось понимание того, что без эффективного государственного сектора дальнейшее развитие страны будет затруднено. Вопросы, связанные с необходимостью налаживания эффективного государственного сектора российской экономики, не раз поднимались на высшем государственном уровне, в том числе и Президентом Российской Федерации.
Государственные унитарные предприятия, а также предприятия муниципальных образований, продолжают занимать в отечественной экономике важное место.

Литература
Гражданский кодекс РФ.- М.: Омега-Л,2008.
Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994г. №1003// СЗ РФ – 1994.-№17.-Ст. 1982.
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000г. №104 «Об усилении контроля за деятельностью Федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ»// СЗ РФ.-2000.-№6.-Ст.762.
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002г.// СЗ РФ.-2002.-№48.-Ст.4746.
Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный).- М.: Книжный мир,2004.
Гражданское право: в 3 т. Т1./ под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: ТК Велби,2006.
Жилинский С.Э. Предпринимательское право.-М.: Норма,2005.
Предпринимательство./ Под ред. М.Г. Лапусты.-М.: ИНФРА-М,2003.
Предпринимательское право./ Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2003.
Фоков А.П. Гражданское право.- М.: КНОРУС,2006.
Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова и О.В. Девяткина.-М.: ИНФРА-М,2006.








Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова и О.В. Девяткина.-М.: ИНФРА-М,2006.-С.327.
Гражданский кодекс РФ.- М.: Омега-Л,2008.-С.25.
Фоков А.П. Гражданское право.- М.: КНОРУС,2006.-С.105.
Гуев А.Н. Гражданское право. В 3-х т. Т.1.- М.: ИНФРА-М,2003.-С.58.
Гражданский кодекс РФ.- М.: Омега-Л,2008.-С.24.
Жилинский С.Э. Предпринимательское право.-М.: Норма,2005.-С.325.
Там же.
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002г.// СЗ РФ.-2002.-№48.-Ст.4746.
Фоков А.П. Гражданское право.- М.: КНОРУС,2006.-С.73.
Там же.












20

1.Гражданский кодекс РФ.- М.: Омега-Л,2008.
2.Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994г. №1003// СЗ РФ – 1994.-№17.-Ст. 1982.
3.Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000г. №104 «Об усилении контроля за деятельностью Федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ»// СЗ РФ.-2000.-№6.-Ст.762.
4.ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002г.// СЗ РФ.-2002.-№48.-Ст.4746.
5.Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный).- М.: Книжный мир,2004.
6.Гражданское право: в 3 т. Т1./ под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: ТК Велби,2006.
7.Жилинский С.Э. Предпринимательское право.-М.: Норма,2005.
8. Предпринимательство./ Под ред. М.Г. Лапусты.-М.: ИНФРА-М,2003.
9.Предпринимательское право./ Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2003.
10.Фоков А.П. Гражданское право.- М.: КНОРУС,2006.
11.Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова и О.В. Девяткина.-М.: ИНФРА-М,2006.





Вопрос-ответ:

Что такое государственное унитарное предприятие?

Государственное унитарное предприятие (ГУП) - это юридическое лицо, созданное государством для осуществления предпринимательской деятельности в интересах государства и граждан.

Какова история возникновения государственных унитарных предприятий?

История возникновения ГУПов начинается в СССР, когда была проведена национализация экономики. Главная цель была в укреплении государственного контроля и эффективности предприятий. Постепенно с развитием рыночных отношений формировался правовой и организационный статус ГУПов.

Каков порядок создания и ликвидации ГУПов?

Создание ГУПа происходит на основании устава, утверждаемого компетентными органами государственной власти. Ликвидация ГУПа может осуществляться по решению уполномоченных органов или в случаях, предусмотренных законодательством.

Какие существуют особенности государственных унитарных предприятий?

Одна из особенностей ГУПов - это различные формы их управления: право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Кроме того, ГУПы подчиняются государственному контролю и несут ответственность за свою деятельность перед государством.

Каким образом осуществляется распоряжение имуществом ГУПов?

Распоряжение имуществом ГУПов происходит на основании правил, установленных законодательством. Обычно имущество ГУПа может быть передано в аренду, продано или использовано для других целей в соответствии с уставом и законодательством.

Каков исторический контекст возникновения государственных унитарных предприятий?

Государственные унитарные предприятия возникли в период формирования советской экономики после Октябрьской революции, когда была проведена национализация частной собственности и создана государственная собственность.

Что такое государственное унитарное предприятие и каково его правовое положение?

Государственное унитарное предприятие (ГУП) - это предприятие, которое является юридическим лицом и состоит на балансе государства. Оно имеет все правовые полномочия юридического лица и осуществляет государственные функции в рамках своей деятельности.

Каков порядок создания и ликвидации государственного унитарного предприятия?

Создание ГУПа происходит в результате учредительных документов, которые утверждаются руководством соответствующего государственного органа. Ликвидация ГУПа происходит по решению уполномоченного государственного органа и в соответствии с законодательством о банкротстве.

Какие особенности имеют государственные унитарные предприятия с правом хозяйственного ведения?

ГУПы с правом хозяйственного ведения имеют большую степень самостоятельности в принятии хозяйственных решений. Они могут самостоятельно распоряжаться своим имуществом, заключать договоры и осуществлять коммерческую деятельность.

Как осуществляется государственный контроль за деятельностью ГУПов?

Государственный контроль за деятельностью ГУПов осуществляется специальными органами и организациями, назначенными государством. Они проверяют соблюдение законодательства, эффективность использования средств и исполнение государственных заданий.

Какая история возникновения государственного унитарного предприятия?

Государственные унитарные предприятия (ГУП) появились в России в начале 1990-х годов как одна из форм государственной собственности. Их создание было вызвано необходимостью перехода к рыночной экономике, сохранения стратегически важных предприятий в государственной собственности и обеспечения государственного контроля за ними.