Развитие воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 9595 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 26.04.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие, функции и структуры воображения
1.2. Навыки и структура изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
1.3. Развитие навыков изобразительной деятельности в онтогенезе
1.4. Особенности развития навыков изобразительной деятельности при ЗПР
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
2.1 Методы организации и задачи исследования
2.2 Характеристика детей, участвующих в эксперименте
2.3 Методика констатирующего эксперимента
2.4. Результаты констатирующего эксперимента
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ЗПР
3.1. Принципы и формы коррекционной работы
3.2.Содержание коррекционно-развивающей работы
3.3.Эффетивность коррекционно-развивающей работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Этот принцип позволяет формировать у ребенка художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдения, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.
4. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей с ЗПР (недостаточные объем сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость и пр.) и психофизиологические недостатки. С целью сглаживания данных недостатков развития необходимо проведение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр. Тематика занятий должна быть интересной.
При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности.
5. Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально-личностных особенностей детей с ЗПР: темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.
Формы работы с детьми в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности:
беседы;
занятия на основе метода интеграции;
рассматривание иллюстраций, таблиц;
выставки детских работ детском саду;
дидактические игры;
экспериментирование с различными материалами;
соревнования, развлечения.
использование физминуток.
В работе используются различные методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, таблиц и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение).
К методическим особенностям построения коррекционного занятия с детьми с ЗПР относятся:
- пальчиковые игры непосредственно с используемым на данном занятии изо-материалом;
-  преподнесение и закрепление материала занятия в форме дидактических или подвижных игр;
- обязательное использование музыки;
- постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);
- включение в занятия дыхательных упражнений, ритмических и релаксационных  упражнений.
Рекомендации педагогам.
Главными психологическими ориентирами, которые позволяют реализовать на практике развивающую задачу занятия, являются сотрудничество и сотворчество. Ход каждого занятия должен быть хорошо продуман, чтобы возникла необходимая эмоциональная увлечённость художественно-творческой деятельностью всех детей.
Работа воспитателя должна быть построена таким образом, чтобы занятия проходили, дополняя друг друга, расширяя самостоятельность и уверенность ребят, вызывая желание заниматься художественно-творческой деятельностью.
Учитывая, что часто у детей с ЗПР крайне трудно формируются правильные динамические стереотипы, а неправильно сформированные трудно поддаются исправлению, педагогам следует уделять внимание смене изобразительных средств и изобразительных техник.
В процессе развития воображения посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР важную роль играет педагогическая поддержка, основными факторами которой являются:
- обеспечение детям необходимой степени свободы творчества;
- создание на занятиях благоприятной эмоциональной атмосферы, чувства комфорта, вдохновения;
- обеспечения ситуаций успеха, выбора, самостоятельного принятия ребёнком решения;
- формирование у детей чувства защищённости, уверенности в себе и в своих возможностях, стремление к самоактуализации;
- постепенный переход от созерцательности и поощрения творческой деятельности дошкольников к диалогу, передаче необходимых знаний и активным методам творческого освоения действительности.
Творческий процесс, в который вовлекается ребёнок, очень хрупок и непредсказуем, поэтому во время занятий нет места сравнениям и порицаниям, что часто присутствует во время занятий в детском саду.
Свободная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.
Руководство воспитателя заключается в предварительном планировании и организации условий (в частности предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей к творчеству детей с ЗПР должно быть весьма благожелательным, необходимо создавать благоприятную психологическую атмосферу. Педагог чаще использует похвалу, оказывает поддержку, высказывает одобрение, предлагает помощь. Во время занятий педагог обязан дать возможность ребёнку проявить себя таким, какой он есть, не подстраиваясь ни под кого, не боясь получить низкую оценку. Этим объясняется индивидуальный подход к работе с учётом возможностей каждого ребёнка с ЗПР, оказание педагогического внимания во время занятия в необходимом количестве, предоставление права выбора выполняемой работы детям, готовым воспользоваться таким предложением.


3.2.Содержание коррекционно-развивающей работы


Методика формирующего эксперимента по развитию воображения у дошкольников с ЗПР осуществлялась в рамках моделирующего вида детской деятельности – нетрадиционных форм изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития детей с ЗПР.
Детей контрольной группы учили традиционным формам изобразительной деятельности.
Цель: формирование и развитие воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР.
Задачи:
1. Развивать воображение и творческие способности детей с ЗПР.
2. Ознакомить детей 5-6 лет с широкими возможностями нетрадиционных форм изобразительной деятельности.
3. Научить созданию новых необычных композиций из нетрадиционных материалов.
В формирующем эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (экспериментальная группа, участвовавшая в констатирующем эксперименте).
Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения.














Рис. 1. Структура проведения занятия по изобразительной деятельности

Содержание занятий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения.
Занятие 1. Тема «Мои игрушки»
Цели занятия:
• Продолжать развивать творческие способности.
• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пенопластом.
• Совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук.
• Развивать чувство цвета.
Оборудование
Лист бумаги; мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью; плотная бумага; кусочки пенопласта; акварельные краски.
Подготовка
Проводится беседа на тему «Игрушки»; чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный метод (демонстрация).
Ход занятия.
Педагог вместе с детьми вспоминает, какие игрушки имеются в группе, как с ними можно играть. Дети стараются описать их. Педагог зачитывает стихотворение об игрушках (см. Приложение).
Педагог предлагает ребятам нарисовать свою любимую игрушку. Для этого необходимо прижать пенопласт к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, необходимо сменить мисочку и пенопласт. Недостающие детали дорисовываются акварельными красками.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика (см. Приложение).
Итог занятия.
Педагог вместе с детьми анализирует рисунок каждого ребенка: какую игрушку хотел изобразить малыш, получилось ли это сделать, что не получилось нарисовать и почему.
Занятие 2. Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек».
Цели занятия
• Продолжать развивать творческие способности, воображение.
• Знакомить с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.
• Научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали.
• Продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.
• Продолжать развивать тонкие движения руки.
• Воспитывать аккуратность в процессе работы.
Оборудование
Черная тушь; баночки с водой; кисточки; акварельные краски; лист бумаги; магнитофонная запись «Музыка леса».
Подготовка
До занятия ведется просмотр вместе с детьми иллюстраций наиболее известных животных и птиц в творчестве русских художников: Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева.
Методы: наглядно-действенный (иллюстрация, демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в волшебный мир зверюшек и птичек. Поскольку это волшебный мир, то и звери и птички здесь будут тоже необычными. Предлагаю вспомнить известных вам птиц и животных (их место обитания, повадки и т.д.).
Дети выполняют задание.
А теперь попробуйте нарисовать с помощью черной туши и белой гуаши. Работать с этим материалом надо осторожно, чтобы не испачкаться. Рисовать животное или птицу следует только на одной половине листа, т.е. половину туловища, потому что, сложив лист бумаги пополам, изображение «отпечатается» на другой.
Дети рисуют изображение птицы или животного акварельными красками. Контур животного или птицы обводят черной тушью, ею же дорисовывают глазки, носик, ротик, усики. В волшебном мире животные и птицы необычные: разной формы (круглой, овальной, треугольной), строения (с двумя головами, несколькими хвостами), окраса (одно животное может пестрить красками, а другое быть невидимым).
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика (см. Приложение).
Итог занятия. По окончании занятия организуется выставка детских работ. Дети самостоятельно оценивают рисунки, стараются подчеркнуть положительное в каждой работе. Педагог проводит беседу, отмечая с какими трудностями встретились ребята при рисовании необычных птиц и животных, сразу ли возник замысел того или иного животного, запомнили ли они с помощью какой техники рисовали.
В свободное от занятий время можно поставить инсценировку по любой сказке о животных или сходить в зоопарк.
Тема «Спящий зимний лес»
Цели занятия
• Продолжать развивать творчество.
• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная.
• Совершенствовать координированность мелкой моторики.
• Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.
• Продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция).
Оборудование
Гуашь либо акварель; кисть; баночки с водой; влажная губка.
Подготовка
До занятия воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации известных художников, изображающих зимнюю пору: Ю. Кугач «Морозное утро», А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», репродукции К. Юона, И. Грабаря, Т. Бродской; проводит беседу на тему «Лес зимой»; читает художественные произведения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русские народные сказки «Снегурочка», «Два мороза».
Методы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа).
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми обсуждает просмотренные картины известных художников. Задает вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?
После ответов детей знакомит их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика «Снежок» (см. Приложение).
Итог занятия. В конце занятия воспитатель проводит анализ выполненных работ, выясняет, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось.
Занятие 3. Тема «Новогодняя елочка»
Цели занятия
• Развивать творческие способности и воображение.
• Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге.
• Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.
• Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.
• Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование
Краски акварель; баночки с водой; лист бумаги; беличьи кисточки.
Подготовка
Чтение известных детям стихотворений и сказок про Новый год.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (демонстрация).
Ход занятия
Воспитатель проводит небольшую беседу с детьми о том, как встречают Новый год: рассказывают стихи про Деда Мороза, Снегурочку, делают подарки близким, поют песни, водят хоровод около елки, танцуют, пляшут, рисуют, изготавливают из бумаги разные новогодние украшения. Просит отгадать загадки (см. Приложение).
Детям предлагается нарисовать новогоднюю елку.
Воспитатель. Сегодня вы будете рисовать по мокрой бумаге, которую нужно смочить небольшим количеством воды с помощью губки. Основное изображение рисуется акварельными красками, поэтому оно получится слегка расплывчатым, объемным и более реалистичным. При выполнении задания нужно выражать чувства и эмоции через изобразительные средства: цвет, композицию.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика «Елочка» (см. Приложение).
Итог занятия. В конце занятия проводится выставка детских работ. Каждый ребенок рассказывает о своем рисунке: какими изобразительными средствами ему удалось передать новогоднее настроение, с какой новой техникой изображения он познакомился, что понравилось или не понравилось в процессе работы.
Занятие 4. Тема «Наши зимние забавы»
Цели занятия
• Развивать творческое воображение.
• Учить использовать разную технику при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге.
• Развивать чувство цвета и композиции.
• Развивать тонкие движения мелкой моторики руки.
Оборудование
Белая бумага, акварель, беличьи кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».
Подготовка
Рассматриваются специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие зимние игры и забавы детей.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).
Ход занятия.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения, предлагает отгадать загадки (см. Приложение).
Воспитатель. Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.
Дети выполняют задание.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» (см. Приложение).
В конце занятия дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.
Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки.
Итог занятия. По окончании занятия ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.
Занятие 5. Тема «Зимняя ветка (елочка)»
Цели занятия
• Продолжать развивать творчество, воображение.
• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги.
• Развивать чувство формы и композиции.
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
• Развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них.
Оборудование:
Плотная бумага; трубочки (соломинки для напитков); образец ветки дерева, выполненный из цветной бумаги; клей ПВА; тушь либо жидко разведенная гуашь; пластиковая ложечка; музыкальное произведение А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Подготовка:
Вырезание из цветной бумаги небольшой веточки дерева; обрывание бумаги - «снег»; чтение стихотворений о зиме: С. Есенин «Белая береза», А. Барто «Снег»; отгадывание загадок.
Методы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание).
Ход занятия.
Педагог вместе с детьми вспоминает признаки зимы: идет снег (снегопад), сильный морозный ветер, морозец, иней, холодно; дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки; деревья спят под снегом. Предлагает детям отгадать загадки о зиме, елке.
Воспитатель. Дети, сегодня вы будете рисовать зимнюю ветку елочки.
Предварительно наклеивается веточка елки. Дети зачерпывают пластиковой ложкой краску, выливают ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуют из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Так образуются иголочки. Далее через несколько минут, когда краска немного подсохла, дети укрывают веточку «снегом» - заранее приготовленными кусочками белой (голубой) бумаги - и приклеивают их.
В середине занятия проводится физкультминутка (см. Приложение).
Итог занятия. В конце занятия проводится анализ каждого рисунка, организуется выставка.
Занятие 6. Тема «Игра Диснейленд»
Цели занятия:
• Развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве.
• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование свечой и акварелью.
• Воспитывать доброжелательность, стремление прийти на помощь товарищу, общительность, чувство справедливости.
• Совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Свеча; плотная бумага; акварель; простой карандаш; кисти.
Подготовка:
Проводится просмотр диснеевских мультфильмов, красочных иллюстраций в книгах, комиксах.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), видеометод (просмотр мультфильмов).
Ход занятия.
Воспитатель. Какой мультфильм вы смотрели вчера? Какие персонажи вам больше всего понравились? Как развивались события? Что было смешного и интерес-ного?
Дети отвечают.
А теперь отправимся в Диснейленд. Как вы представляете эту страну, какие персонажи мультфильмов и сказок живут там?
Дети отвечают.
Вспомните, какие аттракционы есть в этой стране.
Дети отвечают.
Основное изображение необходимо прорисовывать простым карандашом, далее по контуру нарисованных предметов и персонажей накладывать тон кий слой свечи. Затем акварельными красками закрашивать детали и основное изображение. Рисунок со свечой останется белым.
Дети выполняют задание.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»
Итог занятия: в конце анализ рисунков: какие персонажи, сюжет диснеевского мультфильма или аттракционы дети нарисовали, что получилось отобразить при помощи свечи, а что нет; с какими трудностями встретились, работая в этой технике.
Занятие 7. Тема «Рисование по замыслу»
Цели занятия:
• Продолжать развивать творческие способности и воображение.
• Закреплять знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения.
• Продолжать развивать мелкую моторику рук.
• Продолжать развивать чувство формы, цвета и композиции.
• Учить оценивать качество работ своих товарищей.
• Закреплять умение выбирать самостоятельно тему и технику.
Оборудование
Губка; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; бумага для обрывания (цветная и белая); свеча; трубочка (соломинка для коктейля); ножницы, подносы, стаканчики, ложки; кукольная одежда, трафареты; черная тушь; баночки с водой; небольшой кусочек ткани; лист бумаги, кисточки; кусочки поролона и пенопласта.
Подготовка.
Знакомство с нетрадиционной техникой изображения: рисование ладошкой, с помощью восковых мелков и акварели, пальчиковое рисование; с помощью набрызга, по сжатой, мокрой бумаге; обрывание бумаги; кляксография с трубочкой и ниточкой; рисование с помощью свечи и акварели, тканью, свернутой в трубочку; оттиск поролоном и пенопластом; пейзажная и предметная монотипия.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение).
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, вспомните какими способами вы рисовали, что использовали на занятиях, какие материалы и техника вам больше всего запомнились и понравились? Сейчас внимательно посмотрите на предложенные материалы и определите, с чем сегодня будете работать. Главное, на листе бумаги нужно отобразить выбранную тему, используя ранее изученные материалы и способы изображения.
Итог занятия. В конце занятия проводится выставка детских рисунков. Дети рассказывают о своих рисунках. Можно провести своеобразную экскурсию среди выполненных работ.
Занятие 8. Тема «Сладкое угощение»
Цели занятия
• Продолжать развивать творческие способности и воображение.
• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пробкой.
• Научить работать с печатками из пробки.
• Развивать точность мелкой моторики руки.
Оборудование.
Печатки из пробки; мисочка либо пластиковая коробочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью; лист бумаги; акварельные краски или фломастеры (на выбор).
Подготовка.
Просмотр изображений сладких угощений; чтение рассказа В. Осеева «Печенье», чтение и рассказывание стихотворений, загадывание загадок про сладкие продукты питания.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстрация).
Ход занятия.
Воспитатель. Вспомним, какие сладкие угощения вы знаете (конфеты, пирож-ные, мороженое, печенье, торт). Как оно выглядит и из чего сделано? Послушайте короткие стихотворения (см. Приложение).
В начале занятия дети определяются с выбором угощения и его цвета. Обязательно проговаривается, где будет находиться угощение (на тарелке, блюдце, в конфетнице).
Воспитатель. Для начала необходимо нарисовать тарелку, блюдце, конфетницу с помощью фломастеров или акварельных красок. Далее при помощи печатки нанести основное изображение. При работе с печаткой из пробки ее надо прижимать к штемпельной подушке с краской, затем нанести оттиск на бумагу и дорисовать основное изображение: обертку для конфет, кремовое украшение для торта и др. Соблюдайте правила работы с краской: не пачкайте стол и аккуратно наносите оттиск на бумагу, не оставляя лишних пятен.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика «Компот» (см. Приложение).
Итог занятия: проводится анализ нарисованных работ. Дети рассказывают, что они нарисовали, делятся своими впечатлениями от работы с печаткой из пробки, отмечают, получилось ли изображение.
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы по формированию воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР: проведенные занятия  развивают у детей  творческое воображение, способность  в различных материалах увидеть  необычные образы. У детей развивается  чувство эстетики, цвета, умение работать точно и аккуратно. В  своих композициях дети выражают свой внутренний мир, они творят, создавая собственные произведения искусства.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы разработаны и реализованы на практике цикл из 8 занимательных занятий по развитию воображения дошкольников с ЗПР. Детей контрольной группы учили традиционным формам изобразительной деятельности.


3.3.Эффетивность коррекционно-развивающей работы

После коррекционно-развивающей работы по формированию воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР нами проведено повторное (контрольное) эмпирическое исследование уровня воображения у тех же дошкольников экспериментальной и контрольной групп по тем же методикам.
В таблице 4 приведены результаты контрольного исследования уровней развития характеристик воображения у дошкольников с ЗПР (ЭГ) и с нормальным развитием (КГ).
Таблица 4
Результаты контрольного исследования развития воображения у дошкольников с ЗПР и с нормальным развитием, баллы

Дети Воссоздающее воображение На основе метода свободных ассоциаций Творческое
воображение Сказочные
образы Образы на основе геометрич. фигур ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ 1 2 3 2 3 2 3 2,5 2,5 2 2 3 2 3 1 3 2 3 3 2 3 3 3 2 3 2,5 2,5 4 3 3 3 3 2 3 3 2 5 2 2 1 3 1 2 1,5 4 6 2 3 2 3 2 2 3 3 7 3 3 2 3 2 3 2,5 3 8 2 4 1 4 2 3 2,5 3,5 9 2 3 2 3 2 3 2,5 3 10 2 3 1 3 2 3 3 3,5 Ср. знач. 2,2 3,0 1,9 3,1 1,8 2,8 2,5 3,0
Таблица 5
Результаты эмпирического исследования до и после занятий (формирующего эксперимента), средние значения

Группа
Этап
исследования Воссоздающее воображение Воображение на основе метода свободных ассоциаций Творческое
воображение Сказочные
образы Образы на основе геометрич. фигур ЭГ До занятий 1,3 1,4 1,3 1,45 После занятий 2,2 1,9 1,8 2,5 КГ До занятий 2,8 2,9 2,7 2,9 После занятий 3,0 3,1 2,8 3,0
Анализ результатов исследования уровней развития характеристик воображения у дошкольников с ЗПР показал, что в целом уровень развития воображения после коррекционно-развивающей работы по формированию воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности повысился и стал близок к среднему уровню. В целом можно отметить значительную положительную динамику показателей у дошкольников с ЗПР по всем параметрам исследования (гистограмма 2).

. Гистограмма 2
Динамика развития воображения детей с ЗПР



Анализ результатов исследования уровней развития характеристик воображения у дошкольников с нормальным развитием показал, что в целом уровень развития воображения у детей с нормальным развитием после занятий, проведенных по традиционным формам изобразительной деятельности также повысился. Однако, динамика показателей у дошкольников с нормальным развитием всем параметрам исследования значительно меньшая, по сравнению с детьми с ЗПР (гистограмма 3).
. Гистограмма 3
Динамика развития воображения детей с нормальным развитием



Анализ результатов контрольного исследования в ЭГ показал, что при исследовании воссоздающего воображения (методика О.Боровик) четверо детей с ЗПР уже смогли воссоздать композицию, хотя и они нарисовали неполную композицию, пропустив несколько звеньев. Однако, и в этой группе воссозданные образы у большинства детей искажены, например, домик изображен схематически, без окон, дверей, крыши. В рисунках детей по-прежнему недостаточно эмоциональной окраски сюжета, т.е. дети об эмоциональном состоянии героев поясняли словами.
У двух детей с ЗПР после занятий отмечается уровень воссоздания заданных объектов выше среднего. Эти дети смогли воссоздать часть объектов достаточно реалистично, а некоторые – оригинально. Например, один из детей нарисовал домик со всеми составляющими компонентами (окнами, дверью), на окне нарисованы занавески, в двери торчит ключик. Около домика изображена тропинка. Изображения нарисованы достаточно полно, имеют необходимые элементы (например, лицо нарисовано со всеми необходимыми частями).
По результатам эксперимента с 10 словами большинство детей с ЗПР (семь) после занятий уже могут быть отнесены к среднему уровню развития воображения, основанного на методе свободных ассоциаций.
После занятий у детей с ЗПР повысился и уровень развития творческого воображения. Четверо детей изобразили несколько объектов с разными деталями. Например, дом был нарисован с различными украшающими его деталями и пр. Эти дети стали применять более богатую цветовую гамму. Образы, однако, все же несколько отдалены от заданной фигуры. Пятому уровню развития воображения (высокому) никто из детей с ЗПР не соответствовал.
Анализ результатов контрольного исследования в КГ показал, что занятия с традиционными формами изобразительной деятельности менее эффективны, чем с нетрадиционными формами изобразительной деятельности. Динамика развития воображения детей КГ с нормальным развитием значительно меньше, чем у детей ЭГ.
Таким образом, ИЗО-деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития детей. Знакомство ребенка с нетрадиционными формами изобразительной деятельности опирается на принципы общей дидактики - систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и развитии детей, наглядности.
Для выявления возможностей направленного влияния на целостный процесс развития воображения дошкольников с ЗПР нами разработаны занимательные коррекционно-развивающие занятия на основе нетрадиционных форм изобразительной деятельности. Знакомство с нетрадиционной техникой изображения: рисование ладошкой, с помощью восковых мелков и акварели, пальчиковое рисование; с помощью набрызга, по сжатой, мокрой бумаге; обрывание бумаги; кляксография с трубочкой и ниточкой; рисование с помощью свечи и акварели, тканью, свернутой в трубочку; оттиск поролоном и пенопластом; пейзажная и предметная монотипия.
После коррекционно-развивающей работы по формированию воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР нами проведено контрольное эмпирическое исследование уровня воображения у тех же дошкольников экспериментальной и контрольной групп по тем же методикам. Анализ результатов контрольного исследования уровней развития характеристик воображения у дошкольников показал, что в целом можно отметить положительные сдвиги по всем параметрам исследования. Однако, уровень развития воображения у детей с ЗПР повысился в значительно большей степени, чем уровень развития воображения у детей с нормальным развитием, которые занимались с использованием на занятиях традиционных форм изобразительной деятельности.
Подтверждена гипотеза исследования: в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности повышается результативность и эффективность развития воображения детей с ЗПР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Анализ литературных источников показал, что воображение представляет собой особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К старшему дошкольному возрасту воображение детей с нормальным развитием начинает приобретать продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию.
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Общепpизнана связь pисуночной деятельности с умственным pазвитием детей. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с ЗПР велико и многогранно. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей с ЗПР.
Анализ результатов констатирующего исследования уровней развития характеристик воображения у дошкольников показал, что уровень развития воображения по всем показателям у детей с ЗПР в основном низкий и средний. Анализ рисунков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показывает, что воссоздающее воображение у дошкольников с ЗПР сформировано недостаточно. Многие рисунки не отличаются оригинальностью, творческим подходом к рисованию. Это объясняется тем, что создание сюжетного рисунка требует от дошкольников развития активного творческого образного мышления, образной эмоциональной памяти, внимания, сформированности причинно – следственных связей, что у дошкольников с ЗПР развито недостаточно.
Уровень развития воображения у детей с нормальным развитием по всем показателям выше, чем у детей с ЗПР.
Для выявления возможностей направленного влияния на целостный процесс развития воображения дошкольников с ЗПР нами разработаны коррекционно-развивающие занятия на основе нетрадиционных форм изобразительной деятельности.
Методика развития воображения у дошкольников с ЗПР осуществлялась в рамках моделирующего вида детской деятельности – нетрадиционных форм изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития детей с ЗПР.
После коррекционно-развивающей работы по формированию воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР нами проведено контрольное исследование уровня воображения у тех же дошкольников экспериментальной и контрольной групп по тем же методикам.
Анализ результатов контрольного исследования показал, что уровень развития воображения у детей с ЗПР повысился в значительно большей степени, чем уровень развития воображения у детей с нормальным развитием, которые занимались с использованием на занятиях традиционных форм изобразительной деятельности.
Подтверждена гипотеза исследования: в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности повышается результативность и эффективность развития воображения детей с ЗПР.
Подтверждена гипотеза исследования: в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности повышается результативность и эффективность развития воображения детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в индивидуально направленной коррекционно-развивающей работе воспитателей по развитию воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с дошкольниками ЗПР.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. К. С. Лебединской. - М., «Педагогика», 1982.
Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / Избранные труды по психологии личности. - СПб., 1999. – С. 116-119.
Боровик О. Развитие воображения: Методические рекомендации. - М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., Просвещение, 1973.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. – 96с.
Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 462 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А Цыпиной; Науч.- исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1984.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г.Шевченко.– М.:АРКТИ, 2001.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128с.
Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психологического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология.- 1972. -№5.-С.29-35.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: т.1 Психическое развитие ребенка. - М., 1986.
Иванова Н. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – С. 23 – 25.
Каптерев П. О природе детей. - М.: Карапуз, 2005.
Кнушевицкая Н.А. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. Методические пособия для родителей и воспитателей. - М.: Аркти, 2008.
Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. - М., 2005.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: «Просвещение», 1977.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1984.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С Пб, 2003.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.
Немов Р.С. Психология: в 3 книгах. Книга 1. Общая психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 688с.
Николаенко Н. Н.  Психология творчества: Учебник. - СПб: Речь, 2007. — 288 с.
Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. 4-е изд. – М.: Издательство Академический проект, 2004.
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. - М., 2005. – 172с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. Высш. и средн.пед. учеб. заведений / Под ред С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии, №10, 1987. - С.21-23.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998.
Петровский А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 1996. – 416с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский; под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб: Питер, 2007. — 560 с.: ил.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М., 2005.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития: Уч.-метод. пособие / Автор-составитель З.И. Мищенко.– Курск: Изд-во Курск.гос. пед. ун-та, 2002.
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М., «Просвещение», 1973.
Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Смирнов  А.А. Психология ребенка  и  подростка. — М.: 1980.
Соколова Е. В.Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. – Новосибирск: «Наука», 2003.
Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: «Академия», 2002.
Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок // Обруч. - 1998.- №4. - С.24-27.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996. – 212с.
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения. - Ярославль, 1999. – 144с.
Тюфанова И. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2004.
Ульенкова У.В.. Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - 4-е изд., стереотип. – М., 1999. - 367с.
Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004.
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - Воронеж, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы к коррекционно-развивающим занятиям
(стихотворения, загадки, пальчиковая гимнастика)

«Игрушки»
Тьма игрушек у меня:
Ванька-встанька, два коня,
Пестрый мячик,
Толстый мальчик,
Мишка,
Зайка,
Кукла Майка.
Иногда я папу с мамой
Приглашаю поиграть.
Но молчит голыш
упрямый -
Не желает отвечать.
Кукла дуется, молчит,
Мишка хнычет и ворчит.
Говорю я
Мишке, зайке,
Двум лошадкам,
Кукле Майке:
- Так упрямиться
Нельзя -
Папа с мамой нам друзья!

Пальчиковая гимнастика
«Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Загибают поочередно пальчики.
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Разгибают поочередно пальчики. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Пальчиковая гимнастика
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке
нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Всем хватило зернышек.
Опять сжимают и разжимают кулачки.

Пальчиковая гимнастика
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок
слепили.
«Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Раз - подбросим.
Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.
Два - поймаем.
Приседают, ловят «снежок».
Три - уроним
Встают, роняют «снежок».
И… сломаем.
Топают.
Загадки
Зимой и летом одним цветом. (Елка.)

Красавица какая
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана.
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка.)

Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Добрый … (Дедушка Мороз).

Пальчиковая гимнастика
«Елочка»
Перед нами елочка:
Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки».
Шишечки, иголочки.
Кулачки, указательные пальчики выставлены.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
«Шарики» из пальцев вверх, вниз. «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.
Звезды, человечки.
Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.

Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе - горе,
А ребятам - смех!
Загадки: На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг к березке
Тянут две полоски…
(Лыжи.)
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать
первый век?
Морковка - нос, в руке -
метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик.)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили.
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Снежная горка.)

Пальчиковая гимнастика
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.
Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
«Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,
Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.
А еще в снегу валялись.
Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.
Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку.

Физкультминутка «Зимняя ветка (елочка)»
Отдых наш -
физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!

Пальчиковая гимнастика
«Гномики-прачки»
Жили-были в домике
Дети сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять,
Разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Стали гномики стирать:
Трут кулачки друг о друга.
Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,
Чики - носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Загибают пальчики, начиная с больших.

Пирог
Из песка пирог спечем,
В гости маму позовем,
Пригласим и вас, друзья,
Только есть пирог нельзя.

Кондитерский - самый
любимый отдел.
Что здесь продается -
мечтаний предел.
Конфет сколько хочешь,
печенье, халва,
Печатные пряники и
пастила,
Зефир, шоколадки и
вафельный торт.
Без этих продуктов никто
не уйдет.

Пальчиковая гимнастика
«Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить,
Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».
Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Опять «варят» и «размешивают».














83









ЗАНЯТИЕ

Итог (анализ)

Беседа, диалог

Подбор материалов

Демонстрация

Физминутка

Практическая работа

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. К. С. Лебединской. - М., «Педагогика», 1982.
2.Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / Избранные труды по психологии личности. - СПб., 1999. – С. 116-119.
3.Боровик О. Развитие воображения: Методические рекомендации. - М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000.
4.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., Просвещение, 1973.
5.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. – 96с.
6.Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 462 с.
7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
8.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А Цыпиной; Науч.- исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1984.
9.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г.Шевченко.– М.:АРКТИ, 2001.
10.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
11.Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
12.Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128с.
13.Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психологического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология.- 1972. -№5.-С.29-35.
14.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
15.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: т.1 Психическое развитие ребенка. - М., 1986.
16.Иванова Н. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – С. 23 – 25.
17.Каптерев П. О природе детей. - М.: Карапуз, 2005.
18.Кнушевицкая Н.А. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. Методические пособия для родителей и воспитателей. - М.: Аркти, 2008.
19.Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008.
20.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. - М., 2005.
21.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
22.Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: «Просвещение», 1977.
23.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1984.
24.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С Пб, 2003.
25.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.
26.Немов Р.С. Психология: в 3 книгах. Книга 1. Общая психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 688с.
27.Николаенко Н. Н. Психология творчества: Учебник. - СПб: Речь, 2007. — 288 с.
28.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. 4-е изд. – М.: Издательство Академический проект, 2004.
29.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. - М., 2005. – 172с.
30.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
31.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. Высш. и средн.пед. учеб. заведений / Под ред С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
32.Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии, №10, 1987. - С.21-23.
33.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998.
34.Петровский А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 1996. – 416с.
35.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский; под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб: Питер, 2007. — 560 с.: ил.
36.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М., 2005.
37.Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития: Уч.-метод. пособие / Автор-составитель З.И. Мищенко.– Курск: Изд-во Курск.гос. пед. ун-та, 2002.
38.Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М., «Просвещение», 1973.
39.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.
40.Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. — М.: 1980.
41.Соколова Е. В.Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. – Новосибирск: «Наука», 2003.
42.Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: «Академия», 2002.
43.Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок // Обруч. - 1998.- №4. - С.24-27.
44.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996. – 212с.
45.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
46.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения. - Ярославль, 1999. – 144с.
47.Тюфанова И. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2004.
48.Ульенкова У.В.. Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002.
49.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - 4-е изд., стереотип. – М., 1999. - 367с.
50.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004.
51.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - Воронеж, 1995.

Вопрос-ответ:

Какой объект изучения рассматривается в статье?

Объектом изучения в статье является развитие воображения в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми ЗПР.

Что подразумевается под понятием "функция и структура воображения"?

Функцией воображения является создание внутренних образов и мысленных представлений, а структура воображения включает в себя основные компоненты и элементы воображаемых образов.

Какие навыки и структура изобразительной деятельности детей рассматриваются в статье?

Статья рассматривает навыки рисования, лепки, аппликации и коллажа, а также структуру изобразительной деятельности, включающую элементы композиции, цветовую гамму и линейные решения.

Какие особенности развития навыков изобразительной деятельности при ЗПР описываются в статье?

Статья описывает особенности развития навыков изобразительной деятельности при ЗПР, такие как затруднения с моторикой, проблемы с наглядным восприятием и сложности в конструировании изображений.

Какая методика использовалась при организации исследования уровня развития воображения в статье?

В статье не указано, какая методика использовалась при организации исследования уровня развития воображения.

Что такое изобразительная деятельность детей дошкольного возраста?

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста представляет собой процесс создания и воплощения образов и идей через визуальные средства, такие как рисование, лепка, аппликация и другие. Это важная часть развития ребенка, которая способствует его творческому мышлению и воображению.

Как развивается изобразительная деятельность у детей в онтогенезе?

Изобразительная деятельность развивается у детей в онтогенезе постепенно. Сначала дети начинают проявлять интерес к рисованию и лепке в самом раннем возрасте, затем они улучшают свои навыки через практику и опыт. В процессе развития изобразительной деятельности дети осваивают новые техники и приемы, учатся передавать свои эмоции и впечатления через визуальное изображение.

Какие особенности развития навыков изобразительной деятельности у детей с ЗПР?

У детей с ЗПР наблюдаются определенные особенности в развитии навыков изобразительной деятельности. Они могут испытывать трудности с мелкой моторикой, координацией движений и восприятием пространства. Это может затруднять выполнение сложных задач по рисованию или лепке. Однако, с помощью нетрадиционных форм изобразительной деятельности, таких как мультимедиа или коллаж, дети с ЗПР могут развить свои навыки и воображение в более доступной и интересной форме.

Чем отличается функция и структура воображения?

Функция воображения связана с способностью человека создавать и представлять образы, идеи и ситуации, которые не существуют в реальности. Структура воображения относится к организации и построению этих образов в сознании человека. Функция и структура воображения взаимосвязаны и влияют друг на друга в процессе развития и творческой деятельности человека.

Что такое нетрадиционные формы изобразительной деятельности?

Нетрадиционные формы изобразительной деятельности включают различные методики и техники, которые отличаются от классического подхода к рисованию и творчеству. Например, это может быть использование нестандартных материалов, создание коллажей, абстрактное искусство и т.д. Такие формы позволяют развивать воображение у детей и расширять их творческий потенциал.

Каковы особенности развития навыков изобразительной деятельности при ЗПР?

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) могут испытывать трудности в развитии навыков изобразительной деятельности. Они чаще имеют низкую моторную активность, затруднения во внимании и концентрации, а также проблемы с координацией движений. Поэтому для развития навыков изобразительной деятельности при ЗПР необходимо использовать специальные методики, адаптированные к особенностям каждого ребенка.