История уголовного права Древнего Китая

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История государства и права
  • 4949 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 01.06.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
1.1. Периодизация истории Древнего Китая
1.2. Политическая организация государства Шан-Инь
1.3. Период Чжоу. Распад единого государства
1.4. Создание централизованного государства Цинь. Реформа Шан Яна.
1.5. Образование и распад империи Хань
Глава 2. ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ
2.1. Предпосылки возникновения права в Древнем Китае
2.2. Основные направления развития права Древнего Китая
2.3. Понятие и виды источников права Древнего Китая
2.4. Особенности правовой регламентации института имущественных отношений в источниках права Древнего Китая
2.5. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в праве Древнего Китая
Глава 3. Уголовное право в Древнем Китае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перечень литературы:


Фрагмент для ознакомления

Глава семьи представлял собой правителя в семье, его решения являлись неприкосновенными, и непослушание жестоко каралось.
Однако с постепенным развитием частной собственности на земельные наделы семейно-клановые связи стали разрушаться. Данный процесс был еще более ускорен легистами, которые яростно боролись с крупными семьями Китая, стараясь всеми возможными методами ослабить имеющуюся у них власть.
Так, с целью укрепления централизованной власти в противовес власти семейных кланов Шан Ян распорядился в насильственном порядке расчленить большие семьи, что привело к окончательному распаду патриархальной древнекитайской семьи.
Несмотря на влияние легизма, брачно-семейные отношения в Древнем Китае все же базировались на представлениях конфуцианства: семья – социальная ячейка, существующая за счет естественных норм общественного порядка.
Так, первостепенной задачей являлось физическое и духовное воспроизводство, достигавшееся прежде всего с рождением в семье мальчика. Отсутствие детей в семье воспринималось как проявление неуважения к отцам, и являлось наиболее тяжким нарушением обычаев.
Чтобы заключит брак, необходимо было соблюдение перечня условий: бак скреплялся частным соглашением, нарушение положений которого могло повлечь за собой определенные не только имущественные потери, но и уголовное наказание для старших семьи.
Обычай воспринимать брак как не только соединение живых, но и слияние мертвых, был отчетливо виден в особом ритуале сватовства: невесте и ее семье приносились дары, а предкам производился молебен в храме.
В период Шань-Инь в Древнем Китае были распространены браки между родственниками. Впоследствии подобные браки были запрещены. Также для избежания кровосмешения запрещалось вступать в брак и просто однофамильцам.
Источники сохранили информацию об установленных верхнем и нижнем пределах брачного возраста: для мужчин – это был возраст от 16 до 30 лет, для девушек – от 14 до 20 лет. В наиболее древние периоды развития Древнего Китая государственные чины жестко отслеживали соблюдение этих возвратных рамок. Для этого составлялись специальные списки мужчин и женщин, достигших верхнего возрастного предела, при этом чины следили, чтобы мужчина 30 лет брал себе в жены женщину 20 лет.
Вообще, в Древнем Китае существовало правило «один муж - одна жена», однако оно должно было соблюдаться только со стороны женщины.
Мужчина в семье мог иметь несколько так называемых второстепенных жен и наложниц.
Существовал ряд препятствий к заключению брака, это прежде всего ношение траура по умершему мужу, совершение лицом, желающим вступить в брак, преступления, межсословные браки также были запрещены. При этом интересен тот факт, что китайская правовая система не только не запрещала развод, но и всячески его поощряла, особенно если речь шла о нарушении супружеского долга. Требование развода изъявлялось не только супругами, но и членами их семей. При этом без согласия жены муж мог развестись, если жена не слушалась свекра или свекровь, была бесплодна, распутна, болтлива, завистлива, тяжело больна.
При этом право опротестовать развод или наоборот подать на развод у женщины практически отсутствовало. Женщина не могла второй раз выйти замуж, при этом муж, требующий развода без оснований, также мог понести серьезную ответственность – быть приговорен к каторге. Мужчина не мог подать на развод в случае если его жена носила траур по его родителям, либо ей некуда было идти.
В Древнем Китае в семье особое привилегированное положение было у старшего сына. Все остальные дети могли быть проданы отцом. За убийство отцом, матерью, дедушкой или бабушкой по отцу сына наказание не предусматривалось.
Члены семьи, которые в данный момент носили траур по умершим родственникам, несли ответственность за семейные преступления, такие как: муж подлежал привлечению к ответственности, в случае если он не развелся с распутной женой подлежал наказанию муж, не разведшийся с распутной женой, при этом в случае если муж застигал свою жену с любовником, убийство обоих не влекло наказания.
Семейные отношения, ранги старших и младших членов семьи влияли и на тяжесть применяемого наказания, как семейные, так и за иные виды преступлений. Так, кража отца у сына не являлась преступлением, но донос на старшего в семье, даже если он совершил преступление, строго наказывался.
Таким образом, семейное право Древнего Китая существенно ограничивало права женщины в семье. Правовой статус последней зависел исключительно от мужа. Основной задачей семьи было воспроизводство и в первую очередь мальчиков. Процесс заключения брака, проживания в браке, а также развода имел свои существенные особенности.

Глава 3. Уголовное право в Древнем Китае
Правовая система Древнего Китая развивалась на базе уголовного права, нормы которого имели надотраслевой характер. Последние можно было встретить в семейном праве, праве гражданских отношений и т.д., что вцелом было доказано и ранее приведенными примерами.
Вышеизложенное обстоятельство вызвано прежде всего тем, что правовая система Древнего Китая, как уже было отмечено выше, базировалась на философских школах легизма и конфуцианства. Именно регулирование в сфере уголовного права особенно ярко демонстрирует отличительные черты легизма по отношению к конфуцианству. Так, именно в рамках уголовного права возникает самый главный вопрос: что все-таки является лучшим средством противодействия совершению правонарушений – система наказаний по легизму или установление моральной нормы по Конфуцию.
Вообще, само определение «преступление» в правовой системе Древнего Китая связывалось с проявлением противозаконной воли. Преступник представлял собой «низменного человека», и его порок состоял в том, что он вынашивал в себе эти противозаконные мысли и волю, последняя могла быть направлена как против всего человечества, так и против государства, против социальной группы, к корой лицо относилось.
Признание главенствующего значения норма морали следовал вывод о том, что степень строгости наказания должна соответствовать не столько тяжести совершенного правонарушения, а скорее внутреннему моральному состоянию правонарушителя, степени интенсивности его противоправной воли.
В период империи Хань в Древнем Китае на базе принципа соответствия наказания степени преступности воли лица возвникает довольно специфическое учение о вине, именно последняя представляет играют определяющую роль при назначении наказания. Требование учета преступной воли получает законодательное закрепление в 120 году до н.э.
Так, в соответствии с данным требованием в древнекитайском праве стали классифицировать предумышленные преступления и преступления преднамеренные, преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, - за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со «злодейским умыслом» или в драке.
Также уже в период формирования и развития древнекитайского права возникают различия между преступлением оконченным и покушением на совершение преступного деяния, как некое проявление преступной воли лица (последнее в безусловном порядке наказывалось более мягко).
Однако неточность определенных правовых формулировок уголовного права, которые при этом еще и видоизменялись под воздействием норм конфуцианства¸ вела к тому что покушение на преступное деяние на практике часто наказывалось как за оконченное преступление (как уже было отмечено ранее, это происходило, например, в случае покушения на убийство родственного лица).
Формула «преступной воли» регулировала и сущность таких уже известных в то время институтов как «соучастие» и «преступление, совершенное группой лиц». Так, в начале нашей эры было закреплено специфическое правило, согласно которому руководителем преступной группы являлось лицо, которое непосредственно обладало преступной волей, то есть замыслившее преступное деяние. Преступление признавалось совершенным в составе преступной группы только в том, случае, если существовал предварительный сговор лиц, в противном же каждый отвечал за свои преступные проступки. Определение руководителя и духовного лидера группировки – того, кто нес особо тяжкое наказание как носитель преступной воли, - являлось основной задачей при расследовании преступлении. В случае нахождения последнего цель следствия считалась полностью достигнутой.
Сущность норм права об обстоятельствах, которые смягчали наказание или отягчали его, определялось в соответствии с постулатом конфуцианства: «Любить родителей и родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к детям». Согласно данному правило не подлежали наказанию лицам младше 8 лет от роду, а также пожилые лица старше 70 лет.
Закрепление того или иного деяния как преступного, выявление степени тяжести противоправного деяния, а следовательно и строгости наказания напрямую зависело от некой воли правителя, от главенствующем значении философских взглядов легизма или конфуцианства. Перечень являлся крайне раздробленным, неопределенным.
В период государства Чжоу были закреплены более пяти сотен преступлений. Главенствующее значение в этом перечне безусловно занимали преступления против государства – такие как неповиновение воли вана, измена государству, и многие другие.
Позднее, в период царства Цинь наиболее тяжким преступлением признается хранение запрещенной конфуцианской литературы, что, как уже было сказано выше, вполне обоснованно, т.к. в этом период у власти находились легисты, жестко борющиеся с приверженцами учения Конфуция.
В IV-III вв. до н.э. в источниках встречаются правила рассмотрения таких уголовных дел, как хищение из храма, хищение предметов культа, причинение ран, клевета и т.п.
Также довольно рано были выделены такие преступления как неуважение отцу, неуважение старшего в семье.
Древнекитайская правовая система также знала и должностные преступления (недонесение на виновного коллегу и т.д.)
Исследуя систему наказаний в Древнем Китае следует отметить правило «бао» - воздание за преступное деяние. Здесь особое значение приобретает древний принцип талиона, предопределивший сохранение обычая кровной мести. Несмотря на все попытки вана ликвидировать воздействие данного принципа, он просуществовал довольно длительный период.
Закрепление некой единой системы наказаний в древнекитайской правовой школе произошло примерно в V-IV вв. до н.э., что было связано прежде всего с скаральной для китайцев цифрой «пять». Как уже было отмечено в предыдущих главах, перечень наказаний включал: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Были и второстепенные наказания: например битье толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом.
Наибольшую жестокость наказания приобрели в период правления легистов – Цинь. Именно в этот период возникли такие наказания как сваривание в котле, выдергивание ребра, сверление головы и т.п. Применение столь жестоких наказаний тоже было вполне понятно, ведь основой легистского философского учение была система наказаний –как единственно возможная система сдерживания от совершения преступлений.
Как уже было отмечено выше, еще в период Шан-Инь в Древнем Китае приобрела известность система «сян», когда отрубание ноги могло быть заменено покраской колена, смертная казнь – путем надевания и пожизненного ношения холщовой рубахи и пр. Тем самым, в Древнем Китае пытались перевоспитать преступника, при этом не применяя к нему жестоких наказаний, но все же выделяя его из толпы обычных людей
Впоследствии система символических наказаний «сян» встречалась уже и позднее – в период Чжоу. Некоторые попытки возродить и применять данную систему проявились в период империи Хань, когда, отменив телесные наказания, императором были закреплены символические наказания. Однако последняя попытка была не очень успешной, т.к. не могла соответствовать постулатам конфуцианства, согласно которому наказание должно было соответствовать моральным принципам «ли», т.к. всякое несоответствие данным нормам влекло нарушение всеобщей гармонии в мире.
Некоей данью существования системы «сян» стало впоследствии нанесение татуировок в качестве одного из видов наказания.
Традиционным для древнекитайской правовой системы было правило о коллективной ответственности всех родственников за совершения преступления лицом. Императоры на разных этапах существования Древнего Китайского государства пытались бороться с этим правилом, однако полностью его искоренить не представлялось возможным.
Так, на наиболее ранних этапах развития было принято истреблять весь род преступника. В период Цинь за совершение преступления казнили не только виновное лицо, но и 3 поколения его родственников. При этом до применения смертной казни преступника и его родственников татуировали, а затем могли применить телесные наказания. А у тех лиц, кто совершал такие преступления, как клевета, оскорбление, проклинание вана –до применения смертной казни отрезали язык.
Подводя итог, следует отметить, что наказание таким образом носило прежде всего характер устрашения. Под воздействием конфуцианской философской школа на 3 этапе развития и становления правовой школы Древнего Китая произошло определенное смягчение системы наказаний: а именно временно было отменено наказание родственников преступника.
Однако вцелом подобные меры носили временный характер. Наказания были суровы и применялись даже за мелкие правонарушения. Система наказаний носила сословный характер – как уже было отмечено выше, в отношении рабов могли безнаказанно применяться различные виды наказания непосредственно владельцем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в рамках настоящей работы исследование процесса становления древнекитайского государства и права позволила выявить следующие характерные черты.
Так, в развитии истории древнекитайского общества выделяют:
период разложения первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э)
период Древнего Китая в VIII-III вв. до н. э.
период возникновения первого централизованного государствы в Китае – империя Цинь (221- 207 гг. до н. э.).
период империи Хань (IIII вв. до н. э.).
В соответствии с данной классификацией происходило и развитие правовой системы Древнего Китая, которое можно условно подразделить на 3 этапа. На первых этапах развития согласно происходило в рамках существования норм этики и идей гармонии как основообразующих условий существования всего мира, согласно учениям Конфуция.
Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом.
На втором этапе увеличивается значение норм права и их регулятивного воздействия. Развитие древнекитайской государственности подпадает под воздействие легистского учения, которое в противовес конфуцианству, было направлено на распространение правовых норм на все жизненные ситуации, указывали на равенство всех перед законом, неизбежности наступления наказания за нарушение норма права.
На более позднем третьем этапе произошло слияние направлений конфуцианства и легизма, в результате которого было сформировано принципиально новое правовое учение. Слияние двух философских школ привело к тому, что ранее считавшиеся лишь предпочтительными нормы морали «ли» теперь приобрели статус общеобязательным норм, некоторые правила конфуцианства были прямо занесены в правовых нормы. Невыполнение последних влекло серьезные наказания.
Правовая система Древнего Китая регламентировала имущественные отношения: право собственности и право обязательств. Также было развито семейной право, базирующееся на патриархальной укладе, что вызывало существенные ограничения прав женщины в семье. Правовой статус последней зависел исключительно от мужа. Основной задачей семьи было воспроизводство и в первую очередь мальчиков. Процесс заключения брака, проживания в браке, а также развода имел свои существенные особенности.
Однако главенствующее значение приобрело уголовное право – оно носило как бы надотраслевой характер, т.к. нормы последнего проникли во все отрасли права Древнего Китая. Многие правовые институты, известные и применяемые в настоящее время, были известны древнекитайскому угловому праву, такие как «соучастие», «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору», наличие градации преступлений на умышленные и неумышленные, и многое другое. Однако регулирование данных институтов было своеобразным, что безусловно было связано с влиянием одной (легизм) или другой (конфуцианство) правовой системы.
 
Перечень литературы:

Васильев Л.С. История Востока. – М.: 1999.
Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра –М.: 2006.
Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993.
История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. - М.. 1996.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского – М.: 1984.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: 2002.



Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. – М.: 1999. – С. 173
Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: 2006. – С.182
Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. – С. 316
История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – С.119
Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. – М.: 1999. – С. 196
Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. – С. 328
Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: 2006. – С. 214
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского – М.: 1984. – С. 196
История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.- М., 1996. – С.312
История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 167
Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. С. 189

Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра –М.: 2006. С. 190
Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра –М.: 2006. С. 193
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского – М.: 1984
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. - М.. 1996
Васильев Л.С. История Востока. – М.: 1999. С. 216
Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. С. 167

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 267
История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 178
Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра – М.: 2006. С. 190
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. - М.. 1996. С. 281
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского – М.: 1984. С. 281












2

Перечень литературы:

1.Васильев Л.С. История Востока. – М.: 1999.
2.Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра –М.: 2006.
3.Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993.
4.История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
5.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. - М.. 1996.
6.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского – М.: 1984.
7.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: 2002.

Вопрос-ответ:

Что такое Древний Китай?

Древний Китай - это исторический период в развитии Китая, который охватывает примерно с 2100 года до н.э. до 200 года н.э. В этот период Китай прошел через множество политических, социальных и правовых изменений.

Какие были основные этапы развития государства в Древнем Китае?

Основные этапы развития государства в Древнем Китае включают периодизацию истории, политическую организацию государства Шан Инь, период Чжоу и формирование централизованного государства Цинь. Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и изменениями в правовой системе Китая.

Что такое реформа Шан Яна?

Реформа Шан Яна была важным событием в истории Китая, произошедшим во время правления династии Чжоу. Эта реформа включала изменения в политической, экономической и правовой системе Китая. Реформа Шан Яна способствовала укреплению государства и централизации власти.

Какие были предпосылки возникновения права в Древнем Китае?

Предпосылками возникновения права в Древнем Китае были необходимость регулирования общественных отношений, растущая сложность социальной организации и появление первых форм государственной власти. Также важную роль сыграло развитие ремесленной и земледельческой деятельности, что требовало определенных правил и законов для обеспечения порядка и справедливости.

Какие были основные направления развития права в Древнем Китае?

Основные направления развития права в Древнем Китае включали разработку законов и норм, установление порядка в судебной системе, регулирование прав собственности и контрактных отношений, а также создание системы наказаний и судебных процессов. Важным аспектом развития права было также закрепление норм морали и этики в законодательстве.